Общая характеристика банковского менеджмента

Банковский менеджмент можно определить как систему управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающих непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов в целью достижения как микро-, так и макроэкономических приоритетов. К микроэкономическим целям могут относиться устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические лежат в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике.

Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент способен не только противостоять негативным макро- и микроэкономическим факторам, которые могут привести к банкротству и даже краху банк с некачественным менеджментом, не только их нейтрализовать, но часто даже использовать в своих целях. Поэтому наличие в банке именно качественного менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы. В этой связи возникает вопрос оценки менеджмента, которую можно произвести лишь при наличии соответствующей системы показателей. Необходимо отметить, что сам менеджмент является составным направлением оценки банков в ряде рейтинговых систем и, в частности, в рейтинговой системе "САМЕL", используемой в странах с развитой рыночной экономикой для оценки состояния и положения банков.

Показатели, по которым оценивается банковский менеджмент, разделяются на ряд групп:

- количественные и качественные (в том числе, социальные);

- объективные и субъективные;

- формализуемые и неформализуемые;

Количественные показатели оценки банковского менеджмента могут применяться только соотносительно размерам банка, его политике (предпочтениям) и специализации. К ним относятся:

- размер капитала банка;

- количество учредителей;

- объемы активных и пассивных операций;

- количество клиентов;

- количество сфер экономики и отраслей работы;

- география работы;

- разветвленность филиальной сети;

- корреспондентские отношения;

- количество банковских продуктов в портфеле и т. д.

В числе качественных показателей банковского менеджмента также выделяется ряд групп:

1. Качественные показатели состояния и работы банка оценивают менеджмент банка с позицией профессиональных требований кредитного предпринимательства:

- достаточность капитала, качество активов, прибыльность, ликвидность (в рамках безопасности и устойчивости банка);

- скорость совершения операций, обработки документов;

- комплектность предоставляемых банковских продуктов;

- степень удовлетворения запросов клиентов по видам, характеристикам, объемам и качеству предлагаемых банковских продуктов;

- адекватность принимаемых рисков, степень их управляемости и т. д.

2. Качественные показатели менеджмента персонала банка характеризуют его соответствие нормативным требованиям рыночной экономики к любым предпринимательским структурам:

- состав и компетентность администрации (квалификация в соответствии с местом в иерархии, опыт работы в системе и в соответствующих должностях, взаимозаменяемость, наличие кадрового резерва, адекватность обучения, наличие и качество надзора сверху вниз по иерархии и т.д.);

- характер, адекватность и соблюдение внутренней политики (соответствие базовым положениям и направлениям банковской политики, кадровая политика, внутренний контроль и аудит и т.д.);

- выполнение регулятивных норм и соблюдение законов, инструкций и иных подзаконных актов по банковской деятельности (соблюдение нормативов, ограничений и рекомендаций, устанавливаемых на различных уровнях внешней рыночной среды, отсутствие, в том числе и в прошлом, нарушений законодательства и финансовых преступлений, транспарентность информации о работе банка и т.д.);

- способность администрации и персонала планировать и реагировать на изменение рыночной среды (возмущающие воздействия) и обстановки (воздействие спадов, инфляции, депрессий макро- и микроуровня на деятельность и операции банка, умение использовать преимущества наступающих изменений, способность признавать, исправлять и корректировать прошлые промахи и т.д.).

3. Качественные показатели (социальные), их применение эксклюзивно и связано с особым общественным статусом кредитно-банковского предпринимательства:

- отношение персонала к труду;

- соотношение квалификации, ответственности и вознаграждений;

- социальная адекватность директората (профессиональная подготовка, добросовестность, верность обязательствам, готовность к контактам, законопослушность и т.п.);

- степень и адекватность решения социальных проблем.

В противоположность качественному менеджменту некачественный банковский менеджмент часто играет роль одного из основных факторов банковских кризисов, а также потенциального инициатора и мультипликатора убытков банков и их клиентов, экономических искажений информации о банке. В условиях общих, специальных и локальных финансовых кризисов, поражающих на макроуровне экономическую систему в целом, плохой банковский менеджмент приводит к углублению кризиса через умножение убытков, неправильное размещение ресурсов, повышенный риск операций и усиление инфляции за счет сверхвысоких процентных ставок. Для обозначения такого "плохого" менеджмента существует термин "мисменеджмент" (от англ. mistake, ошибка), обозначающий некачественный менеджмент, характеризующийся как ненамеренными ошибками, так и умышленными противозаконными действиями персонала банка, отсутствием надлежащего контроля, неадекватными полномочиями надзора и т.п.

Мисменеджмент формирует четыре группы (категории), поэтапно характеризующие углубление кризиса банка:

- технический мисменеджмент;

- косметический мисменеджмент;

- авантюрный мисменеджмент;

- мошенничество.

Технический менеджмент обычно более характерен для тех случаев, когда:

- банк "молодой", только организован и, с одной стороны, проводит агрессивную политику, а, с другой, имеет относительно неопытное руководство;

- банк меняет владельцев и руководство, что приводит к изменению его политики;

- банк, управляемый ранее успешно, по ряду причин оказывается неспособным предвидеть изменения или сориентироваться в ухудшившейся ситуации и сформировать и предпринять оздоровительный комплекс мер.

Для технического мисменеджмента не характерны достаточно четко определенные целевые установки, ему могут быть присущи различные неудовлетворительные меры и решения, но самые значительные из них - это неумеренный рост, несбалансированная политика, недостатки внутреннего контроля и плохое планирование.

Несмотря на потенциальные и реальные негативные последствия, технический мисменеджмент все же находится в соответствии с законами, юридическими требованиями, нормами надзора, и цели и политика такого менеджмента, хоть и чрезмерно агрессивны и рискованны, но здоровы. Однако снижение реальной прибыли, скрытые убытки, в конце концов, приводящие к уменьшению капитала, а также к падению дивидендов акционеров банка - важный сигнал рынку о том, что банк ухудшил свое положение. В такой ситуации руководство и персонал банка могут и должны объявить о реальном состоянии дел, изменить стиль менеджмента, выправить структуры кредитного и депозитного портфеля, реализовать часть активов, привлечь новый капитал, в общем, стараться сделать все возможное, чтобы избежать потери доверия к банку и сохранить контроль над ситуацией. Этот момент – ключевойв банковском менеджменте. Банк, персонал которого примет правильное решение, скорее всего, снизит риски своей деятельности выйдет из потенциального кризиса, однако, сойдя с правильной дороги, он обречен на "косметический" или кризисный (“авантюрный”) мисменеджмент поочередно или вместе, а это первый шаг к нетранпарентности банка. Следствием этого будет падение качества менеджмента банка вместе с культурой ведения дел, отношением к клиентам, рынок для такого банка потерян и рост убытков будет нарастать по спирали. Точка возврата осталась позади, так как деятельность банка будет наносить вред экономическим структурам и населению, с ним связанным, и ликвидация или реорганизация такого банка станут единственным и настоятельно необходимым средством лечения его финансовой несостоятельности.

Косметический мисменеджмент - один из первых шагов после "перекрестка", когда цели менеджмента банка ощутимо снижают свой здоровый характер, а его мероприятия начинают приносить вред. Банк вынужден укрывать прошлые и настоящие потери с тем, чтобы сохранить к себе доверие, выиграть время и, сохраняя контроль над ситуацией, найти решение. Цель косметического мисменеджмента - создать впечатление о нормальном положении дел банка путем фиксации на неснижаемом уровне ряда ключевых показателей, например, дивидендов акционерам банка за счет манипуляций с другими показателями отчета, не имеющими ничего общего с реальностью. Это по сути сокрытие реального положения банка при помощи таких приемов, как "отчет о доходах наизнанку" и умышленно неточная классификация ссуд с целью неадекватного, заниженного резервирования, переоценка активов и т.д. Косметический мисменеджмент сам по себе не усиливает риски, но резко снижает защиту от них, и особо он опасен для клиентов и партнеров банка и проблематичен для надзора, так как им становится уже сложно сформировать своевременную адекватную реакцию.

Кризисное управление (авантюрный мисменеджмент) представляет собой комплекс операций, к которым менеджмент банка прибегает тогда, когда косметический мисменеджмент уже не в состоянии скрыть утрату капитала и падение дивидендов. Они могут, а в этом и состоит целевая установка такого мисменеджмента, позволить банку на хотя бы короткий срок сконцентрировать ресурсы, выиграть время и, при благоприятном стечении обстоятельств, выправить положение. Кризисное управление включает согласованную с клиентом покупку депозитов по повышенным по сравнению с рыночными ставкам, взимание с заемщиков завышенных процентов по ссудам, выходящих за условия договоров или вообще в договорах не предусмотренных, отсрочки возврата средств вкладчикам, резкое расширение спекулятивных операций, причем не только с валютой и ценными бумагами, но и с землей и с недвижимостью.

Хотя и технический, и косметический, и, особенно, кризисный (авантюрный) мисменеджмент потенциально, а часто и реально опасны для окружающей среды, способны принести ощутимый вред партнерам, клиентам, вкладчикам банков, их целевые установки имеют все же положительную основу, хотя с позиции банка и достаточно эгоистичны. Резко меняется целевая установка на последней стадии мисменеджмента, когда уже не противозаконные, а откровенно криминальные цели становятся для банков приоритетными.

Мошенничество представляет собой одну из наиболее опасных для окружающей среды стадий мисменеджмента. Чаще всего с мошенничеством сталкиваются на завершающих стадиях кризиса банка, когда с помощью ряда приемов (через кредитование фиктивных фирм и подставных лиц, "переброску" средств в "родственные" фирмы внутри корпорации и т.д.) средства изымаются из банка и вместо удовлетворения претензий клиентов и вкладчиков идут на цели обогащения банкиров-мошенников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: