Аккредитация [accredere доверять] 1) установление (подтверждение на очередной срок) государственного аккредитационного статуса вуза по типу, виду (и категории) в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ; по перечню аккредитованных программ вуз имеет право выдавать документы об образовании гособразца; 2) государственная или общественно-профессиональная процедура, комплекс мероприятий по оценке, обеспечению и гарантии качества образования.
Анализ –методисследовательскойдеятельности, в основе которого лежитизучение элементов системы качества, установление пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей.
Аттестация [attestatio свидетельство] - определение квалификации работающего, уровня знаний учащегося, качества обучения в учебном заведении; форма государственно-общественного контроля; периодически проводимая в рамках аккредитации процедура определения качества обучения в учебном заведении, оценки соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников установленным требованиям (ФГТ, ФГОС, ГОС).
|
|
Аудит [audio слышу, auditor следователь] – проверка отчетности, финансового положения и других характеристик деятельности организации; систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (поверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки).
Валидация – утверждение на основе предоставления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены правильно, законно.
Верификация - подтверждение достоверности соответствия на основе предоставления объективных свидетельств того, что установленные требования были действительно выполнены.
Всеобщее управление качеством (TQM) — подход к управлению организацией, основанный на участии всех ее членов в деятельности по качеству, и направленный на достижение успеха организации и общества в целом на основе удовлетворения требований потребителя. Основа философии TQM — «улучшению нет предела!».
Группа по аудиту (проверке) – один или несколько аудиторов (экспертов), проводящих аудит (проверку); группа контроля качества образовательной деятельности.
Дефект – невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием.
Деятельность ОУ – совокупность образовательной, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности образовательного учреждения (организации).
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуника-ционных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. (в ред. от 28.02.12 №11-ФЗ)
|
|
Документированная информация - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Документация нормативно-техническая – документы, устанавливающие требования.
Заключение эксперта – форма получения от экспертов сведений, уменьшающих или снимающих неопределенность о качестве образования в ОУ, существовавшую до их получения.
Запись – документ, содержащий /отражающий/ достигнутые результаты или свидетельство осуществленной деятельности.
Инновационные технологии -нетрадиционные формы и методы обучения, приводящие к новой образовательной практике.
Инновационность - соответствие технологических, технических и качественных характеристик продуктов (товаров, работ и услуг) уровню технического развития, существующему на момент их реализации на рынке.
Инновация – (лат. innovatio)нововведение, изменение, обновление; конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновации: целевые (продуктовые) и процессные.
Инновация педагогическая (в обучении) – особая организация деятельности и мышления, охватывающая всю сферу образования и подготовки кадров (ее существенные сегменты).
Интернет-технологии - языки разметки[83] для создания Web-страниц, и интеллектуальные агенты для использования интеллектуальных электронных учебно-методических комплексов, баз знаний, экспертных систем.
Качества обеспечение – все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества ОУ, а также подтверждаемые (если требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.
Качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (федеральным государственным требованиям) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг; см.: проект ФЗ «Об образовании в РФ»;
Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям или совокупности характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Компетенции – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; динамическая комбинация, илисочетание характеристик (относящихся к знанию и егоприменению, к позициям, навыкам и ответственностям), способностей и позиций индивида, выступающих целью образовательных программ.
Контроль – процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой.
Корректирующее действие - действие, предпринятое для устранения отклонения от установленных требований, обнаруженного несоответствия оказываемой услуги (производимой продукции).
Коррекция – действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия, т.е.невыполнения требования.
Менеджмент качества – скоординированная деятельность по управлению организацией с позиций обеспечения и постоянного улучшения качества не только продукции и процессов, но и любых видов деятельности.
Модель – знаковая система, отображающая существенные свойства исследуемого объекта таким образом, что изучение модели позволяет получить новую информацию об описываемом объекте (референте).
|
|
Модули основные, т.е. группа предметов, составляющих ядро соответствующей науки (напр., для бизнеса и менеджмента: бизнес-функции, бизнес-среда, бизнес в контексте);
Модули организационных и коммуникационных навыков (напр., навыки учения, работа в группах управление временем, риторика, иностр. языки) – навыки, которые в течение долгого времени запрашиваются многими заинтересованными кругами, но пока необязательно включены в учебные программы в качестве независимых модулей;
Модули переносимых навыков (напр., опыт работы/определение на работу, проекты, диссертация, деловые игры…, области, призванные развивать те компетенции, которые необходимы для сближения теории и практики и всегда требуются, но, тем не менее, составляют проблему для многих выпускников при вступлении на рынок труда).
Модули поддерживающие - дополняют модули основные в степени, позволяющей сделать ясным результаты, напр., деловых операций (скажем, для бизнеса и менеджмента: математика, статистика, информационные технологии).
Модули специализированные – профилирующие /непрофилирующие/, факультативные /элективные/ – список предметных областей, из которых студент может выбрать одну или несколько для получения более широких знаний (например, они могут группироваться по бизнес-функциям [логистика, маркетинг, финансы …], по типам предприятий [малые и средние, многонациональная корпорация,…], по географическим областям [Страны Тихоокеанского бассейна, Восточная Европа …] или по секторам бизнеса [услуги, фармацевтика, автомобильная промышленность …]).
Модульный принцип – деление учебной дисциплины на блоки – модули или юниты (unit) – по 45 акад. часов.
Модульный рабочий учебник - гипертекст по модулю, включающий глоссарий, методические материалы, научный обзор учебного материала, упражнения, контрольные вопросы.
Комплексная оценка деятельности ОУ – (с 2000 года) проводится силами единой комплексной комиссии, основана на объединении процедур повторного (очередного) лицензирования и госаккредитации вуза.
|
|
Лицензирование [licentia разрешение, право] 1) выдача разрешения на ведение какого-либо вида деятельности (образовательной, напр.), компетентными органами на определенный срок; 2) оценка соответствия условий деятельности гостребованиям, напр., к учебным аудиториям, оборудованию лабораторий, уровню преподавательских кадров, учебной литературе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии и противопожарной безопасности.
План качества - документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту.
Политика в области качества – общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Постоянное улучшение – повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования.
Предупреждающее действие – действие, предпринятое для предотвращения потенциально нежелательной ситуации, устранения причин и условий, способствующих возникновению несоответствий оказываемой услуги, увеличению риска получения продукции низкого качества.
Проверка качества – систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям; применяется к системе качества в целом или к ее элементам (процесс, продукция, услуги).
Процедура документированная – документированный установленный способ осуществления деятельности или выполнения определенной работы (процесса).
Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы и выходы.
Процесс образовательный – процесс, реализующий одну или несколько образовательных программ.
Процессный подход – управленческая концепция, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций в рамках организации.
Результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции.
Рефлексия (reflexio обращение назад) – размышление (мышление о мышлении), самонаблюдение, самопознание; форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
Руководство по качеству – документ[84], определяющий СМК организации и содержащий описание элементов системы качества в соответствии с 20 параграфами стандарта ИСО 9001.
Система менеджмента качества (СМК, система качества) - совокупность организационной структуры, ответственности, мероприятий, процедур, процессов и ресурсов, направленных на обеспечение удовлетворения потребностей заказчиков; комплект документов, обеспечивающих общее управление качеством в организации.
Сертификация [certum верно + facere делать] – выдача (независимой компетентной стороной) документа, удостоверяющего качество услуги, товара и т. д.
Технология педагогическая – комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства, способы организации деятельности для анализа управления решением проблемы, охватывающий все аспекты усвоения знаний.
Технология формирования компетенций – комплексный интегративный процесс, включающий педагога и обучающегося, способы оптимальной организации их взаимодействия, алгоритмизированной деятельности, направленной на достижение результатов обучения в формате компетенций как эталона полного усвоения материала в рамках учебного курса.
Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Улучшение качества — постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества её изготовления, совершенствование элементов деятельности (производства) и СМК; мероприятия, предпринимаемые в организации с целью повышения эффективности деятельности и процессов для получения выгоды не только для организации, но и для потребителей ее продукции.
Управление качеством (в широком смысле)– управление организацией, когда во главу угла ставится качество всех видов деятельности, т.е. качество является главной целью; (в узком смысле у.к. — это методы и деятельность оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству).
Услуги образовательные - деятельность по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ, программ профессиональной подготовки или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью; см. ст.2 проектаФЗ «Об образовании в РФ»;
Участники процесса образовательного – обучающиеся, работники ОУ, родители (законные представители).
Формула расчета затрат [formula форма, правило] – краткая форма определения стоимости, в данном случае - процедур оценки качества образования, услуг независимых экспертов, агентств и организаций.
Федеральный государственный образовательный стандарт - технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня.
Цели в области качества – закрепленные в документах СМК количественные или качественные требования к продукции, услугам, процессам.
Эксперт [expertus опытный] по качеству ВПО – лицо, обладающее специальными познаниями в сфере ВПО и привлекаемое органом управления образованием для осуществления экспертизы вуза. Эксперт, как правило, имеет соответствующий сертификат, ученое звание, ученую степень, 5-летний практический опыт работы по организации учебного процесса в вузе, 10-летний педагогический стаж работы в аккредитованном вузе[85].
Экспертиза – специальное компетентное исследование[86] точного вопроса, решение которого требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д.
Экспертиза в образовании – проверка условий осуществления образовательной деятельности в конкретной образовательной организации на соответствие установленным лицензионным требованиям и аккредитационным показателям.
Экспертные оценки качества образования – количественные и /или/ качественные оценки характеристик процессов и явлений, не поддающихся непосредственному измерению.
Электронное обучение – под ним понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
Сокращения:
ГПН – государственный пожарный надзор (Госпожнадзор);
ГОСТ Р ИСО – международный стандарт качества;
ГОС ВПО - государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;
ДОТ - дистанционные образовательные (обучающие) технологии;
ОУ – образовательное учреждение; ГОУ – государственное; НОУ - негосударственное;
ООП – основная образовательная программа;
ППС – профессорско-преподавательский состав;
РПД – рабочая программа дисциплин;
РУП – рабочий учебный план;
СМК ВУЗа – система менеджмента качества высшего учебного заведения;
СНиП – строительные нормы и правила;
СанПиН – санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
СЭС – санитарно-эпидемиологическая служба (станция);
УГС - укрупненная группа специальностей;
УМО – учебно-методическое объединение;
ФГБОУ - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение;
ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт;
ФГТ - федеральные государственные требования;
ФГУ – федеральное государственное учреждение;
ФЗ РФ – федеральный закон Российской Федерации;
ФСН в сфере образования и науки - федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
ЭБС – электронная библиотечная система;
Э-УМК – электронный учебно-методический комплекс;
Приложение 1. Кодекс профессиональной этики эксперта УМО
по юридическому и /или/ педагогическому образованию вузов России
по юридическому образованию вузов России
Статья 1
1. Действие настоящего Кодекса распространяется на экспертов УМО (далее – Эксперт).
Статья 2
Кодекс профессиональной этики Эксперта устанавливает обязательные для каждого Эксперта правила его поведения при осуществлении экспертной деятельности на основе нравственных критериев и традиций высшей юридической школы и юридической науки.
Статья 3
1.Настоящий Кодекс дополняет правила, установленные законодательством о высшей школе, научной и учебно-методической деятельности.
2. Никакое положение настоящего Кодекса не должно толковаться как предписывающее или допускающее совершение деяний, противоречащих требованиям действующего законодательства.
Статья 4
1. Необходимость соблюдения правил профессиональной деятельности Эксперта вытекает из факта присвоения статуса Эксперта.
Статья 5
1. Профессиональная независимость Эксперта является необходимым условием доверия к нему.
2. Эксперт должен избегать действий, направленных на подрыв доверия к нему.
Статья 6
1. При осуществлении профессиональной деятельности Эксперт честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполняет свои обязанности.
Статья 7
1. Эксперт не вправе:
1) действовать, руководствуясь соображениями собственной выгоды, безнравственными интересами или под воздействием давления извне;
2) допускать высказывания, умаляющие честь и достоинство субъектов, в отношении которых проводится экспертиза.
Статья 8
1. Эксперт строит свои отношения с другими Экспертами на основе взаимного уважения и соблюдения их профессиональных прав.
2. Эксперт воздерживается от: употребления выражений, умаляющих честь, достоинство или деловую репутацию другого Эксперта, при составлении документов и высказываниях при осуществлении своей деятельности; потребления в беседах с лицами, обратившимися за экспертизой, выражений, порочащих другого Эксперта;
3. Отношения между Экспертами, Экспертами и лицами, обратившимися за экспертизой, не должны влиять на объективность экспертизы.
Статья 9
1. Эксперт имеет право на получение вознаграждения за исполняемую работу.
2. Размер вознаграждения за проведенную экспертизу определяется договором об оказании услуг.
3. Эксперту запрещается принимать от лица, обратившегося за экспертизой, какие-либо дополнительные денежные средства или имущество.
Статья 10
1. Нарушение Экспертом требований действующего законодательства о высшей школе, научной и учебно-методической деятельности и настоящего Кодекса, совершенное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение мер дисциплинарной ответственности: 1) замечание; 2) предупреждение; 3) прекращение статуса Эксперта; 4) иных мер, установленных действующим законодательством и Советом УМО.
Приложение 2. Положение о службе контроля качества
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА[87]
1. Общие положения:
- контроль качества учебного процесса и управление им состоит в создании и совершенствовании системы менеджмента качества учебного процесса в вузах, реализующих образовательные программы в сфере юриспруденции; в проведении мониторинговых исследований по вопросам качества; организации и проведении научных исследований по проблемам качества учебного процесса совместно с вузами в сфере юридического образования; в нормативном обеспечении создания и совершенствования служб качества учебного процесса в вузах; в приведении уровня качества учебного процесса в российских вузах в соответствие с требованиями Болонской декларации;
- контроль качества учебного процесса осуществляется Службой Учебно-методического совета по образованию в области юриспруденции ФО[88], которая является структурным подразделением УМС ФО, создаваемым в целях управления (и мониторинга) качеством образовательных услуг, оказываемых вузами-членами УМО в сфере юридического образования;
- в своей деятельности Служба руководствуется законами РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об ОУ ВПО (высшем учебном заведении) РФ, актами Минобрнауки России, Положением об УМС ФО, настоящим Положением;
- руководство Службой осуществляет Руководитель подразделения, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем УМС;
- Служба может быть представлена отделом контроля качества образовательных услуг, отделом мониторинга качества образовательных услуг и информационного обеспечения и т.п.;
- деятельность Службы осуществляется в соответствии с планом работы, утверждаемым Председателем УМС ФО;
- руководитель Службы не реже двух раз в год отчитывается перед Президиумом УМО о проделанной работе и перспективах деятельности.
2. Основные задачи Службы в области управления качеством учебного процесса:
- участие в разработке концептуальных предложений по совершенствованию качества учебного процесса независимого от органов управления образованием РФ в вузах, являющихся членами УМО, структуре, оказывающей образовательные услуги в сфере юридического образования по специальностям и направлению Юриспруденция;
- мониторинг качества учебного процесса и формирование предложений по управлению им в вузах, реализующих образовательные программы (далее ОП) в сфере юриспруденции;
- участие в проведении научных исследований по проблемам качества учебного процесса совместно с вузами, реализующими ОП в сфере юриспруденции;
- участие в формировании компьютерного банка данных, содержащего новые образовательные методики и технологии, показатели оценки качества учебного процесса в вузе, сведения по проблемам качества образования;
- участие в формирование банка данных об экспертах-специалистах в области: оценки качества учебного процесса в вузах;
- проведение проверок вузов по заданию УМС ФО и УМО с целью оценки качества реализуемого учебного процесса.
3. Основные функции Службы по организации и управлению системой качества учебного процесса:
- участие в разработке в соответствии с существующими требованиями основных показателей оценки качества учебного процесса в вузах, реализующих ОП в сфере юриспруденции;
- участие в разработке проектов нормативных правовых и иных актов, регулирующих сферу контроля качества учебного процесса;
- участие в создании Web-сайта в Интернет по вопросам качества учебного процесса в сфере юриспруденции;
- взаимодействие со службами контроля качества в вузах, реализующих ООП в сфере юриспруденции, их методическая и консультационная поддержка;
- участие в подготовке и распространении методических материалов среди вузов, но вопросам совершенствования учебного процесса;
- участие в организации и проведении курсов повышения квалификации в области управления качеством учебного процесса для сотрудников служб контроля качества вузов, реализующих ОП в сфере юриспруденции;
- анализ качественных показателей учебного процесса и его соответствия требованиям нормативно-правового, учебно-методического, кадрового, материально- технического и информационного обеспечения в вузах-членах УМО, реализующих ОП в сфере юриспруденции;
- участие в разработке оценочных технологий и методик оценки качества учебного процесса;
- участие в проверке вузов по заданию УМС ФО, УМО и Минобрнауки России с целью оценки качества учебного процесса;
- участие в подготовке рейтинга вузов, находящихся на территории ФО и реализующих ОП в сфере юриспруденции, на соответствие качества учебного процесса нормативным показателям, установленным Минобрнауки России;
- участие в подготовке отчетов о состоянии учебного процесса в вузах-членах УМО, реализующих ОП в сфере юриспруденции;
- разработка рекомендаций по совершенствованию оценки качества учебного процесса и доведение указанной информации до членов Президиума УМС ФО, УМО;
- сбор, анализ и обработка основных требований работодателей к уровню подготовки выпускников вузов, реализующих ОП в сфере юриспруденции;
- взаимодействие с федеральными государственными органами управления образованием, госорганами управления образованием субъектов РФ, а также с иными органами государственной власти, научными и общественными организациями по вопросам качества учебного процесса.
4. Права Службы. Служба вправе:
- получать информацию о качестве ведения учебного процесса от вузов, реализующих образовательные программы в сфере юриспруденции;
- проверять по заданию УМС ФО и УМО вузы, являющиеся членами УМО и реализующие ОП в области юриспруденции, на соответствие учебного процесса предъявляемым требованиям; проводить социологические исследования среди ППС и студентов проверяемых вузов с целью оценки качества учебного процесса;
- проводить экспертизу учебных планов, учебных программ, учебных и учебно-методических материалов на соответствие ФГОС, ГОС ВПО по направлению и специальностям «Юриспруденция»; проверять качество нормативной документации, регламентирующей учебный процесс в вузе;
- давать рекомендации по устранению выявляемых в ходе проверок вузов нарушений в организации учебного процесса.
Приложение 3. Схемы типовых моделей
Рис. 1. Модель, обеспечивающая оценку качества образования в регионах независимо от органов управления образованием в субъектах РФ
Рособрнадзор |
Коллегия - аккредитационная, Комиссии - ВАК, Аттестация научно-педагогич. кадров; Центры: ФГНУ Главэкспертцентр, НИЦ Госаккредитации, ИМЦ Аттестации, Ц. тестирования МГУП, СКК УМО (ИС, ЭС,...), АНЦ (ИС, ЭС,... ЮС), иные агентства, организации, в т.ч.Международные |
Орган управления образованием в субъекте РФ |
регионобрнадзор |
Комиссии экспертные, инспекционные, камеральные; Комплексные проверки, процедуры лицензирования, аттестации, аккредитации |
ОУ Муниципального подчинения: ОУ Высшего профобразования, Среднего профобразования, Начального профобразования, Общеобразовательные, в т.ч. дополнительного образования детей |
ГИС – федеральный БД: Руководители комиссий – Эксперты |
РГИС – региональный БД (муниципальный в т.ч.): Члены комиссий - Эксперты |
Независимые эксперты (АЮР, АНЦ,.. международные) |
ОУ Федерального подчинения: ИППК, НИИ, ОУ Высшего профобразования, Среднего специального профобразования, Послевузовского профобразования; Службы контроля качества ОУ ВПО |
Рис. 2. Модель, обеспечивающая оценку качества образования в регионах непосредственно органами управления образованием в субъектах РФ
Рособрнадзор |
Коллегия - аккредитационная, Комиссии - ВАК, Аттестация научно-педагогич. кадров; Центры: ФГНУ Главэкспертцентр, НИЦ Госаккредитации, ИМЦ Аттестации, Ц. тестирования МГУП, СКК УМО (ИС, ЭС,...), АНЦ (ИС, ЭС,... ЮС), иные агентства, организации, в т.ч.Международные |
Орган управления образованием в субъекте РФ |
Комиссии экспертные, инспекционные, камеральные; Комплексные проверки, процедуры лицензирования, аттестации, аккредитации |
ОУ Муниципального подчинения: ОУ Высшего профобразования, Среднего профобразования, Начального профобразования, Общеобразовательные, в т.ч. дополнительного образования детей |
ГИС – федеральный БД: Руководители комиссий – Эксперты |
РГИС – региональный БД (муниципальный в т.ч.): Члены комиссий - Эксперты |
Независимые эксперты (АЮР, АНЦ,.. международные) |
ОУ Федерального подчинения: ИППК, НИИ, ОУ Высшего профобразования, Среднего специального профобразования, Послевузовского профобразования; Службы контроля качества ОУ ВПО |
Рис. 3. Модель, обеспечивающая оценку качества образования в регионах при частичном участии органов управления образованием субъекта РФ
Рособрнадзор |
Коллегия - аккредитационная, Комиссии - ВАК, Аттестация научно-педагогич. кадров; Центры: ФГНУ Главэкспертцентр, НИЦ Госаккредитации, ИМЦ Аттестации, Ц. тестирования МГУП, СКК УМО (ИС, ЭС,...), АНЦ (ИС, ЭС,... ЮС), иные агентства, организации, в т.ч.Международные |
Орган управления образованием в субъекте РФ |
Регионобрнадзор |
Комиссии экспертные, инспекционные, камеральные; Комплексные проверки, процедуры лицензирования, аттестации, аккредитации |
ОУ Муниципального подчинения: ОУ Высшего профобразования, Среднего профобразования, Начального профобразования, Общеобразовательные, в т.ч. дополнительного образования детей |
ГИС – федеральный БД: Руководители комиссий – Эксперты |
РГИС – региональный БД (муниципальный в т.ч.): Члены комиссий - Эксперты |
Независимые эксперты (АНЦ,.. международные) |
ОУ Федерального подчинения: ИППК, НИИ, ОУ Высшего профобразования, Среднего специального профобразования, Послевузовского профобразования; Службы контроля качества ОУ ВПО |
Создаваемые ОУ, организации |
Рис. 4. Модель финансирования мероприятий по проверке качества подготовки специалистов
(с учетом СРО)
4 6
Экспертная комиссия |
Федеральный гос.орган управления образованием |
лицензия |
5 5
Учредители |
ОУ (ОО) |
3
Попечители органы органы |
СРО ОУ регион №2 |
СРО ОУ по типу и регионам, регион №1 |
7
Региональные органы управления образованием |
Компенсационный фонд |
Учебный процесс |
Текущий контроль |
Муниципальные органы управления образованием |
Итоговая государственная аттестация |
3”
Федеральный бюджет |
Федеральные внебюджетные фонды |
Приложение 4. Модель отраслевого конкурса «Внутривузовские СМК»