Д-36 I серии

Гарантийный ресурс до первого ре­монта 3000 часов (1850 циклов) Ресурс до первого ремонта по ТС 9000 часов (5625 циклов) Гарантийный межремонтный ресурс 3000 часов (1850 циклов) Межремонтный ресурс по ТС 6000 ча­сов (3700 циклов)

Назначенный ресурс 15000 часов (9230 циклов)

Календарный срок службы 10 лет Календарный срок службы по ТС 12 лет

Д-36 IIIA серии

Гарантийный ресурс до первого ре­монта 3000 часов

Ресурс до первого ремонта по ТС 6000 часов (2000 циклов) Гарантийный межремонтный ресурс 3000 часов

Межремонтный ресурс по ТС 4000 ча­сов

Назначенный ресурс 8000 часов (4000 циклов)

змкб "прогресс"

Календарный срок службы 10 лет Календарный срок службы по ТС 12 лет


 


Д-136

авиационный турбовальный двигатель

На базе двигателя Д-36 в ЗМКБ был разработан самый мощный в мире турбовальный двухконтурный двига­тель со свободной турбиной Д-136 для вертолетов Ми-26 и Ми-26Т. В 1977 г. начались его стендовые испытания, а в 1982 г. он передан в серию. За учас­тие в создании вертолета Ми-26 главному конструктору Ф.М.Мурав- ченко присуждена Государственная премия СССР.

Д-136 [82]

Серийное производство двигателя на­чато в 1982 г. в ОАО "Мотор Сич".


ЗМКБ

змкб "прогресс


 


Конструктивная схема Д-136 [20]


 


В эксплуатации находятся свыше 470 двигателей Д-136.

ТВаД состоит из девяти модулей, пять из которых идентичны соответствую­щим модулям Д-36, что значительно упрощает серийное производство и ремонт: ведущий вал, выхлопная тру­ба, свободная турбина, ротор турбины низкого давления, корпус опор тур­бин, ротор турбины высокого давле­ния, камера сгорания, корпус проме­жуточный с компрессором высокого давления, компрессор низкого давле­ния.

Ми-26Т[9]

Газогенератор Д-136 идентичен газоге­нератору Д-36, но отличается конст­рукцией промежуточного корпуса меж­ду компрессорами высокого и низкого давления (третий контур отсутствует). Направляющие сопловые аппараты двухступенчатой свободной турбины на охлаждаются (охлаждаются только диски). Передающий вал выведен на­зад. Сопла выведены вбок. Запуск двигателя производится с по­мощью воздушного стартера. Д-136 оснащен гидромеханическим регулятором скорости вращения сво­бодной турбины, синхронизатором мощности обоих двигателей, элек­тронной системой управления темпе­ратурой газа, электронной системой управления скоростью ротора свобод­ной турбины и газогенератора, воз­душным фильтром. N макс. = 11400 л.с. N взл. = 10000 л.с. Се взл. = 0,198 кг/л.с.ч Gв взл. = 36,0 кг/с К к взл. = 18,3 Тг взл. = 1478 К Тг макс. = 1516 К N кр. = 8500 л.с.

пкнд = 10950 об./мин.

пквд = 14170 об./мин.

псв.турб. = 8300 об./мин. (регулируется

Ьдв. Ьдв. Ьдв. Мдв.

пилотом в пределах ±300 об./мин.

3964 мм 1670 мм:1160 мм = 1050 кг


 


Д-18Т

авиационный турбореактивный двигатель


 


Трехвальный ТРДД Д-18Т создан для сверхтяжелых транспортных само­летов Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мр1я".

Д-18Т [41]

Разработка потребовала решения целого ряда научно-технических проблем в области газодинамики, прочности, теплообмена, трехмерно­го математического моделирования, автоматизации проектирования и технологии производства. При газо­динамических расчетах Д-18Т был использован опыт Д-36. Компрессор высокого давления прошел испыта­ния в 1979 г., а двухконтурный вари­ант - в 1980 г. В марте 1982 г. Д-18Т был испытан на самолете Ил-76, где он устанавливался вместо одного из ТРДД Д-30КП. 24 декабря 1982 г. са­молет Ан-124 с четырьмя двигателя­ми Д-18Т совершил первый полет.


змкб "прогресс


 


Серийное производство Д-18Т ведется в ОАО "Мотор Сич".

Д-18Т имеет технические характерис­тики на уровне лучших зарубежных двигателей для гражданской авиации. Его низкий удельный расход топлива обеспечен большими значениями сте­пени повышения давления, большой степенью двухконтурности, газодина­мическим совершенством и высокой культурой производства. Малая удель­ная масса двигателя определяется вы­сокими параметрами рабочего цикла, его рациональной конструкцией, при­менением современных материалов и технологии.

Ротор сверхзвукового одноступенча­того вентилятора состоит из 33 тита­новых лопаток, статор вентилятора - из 60 лопаток, изготовленных из композиционных материалов, с тита­новой накладкой на передней кромке. Трансзвуковой семиступенчатый ком­прессор низкого давления имеет регу­лируемый входной направляющий аппарат и восемь клапанов перепуска воздуха. Лопатки ротора изготовлены из титанового сплава, статора - из стали. Компрессор высокого давления имеет также семь ступеней. Лопатки ротора первых четырех ступеней из­готавливаются из титана, остальные - из стали.

Конструктивная схема Д-18Т [41]
Ан-225 "Мр'т"[42]
Ан-124 "Руслан"[22]

Высокотемпературная низкоэмисси­онная камера сгорания кольцевого ти­па включает в себя 22 форсунки и два воспламенителя. Корпус камеры со­стоит из внутреннего и внешнего кор­пусов, между которыми проходит ох­лаждающий воздух. Лопатки ротора одноступенчатой тур­бины высокого давления охлаждаются конвективно-пленочным способом. Лопатки статора ТВД также охлаждае­мые. Лопатки ротора одноступенчатой турбины низкого давления охлажда­ются конвективным способом. Четы­рехступенчатая турбина вентилятора имеет неохлаждаемые лопатки. Реверсивное устройство, которое за­креплено на промежуточном корпусе имеет 12 створок, которое перекрывая канал контура вентилятора и направ­ляют поток воздуха через решетки внешнего корпуса.

Система управления Д-18Т аналогич­на Д-36.

Д-18Т выполнен по трехвальной сис­теме. Каждый из трех роторов имеют по два подшипника (итого шесть). Он состоит из 17 модулей, которые могут заменяться непосредственно у эксплу- атантов без капитальных заводских ремонтов, что позволяет эксплуатиро­вать двигатель по техническому состо­янию. Двигатель сертифицирован авиарегистром МАК. Д-18Т III серии устанавливается на транспортные самолеты Ан-124-100 и Ан-225.

Рвзл. = 23400 кгс Суд.взл. = 0,345 кг/кгс.ч Ов взл. = 760 кг/с Тг взл. = 1610 К

Ркр. = 4860 кгс (Н = 11000 м, Мп = 0,75)

Суд.кр. = 0,546 кг/кгс.ч

Ов = 765 кг

пв = 3450 об./мин.

пкнд = 5900 об./мин.

Пквд = 9100 об./мин.

Ьдв. = 5400 мм

Ьдв. = 2792 мм

Ьдв. = 2937 мм

Мдв. = 4100 кг

В эксплуатации находятся 184 двига­теля Д-18Т всех серий. Из них 55 III се­рии.

Двигатель Д-18Т III серии сертифици­рован авиарегистром МАК и эксплуа­тируется по техническому состоянию до выработки ресурса основных дета­лей, которые составляют 6000...20000 полетных циклов.


змкб "прогресс"

Д-236Т

ЗМКБ

авиационный винтовентиляторный двигатель


 


В 1979 г. на базе газогенератора Д-36 начато проектирование винтовенти- ляторного двигателя Д-236Т с редук­тором для привода соосных винто- вентиляторов противоположного вра­щения СВ-36. В 1981 г. был разрабо­тан его эскизный проект, а в 1985 г. начались стендовые испытания. Лет­ные испытания проведены на летаю­щей лаборатории Ил-76ЛЛ в 1987 г. С 1987 г. ОКБ имени А.С.Яковлева про­водило работы по интеграции Д-236Т на летающей лаборатории Як-42ЛЛ.

В марте 1991 г. Як-42 совершил пер­вый полет с Д-236Т, который устанав­ливался вместо одного из двигателей Д-36.

Двигатель представляет собой трех- вальный ТРДД, где винтовентилятор приводился от отдельной турбины че­рез планетарный редуктор (его переда­точной число равно 5,67). Винтовентилятор СВ-36 разработан в НПП "Аэросила". Его лопасти изготов­лены из композиционных материалов без применения металлических струк­тур. Передний винт состоит из восьми

лопастей, задний - из шести.

Пвзл. = 1000 об./мин.

Пкр. = 950 об./мин.

Пмг = 500...600 об./мин.

Dвинтовентилятора = 4200 м

Nem. = 10850 л.с.

Nмакс. кр. = 6340 э.л.с. (Н = 11000 м, Мп = 0,7) Суд.взл. = 0,207 кг/л.с.ч Суд.кр. = 0,161 кг/л.с.ч


 


Д-37

авиационный винтовентиляторный двигатель


 


С начала 80-х гг. проводились рабо­ты по созданию принципиально но­вого винтовентиляторного двигателя Д-27 с высокими параметрами газо­динамического цикла для самолетов Ан-70/70Т, Бе-42 и Ан-180. Этот дви­гатель имеет значительно более вы­сокую топливную эффективность, чем современные турбореактивные двухконтурные двигатели. Первые испытания газогенератора Д-27 проведены в 1988 г., а в 1990 г.

Бе-42 [2]

он был установлен на летающую ла­бораторию Ил-76 и прошел полный комплекс исследований. Четыре дви­гателя Д-27 были установлены на первом экземпляре Ан-70, который совершил свой первый полет 16 де­кабря 1994 г.

Особенности конструкции двигателя Д-27: компрессор двухкаскадный, с малым числом ступеней, последняя ступень центробежная; камера сго­рания высокотемпературная, с рав­номерным полем температур на вхо­де в турбину; турбина трехвальная, с системой активного управления ра­диальными зазорами и широким ис­пользованием пространственного профилирования лопаточного аппа­рата, рабочие лопатки монокристал­лические; редуктор одноступенчатый дифференциальный, со встроенным измерителем тяги; система управле­ния электронная типа FADEC. N взл. = 14000 э.л.с. Сэ взл. = 0,170 кг/э.л.с.ч. Ов = 27,4 кг/с Тг взл. = 1640 К Кк взл. = 22,9 N кр. = 6750 э.л.с.

Стендовые испытания Ц-21 [41]

Сэ макс. кр. = 0,130 кг/э.л.с.ч. (Н = 11000 м, Мп = 0,7) Кк кр. = 29,7


змкб "прогресс

Конструктивная схема Ц-27 [41]

Тг кр. = 1450 К

Т| винтовентилятора кр. = 0,9 (Мп = 0,7)

Овинтовентилятора = 4500 мм

Мдв. (без винтовентилятора) = 1650 кг

Ьдв. = 4198 мм

Ьдв. = 1260 мм

Мдв. = 1370 мм

На основе Д-27 разработан проект двухконтурного турбовального двига­теля со свободной турбиной Д-127 мощностью 14350 л.с. для замены ТВаД Д-136 вертолета Ми-26. ТРДД Д-727 со сверхвысокой степе­нью двухконтурности рассчитан на установку на дальнемагистральные пассажирские и грузовые самолеты. Он разработан на основе газогенера­тора двигателя Д-27. Вентилятор име­ет широкохордные лопатки. Он приво­дится от трехступенчатой турбины че­рез редуктор. Это позволяет добивать­ся степени двухконтурности около 13. Д-727 - это двигатель модульной кон­струкции с автоматической системой управления.

ЗМКБ
Д-27 [82]

Разработка модификации Д-727 ве­дется под параметры: Рвзл. = 11530 кгс Рмакс. продолжит. = 13360 кгс

Ан-70 [1]


змкб "прогресс"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: