double arrow

СПОНТАННОСТЬ, ПРОСТОТА, НАТУРАЛЬНОСТЬ

Все самоактуализирующиеся люди могут быть описаны как в достаточной мере спонтанные в поведении и значительно более спонтанные во внутренней жизни, мыслях, импульсах и т.д. Их поведение отмечено простотой и натуральностью, отсутствием искусственности и желанием произвести эффект. Это необязательно означает последовательно неконвенционное поведение. Если мы бы посчитали количество случаев, в которых самоактуализирующийся человек вел себя каким-то необычным образом, цифры не были бы особенно высоки. Его неконвенциальность не поверхностная, но внутренняя и сущностная. Безыскусны, спонтанны и естественны его импульсы, чувства, мысли. Отлично понимая, что люди, с которыми он живет, не поймут и не примут их, и не имея желания шокировать их или бороться с ними по пустякам, он проходит через ритуалы условностей с добрым юмором и максимальным изяществом.

Но конвенциональность – лишь одежда, которая свободно сидит на его плечах и легко может быть сброшена; самоактулизирующаяся личность не позволяет ей принудить себя отказаться сделать то, что она считает важным и основным. Именно в такие моменты проявляется ее внутренняя неконвенциональность – предмет их собственного осознанного и произвольного выбора.

Наконец, внешнее или привычное поведение может быть легко отброшено ими в компании людей, не требующей или не ожидающей от них обычного поведения. Именно такие компании, позволяющие им быть более свободными, естественными, спонтанными, предпочитают чаще всего наши испытуемые; это говорит о том, что конвенциональный контроль поведения ощущается ими все же как нечто стесняющее и нежелательное, требующее специальных усилий.

Одним из следствий или корреляторов этой характеристики является то, что эти люди имеют собственный, относительно автономный и отличающийся от принятого, этический код. Неглубокий наблюдатель может принять их поведение иногда за безнравственное. Если ситуация, по их мнению, того потребует, они могут нарушить не только условное, но и закон. На деле это самые нравственные люди, хотя их нравственность не похожа на этические представления окружающих их людей. Наши наблюдения убеждают в том, что обычное этическое поведение, то есть поведение, основанное на принятии фундаментальных принципов, воспринимаемых как истинные.

Из-за этого отчуждения от обычных условностей, лицемерия, лжи и противоречивости общественной жизни они иногда чувствуют себя чужаками или изгоями, а иногда и ведут себя соответственно.

Свойственная им легкость проникновения в реальность, близость к детскому или животному восприятию и спонтанности влекут за собой более полное осознание ими собственных импульсов, желаний, оценок и субъективных реакций вообще. Клиническое исследование этой области способности полностью подтверждает высказанное, в частности, Фроммом, положение о том, что средний нормальный, хорошо приспособленный индивид часто не имеет ни малейшего представления о том, чем он является, чего хочет и каково его собственное мнение о чем-либо. Понимание этого и подобных ему фактов привело к открытию наиболее глубокого различия между самоактуализирующимися людьми и всеми остальными. Мотивационная жизнь самоактуализирующегося человека имеет не только количественное, но и качественное отличие от мотивационной жизни других людей. Кажется вполне вероятным, что для мотиваций самоактуализирующихся людей нам придется построить совершенно особую психологию, центральным понятием которой станет не мотивация недостатка, а мотивация роста или метамотивация. Возможно, здесь полезно будет провести различие между собственно жизнью и подготовкой к жизни. Обычные понятия мотивации приложимы только к несамоактуализирующимся людям. Наши испытуемые ни к чему не стремятся в обычном смысле слова, – они, скорее, развиваются. Они растут по направлению к совершенству, развивая все более свой уникальный, собственный стиль. Мотивация обычного человека – стремление к отсутствующему удовлетворению ба-зальных потребностей. Но самоактуализирующиеся люди в этом не испытывают недостатка, все их базальные потребности удовлетворены, и, тем не менее они работают и утверждают себя, хотя и не в обычном смысле. Их мотивация – это рост, развитие, созревание и выражение их характера, – одним словом, самоактуализация. Может быть, только эти самоосуществляющиеся люди являются людьми? Может быть, именно они и только они реализуют истинную биологическую природу, природу человека как вида?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: