Речь: виды и жанры

Теперь обратимся к основному понятию, с которым работает риторика, равно как и другие науки о коммуникации – речь. Само слово «речь», прежде чем стать научным термином, на протяжении долгого времени использовалось в бытовом общении. Поэтому, прежде чем попытаться осмыслить специфику речевого взаимодействия, нужно разграничить понятия, обозначаемые данным словом. М. Львов указывает на то, что в русском языке слово «речь» имеет три разных и вполне самостоятельных значения (см. 39, с. 7-10):

- речь как акт говорения (процесс высказывания); - речь как продукт деятельности (созданный текст);- речь как ораторский жанр (форма публичного выступления). В первом значении речь понимается как специфический вид деятельности, опыт взаимодействия посредством речи, а также конкретное высказывание как речевой акт (действие). Речь здесь понимается как основа общения, возможность установления контакта и обмена информацией между людьми (а также человеком и животным, человеком и машиной). Речь всегда подразумевает вербальное общение с помощью знаковых (языковых) единиц: букв, слов, отдельных фраз и крупных смысловых контрукций – текстов в сопровождении интонаций, жестов и мимики. Обычно именно слово составляет основу нашей речевой деятельности, мы не можем обойтись без него при выражении своих мыслей и чувств – и это можно расценивать как положительно (материал для творчества), так и отрицательно («мысль изреченная есть ложь»). Все многообразие речевой сферы и противоречивость мира слов прекрасно удалось выразить Игорю Зорину: «…вызывающие столько рабского презрения у Шекспира слова, слова, слова. Да. Слипшиеся буквы. То длинные и мягкие, как молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты, то короткие и острые, как римский меч, слова. Слова еще не рожденные и слова уже умершие: от старости, в одиночестве или убитые вместе со всем своим племенем, слова ничтожные и слова великие, грозные и бесцветные, когда-то злые и резкие, а потом переставшие таковыми быть, слова-убийцы и слова-лекари, слова на слуху и слова в тиши, правдивые и лукавые, говорящие и молчащие, слова, причудливо затасованные в книжные колоды. Какой таинственный смысл сложит очередная мозаика? Какое случайное построение изберет ваша толпа? Кто знает? Чужая жизнь. Наблюдать эту бесконечную игру, плутая и путаясь в бесчисленных сочетаниях, – вот он, жалкий удел человеческого рода» (19, с. 205). По утверждению психологов, непосредственное общение людей при прямом зрительном контакте значительно эффективнее, чем заочное общение. При этом оказываются задействованы различные механизмы речи (артикуляции, аудирования, понимания, воспроизведения), осуществляется реализация функций языка в речевой практике, взаимосвязь речи и мышления, кодовые переходы и пр. Данная проблематика исследований составляет сферу интересов психолингвистики, общего языкознания, теории речевых актов и психологии речи. Второе значение термина «речь» – результат или продукт речевой деятельности, представленный в виде уже сложившегося текста. Обыденное сознание отождествляет текст с записанной речью, но в рамках теории речи текст может быть выражен устно и даже мысленно (как итог внутренней речи). Текст в таком случае понимается как «языковая ткань» произведения – результат творческого процесса, как его «снятый момент, представленный в виде конкретного произведения» (И.Р. Гальперин). При таком подходе текстом может оказаться любая языковая конструкция, отдельное предложение или фраза, и даже отдельное слово. В итоге данный ракурс исследований речи может концентрироваться вокруг стилей и жанров речи, структуры текста и внутритекстовых связей, использования языковых средств (лексических, фонетических, морфологических и пр.) в пространстве текста, соответствие текста языковой норме и пр. Этими проблемами занимаются социолингвистика, лингвистика текста, поэтика, стилистика. При этом до второй половины ХХ века текст и его компоненты не признавались языковой категорией, рассматриваясь лишь в литературоведении, логике и текстологии. И только в 1950-е гг. стала формироваться новая ветвь науки о языке, которая получила название «лингвистика текста», в рамках которой были описаны компоненты текста – сверхфразовые единицы, сложные синтаксические целые и их внутренние связи. Кроме того, возникла теория дискурса, исследующая текст и речь в их практическом измерении, в процессе использования в зависимости от социальных факторов и специфики речевой ситуации. Третье значение термина «речь» – ораторский жанр или монолог в художественном произведении или публичном выступлении (например, в театральной постановке). В зависимости от функций и ситуаций ораторские речи могут быть информирующими, убеждающими, полемическими, развлекательными, хвалебными и пр., но обычно они сочетают в себе сразу несколько из этих ролей. Система подобных жанров традиционно разрабатывалась в риторике и литературоведении.

Традиционно выделяют четыре вида речи, группируемых попарно: говорение – аудирование (устная речь) и письмо – чтение (письменная речь) (см. 39, с. 32-34). Кроме того, противопоставляется монолог и диалог (полилог). По стилям разграничивают устно-разговорные и письменно-книжные речевые группы. В литературоведении принята определенная система родов и жанров. К родам относят эпос, лирику и драму, а затем выделяют уже среди них эпические жанры (роман, повесть, рассказ, очерк, мемуары, сказка, былина и пр.), поэтические (поэма, ода, баллада, лирика – пейзажная, философская, гражданская и пр.) и драматические (комедия, трагедия, драма, водевиль, киносценарий). Жанры выделяют также в публицистике (интервью, репортаж, статья, заметка, фельетон) и в научной литературе (монография, научная статья, реферат, отчет, диссертация, учебник и пр.). В ораторском искусстве приняты свои жанры: судебная речь адвоката и прокурора, полемика, дискуссия, приветственная и напутственная речи, академическая лекция, церковная проповедь.

Каждый жанр или вид литературного текста подчиняется своим правилам и следует определенным нормам. Эти нормы и правила определяют как содержание (например, глобальный масштаб описания в романе), так и форму (несколько сюжетных линий в романе как композиционный прием). На сегоднящний день в лингвистике также используют понятие “речевого жанроа”, о котром более обстоятельно будет рассказано в особом разделе.

Принято считать, что устная (акустическая) речь исторически намного старше письменной, но и до сих пор остается ведущей в речевой деятельности современного человека по отношению к письменной, графически фиксируемой речи. Однако на самом деле устная речь сравнительно редко предшествует письменной в самых разных ситуациях (в отличие от речи мысленной). Обычно мы продумываем составление текста, предназначенного для записи, но до его озвучивания, дело, как правило, не доходит (39, с. 33).

Предполагается, что устная речь возникла естественным путем на заре человеческой истории, удовлетворив потребность наших предков в живом, непосредственном общении. Вероятно, звуковая речь стала преобладать в общении людей в связи с ее преимуществами как универсальное средство контактов на небольшом расстоянии. Высказывались предположения, что появлению и закреплению навыков разговора способствовало строение гортани и других органов артикуляции, которые затем еще более усовершенствовались.

Однако надо признать, что система органов произнесения намного менее совершенна, чем речевые центры мозга, механизмы памяти и координации, психосистема кодовых переходов и пр. Скорее всего, оптимальным для нас было бы развитие экстрасенсорных способностей восприятия и взаимопонимания (на уровне телепатического обмена информацией или высокоразвитой интуиции), но этого не произошло, и вербальная речь стала для человенка преобладающей. Во всяком случае, люди считают, что они только выиграли, выбрав звуковой способ общения в качестве основного средства контактов, информационного обмена и самовыражения.

Говорение – это озвучивание мысли, кодовый переход с внутренней мысленной речи, которая предшествует устному высказыванию, на звуковой (акустический) код, используемый в устной речи. Термин «говорение» используется в основном в специальной литературе для обозначения отправителя устно-речевого сигнала. В этом действии всегда можно выделить ситуацию речи, ее мотивы и цели, содержание высказывания, его построение, словесное и грамматическое выражение и, наконец, переход к акустическому коду – форме, которая может быть воспринята собеседником. Автор теории кодовых переходов в речи Н.И. Жинкин считает фонему единицей перекодирования.

«Бывает, что человек имеет возможность обдумать предстоящее высказывание, проговорить его мысленно несколько раз. Но даже в процессе быстрой речи говорение всегда несколько отстает от мысленного конструирования. Это опережение мысли Жинкин назвал «упреждающим синтезом» речи. Его объем – это ключ к речевому развитию человека: чем больше упреждение, тем свободнее и правильнее говорит человек. Кроме упреждающего синтеза, для свободной устной речи необходима гибкость произносительность механизмов, безошибочная их координация, моментальный выбор слов, свободное владение синтаксическими механизмами» (39, с. 34). В этом и состоит знание языка, то есть владение им с точки успеха речевого взаимодействия.

Аудирование – это кодовый переход с акустического кода, в котором посредством слуха человек принимает мысль, высказанную другим человеком, на код внутренней речи – ментальный код. Без этого невозможно понимание воспринятой речи, поскольку ментальный код каждого человека индивидуален в том смысле, что его память содержит множество образов, схем, представлений, понятий и фонемных эталонов слов, по-своему уникально связанных с образами, понятиями и пр.

Что касается письменной речи, то здесь необходимо обозначить различие «письма» и «письменности». Письменность – это система графических знаков, употребляемых для фиксации речи в наглядной форме. Письменность сопоставима с языком как универсальной знаковой системой и может рассматриваться как его составная часть. А письмо – процесс использования письменности (и в то же время – его результат) как действие по написанию знаков, но также и дополнительная часть речевого процесса. Подобно тому, как устная речь есть процесс звукового использования языка в ходе говорения, так и письмо – процесс использования письменности, причем это дополнительное в отношении звуковой устной речи средство общения при помощи системы графических знаков.

В зависимости от того, какой тип знаков используется, выделяют различные типы письменности – идеографический (иероглифический), пиктографический, силлабический (слоговый), буквенный (алфавитный). Все они представляют собой начертательное письмо, которое использует для передачи информации графические знаки (картинки, рисунки, значки, буквы, цифры), в отличие от символической и условной сигнализации при помощи предметов (веревки с узлами, пояс или жезл с прикрепленными ракушками разного цвета и размера, а также современная реклама, семафоры и светофоры, сигналы флагами и пр.). В ходе исторического развития возникло несколько основных видов письменности:

1) Пиктографическое (от лат. рictus – нарисованный и греч. grapно – пишу) – система письменности, в которой графический знак служит для отображения общего смыслового содержания сообщения – жизненной ситуации, событий, связанных с живыми существами, вещами и пр., но не отражает языковых форм (фонетических и морфологических). Сообщение фиксируется в виде рисунка или последовательности рисунков и используется, как правило, для запоминания. При этом важно внешнее подобие, то есть рисунок, обозначающий человека, должен быть на него похож.

2) Идеографическое (от греч. idea – образ и греч. grapно – пишу) – система письменности, при которой графический знак (в виде условного обозначения или абстрактного рисунка) передает значение слова, а не его звучание. Знак замещает собой то или иное понятие или предмет, при этом может не иметь никакого подобия с ним: цифры, знаки арифметических действий, иероглифы и пр.

3) Силлабическое (слоговое) – письменность, при которой графический знак служит для передачи звучания слога. Предшествовало буквенному письму.

4) Алфавитное (буквенное) – система письменности, в которой знак, как правило, обозначает отдельный звук устной речи. Полностью соотносимо с устной (звуковой) формой речи и представляет собой современный тип письма у большинства народов планеты. В основе лежит алфавит (от греч. «альфа» + «бета») – система знаков, точно соответствующих отдельным звукам (фонемам). Совокупность данных графем расположена в принятой для данного языка (или языков) определенном порядке (последовательности) (см. 15).

Несколько иную классификацию предлагает Я. Гельб в своей книге «Опыт изучения письма» (см. 10). Он выделяет в системе письменности три части: 1) семасиографию («идеографию»), в которой графические знаки используются для выражения значения, но не передают языковые элементы (наскальные рисунки, иероглифы, пиктограммы); 2) фонографию (собственно письмо), в которой знаки выражают языковые элементы в последовательном порядке (алфавит); 3) параграфию, включающая различное использование знаков как в пределах письма, так и вне его. Здесь корреляция между графемами и звуками оказывается очень слабой, а порядок используемых элементов бывает весьма произвольным – статистические таблицы, бухгалтерские записи, карты и схемы.

Обратной стороной письма как процесса производства и знаковой фиксации текстов является чтение как их потребление, а в современных условиях – соавторство. Стратегии чтения могут быть самыми разными: в соответствии со своими потребностями и возможностями читатель выбирает печатные или письменные тексты, определяет условия, скорость и технику чтения, адекватную содержанию текста. Чтение является процессом творческим и индивидуализирующим, требующим значительных усилий по выявлению и усвоению смыслов, а потому нуждается в культуре чтения и определенных социальных условиях – как в диахронном (образование, воспитание), так и в синхронном (наличие свободного времени, финансов и пр.) измерениях.

М. Львов считает, что современная устная речь обладает рядом существенных достоинств по сравнению с письменной речью. Она может беспрепятственно сочетаться с невербальными средствами общения, вписываясь в речевую ситуацию. Она непосредственно связана с жестами, мимикой и позами говорящего, с указанием на окружающие предметы. Устная речь, как правило, предполагает близость собеседников, которые видят друг друга, а в их общении участвует вся обстановка; общение реализуется не только их голосами, в нем участвют их лица, улыбки и телодвижения.

В разговоре по обычному телефону, в радиопередачах, слушании магнитофонных записей все перечисленное утрачивается, но в телепередачах и видеозаписях сохраняется, чем и объясняется их высокая эффективность. Люди, разговаривая по телефону, улыбаются, жестикулируют, но собеседник этого не видит и лишь улавливает эмоциональные интонации, которые играют особую роль в общении.

В языкознании описаны смысловые интонации, связанные с понижением и повышением голоса – «интонационные конструкции»: интонации законченности, перечисления, выделения, вопроса и пр. Значительно большей выразительностью отличаются эмоциональные интонации, способные передать тончайшие оттенки ощущений в виде нескольких десятков контрастных пар: грустные и радостные, мажорные и минорные, иронические и восторженные, презрительные и почтительные, наглые и застенчивые, добрые и раздражительные, ласковые и грубые и т.п.

Таким образом, «устная речь – это живое общение без пространственных и временных преград, ей присущи точный адрес, простота реализации, диалогичность. Она всегда предполагает конкретного собеседника и дает возможность непосредственно воздействовать на него» (41, с. 27). Письменная речь не имеет адекватных средств выражения и лишь в небольшой мере компенсирует этот недостаток шрифтовыми выделениями, знаками препинания, а также описанием обстановки, на фоне которой протекает действие, и переживаний действующих лиц. Кроме того, достоинством устной речи является быстрота ее протекания, возможность быстрых реакций в режиме обратной связи. Устная речь оказалась не только пригодной, но и удобной для создания графического кода – экономного и технологичного, прекрасно адаптируемого к техническим параметрам электронной аппаратуры.

Что касается недостатков устной речи, то можно отметить ее быстротечность и спонатнность протекания: высказанное тут же исчезает, причем даже сам говорящий обычно не может дословно повторить то, что он только что сказал. Из-за этого недостатка устная речь плохо выполняет функции социальной памяти – связь поколений в их исторической преемственности: она зависит от не всегда точной и надежной памяти людей, передающих из поколения в поколение мифы, легенды, предания и фольклорные произведения. Кроме того, устная речь страдает от неустойчивости к помехам: общению в акустической среде может помешать расстояние между говорящими, любой посторонний шум, дефекты индивидуального произношения говорящего, дефекты слуха вопринимающего речь (см. 39, с. 35).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: