Содержание и роль комплексного управленческого анализа и последовательность его проведения

В рыночной экономике хозяйственная деятельность предприятий протекает в условиях нестабильности и риска, поэтому необходимо часто корректировать принимаемые управленческие решения с связи с изменениями рыночной ситуации. Каждое решение основывается на результатах более или менее развернутого анализа. Место и роль анализа в системе управления и принятия решений на предприятии представлены на рисунке 1.

Ошибки при планировании деятельности предприятия, которые были допущены в результате использования некачественной аналитической информации, могут привести к снижению эффективности деятельности предприятия и к нестабильному его финансовому положению.

Комплексный управленческий анализ включает последовательность выполнения аналитических операций и способы исследования изучаемых объектов. Выполнение комплексного анализа хозяйственной деятельности осуществляется по следующим этапам:

1. Уточняются объекты, цели и задачи анализа и составляется план его проведения.

2. Разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, характеризующих объект анализа.

3. Подготавливается необходимая информация и проверяется ее объективность.

4. Проводится сравнение фактических данных анализируемого периода с плановыми, базисными, с данными предприятий-конкурентов и т.д.

5. Проводится факторный анализ т.е. выбираются факторы, влияющие на показатель и количественно оценивается степень этого влияния.

6. Выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.

7. Оцениваются результаты хозяйствования и разрабатываются мероприятия по реализации выявленных неиспользованных резервов.

При проведении комплексного АХД используются как традиционные способы обработки информации, так и детерминированного и стохастического факторного анализов и способы оптимизации показателей. Их выбор и применение зависит от цели и объекта анализа и технических возможностей.

Для анализа используются различные показатели: количественные и качественные, общие и специфические, обобщающие, частные и вспомогательные, абсолютные и относительные, факторные и результативные, нормативные, плановые, учетные, отчетные и аналитические.

Показатели, используемые в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.к. отражают различные стороны одного и того же объекта – экономики предприятия. Система показателей комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия включает включает в себя следующие группы показателей:

1. Показатели исходных условий деятельности предприятия (наличие ресурсов всех видов, организационно-технический уровень предприятия и уровень его маркетинговой деятельности).

2. Показатели использования средств производства (рентабельность фондов, фондоотдача, амортизация и др.).

3. Показатели использования предметов труда ( материалоемкость, материалоотдача, величина материальных затрат и др).

4. Показатели использования трудовых ресурсов ( обеспеченность ресурсами, использование фонда рабочего времени, производительность, фонд заработной платы и др.).

5. Показатели производства и реализации продукции ( объем валовой, товарной, реализованной продукции, ее структура и качество, ритмичность и др.).

6. Показатели себестоимости продукции ( затраты на производство по элементам и статьям затрат, затраты на рубль продукции и др.).

7. Показатели прибыли и рентабельности.

8. Показатели финансового состояния предприятия ( финансовая устойчивость, ликвидность и др.).

Взаимосвязь и взаимообусловленность показателей определяет последовательность выполнения анализа - от изучения первичных показателей до обобщающих. Важно при этом обеспечить системность, учет взаимосвязи отдельных групп показателей и единство результатов анализа по каждой группе показателей.

1.2. Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет

Краткосрочные планы предприятия в рыночной экономике называются бюджетами. Бюджет - детализированный план деятельности предприятия на краткосрочный период, включающий доход от продаж, производственные и финансовые расходы, движение денежных средств и формирование прибыли предприятия. Бюджетирование (процесс построения бюджетов) позволяет предприятию обеспечить баланс доходов и расходов предприятия, связанных с его производственно-хозяйственной деятельностью и таким образом обеспечить относительно стабильное его финансовое положение в нестабильной рыночной среде.

Планирование текущей деятельности предприятия заключается в построении генерального бюджета, включающего систему операционных и финансовых бюджетов:

1. Бюджет продаж составляется для определения прогноза объема продаж в натуральных единицах и по стоимости по основныи видам продукции.

2. Бюджет производства определяет объем производства исходя из прогноза сбыта и остатков не реализованной продукции на складах.

3. Бюджет прямых затрат сырья и материалов строится с целью определения потребности в сырье и материалах и оценке общей величины расходов на их приобретение. Составляется в натуральном и денежном выражении.

4. Бюджет прямых затрат труда определяет общие затраты предприятия в стоимостном выражении по привлечению трудовых ресурсов для производства продукции.

5. Бюджет переменных накладных расходов строится для стоимостной оценки затрат предприятия по косвенным комплексным статьям.

6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции строится для корректировки бюджета производства и бюджета себестоимости.

7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов прогнозирует величину общезаводских (постоянных) накладных расходов.

8. Бюджет себестоимости ведется на основе расчета предыдущих бюджетов.

На основе представленных выше бюджетов строятся: бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов (прогнозный баланс), бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях и убытках) и бюджет денежных средств (прогнозный отчет о движении денежных средств).

Анализ исполнения отдельных бюджетов позволяет предприятию своевременно корректировать показатели взаимосвязанных операционных бюджетов и на этой основе показатели финансовых бюджетов, определяющих в конечном итоге устойчивость финансового состояния предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: