Преступления против интересов государственной и муниципальной службы, и службы в коммерческих и иных организациях, их разграничение

Нормы гл. 30 УК посвящены установлению преступности и наказуемости деяний, которые представляют собой нарушения нормальной деятельности публичной власти в целом и ее органов. Эти нарушения совершаются "изнутри", т.е. самими субъектами властных полномочий, поэтому они обладают повышенной общественной опасностью.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (должностные преступления) - это предусмотренные гл. 30 УК общественно опасные деяния, совершаемые вопреки интересам публичной службы с использованием занимаемого виновным служебного положения и причиняющие либо создающие непосредственную угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, общества и государства. Наименование указанных преступлений должностными устоялось в отечественном уголовном праве и вполне допустимо, если иметь в виду следующее: 1) при таком определении акцент делается на субъект преступления, при определении как преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - на объект. Иначе говоря, речь идет о характеристике одного и того же явления, рассматриваемого с разных сторон; 2) в строгом смысле этого слова, не все помещенные в гл. 30 УК преступления являются должностными, так как дача взятки (ст. 291 УК) совершается любым лицом, преступление, предусмотренное ст. 288 УК, - публичным служащим, не являющимся должностным лицом, а предусмотренное ст. 292 УК - любым публичным служащим.

Видовым объектом преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является совокупность общественных отношений, обеспечивающих правильную, т.е. соответствующую закону, деятельность властного публичного аппарата - органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также органов управления в Вооруженных Силах, других войсках и иных воинских формированиях РФ.

В названии гл. 30 УК говорится о направленности этих преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ, федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ. Выделяются следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба (см.: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации").

Муниципальная служба - это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Служба в органах местного самоуправления - более широкое понятие, нежели муниципальная служба, поскольку она включает в себя деятельность выборных должностных лиц местного самоуправления и членов выборных органов местного самоуправления. И государственная служба, и служба в органах местного самоуправления являются самостоятельными, но близкими по своей юридической природе видами публичной службы. Посягательство на интересы публичной службы означает нарушение законности в деятельности ее институтов, т.е. государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления в войсках и воинских формированиях, а также отдельных муниципальных или государственных служащих. Указание на направленность должностных преступлений против государственной власти следует понимать следующим образом: некоторые должностные лица не являются государственными или муниципальными служащими, следовательно, совершая соответствующее преступление, не посягают на интересы соответствующей службы, но посягают на законную деятельность властного публичного аппарата.

Предмет является обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 285.1, 285.2, 290 - 292 УК, - бюджетные средства, средства государственных внебюджетных фондов, взятка, официальный документ. Кроме того, информация (документы, материалы) выступает признаком некоторых разновидностей отказа в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК).

С объективной стороны одни из рассматриваемых преступлений характеризуются действиями, другие - как действиями, так и бездействием. Только в форме действий могут совершаться нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК), получение взятки (ст. 290 УК), дача взятки (ст. 291 УК) и служебный подлог (ст. 292 УК). Такие преступления, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК) и халатность (ст. 293 УК), могут быть совершены и бездействием.

Характеризуя действие или бездействие как признак объективной стороны должностного преступления, необходимо отметить, что оно: а) совершается с использованием служебных полномочий либо благодаря занимаемому служебному положению; б) совершается вопреки интересам службы.

Суть первого признака в том, что сама возможность совершения указанного в законе действия обусловлена компетенцией виновного или значимостью и авторитетом занимаемой им должности. Второй признак свидетельствует о том, что виновный использует свое служебное положение не в интересах публичной службы, а вразрез с ними ("во зло"). Его деяние противоречит как конкретным целям и задачам занимаемой должности или осуществляемой им публичной деятельности, так и целям и задачам всего публичного аппарата в целом. Иными словами, специальные возможности, предоставленные виновному для обеспечения общественных интересов, используются им в целях, которые этим интересам противоречат, в результате чего причиняется или создается реальная угроза причинения вреда.

Основные составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 285.1, 285.2, 287, 289 - 292 УК, сконструированы по типу формальных, поэтому такие преступления являются оконченными в момент совершения указанных в законе деяний, вне зависимости от фактического наступления последствий. Составы остальных должностных преступлений материальные, т.е. они предусматривают в качестве обязательного признака общественно опасные последствия, чаще всего характеризуемые как существенное нарушение прав и охраняемых законом интересов личности, общества или государства. Соответственно обязательным признаком этих преступлений является причинная связь между нарушением (неисполнением) лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями.

С субъективной стороны все должностные преступления, кроме халатности, характеризуются умышленной формой вины. Преступления, предусмотренные ст. ст. 285, 292 УК, в качестве обязательного признака альтернативно предусматривают мотив совершения преступления - корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстный мотив также характерен и для преступлений, предусмотренных ст. ст. 289, 290 УК, однако прямо в диспозициях соответствующих статей не назван.

В зависимости от специфики субъекта преступления, все преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления подразделяются на следующие виды:

1) преступления, совершаемые любыми лицами, отвечающими признакам общего субъекта, - ст. 291 УК;

2) преступления, совершаемые государственными служащими или служащими органов местного самоуправления (публичными служащими), которые не являются должностными лицами, - ст. 288 УК;

3) преступления, совершаемые должностными лицами, - ст. ст. 285 - 287, 289, 290, 293 УК;

4) преступления, совершаемые как должностными лицами, так и публичными служащими, которые не являются должностными лицами, - ст. 292 УК.

Уголовно-правовое понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст. 285 УК, из которого следует, что должностными лицами признаются три категории граждан: а) лица, осуществляющие функции представителя власти; б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ; в) лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в тех же органах, учреждениях и формированиях.

А. Представители власти. Легальное определение этой категории должностных лиц дается в примечании к ст. 318 УК, в силу которого представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Главным признаком представителя власти является наличие у него распорядительных полномочий в отношении не подчиненных ему по службе лиц. Распорядительные полномочия - это возможность предъявлять обязательные для исполнения требования, налагать меры юридической ответственности или издавать нормативные акты, содержащие обязательные правила поведения и (или) меры ответственности за их нарушения. Адресатом этих полномочий являются любые лица, не подчиненные представителю власти по службе. Иначе говоря, распорядительные полномочия реализуются не в отношении подчиненных (которых у представителя власти вообще может не быть), а в отношении индивидуально не определенного круга лиц. К представителям власти относятся члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ, состоящие на государственной службе аудиторы, военнослужащие при исполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка и т.п. (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"). При этом следует иметь в виду, что далеко не каждый сотрудник упомянутых в примечании к ст. 318 УК органов может признаваться представителем власти. Например, технические работники и неоперативный состав правоохранительных органов, судов, арбитражных судов не могут признаваться представителями власти. Начальники хозяйственных, юридических отделов, сотрудники бухгалтерии, секретари, референты, начальники пресс-служб и т.п. лица не обладают никакими распорядительными полномочиями в сфере выполнения соответствующих ведомственных задач.

Б. Лица, выполняющие организационно-распорядительные функции. Организационно-распорядительные функции, в отличие от функций представителя власти, реализуются в сфере подчиненности одних лиц другим, т.е. выполняются начальником в процессе его взаимоотношений с подчиненными по службе. Они включают в себя, например, подбор и расстановку кадров, организацию труда и службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"). Таким образом, критерием выполнения тем или иным лицом организационно-распорядительных функций выступает наличие у него должным образом оформленных полномочий на издание нормативных или индивидуально-правовых актов, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений, участниками которых являются подчиненные им лица. Примером должностного лица, выполняющего организационно-распорядительные функции, может служить заведующий кафедрой государственного вуза, главный врач муниципальной больницы и т.п.

В. Лица, выполняющие административно-хозяйственные функции. Административно-хозяйственные функции - полномочия по управлению государственным или муниципальным имуществом, по определению его фактических и правовых перспектив. К таковым могут быть отнесены принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения. В частности, эти функции выполняют начальники финансовых управлений администрации того или иного субъекта РФ или муниципального образования и их заместители, заведующие хозяйственной частью в учреждениях и т.п. Так, были признаны должностными лицами и осуждены за получение взяток за выделение ссуд из фонда занятости заведующий бюро занятости населения города и специалист 1-й категории этого же учреждения.

Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции осуществляются во многих сферах. Однако должностным признается лицо, выполняющее их не везде, а лишь в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Если же указанные функции осуществляются в иных организациях (коммерческих или некоммерческих, не являющихся при этом государственным или муниципальным учреждением), ответственность за должностное преступление исключается. При определенных условиях лицо может нести ответственность за совершение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК). Игнорирование этих различий приводит к ошибкам в судебной практике.

В четырех составах преступлений (ст. ст. 285 - 287, 290 УК) имеется квалифицирующий признак, относящийся к особому должностному положению виновного - совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ. Во всех этих преступлениях, за исключением предусмотренного ст. 287 УК, ответственность повышается также и для глав органов местного самоуправления. Все указанные лица являются должностными, поскольку осуществляют функции представителей власти. Их понятие дано в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК. Так, примечание 2 к ст. 285 УК, воспроизводя положения ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации", к таковым относит лиц, занимающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Это, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, другие должностные лица категории "А", а также все федеральные судьи.

Коммерческие организации - это организации различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК).

Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Иные организации - это некоммерческие организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между участниками.

Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также и в других формах, предусмотренных законом, для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Учреждениями признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемых им полностью или частично.

Это могут быть образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, вузы и др.), учреждения культуры (театры, библиотеки, музеи и др.), здравоохранения (больницы, санатории, поликлиники и др.), науки, социального обслуживания и социальной защиты населения. Учреждения могут создаваться на основе любой формы собственности и соответственно принадлежать государству, органам местного самоуправления, общественным и религиозным объединениям, частным собственникам. Под действие ст. 201 и ч. 3 ст. 204 подпадают работники лишь таких учреждений, которые не являются государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.

Глава 23 включает всего четыре статьи, содержащие описание признаков преступлений, которые можно разделить на две группы:

а) общие составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями (ст. 201), коммерческий подкуп (ст. 204));

б) специальные составы (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202), превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203)).

Субъектом общих преступлений может быть только служащий организации, выполняющий в ней управленческие функции, т.е. постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности (примеч. 1 к ст. 201).

Организационно-распорядительными считаются обязанности, связанные с руководством деятельностью других людей. К ним, в частности, относятся руководство в целом коммерческой или некоммерческой организацией, структурным подразделением, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (организация и планирование работы, подбор и расстановка кадров, прием на работу и увольнение, организация труда подчиненных, контроль и проверка исполнения, поддержание трудовой дисциплины и т.п.).

Административно-хозяйственные обязанности связаны с правом распоряжения и управления имуществом (совершение сделок, заключение контрактов от имени организации, установление порядка хранения, переработки и реализации имущества, учет и контроль над расходованием материальных ценностей, организация реализации товаров и оказания услуг, получение и выдача денежных средств и документов и т.п.).

Также субъектами ответственности за злоупотребление полномочиями и за коммерческий подкуп могут быть и такие служащие коммерческих и некоммерческих организаций, управленческие функции которых связаны с правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения, т.е. имеющие распорядительный характер. Поскольку здесь имеются в виду прежде всего различные специалисты коммерческих и иных организаций, негосударственных и немуниципальных учреждений, существует проблема разграничения управленческо-распорядительной деятельности этих служащих-специалистов, в ходе которой они могут совершить преступление против интересов службы, от их сугубо профессионально-производственной деятельности, не связанной с управлением. Например, имеются основания для привлечения к ответственности за преступления против интересов службы преподавателей негосударственных и немуниципальных учебных заведений за нарушение обязанностей, возложенных на них, как на членов экзаменационных комиссий.

Управленческие функции могут выполняться постоянно, временно или по специальному полномочию.

Субъективная сторона. Все преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях характеризуются умышленной виной.

Особенности деятельности коммерческих организаций позволили в примеч. 2 и 3 к ст. 201 сформулировать важное положение: если какое-либо деяние из числа предусмотренных в гл. 23 (фактически речь может идти только о злоупотреблении полномочиями или коммерческом подкупе) причинило вред исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. В иных случаях, когда злоупотребление служащим своими полномочиями причинило вред государственному или муниципальному предприятию, интересам других организаций либо интересам граждан, не являющихся владельцами коммерческой организации, интересам общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях, помимо заявления или согласия организации, где работает виновный.

Глава 23 УК включает четыре статьи, объединенные тем, что в них изложены признаки преступлений, посягающих на интересы службы в коммерческих организациях независимо от формы собственности и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.

Принципиальным отличием уголовной ответственности данных видов преступлений является отказ от принципа публичности уголовного преследования в отношении лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием. Деяния, указанные в гл.23 УК РФ причиняют вред исключительно конкретной коммерческой организации и не наносит вред интересам других организаций, интересам граждан, общества или государства. Отказ от принципа публичности уголовного преследования выражается в том, что в указанных случаях уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.


25. Общая характеристика и виды преступлений против общественной безопасности. Оcобенности ответственности за терроризм и бандитизм.

Глава 24 УК, посвященная преступлениям против общественной безопасности, помещена в разд. IX, который называется "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка". В этот раздел помимо нее входят гл. 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности", гл. 26 "Экологические преступления", гл. 27 "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта" и гл. 28 "Преступления в сфере компьютерной информации". Сказанное дает основание считать, что по сложившейся традиции общественная безопасность и общественный порядок рассматриваются как самостоятельные и смежные (соотносительные) родовые объекты системы преступлений в названных выше главах этого УК. Насколько это теоретически обосновано, наукой уголовного права не выяснено.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Закон "О безопасности" к основным объектам безопасности относит:

-личность - ее права и свободы;

-общество - его материальные и духовные ценности;

-государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность.

Раздел IX Особенной части УК, названный "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка", под охрану берет личность - ее жизнь, здоровье, имущество, другие права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности, однако не ставит задачи, например, охраны основ конституционного строя и безопасности государства. Уголовно-правовая охрана этих объектов безопасности находится за пределами разд. IX. В то же время, как нам представляется, в нем есть нормы, направленные на охрану суверенитета и территориальной целостности страны.

Социальная опасность преступлений против общественной безопасности заключается в том, что при совершении таких деяний причиняется вред жизненно важным интересам личности - ее правам и свободам, материальным и духовным ценностям общества, ставятся в опасность суверенитет и территориальная целостность государства, нарушается общественное спокойствие населения и подрывается авторитет властей.

Родовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 24, является общественная безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от различного рода в основном внутренних, а также внешних угроз общеопасного характера.

Видовым объектом ряда преступлений этой главы УК является:

-состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от разнообразных внутренних и внешних угроз общеопасного характера;

-состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями общественного порядка;

-состояние защищенности интересов личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями порядка обращения с общеопасными материалами, веществами и изделиями;

-состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями специальных правил безопасности ведения определенных видов работ или деятельности.

Непосредственным объектом конкретных составов преступлений, предусмотренных в гл. 24, является защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних (реже внешних) угроз в какой-либо конкретной сфере (от угроз пожаров, радиационного облучения или загрязнения и т.п.). Некоторые преступления рассматриваемой главы характеризуются наличием двух непосредственных объектов (основного и дополнительного, а иногда и факультативного).

С объективной стороны большинство преступлений, включенных в главу, могут совершаться только путем действия (деятельности):

-терроризм (ст. 205);

-вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению (ст. 205.1);

-захват заложника (ст. 206);

-бандитизм (ст. 209);

-вандализм (ст. 214);

-прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1);

-приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (ст. 215.2) и др.

Некоторые преступления рассматриваемой главы могут совершаться как путем действия, так и путем бездействия:

-нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ (ст. 216);

-нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219) и др.

В рассматриваемой главе имеются также преступления, которые могут совершаться только путем бездействия, например небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224).

Многие преступления против общественной безопасности по своему законодательному описанию являются формальными составами, например заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208), бандитизм (ст. 209), организация преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210), незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222).

Ряд преступлений этой главы следует отнести к так называемым материальным составам: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ч. 2 ст. 215), прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1), нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218) и др.

Субъектами преступлений против общественной безопасности в одних случаях могут быть вменяемые физические лица, достигшие 14-летнего возраста: терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), хулиганство при квалифицирующих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226). В других случаях - лица, достигшие 16-летнего возраста: бандитизм (ст. 209), организация преступного сообщества (ст. 210), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211) и др. Большинство преступлений против общественной безопасности могут совершаться лицами, характеризующимися общими признаками субъекта преступления, лишь в некоторых составах таковыми признаются специальные субъекты: прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1), нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219), небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224).

С субъективной стороны большинство преступлений против общественной безопасности являются умышленными деяниями (заведомо ложное сообщение об акте терроризма, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм и др.), либо учиняемыми как умышленно, так и по неосторожности (нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах), либо совершаемыми только по неосторожности (ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, небрежное хранение огнестрельного оружия).

Составы преступлений, предусмотренных ст. 205 (терроризм), ст. 205.1 (вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению), ст. 206 (захват заложника), ст. 209 (бандитизм), ст. 210 (организация преступного сообщества), с субъективной стороны предполагают наличие у субъекта определенной цели. Например, целью виновного при терроризме является нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти. Целью субъекта при захвате заложника является понуждение государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника. Составы терроризма (ч. 3 ст. 205), захвата заложника (ч. 3 ст. 206), угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ч. 2 ст. 211) и некоторые другие при наличии особо квалифицирующих признаков характеризуются двойной формой вины (ст. 27).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: