I. Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определения следующим понятиям: гражданские (арбитражные) процессуальные правоотношения, субъект гражданских (арбитражных) процессуальных правоотношений, объект гражданских (арбитражных) процессуальных правоотношений, процессуальная правоспособность, процессуальная дееспособность.

2. Составьте схему: «Субъекты гражданских (арбитражных) процессуальных правоотношений».

3. Объясните соотношение понятий: субъекты гражданских процессуальных правоотношений, участники гражданских процессуальных правоотношений, лица, участвующие в деле.

4. Решите задачу:

Супруги Холодовы А.В. и М.Н. обратились в суд с иском о расторжении брака. Исковое заявление было подписано обоими супругами.

В исковом заявлении было указано, что одним из оснований предъявления иска является то обстоятельство, что каждый из супругов создал вторую семью и в настоящее время они проживают раздельно.

Помимо требования о расторжении брака в исковом заявлении содержалась просьба о разделе совместно нажитого имущества, в состав которого входила и приватизированная квартира.

При подготовке дела к рассмотрению судья выяснил, что в составе имущества, подлежащего разделу, имеется указание на холодильник и стереосистему, которые временно находились в квартире и принадлежали сестре Холодовой М.Н. – Проскуриной Л.Н., которая, однако, не знала о том, что в производстве суда находится дело о расторжении брака Холодовых.

Что касается детей Холодовых – дочери Надежды 9 лет и сына Сергея 11 лет, то родители указали, что ими достигнута договоренность о том, с кем они будут проживать после расторжения брака их родителей.

Однако до рассмотрения дела по существу в суд поступило заявление сына, в котором он просил суд удовлетворить его просьбу о том, чтобы вопрос о месте проживания его и сестры после расторжения брака родителей был решен при рассмотрении дела по существу в суде.

Определите процессуальное положение лиц, участвующих в деле.

II. План семинарского занятия

(форма обучения: очная)

1. Структура процессуальных правоотношений.

2. Процессуальные права и обязанности субъектов гражданского и арбитражного процессов в зависимости от их процессуального положения.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

Для освоения материала и выполнения заданий для самостоятельной работы необходимо изучить лекционный материал, соответствующие разделы учебников из списка основной литературы. В целях более углубленного усвоения темы используйте источники, приведенные в списке дополнительной литературы. Изучение материала следует сопровождать уяснением основных понятий, относящихся к изучаемой теме.

При выполнении второго задания для самостоятельной работы следует исходить из того, что субъекты гражданских процессуальных правоотношений можно разделить на три основные группы: 1) суд; 2) лица, участвующие в деле; 3) участники, содействующие рассмотрению дела. Необходимо установить, кто входит в состав каждой из групп, пользуясь Гражданским процессуальным Кодексом Российской Федерации и Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года № 11 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в частности, пунктом 17. Следует обратить внимание на фигуру представителя как участника гражданских процессуальных правоотношений. В пункте 17 указанного Постановления недвусмысленно определен его процессуальный статус как участника, содействующего рассмотрению дела. Однако в теории идут споры относительно статуса представителя, так одни ученые определяют его в группу лиц, содействующих осуществлению правосудия, другие - в отдельную четвертую группу участников.

Выявление соотношения понятий: субъекты гражданских процессуальных правоотношений, участники гражданских процессуальных правоотношений, лица, участвующие в деле, - самым непосредственным образом связано с выполнением предыдущего задания. Для того чтобы прийти к верному выводу, следует изучить взаимосвязи между каждой группой субъектов процессуальных правоотношений.

Рассматривая первый вопрос семинарского занятия, следует исходить из того, что процессуальные правоотношения - это разновидность правовых отношений. Им, как и всем правоотношениям, свойственно то, что они возникают и существуют на основе норм права между конкретными лицами, юридически закрепляют взаимное поведение их участников, обеспечены силой государственного принуждения. Вместе с тем гражданское судопроизводство - специфическая сфера общественной деятельности, поэтому и возникающие в ней правовые отношения имеют свои особенности: гражданские (арбитражные) процессуальные правоотношения возникают на основе норм гражданского (арбитражного) процессуального права, служат средством их применения, отражают динамику процесса, обладают свойством единства предмета и цели, не могут возникать без участия суда. Необходимо проанализировать особенности гражданских процессуальных правоотношений и арбитражных процессуальных правоотношений.

Элементами процессуального правоотношения, как и любого другого правоотношения, являются субъект, объект и содержание.

Субъектами процессуального права являются суд, граждане и организации. Каждый участник преследует в процессе свои цели и соответственно этому занимает в нем строго определенное положение: истца, ответчика, третьего лица без самостоятельных требований, заявителей, заинтересованных лиц и др. Согласно своему положению каждый участник процесса наделяется соответствующими правами и обязанностями.

Объектом является спор, подлежащий рассмотрению и разрешению судом.

Что касается содержания процессуальных правоотношений, то это один из сложных вопросов теории процессуального права. Некоторые авторы считают, что содержанием процессуальных отношений являются права и обязанности суда и других участников процесса. По мнению же других, содержание гражданских процессуальных отношений составляют процессуальные действия его субъектов, совершаемые в соответствии с их правами и обязанностями. Необходимо рассмотреть различные позиции и сформировать собственное мотивированное мнение по данному вопросу.

Подготовку ко второму вопросу семинарского занятия следует начинать со схемы, предусмотренной во втором задании для самостоятельной работы. Затем необходимо дать краткую характеристику правовому положению (проанализировать права и обязанности) каждого из субъектов процессуальных правоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: