double arrow

Задания для выполнения самостоятельной работы

Наименование раздела (темы) Содержание самостоятельной работы Форма контроля
Раздел 1. Введение в экономику
Тема 1.Предмет, метод и этапы развития экономической теории Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, подготовка к семинару Участие в семинаре, выполнение аудиторных заданий
Тема 2.Производственные возможности общества и экономический выбор Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, подготовка к семинару Участие в семинаре, выполнение аудиторных заданий
Тема 3.Общественное производство и экономические отношения Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, интерактивная (групповая) работа в аудитории Выполнение аудиторных заданий
Тема 4.Экономические системы Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, подготовка к семинару Участие в семинаре, выполнение аудиторных заданий
Раздел 2. Микроэкономика
Тема 5.Основные элементы рынка: цена, спрос и предложение Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, подготовка к семинару, выполнение домашней контрольной работы Участие в семинаре, решение задач, кейсов
Тема 6.Конкуренция как основа рыночной экономики Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, подготовка к семинару Участие в семинаре, выполнение аудиторных заданий
Тема 7.Теория производства фирмы Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, подготовка к семинару, выполнение домашней контрольной работы Участие в семинаре, решение задач, кейсов
Раздел 3. Макроэкономика
Тема 8. Национальная экономика: результаты развития и их измерение Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, интерактивная (групповая) работа в аудитории Выполнение аудиторных заданий
Тема 9. Макроэкономическая нестабильность и макроэкономическое равновесие, механизмы его обеспечения Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, интерактивная (групповая) работа в аудитории Выполнение аудиторных заданий
Раздел 4. Мировая экономика
Тема 10.Объективные основы всемирного хозяйства. Экономические отношения в системе мирового хозяйства Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, интерактивная (групповая) работа в аудитории Выполнение аудиторных заданий

Самостоятельная работа № 1. Тема «Предмет, метод и этапы развития экономической теории»




Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:



1) выписать ключевые понятия темы в словарь терминов

Ключевые понятия: экономика как наука; предмет экономической науки; экономическое поведение; «микроэкономика», «макроэкономика»; функции экономической науки; экономическая стратегия и экономическая политика; методы экономической науки: позитивный и нормативный анализ, роль математики в экономике: функциональные зависимости; экономические модели и эксперименты; краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности; общенаучные методы в экономике: диалектическая логика, индукция, дедукция, аналогия, историзм.

2) подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Экономические закономерности как предпосылка для развития экономической науки.

2. Экономические категории и модели как отражение исторических детерминант развития общества.

3. Меркантилизм – определяющее направление экономической политики XV – XVII вв. в Европе. Значение учения физиократов. Таблицы Ф. Кене.

4. Классическая политэкономия. Основные положения экономического учения А. Смита и Д. Рикардо. Марксистский этап.

5. Теория предельной полезности и предельной производительности. Австрийская школа. Кембриджская школа.

6. Ведущие направления экономической мысли в XX в. Кейнсианство, монетаризм и др.

7. Российская экономическая школа и ее специфика.

Самостоятельная работа № 2. Тема «Производственные возможности общества и экономический выбор»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:

1. выписать ключевые понятия темы в словарь терминов;

Ключевые понятия: потребности, их классификация; блага, их виды; ресурсы, факторы производства и их содержание; главное противоречие экономики; альтернативная стоимость, закон возрастания альтернативной стоимости, кривая производственных возможностей экономической системы.

2. подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Редкость – принципиальная проблема экономической деятельности.

2. Естественные и социальные условия жизни человека. Модель человека экономического как основа решения главного противоречия экономики.

3. Границы производственных возможностей экономической системы.

4. Основы общественного производства: факторы производства, их взаимоотношение и комбинации.

Самостоятельная работа № 3. Тема «Общественное производство и экономические отношения»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.

Ключевые понятия: производство как вид целенаправленной деятельности; сущность общественного производства; виды общественного производства (натуральное хозяйство и товарное производство); возникновение и сущность товарного хозяйства; разделение труда и кооперация; взаимозависимость производителей; теория сравнительного преимущества.

Самостоятельная работа № 4. Тема «Экономические системы»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:

1. выписать ключевые понятия темы в словарь терминов;

Ключевые понятия:

- понятие экономической системы и ее элементы; характер взаимодействия элементов; факторы экономического развития;

- рынок как экономическая система: основные характеристики; внешние эффекты (эксерналии) и общественные блага; теория общественного выбора; провалы в регулировании экономики рынка, координации и государства: асимметрия информации, оппортунистическое поведение; теневая экономика;

- функции государства в рыночной экономике: правовое регулирование рыночного механизма, производство общественных товаров, минимизация трансакционных издержек, компенсация внешних издержек (экстерналий), перераспределение доходов, сглаживание неравномерности экономического развития (экономических циклов).

2. подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Закономерности развития и особенности экономических систем. Исторические типы технико-экономических систем, их характеристика.

2. Роль государства в рыночной экономике. Теоретические концепции необходимости и возможности государственного регулирования рыночной экономики.

3. Смешанная экономика. Способы государственного регулирования экономики в условиях смешанной экономической системы (на примере отдельных стран).

Самостоятельная работа № 5. Тема «Основные элементы рынка: цена, спрос и предложение»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:

1. выписать ключевые понятия темы в словарь терминов:

Ключевые понятия:

- спрос и предложение; закон спроса, закон предложения; факторы спроса; спрос, полезность; потребительские предпочтения, предельная полезность; бюджетное ограничение; кривая безразличия;

- индивидуальный спрос, рыночный спрос; эффект дохода, эффект замещения; эластичность спроса; предложение и его факторы; издержки производства; закон убывающей предельной производительности; эффект масштаба; эластичность предложения;

- равновесная цена; мгновенное, краткосрочное и длительное рыночное равновесие; понятие динамического рыночного равновесия.

2. подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Цена, спрос и предложение: тенденции формирования в зависимости от уровня развития научно-технического прогресса.

2. Потребительские предпочтения и предельная полезность в условиях общества ускоренного потребления.

3. Закон убывающей предельной производительности и эффект масштаба производства – аксиома?

Самостоятельная работа № 6. Тема «Конкуренция как основа рыночной экономики»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:

1. выписать ключевые понятия темы в словарь терминов:

Ключевые понятия: сущность и функции конкуренции в рыночной экономике; конкуренция и ее виды; эффективность конкурентных рынков; Парето-эффективность; типы и виды конкуренции; характеристики рынка совершенной конкуренции; рыночная власть; основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции; барьеры входа и выхода (в отрасли); монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта; олигополия, монополия: чистая монополия, естественная монополия; максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции; ценовая дискриминация; потери от несовершенной конкуренции; анти-монопольное регулирование.

2. подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Субъектная структура современного рыночного хозяйства.

2. Сущность экономических институтов и их роль в системе рыночного хозяйствования. Собственность как экономический институт. Законы собственности и присвоения.

3. Конкуренция как форма проявления присвоения. Тенденции развития конкуренции в современном мире и РФ.

Самостоятельная работа № 7. Тема «Теория производства фирмы»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:

1. выписать ключевые понятия темы в словарь терминов:

Ключевые понятия:

- фирма; функционирование фирмы; выручка, прибыль; производственная функция; издержки и прибыль фирм: издержки производства, виды издержек (постоянные, переменные; предельные, общие, средние);

- излишки потребителя, излишки производителя; теории поведения потребителя и производителя (предпринимателя); доходы: формирование, распределение и неравенство;

- поведение производителя в условиях совершенной конкуренции; предложение совершенно конкурентной фирмы (отрасли); принцип максимизации прибыли; деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах; равновесие фирмы в условиях несовершенной конкуренции; оптимизация объемов производства в условиях монополии;

- виды предприятий; виды ценных бумаг; оценка результатов хозяйственной деятельности; понятие банкротства; основы бухгалтерского учета; основы маркетинга.

2. подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Выручка и прибыль – основные критерии эффективности деятельности фирмы?

2. Теории поведения потребителя и производителя (предпринимателя) в контексте феномена излишков потребителя и производителя.

3. Пути повышения эффективности деятельности фирмы в современных условиях: тенденции и перспективы.

Самостоятельная работа № 8. Тема «Национальная экономика: результаты развития и их измерение»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.

Ключевые понятия: национальная экономика как целое, резидентные и нерезидентные институциональные единицы, кругооборот доходов и продуктов, характеристика системы национальных счетов, основные макроэкономические показатели, валовой национальный продукт (ВНП) и методы его расчета, номинальный и реальный ВНП. ВНП–дефлятор, валовой внутренний продукт (ВВП) (производство, распределение и потребление) и способы его расчета, чистый национальный продукт и национальный доход, располагаемый личный доход, индексы цен, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестирования (валовые и чистые), национальное богатство, отраслевая и секторальная структура национальной экономики, межотраслевой баланс.

Самостоятельная работа № 9. Тема «Макроэкономическая нестабильность и макроэкономическое равновесие, механизм его обеспечения»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.

Ключевые понятия:

- экономический рост: сущность, цели, ресурсы, типы, противоречия, тренд; экономические циклы: сущность, закономерности; общие черты экономического цикла; фазы цикла, их характеристика; теория технологических укладов и «длинных волн» Н. Д. Кондратьева; продолжительность экономических циклов; эффект акселератора;

- классическая теория макроэкономического равновесия: равновесие на товарном рынке. равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD – AS); парадокс бережливости; «золотое правило накопления»; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис (негибкость экономических систем); инвестиции, их роль в обеспечении макроэкономического равновесия; эффект мультипликатор автономных расходов и инвестиций; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS – LM); сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства.

Самостоятельная работа № 10. Тема «Объективные основы всемирного хозяйства. Экономические отношения в системе мирового хозяйства»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.

Ключевые понятия: Общемировые аспекты экономического развития. Проблемы интернационализации национальных хозяйств, влияние научно-технической революции на интернационализацию хозяйственной жизни. Эффективность международного разделения труда, международной специализации. Теория сравнительных преимуществ в масштабах мирового хозяйства. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс и валютный курс. Закрытая и открытая экономика. Фиксированный и плавающий курсы валют. Паритет покупательной способности. Мировая торговля. Тенденции развития мировой торговли. Либерализация мировой торговли и протекционизм. Проблемы включения экономики России в мировой рынок. Международная миграция капитала. Иностранный капитал в России. Роль иностранных инвестиций для экономики России. Международный рынок ссудных капиталов. Международная миграция трудовых ресурсов. Международные научно-технические связи. Международная валютная система. Валютный курс и факторы, его определяющие.


3.8. Тестовые задания (примеры из разных вариантов)

Человек в экономике рассматривается, прежде всего, как: 1. создатель и носитель духовных ценностей; 2. естественный носитель всех общественных отношений; 3. творческая личность; 4. экономический человек.
Объектом исследования, в политической экономии и в экономике, является поведение: 1. естественного человека; 2. экономического человека; 3. человека, руководствующегося этическими ценностями; 4. человека в обществе.
Позитивная экономическая теория изучает: 1. вопрос «что есть?»; 2. вопрос «что должно быть?»; 3. положительные тенденции в экономическом развитии; 4. оценочные суждения.
Если экономика исследуется как целостная система, то это анализ: 1. микроэкономический; 2. макроэкономический; 3. позитивный; 4. нормативный.
Альтернативна стоимость – это … 1. ценность следующей наилучшей альтернативы, от которой приходится отказываться, когда ограниченные ресурсы используются для выбранной цели; 2. стоимость всех альтернатив, от которых приходится отказываться, когда ограниченные ресурсы используются для выбранной цели; 3. сумма всех затрат фирмы на производство данного товара, выраженная в денежной форме; 4. денежные затраты, которые придется понести, если будет принято данное решение.
Принципиальная неразрешимость проблемы ограниченности ресурсов связана с тем, что... 1. часто возникают ситуации, когда имеющихся товаров не хватает на всех потребителей, например, невозможно поровну поделить 7 видеокассет между 10 желающими их получить; 2. большинство природных ресурсов человечества исчерпаемы; 3. рынок не может произвести все необходимые людям товары и услуги; 4. в каждый конкретный момент времени человеческие потребности превышают возможности их удовлетворения за счет доступных ресурсов.
При построении кривой производственных возможностей предполагается, что полностью будут использоваться следующие виды ресурсов: 1. трудовые ресурсы и капитал; 2. трудовые ресурсы, природные ресурсы и капитал; 3. капитал и природные ресурсы; 4. трудовые ресурсы.
Кривая производственных возможностей экономической системы показывает: 1. точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить; 2. лучшую из возможных комбинаций двух товаров: 3. альтернативную комбинацию максимально возможного производства двух товаров при наличии данного количества ресурсов; 4. время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.
Под расширенным воспроизводством понимается: 1. движение капитала от его авансирования до реализации произведенных с его помощью товаров и услуг; 2. повторение процесса производства в неизменных масштабах; 3. постоянно повторяющийся процесс кругооборота капитала; 4. повторение процесса производства в увеличивающихся размерах.
В рамках теории трудовой стоимости соизмеримыми разные товары делают: 1. их одинаковые свойства; 2. одинаковая полезность для разных субъектов; 3. природно-климатические условия, в которых они произведены; 4. труд, затраченный на их производство.
При наличии множества недостатков у рыночного механизма есть неос­поримое преимущество. Оно выражается: 1. в уравнительном распределении дохода; 2. в стабильном развитии экономики: 3. в сохранности природных ресурсов; 4. в эффективном распределении ресурсов.
В рыночной экономике интересы общества в целом будут соблюдены, даже если каждый стремится к достижению своих собственных целей, в результате: 1. действия в рыночной экономике принципа конкуренции; 2. социальной ответственности лидеров деловых кругов; 3. тщательного планирования и координации деятельности рынка; 4. понимания каждым гражданином, в чем состоят общественные интересы.
Модель рынка совершенной конкуренции предполагает, что ... 1. цена товара полностью определяется покупателями; 2. цена товара подвержена постоянным изменениям; 3. товар, предлагаемый к продаже на рынке, является унифицированным; 4. верно все перечисленное выше.
Модель рынка совершенной конкуренции предполагает, что ... 1. отсутствуют барьеры для вхождения в рынок; 2. цена товара полностью определяется покупателем; 3. продавцы, действующие на таком рынке, получают меньшую прибыль, чем продавцы, действующие на монополистическом рынке; 4. верно все перечисленное выше.
Закон спроса утверждает, что ... 1. по более высокой цене люди готовы купить меньшее количество товара; 2. превышение величины предложения нал величиной спроса приводит к нехватке товаров; 3. люди готовы покупать больше товаров, когда их доходы растут; 4. по более низкой цене люди готовы купить меньшее количество товаров.
В экономике спрос - это... 1. количество товара, которое производители предлагают к продаже по соответствующим ценам; 2. количество товара, которое люди хотят иметь, независимо от того, могут ли они его купить или нет; 3. связь между количеством товара, которое потребители готовы купить, и ценой этого товара; 4. количество товара, на приобретение которою у покупателей есть средства.
Экономические законы спроса и предложения – это 1. законы государственного планового ценообразования на социально значимые товары, устанавливаемые на уровне ниже рыночного равновесия; 2. законы конкурентного ценообразования в смешанной рыночной экономике; 3. и ответ 1 и ответ 2, поскольку они взаимосвязаны и дополняют друг друга; 4. нет верного ответа.
Цены в рыночной экономике … 1. стабильно низки; 2. выше, чем при государственном регулировании; 3. меняются в результате взаимодействия спроса и предложения; 4. устраивают продавцов, но не устраивают покупателей.
В механизме ценообразования спрос характеризует: 1. обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров; 2. постепенное убывание спроса покупателей на данный товар; 3. прямую линейную зависимость между ценой товара и его покупаемым количеством; 4. верны ответы 1 и 2.
Изменение спроса, т.е. его рост или снижение, зависит, прежде всего: 1. от уровня цен на покупаемые товары; 2. от денежных доходов покупателей; 3. от субъективных вкусов и предпочтений, моды на данный товар; 4. верны ответы 1, 2 и 3; 5. нет верных ответов.
Закон предложения товаров — это: 1. функция производства и функция продавца товаров, показывающая прямую зависимость между ценами и количеством предлагаемых покупателю товаров; 2. функция покупателя товаров, показывающая обратную зависимость между ценой и количеством продаж товаров; 3. закон ценообразования, показывающий, что право установления цен на товары принадлежит тому, чье предложение данных товаров преобладает и является наиболее массовым на рынке.
Предложение товаров на рынке зависит от: 1. экономии издержек производства; 2. уровня применяемых в производстве технологий; 3. цен на ресурсы производимых товаров; 4. верны все варианты.
График рыночного равновесия цен показывает: 1. цену, при которой по каждому данному товару нет ни дефицита, ни излишков; 2. цену предложения, так как между этой ценой и количеством продаж прямая линейная зависимость; 3. цену спроса, поскольку рынок — это сфера, где покупатель всегда прав и всякая попытка повышать цены приведет к затовариванию рынков.





Сейчас читают про: