Едва ли не первый признак, постоянно приписываемый философским проблемам – особенно теми, кто хотел бы по возможности ограничить свое общение с философией – заключается в том, что это проблемы абстрактные. И действительно, если рассматривать абстрагирование как отвлечение от частного и специфичного, философские проблемы обладают этим свойством, обращаясь к уровню общечеловеческого.
Но именно потому, что философские проблемы, отступая от того, что интересует человека в профессиональном или прагматичном плане, связаны с тем, что составляет основание его существования как человека вообще, они оказываются одновременно и самыми конкретными, т.е. самыми приближенными к жизни. Глубина совпадает с поверхностью.
Понятия бытия и реальности представляют собой образец и даже предел абстрактной философской идеи. И при этом именно они являются основаниями и способом фиксации самого конкретного из всех наших возможных ощущений, исходным пунктом всякого опыта – ощущением "Я есть", "Есть реальность, к которой я принадлежу". В результате именно от них ведут во всех направлениях выходы к вопросам о сущности и смысле реалий, с которыми мы имеем дело, и выбор той или иной трактовки бытия и реальности становится выбором жизненной позиции вообще.
|
|
Поэтому, к какому бы количеству философских текстов о бытии и реальности мы ни обратились, мы оказываемся перед возможностью лишь одной стратегии. Принять философские идеи как подсказки, побуждающие нас задуматься о том, что лежит в сфере неявного постижения, и помогающие обнаружить, выразить и оформить наше базовое, единственно для нас приемлемое представление о реальности. И попытаться двинуться дальше, навстречу собственному опыту бытия.
[1] Гессе Г. Игра в бисер. М.: Правда, 1992. С. 42.
[2] Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 61.
[3] Маритен Ж. Философ во граде // Маритен Ж. Философ в мире. М.: Высшая школа, 1994. С. 19.
[4] Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 210.
[5] Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук. В 3 т. М.: Мысль, 1975. Т.1. С. 217.
[6] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: Наука, 1989. С. 290 – 291.
[7] Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук. В 3 т. М.: Мысль, 1975. Т.1. С. 217, 223.
[8] Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук. В 3 т. М.: Мысль, 1975. Т.1. С. 221.
[9] Фаулз Дж. Аристос. М.: ЭКСМО-пресс, 2002. С. 33.
[10] Кант И. Критика чистого разума. СПб.: ИКА "Тайм-аут", 1993. С. 151.
[11] Гейзенберг В. Картина природы в современной физике // Гейзенберг В. Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и целое. СПб.: Наука, 2006. С. 223.
|
|
[12] Гейзенберг В. Картина природы в современной физике // Гейзенберг В. Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и целое. СПб.: Наука, 2006. С. 223 - 224.
[13] Введенский А. И. Метафизика и ее задачи: Истинное и кажущееся бытие // На переломе: Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990. С. 383 – 383.
[14] Введенский А. И. Указ. соч. С. 385.
[15] Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Демокрита, Гераклита и Эпикура. М.: Госполитиздат, 1955. С. 76.
[16] Кант И. Критика чистого разума. СПб.: ИКА "Тайм-аут", 1993. С. 150.
[17] Кант И. Указ. соч., С. 150.
[18] Хайдеггер М. Время и бытие // Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. С. 85.
[19] Плотников В. И. Ценностный мир человека и его судьба // Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1996. С. 218.
[20] Бохеньский Ю. Сто суеверий. М.: Прогресс, 1993. С. 122 – 123.
[21] Бохеньский Ю. Указ. соч. С. 123.
[22] Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Республика, 1990. С. 148.
[23] Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М.: Радуга, 1990. С. 73.
[24] Поппер К. Открытое общество и его враги. М: Феникс, 1992. Т. 2. С. 321.
[25] Ильф И. Записные книжки // Ильф И., Петров Е. Собр. соч. Т. 5. М., 1961. С. 189.
[26] Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М.: Радуга, 1990. С. 242.
[27] См.: Микешина Л. А. Философия познания: полемические главы. М.: Прогресс – Традиция, 2002. С. 159.
[28] Бердяев Н.А. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.А. Дух и реальность. М.: Изд-во АСТ; Харьков: Фолио, 2003. С. 33 – 34.
[29] Шлик М. Философия и естествознание // Эпистемология и философия науки. М., 2004. № 1. С. 216.
[30] Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994. С. 18.
[31] Хайдеггер М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 248.
[32] Хайдеггер М. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 319.
[33] Льюис К. Письма Баламута // Льюис К. Любовь, страдание, надежда. М.: Республика, 1992. С. 61.
[34] Бердяев Н.А. Самопознание. М.: ДЭМ, 1990. С. 306.
[35] Хайдеггер М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 250 – 251.
[36] Бердяев Н.А. Самопознание. М.: ДЭМ, 1990. С. 88.
[37] Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: высшая школа, 1991. С. 137.
[38] Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 251.
[39] Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 20.
[40] Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 191.
[41] Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 40.
[42] Швырев В.С. Научная рациональность: проблемы критического осмысления // Природа. 1992. № 4. С. 3 – 8.
[43] Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987. С.152.
[44] Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: высшая школа, 1991. С. 138.
[45] Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 50.
[46] Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 1988. С. 322.
[47] Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 372.
[48] Бердяев Н.А. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.А. Дух и реальность. М.: Изд-во АСТ; Харьков: Фолио, 2003. С. 54.
[49] Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 234.
[50] Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 211.
[51] Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 220.
|
|
[52] Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 1992. № 6. С. 98.
[53] Делёз Ж., Гваттари Р. Что такое философия? СПб.: Алетейя, 1998. С. 171.
[54] Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 253.
[55] Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 306 – 307.
[56] Хайдеггер М. Поворот // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 257.
[57] Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 287.
[58] Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 205.
[59] Франк С. Л. Реальность и человек. СПб.: РХГИ, 1997. С. 11.
[60] Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 1988. С. 324.
[61] Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 397 - 398.
[62] Гартман Н. Познание в свете онтологии // Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург, 1997. С. 17.
[63] Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб.: Наука, 2003. С. 80.
[64] Бердяев Н.А. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.А. Дух и реальность. М.: Изд-во АСТ; Харьков: Фолио, 2003. С. 42.
[65] Гартман Н. Познание в свете онтологии // Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург, 1997. С. 7.
[66] Франк С. Л. Реальность и человек. СПб.: РХГИ, 1997. С. 238.
[67] Франк С. Л. Реальность и человек. СПб.: РХГИ, 1997. С. 229.
[68] Там же. С. 223.
[69] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1988. С. 322.
[70] Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 22.
[71] Лао Цзы. Даодэцзин. Дубна: Свента, 1994. С. 2.
[72] Лао Цзы. Даодэцзин. Дубна: Свента, 1994. С. 11.
[73] Там же. С. 40.
[74] Платон. Софист // Собрание сочинений. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 314.
[75] Платон. Федон // Собрание сочинений. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 34.
[76] Платон. Тимей. Фр. 51 – 52.
[77] Аристотель. Метафизика // Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 320.
[78] Аристотель. Метафизика // Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 135.
|
|
[79] Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск: Водолей, 1999. С. 82.
[80] Гайденко П. П. Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980. С. 459.
[81] Там же. С. 465.
[82] Цит. по: Койре А. Пустота и бесконечное пространство в XIV в. // Койре А. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 74.
[83] Койре А. Пустота и бесконечное пространство в XIV в. // Койре А. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 80.
[84] Цит. по: Визгин В. П. Концептуальная история проблемы множественности миров // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000. С. 273.
[85] Лейбниц Г.В. Монадология // Сочинения в 4-х тт. Т. I. М.: Мысль, 1982. С. 425.
[86] Лейбниц Г.В. Монадология // Сочинения в 4-х тт. Т. I. М.: Мысль, 1982. С. 419 – 420.
[87] Там же. С. 422.
[88] Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 1998. С. 260.
[89] Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М.: Прогресс, 1980. С. 38.
[90] Лейбниц Г.В. Монадология // Сочинения в 4-х тт. Т. I. М.: Мысль, 1982. С. 423.
[91] Целищев В. В. Философские проблемы семантики возможных миров. Новосибирск: Наука, 1977. С. 28.
[92] Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М.: Прогресс, 1980. С. 80.
[93] Там же. С. 228 – 242.
[94] Там же. С. 52.
[95] Основы современной философии: Учебник для высших учебных заведений. СПб.: Лань, 2001. С. 141.
[96] Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск: Водолей, 1999. С. 83.
[97] Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 165.
[98] Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. С. 273.
[99] Бытие человека в культуре: Опыт онтологического подхода. Киев: Наукова думка, 1991. С. 3 – 4.
[100] Глоссарий // www.glossary.ru/maps/m41170222.htm
[101] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
[102] Эллюль Ж. Другая революция // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 147.
[103] Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. С. 272.
[104] Коллинз Р. Социальная реальность объектов математики и естествознания // www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience/10_01/01_col.htm
[105] Цит. по: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993. С. 361.
[106] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. С. 88 – 89.
[107] Там же. С. 90.
[108] Там же. С. 92.
[109] Там же. С. 98 – 99.
[110] Там же. С. 101.
[111] Там же. С. 102.
[112] Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах: противоположность материалистического и идеалистического воззрений (1 глава "Немецкой идеологии") // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 1. М.: Политиздат, 1983. С. 26.
[113] Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах: противоположность материалистического и идеалистического воззрений (1 глава "Немецкой идеологии") // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 1. М.: Политиздат, 1983. С. 26.
[114] Нугаев Р.М. Смена базисных парадигм: концепция коммуникативной рациональности // Вопросы философии. 2001. № 1. С.121.
[115] Рассел Э. Ф. И не осталось никого // Рассел Э. Ф. Единственное решение. СПб.: Северо-Запад, 1993. С. 59 – 126.
[116] См., напр.: Орехов С. И. Поиск виртуальной реальности. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002.
[117] См.: Руднев В. П. Словарь культуры ХХ в. М.: Аграф, 1998. С. 53.
[118] См.: Носов Н. А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000.
[119] Ласточкин С. Э. Способы описания систем виртуальных реальностей // Технологии виртуальной реальности. М.: ГосНИИАС, 1995. С. 34.
[120] См.: Розин В. М. Существование, реальность, виртуальная реальность // Концепция виртуальных миров и научное познание. М.: РХГИ, 2000. С. 59 – 61.
[121] Носов Н. А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. С. 55.
[122] Баксанский О. Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности // Концепция виртуальных миров и научное познание. М.: РХГИ, 2000. С. 292.
[123] Самсонов Л. А. На пути к ноосфере // Вопросы философии. 2000. № 7. С. 60 – 61.
[124] Корсунцев И. Г. Субъект и знаковые системы. М.: РФО, 2000. С. 45.
[125] Носов Н. А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. С. 61.
[126] Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. С. 71.
[127] Готт В. С. Философские вопросы современной физики. М.: Наука, 1967. С. 130.
[128] Пивоваров Д. В. Проблема носителя идеального образа. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1986. С. 45.
[129] См.: Романовская Т. Б. Иная реальность и проблемы интерпретации в физике // Концепция виртуальных миров и научное познание. М.: РХГИ, 2000. С. 120 – 124.
[130] Хоружий С. С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. 1997. № 6. С. 66.
[131] Пивоваров Д. В. Проблема носителя идеального образа. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1986. С. 47.
[132] Там же. С. 47.
[133] См.: Микешина Л.А. Теория познания: проблемы и перспективы // I Российский философский конгресс: Человек – философия – гуманизм. Т. IX. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1998. С. 194.
[134] Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. С. 203 – 205.
[135] Орехов С. И. Поиск виртуальной реальности. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. С. 56.
[136] Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск: Водолей, 1999. С. 14.
[137] См.: Гарднер М. Путешествие во времени. М.: Мир, 1990. С. 275.
[138] Шлик М. Поворот в философии // Аналитическая философия: Избранные тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 30.
[139] Целищев В. В. Логика существования. Новосибирск: Наука, 1976. С. 61.
[140] Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск: Водолей, 1999. С. 60.
[141] Там же. С. 74.
[142] Рассел Б. "Principia mathematika": философские аспекты // Аналитическая философия: Избранные тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 26.
[143] Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск: Водолей, 1999. С. 96.
[144] См.: Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М.: Прогресс, 1980. С. 251.
[145] См., например: Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. Кн. 2. М.: Наука, 1994. С. 65.
[146] Рассел Б. Мое философское развитие // Аналитическая философия: Избранные тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 19.
[147] Цит. по: Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Теория и ее объект. М.: Наука, 1973. С. 19.
[148] Руднев В. П. Словарь культуры ХХ в. М.: Аграф, 1998. С. 296.
[149] Антипенко Л. Г. Проблема физической реальности. М.: Наука, 1973. С. 7.
[150] Декарт Р. Трактат о свете // Декарт Р. Избранные произведения. М.: Наука, 1950. С. 196.
[151] См., например: Гносеологический анализ представлений о реальности в науке. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2004.
[152] Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 74.
[153] См.: Левидов А. М. Литература и действительность. М.: Советский писатель, 1987. С. 276.
[154] Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978. С. 4.
[155] Левидов А. М. Литература и действительность. М.: Советский писатель, 1987. С. 267.
[156] Хемингуэй Э. О литературном мастерстве // Иностранная литература. 1962. № 1. С. 218.
[157] Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург: Изд-во УрГУ – Омск: Изд-во ОмГУ, 1999. С. 11.
[158] Колесников А. С. Философия Бертрана Рассела. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. С. 112.
[159] Лем С. Философия случая. М.: АСТ: Транзит – книга, 2005. С. 68.
[160] Белинский В. Г. Горе от ума // Белинский В. Г. Сочинения. В 3-х тт. М.: ОГИЗ, 1948. Т. 1. С. 468.
[161] Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 232–263.
[162] Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М.: Изд-во РФО, 1997. С. 126.
[163]См.: Эйнштейн А. Физика и реальность. М.: Наука, 1965. С. 139 – 143.
[164] Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М.: Изд-во РФО, 1997. С. 62.
[165] Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Теория и ее объект. М.: Наука, 1973. С. 54.
[166] Поппер К. Предположения и опровержения: Рост научного знания. М.: Изд-во АСТ, 2004. С. 68.
[167] Эйнштейн А. О науке // Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 4. М.: Наука, 1967. С.143.
[168] Орехов С. И. Поиск виртуальной реальности. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. С. 41.
[169] Там же. С. 44.
[170] Гегель Г. В. Ф. Наука логики: В 3-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1971. С. 116.
[171] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. С. 67.
[172] Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 80.
[173] Левин Г. Д. Вещь // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М.: Мысль, 2000. Т. 1. С. 393.
[174] Хлебникова О. В. Основные проблемы постмодернистской философии. Омск: Изд-во ОмГУПС, 2006. С. 13.
[175] См.: Рассел Б. Проблемы философии. Новосибирск: Наука, 2001.
[176] Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб.: Symposium, 2006. С. 63 – 64.
[177] Льюис К. Просто христианство // Льюис К. Любовь, страдание, надежда. М.: Республика, 1992. С. 266 – 267.
[178] Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 267.
[179] Там же. С. 271.
[180] Гегель Г.В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. С. 79.
[181] Энциклопедический словарь: Репринтное воспроизведение издания Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон. Т. XXXII, полутом 64. Ярославль: Терра, 1993. С. 18.
[182] Интерактивный словарь Уэбстера // https://www.merriam-vebster.com/dictionary/creation
[183] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Госполитиздат, 1940. С. 482.
[184] Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1971. С. 56.
[185] Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М.: Мысль, 2000. Т. 4. С. 18.
[186] Кант И. Критика чистого разума. СПб.: ИКА "Тайм-аут", 1993. С. 147.
[187] Лем С. Философия случая. М.: АСТ: Транзит-книга, 2005. С. 66 – 67.
[188] Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 249.
[189] Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 284.
[190] Там же. С. 305.
[191] Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб.: Symposium, 2006. С. 119.
[192] Касавин И. Т. Конструктивизм: заявленные программы и нерешенные проблемы // Эпистемология и философия науки. 2007. № 4. С. 5.
[193] См.: Руткевич М. Н., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М.: Мысль, 1994. С. 289 – 292.
[194] Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Теория и ее объект. М.: Наука, 1973. С. 16.
[195] Кудрявцев В.В. О природе идеализированных объектов // Философские науки. 1989. № 10. С. 108.
[196] Рассел Б. Логика и онтология // Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск: Водолей, 1999. С. 172.
[197] Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 418.
[198] Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та – Омск: Омск. гос. ун-т, 1999. С. 20.
[199] Сартр Ж.-П. Что такое литература? // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 320.
[200] Там же. С. 324.
[201] Levi-Strauss C. Razza e storia. Torino, 1967. Цит. по: Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб.: Symposium, 2006. С. 342.
[202] Самойлов Д. Избранное: Стихотворения и поэмы. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1999. C. 97.
[203] Пелевин В. О. Затворник и Шестипалый // Пелевин В. О. Все повести и эссе. М.: Эксмо, 2005. С. 63.
[204] Штрекер Э. Гуссерлевская идея феноменологии как обосновывающей теории науки // Современная философия науки. М.: Логос, 1996. С. 388.
[205] Пелевин В. О. Оружие возмездия // Пелевин В. О. Хрустальный мир. М.: Вагриус, 2002. С. 153.
[206] Там же. С. 154.
[207] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1988. С. 324.
[208] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. С. 56.
[209] Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, 1992. Т. 2. С. 313.
[210] Хлебникова О. В. Основные проблемы постмодернистской философии. Омск: ОмГУПС, 2006. С. 12.
[211] Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб.: Алетейя, 1998.
[212] Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. С. 164.
[213] Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 56.
[214] Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 56.
[215] Маркова Л. А. Философия из хаоса. М.: Канон +, 2004. С. 276.
[216] Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. С. 164.
[217] Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб.: Алетейя, 1998. С. 27 – 28.
[218] Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб.: Алетейя, 1998. С. 57 – 58.
[219] Борхес Х. Л. Письмена бога. М.: Республика, 1992. С. 237.
[220] Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. С. 72.
[221] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, КДУ, 2006. С. 151.
[222] См.: Веллер М. Б. Вавилонская. СПб.: Изд-во АСТ, 2006. С. 148.
[223] См.: Дюрант Дж. Количественное и сравнительное изучение понимания общественностью науки // Общественные науки за рубежом. 1992. № 5 – 6. С. 26.
[224] Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. С. 116 – 117.
[225] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, КДУ, 2006. С. 152.
[226] Там же. С. 91.
[227] Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. С. 98.
[228] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, КДУ, 2006. С. 45.
[229] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, КДУ, 2006. С. 153.
[230] Беркли Д. Три разговора между Гиласом и Филонусом. М., 1978. С. 319.
[231] См.: Мур. Д. Э. Доказательство внешнего мира; Мальком Н. Мур и обыденный язык // Аналитическая философия: Избранные тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 66 – 99.
[232] Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 436.
[233] Эко У. Маятник Фуко. СПб.: Symposium, 2006. С. 242.
[234] Там же. С. 242.