Пленение. Это - водораздел в истории Израиля, оно и до сих пор имеет своё значение в историческом плане для этого народа

Это - водораздел в истории Израиля, оно и до сих пор имеет своё значение в историческом плане для этого народа. В то время как община, находясь в плену, не порвала с верой Древнего Израиля, но, тем не менее, в плену появилась у иудеев фактически новая религия - иудаизм. Ягвизм практически исчезал из народной жизни.

Период плена явился одновременно периодом формирования Священного Писания. Школа Ездры в этот период времени собирала священную письменность, делала из неё большие своды, такие как Паралипоменон (заново переписанная история народа). Был собран пророческий материал и заложены основы канонизации текста.

Захватив Вавилон, Кир разрешил евреям вновь устроить свою жизнь в Палестине, и немногие вернулись туда. Был вновь построен маленький убогий храм, и возобновлен храмовой культ. Но по-настоящему община была устроена только с приходом Ездры. Он стал активно читать закон среди народа и требовать его исполнения. Т.о. в этой общине стали формироваться верования и обычаи иудаизма. Община возвратившихся репатриантов постепенно превратилась в нечто, подобное Церкви. Это не было просто государственное объединение, а религиозная община, тем более была маленькая. Поэтому её скорее нужно считать религиозной общиной, а не народом. Поэтому она именуется не просто Израилем, а все члены общины именуют себя «иудеями». Она себя воспринимала как «Остаток Израиля», который должен жить по законам Бога. Это формальное обязательство было осуществлено в торжественном акте Ездры, когда он заключил Завет, и весь народ вновь вступил в Завет.

Этот остаток видел свою судьбу в том, чтобы реализовать в себе идеал Завета - царство священников и святого народа. Поэтому община была не национальным союзом или этническим союзом. В нее входили и чужеземцы, и прозелиты. Она была общиной, связанной Заветом и Законом, как некогда в патриархальные времена. А поскольку евреи были со всех сторон окружены язычниками, то появилась опасность ассимиляции, против чего надо было бороться. Ездра устроил бракоразводную комиссию, чтобы эта община не была поглощена другими национальными религиями и идеями. Это вело к обособленчеству. В связи с этим обособленчеством и вера иудеев стала специфической, никто из окружающих народов её не принимал. Евреи стали стремиться к отделению от неевреев, даже от своих соплеменников - самарян, и даже от своих собственных соплеменников, которые не в полной мере соблюдали закон. Стали приветствоваться прозелиты, которые принимали иудаизм, и им предоставлялось равенство перед Законом.

Но, несмотря на прозелитизм, иудаизм не стал миссионерской религией, в нем наличествовала тенденция смотреть на нечленов общины, на неиудеев с пренебрежением и презрением, как на не вошедших в Завет. В этом иудаизме очень прочно укоренилась эсхатологическая надежда на будущее, которая имела мессианский характер, надежда на мессианского царя. Поэтому эту идею очень тщательно отрабатывали, перебирали пророческие изречения на эту тему, и даже были попытки отыскивания мессий: то Зоровавеля объявляли Мессией, то Баркобба был объявлен Мессией, ессеи объявляли Мессий из своей среды, т.е. мессианская идея стала приобретать апокалиптический характер. И, наряду с книгами Священного Писания, пророческими трудами, появляется апокалиптическая апокрифическая литература: различные откровения, благословения и пр. В этой апокалиптической среде появилась в иудаизме идея воскресения. В древней вере Израиля ничего подобного мы не видим. Однако к периоду Нового Завета эта идея была ещё не полностью всеми принята, в частности саддукеи её не принимали, потому что, действительно, в законе Моисеевом этого нет, а раз нет в писаном Законе, то и не надо ничего нового принимать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: