Место Закона в Иудаизме

Наиболее характерной чертой иудаизма является то, что особое исключительное значение в нём придаётся соблюдению Закона. Сложилось такое представление, что быть евреем, это значит соблюдать Закон. Такая идея получила хотя оправданное, но одностороннее развитие. Если пророки объясняли пленение как результат нарушения Завета, что привело к тому, что люди более серьезно приняли Закон, особенно после разрушения Иерусалима, то в иудаизме стало проповедоваться, что раз религиозный обряд потерпел разорение, то остался один Закон, который является отличительной сущностью еврея. Поэтому и община после плена была создана в точном соответствии с исполнением Завета, ставшего письменным Законом.

Т.к. надежда на воссоздание старого порядка была оставлена, была отодвинута к концу истории, ко временам эсхатологическим, то Закон получил абсолютное значение, т.е. Законом стали не только обязательства Завета, но исполнением Закона приобреталась и милость Божия, и вообще всё, чем жил еврей, сводилось к точному исполнению Закона. И хотя в храме после возвращения из плена религиозные обряды продолжались, они несколько потеряли своё значение, и в общественном сознании не имели достаточной силы. Если раньше, наоборот, обрядом спасались, если правильно принес жертву, всё в порядке, то теперь всё изменилось. Создались т.н. синагоги, куда иудеи могли собираться для изучения Закона. Первоначально это были не места молитвы, а лишь места изучения Закона. Здесь Закон и читался, и толковался, и делались из него различные выводы применительно к жизни. Этим занимались книжники, поэтому они имели большое значение. Т.о. Закон заменил постепенно и священника, и слово пророка как выразителя божественной воли, и пророчество в Израиле и в Иудее исчезло. Т.о. иудаизм постепенно сформировал фиксированный письменный Закон. Иудаизм стал религией книги, принял на себя соблюдение письменного Закона, и самой высокой добродетелью считалось его изучение и соблюдение. А т.к. с течением времени была сделана попытка применить этот Закон к повседневной жизни, поскольку он очень архаический, и имел древние предписания, то постепенно выросла его побочная часть: применения, разъяснения к современной жизни, или, как говорили раввины, они строили ограду вокруг Закона, чтобы он не был случайно поврежден. Постепенно стала складываться Мишна и Талмуд - т.н. устный Закон. Если Тора - письменный Закон, то параллельно стал складываться словесный Закон. С исчезновением Храма после разрушения Иерусалима в 70‑м году устный Закон фактически подменил собой Тору, и Тора стала религиозным памятником, который читали, напоминали себе, но практически ей не руководствовались, а руководствовались устным Законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: