Понятие субъекта уголовного процесса. Классификация субъектов уголовного процесса

Субъекты (участники) уголовного процесса — государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане (иностранные граждане, лица без гражданства), выполняющие определенную уголовно-процессуальную функцию, обладающие соответствующим (надлежащим) процессуальным статусом и вступающие в правоотношения с органами, осуществляющими уголовное судопроизводство.

Круг участников уголовного процесса необычайно широк. Для их систематизации в теории уголовного процесса существуют различные классификации. Наиболее распространенной является классификация, в основу которой положены роль, назначение и специфика законных интересов участников уголовного судопроизводства.

В зависимости от этого критерия выделяют следующие группы участников уголовного процесса.

1. Государственные органы и должностные лица, от деятельности и решений которых зависят ход и результат уголовного судопроизводства.

Перечень этих органов и лиц является исчерпывающим. К ним относятся:

а) орган дознания в лице его начальника;

6) лицо, производящее дознание;

в) следователь;

г) начальник следственного отдела (части, комитета);

д) прокурор и в некоторых случаях его заместитель;

е) суд (коллегиальный орган);

ж) судья (единоличный участник процесса);

з) мировой судья.

2. Лица, обладающие в уголовном процессе личными материально-правовыми и процессуальными интересами. Такими лицами являются:

а) подозреваемый (обвиняемый, подсудимый, осужденный или оправданный);

6) потерпевший по делам частно-публичного и публичного обвинения и частный обвинитель по делам частного обвинения;

в) гражданский истец;

г) гражданский ответчик.

3. Лица, не имеющие личных интересов в уголовном судопроизводстве, но представляющие интересы кого-либо из предыдущей (второй) группы участников уголовного процесса.

В эту группу входят:

а) защитник;

б) представитель потерпевшего;

в) представитель частного обвинителя;

г) представитель гражданского истца;

д) представитель гражданского ответчика;

е) законные представители несовершеннолетнего, недееспособного или ограниченно дееспособного подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (частного обвинителя).

Перечисленные в этой группе участники уголовного процесса действуют на основании института представительства.

Институт представительства предусматривает две основные его формы.

Договорное представительство — представительство в соответствии с заключенным договором с лицом, специализирующимся в сфере уголовного судопроизводства.

В стадии досудебной подготовки материалов договорное представительство вправе осуществлять лишь члены коллегии адвокатов по предъявлении ими ордера юридической консультации и представители профессиональных союзов или других общественных объединений по предъявлении ими соответствующих протоколов, а также документа, удостоверяющего личность.

Законное представительство — представительство, основанное на указании закона.

В соответствии со ст. 34. УПК законными представителями являются:

§ родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители обвиняемого или потерпевшего;

§ представители учреждений и организаций, на попечении которых находится обвиняемый или потерпевший.

4. Лица, представляющие интересы общественности или трудовых коллективов.

Эту группу составляют:

а) общественный защитник;

б) общественный обвинитель.

В отличие от участников третьей группы общественный обвинитель и общественный защитник прежде всего представляют интересы не подсудимого, а интересы трудовых коллективов и общественных объединений. Разумеется, интересы объединения, выдвинувшего для участия в процессе общественного защитника, совпадают с интересами подсудимого, что влечет объединение усилий со стороны защиты. Однако в случае участия в процессе общественного обвинителя интересы общественного объединения и подсудимого прямо противоположны.

Общественный защитник и общественный обвинитель допускаются к участию в деле по решению суда. Кроме них в качестве защитников в судебном разбирательстве могут быть допущены близкие родственники и законные представители подсудимого, а также другие лица, в том числе лица, имеющие лицензию на оказание платных юридических услуг.

5. Лица, являющиеся источниками доказательств. К ним процессуалисты относят:

а) свидетеля;

б) эксперта.

6. Государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане, которые содействуют решению задач уголовного судопроизводства.

Эта группа участников самая многочисленная. Поэтому их перечисление, в отличие от предыдущих групп, не будет носить исчерпывающий характер.

В этой группе находятся, например:

а) администрация исправительных учреждений в случаях, указанных в законе;

б) главный психиатр субъекта РФ;

в) общественное объединение, поручившееся за надлежащее поведение подозреваемого, обвиняемого при избрании им соответствующей меры пресечения;

д) понятые, секретарь судебного заседания и другие участники процесса.

Государственные органы и должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу. Суд - орган правосудия по уголовным делам. Осуществление судебной власти в уголовном судопроизводстве. Полномочия суда в уголовном процессе. Состав суда.

Производство по уголовному делу осуществляют:

- суд, рассматривающий дело по существу, либо суд, пересматривающий дело в апелляционном порядке, в порядке кассации, надзора, ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, а равно судья, осуществляющий судебный контроль на предварительном расследовании.

- прокурор, следователь, дознаватель, государственный обвинитель в суде.

Суд — государственный орган, осуществляющий правосудие по уголовным делам, то есть рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях уголовных дел. Этот орган обладает обширными полномочиями, которые будут рассмотрены при изложении сущности и содержания судебных стадий.

Исключительной компетенцией суда является осуществление правосудия. Только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание, применить к лицу принудительные меры медицинского характера (ст. 29 УПК).

Вся предшествующая досудебная деятельность осуществляется для того, чтобы обеспечить возможность рассмотрения дела судом. Материалы досудебного производства и выводы следователя и дознавателя имеют для суда лишь предварительное значение. Деятельность суда не сводится только к проверке материалов предварительного расследования, она носит самостоятельный характер. Выводы следователя и дознавателя и результаты проведенной ими оценки доказательств не связывают суд. Только те доказательства, которые были рассмотрены в судебном заседании, могут быть положены в обоснование приговора.

суд первой инстанции — это суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу, а суд второй инстанции — это суд

апелляционной или кассационной.

Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. В системе федеральных судов общей юрисдикции уголовные дела в первой инстанции рассматриваются:

1) судьей единолично рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, за исключением тех, которые относятся к подсудности судов в коллегиальном составе.

2) судьей и коллегией из двенадцати присяжных заседателей рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, исчерпывающий перечень которых содержится непосредственно в законе, при условии, что о рассмотрении его дела судом именно в таком составе ходатайствует сам обвиняемый;

3) коллегией из трех федеральных судей. рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, а также уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, перечень которых содержится в УПК, за исключением уголовных дел, подсудных суду с участием присяжных заседателей (пункт 3 части второй статьи 30 УПК).

Мировой судья рассматривает уголовные дела всегда единолично.

В апелляционном порядке уголовные дела рассматриваются судьей федерального районного суда единолично.

В кассационном порядке уголовные дела рассматриваются судом в составе трех судей соответствующего суда общей юрисдикции, а в

порядке надзора — в составе не менее трех судей соответствующего суда общей юрисдикции.

Только суд правомочен:

признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

применить к лицу принудительные меры медицинского характера;

применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия;

отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:

об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;

о продлении срока содержания под стражей;

о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

о производстве личного обыска, за исключением случаев, когда личному обыску подвергается задержанный по подозрению в преступлении;

о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях о наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи;

о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах

или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

о временном отстранении обвиняемого от должности;

о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

Суд правомочен рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя. Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер.

Прокурор, его задачи и полномочия в уголовном процессе. Процессуальное положение прокурора на различных стадиях уголовного процесса. Надзорные полномочия. Осуществление уголовного преследования. Поддержание обвинения в суде.

Прокурор — государственный орган, выполняющий в уголовном судопроизводстве разнообразные функции.

Вопрос о выполнении прокурором функций в уголовном процессе является остродискуссионным.

Думается, что в досудебных стадиях и в стадии предания суду до назначения судебного заседания прокурор осуществляет функции уголовного преследования и надзора за соблюдением законов органами, ведущими досудебную подготовку материалов. В стадии судебного разбирательства он выполняет роль стороны, представляющей публичные интересы и поддерживающей обвинение. После вступления приговора в законную силу прокурор реализует правозащитную функцию, которую в правовой литературе чаще всего называют функцией надзора за законностью.

Только прокурор располагает полномочиями санкционировать решения:

о возбуждении уголовного дела;

о применении меры пресечения в виде залога;

о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом федеральную тайну;

о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по некоторым нереабилитирующим.

Только с согласия прокурора перед судом возбуждаются ходатайства:

о применении меры пресечения в виде заключения под стражу;

о продлении срока содержания под стражей;

о временном отстранении обвиняемого от должности;

о наложении ареста на имущество;

о производстве обыска;

о производстве других следственных действий, если это требует предварительного судебного решения.

Только по постановлению прокурора, независимо от того, в чьем производстве находится уголовное дело, принимаются решения о соединении в одном производстве уголовных дел (часть третья статьи 153 УПК).

Только прокурор может:

определить подследственность при соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования (часть седьмая статьи 151 УПК);

продлить срок предварительного расследования (статья 162 УПК).

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные

действия;

давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК при производстве предварительного расследования;

изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя

другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

решать вопрос о производстве предварительного следствия следственной группой;

передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности;

отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя;

поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу.

Надзорные полномочия предназначены для осуществления надзора за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия прокурор наделен широчайшими полномочиями, общий смысл которых заключается в том, что этот участник предварительного расследования практически всевластен в пределах своей компетенции на территории, подпадающей под его юрисдикцию в определении направлений производства такого расследования, объеме следственных действий, применении мер уголовно-процессуального принуждения и, в конечном счете, относительно судьбы следственного производства по любому уголовному делу, в чьем бы производстве оно ни находилось.

Осуществляя функцию уголовного преследования, прокурор в пределах своей компетенции вправе возбудить или принять к своему производству, поручить подчиненному ему прокурору либо следователю предварительное расследование любого преступления. Приняв уголовное дело к своему производству, прокурор вправе и обязан расследовать его в полном объеме, предъявить обвинение, завершив досудебное производство его прекращением или составлением обвинительного заключения за своей подписью и направлением данного уголовного дела по подсудности с уведомлением суда о своем намерении поддерживать государственное обвинение при рассмотрении дела по существу.

В суде первой инстанции прокурор принимает участие в качестве государственного обвинителя. такое участие обязательно в судебном разбирательстве всех уголовных дел публичного и частнопубличного обвинения, что жестко диктуется соблюдением принципа состязательности в уголовном судопроизводстве. Без уголовного иска государства, а государство представляет прокурор, нет спора по поводу обвинения конкретного лица в преступлении, а значит, не может быть и самого процесса. Поддержание государственного обвинения в суде первой инстанции — важнейшая часть возложенной на прокуратуру функции уголовного преследования, как деятельности, направленной на изобличение лица, совершивше­го преступление, привлечение его к ответственности, направление дела в суд и обоснование обвинения перед судом.

Следователь, его задачи и полномочия. Процессуальная самостоятельность следователя. Судебный контроль за деятельностью следователя. Начальник следственного отдела, его задачи и полномочия.

Следователь — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять расследование, собирать доказательства, подтверждающие событие преступления, а также устанавливающие все его обстоятельства и изобличающие лицо в его совершении.

. 1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Следователи всех ведомств и министерств обладают процессуальной самостоятельностью.

- Следователь самостоятельно принимает решения о направлении расследования и производстве следственных действий и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Но в некоторых случаях следователь обязан получить судебное разрешение или санкцию прокурора.

- Следователь обязан ставить прокурора в известность о своих важнейших решениях (о возбуждении УД, его прекращении, задержании подозреваемого и т.д.), так как прокурор осуществляет надзор за производством расследования. По ходатайству следователя прокурор продляет срок предварительного расследования.

Но прокурорский надзор не лишает следователя процессуальной самостоятельности.

- При производстве расследования следователь по своему внутреннему убеждению оценивает доказательства. Прокурор может дать следователю письменные указания, являющиеся обязательными для следователя.

- Следователь может не согласиться с указаниями пркурора. Несогласие следователя с указаниями прокурора не приостанавливает их выполнения. Однако при несогласии следователя с указаниями прокурора по наиболее важным вопросам УД (о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления, об объеме обвинения, избрании меры пресечения или ее отмене, отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или проведении процессуальных действий, о направлении дела в суд или его прекращении, об отводе следователя или его отстранении, о передаче дела другому следователю) он может сразу же обжаловать их вышестоящему прокурору.

- Следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскной деятельности, отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте и получать содействие при их осуществлении. Постановления следователя по находящемуся в его производстве УД обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и общественными объединениями.

Действующий УПК допускает контроль со стороны суда за деятельностью правоохранительных органов в следующих процессуальных формах:

- досудебная процедура дачи разрешения на проведение оперативно - розыскных и следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан (прослушивание телефонных и иных переговоров, просмотр почтовых, телеграфных и иных отправлений и т.д.);

- досудебная процедура рассмотрения жалоб на действия органов дознания, предварительного следствия, (обжалование постановлений о задержании, содержании под стражей, продлении сроков содержания под стражей);

- судебная процедура проверки законченных расследованием уголовных дел: при назначении дела к слушанию; в подготовительной части судебного заседания; в ходе судебного следствия; при постановлении приговора; в кассационной инстанции; в надзорном порядке; в порядке производства по вновь открывшимся обстоятельствам.

Начальник следственного отдела — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение.

Задачи: он осуществляет контроль за своевременностью действий следователя по расследованию преступлений, принимает меры к повышению эффективности расследования, недопущению волокиты. Таким образом, начальник СО осуществляет организационное руководство следственным подразделением, но имеет также некоторые полномочия по процессуальному руководству деятельностью подчиненных ему следователей. При этом он не заменяет прокурора, хотя их полномочия во многом сопоставимы. Прокурорский надзор распространяется как на следователя, так и на начальника СО. В соответствии УПК начальник СО наделен следующими полномочиями:

возбуждать УД;

поручать производство следствия следователю или группе следователей;

отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении следствия;

вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя;

проверять материалы уголовных дел;

давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения, квалификации преступления и объеме обвинения.

Такие указания являются обязательными для следователя. При несогласии с ними следователь вправе их обжаловать прокурору, но это не приостанавливает их исполнения, кроме указаний об изъятии УД и передаче его другому следователю, привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения, избрании меры пресечения и проведении следственных действий, требующих судебного решения.

Начальник СО вправе принять УД к своему производству и провести расследование в полном объеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: