При этом можно утверждать, что рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия не является саморегулируемым и требует регулирования со стороны государсва

Рынок средств производства – это рынок средств и предметов труда, на который выходит сельхозтоваропроизводитель. Возможность приобретения средств производства на данном рынке во многом определяется соотношением цен, предлагаемых средств производства и цен на сельскохозяйственную продукцию. Как уже указывалось, здесь особенно ярко проявляется диспаритет цен, а значит, требуется государственное регулирование.

Рынок рабочей силы предполагает свободную продажу каждым трудоспособным человеком своих способностей. На данном рынке рабочая сила является товаром и имеет конкретную потребительскую стоимость (цену). Особенность рынка рабочей силы в сельском хозяйстве сводится к тому, что расположение большинства сельскохозяйственных предприятий ограничивает возможности выбора места работы, даже при столь низкой зарплате.

Что касается рынка земли, то он находится в стадии становления, имеет ряд нерешенных юридических проблем применительно к сельскохозяйственным угодьям. И как показывает практика, требует государственного контроля и регулирования.

Для эффективного существования рыночных отношений важное значение имеет развитие рыночной инфраструктуры. В широком понимании рыночная инфраструктура – это совокупность систем, служб и предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению его нормального функционирования. По сути, это основание, опора, фундамент экономической системы. Рыночная инфраструктура включает совокупность коммерческих организаций и служб, обеспечивающих успешную работу всех видов рынков. Сюда относятся: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли; аукционы и ярмарки, посреднические фирмы, рекламные агентства, службы информации (информационно-консультационные центры), консалтинговые службы и аудиторские организации. Рынок рабочей силы предполагает наличие государственной службы занятости, кадровых агентств, биржи труда и т.д. Инфраструктура рынка средств производства включает такие элементы как: товарно-сырьевые биржи, лизинговые копании, брокерские и дилерские конторы, машинно-технологические станции. Коммерческие банки, земельные банки, фондовые биржи, страховые компании и другие представляют собой инфраструктуру финансово – кредитного рынка.

Таким образом, основные элементы рынка АПК и их содержание можно представить следующим образом:

1. Специализированные рынки: рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия; рынок рабочей силы; рынок средств производства; рынок земли;

2. Рыночная инфраструктура, то есть совокупность коммерческих организаций и служб, обеспечивающих успешную работу всех видов рынков. Сюда относятся: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли; аукционы и ярмарки. А также посреднические фирмы, рекламные агентства, службы информации, консалтинговые службы и аудиторские организации и другие.

3. Рыночный механизм АПК, который обеспечивает взаимосвязь участников рынка и включает такие элементы, как спрос, предложение, цена, конкуренция, аграрное законодательство и другие.

В условиях рыночной экономики устойчивое положение на рынке определяется уровнем конкурентоспособности продукции и предприятия. На конкурентоспособность оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

Коммерческая деятельность предусматривают планомерную закупку необходимых ресурсов у поставщиков, а также своевременную и ритмичную поставку продукции покупателям.

Наряду с осуществляемыми снабженческими и сбытовыми операциями, коммерческая деятельность предприятий АПК включает в себя продажу или сдачу в аренду непроизводственных основных фондов, а также производственных зданий и сооружений, земли и т.д.

Однако основным источником существования любого предприятия является реализация его продукции. Отсюда важнейшей задачей сбытовой деятельности является получение прибыли от реализации продукции.

Неслучайно одной из функций маркетинга является сбытовая функция, которая включает организацию эффективной системы товародвижения, формирование спроса, стимулирование сбыта, осуществление товарной и ценовой политики.




double arrow
Сейчас читают про: