Технология «Управление на базе активизации деятельности персонала» основана на приоритете стимулов и поощрений для работника над другими средствами и методами для успешного выполнения порученных или выбранных заданий. Стимул — это побудительная причина какого-либо поведения в будущем, а поощрение — это достойная оценка порученного и выполненного задания. Активизация объединяет два понятия: стимулирование (моральное и материальное) и мобилизацию.
Стимулирование — это создание стимулов и выплата поощрений для работника или для коллектива работников в целом для целенаправленной деятельности. К материальному стимулированию относятся выплаты в денежной и товарной форме, в форме услуг, знаний и информации. К моральному стимулированию относятся: выдача ответственных заданий, доверие, благодарности, правительственные награды, повышение в должности или представление к ним и т. п.
Мобилизация — это формирование в работнике на базе патриотизма, духа соревнования, моральных ценностей человека и общества новых движущих сил («второго дыхания») для достижения поставленных целей. К приемам мобилизации относятся: лозунги, призывы, просьбы, приказы, личный пример руководителя или коллег, самосознание важности выполняемого задания и т. п.
|
|
Данная технология воздействует на удовлетворение потребностей и интересов работников не прямо от руководителя как в технологии управления на базе потребностей и интересов (см. параграф 4.3.2), а через решения самого работника.
Основным принципом технологии является сочетание методов морального, материального стимулирования и мобилизации. Если руководитель правильно применяет стимулы и поощрения, то исполнитель по своему усмотрению удовлетворяет необходимые для выполнения задания потребности и интересы. При этом обеспечивается взаимодействие между руководителем и подчиненным при выполнении задания. Если же стимулы и поощрения не используются или используются ненадлежащим образом, то подчиненный будет удовлетворять побочные для выполнения задания потребности и интересы. Это не будет способствовать высокой производительности труда и его качеству. При этом возможно между руководителем и подчиненным будет возникать противодействие (рис. 4.13).
Характер влияния активизации на уровень
Для данной технологии успешно применяется ряд теорий мотивации Побуждения) к эффективному труду. К ним относятся: теория X, теория Y, *°рия ожидания и теория справедливости. Теория X основана на том, что асть людей не любит организовывать свой труд и нести ответственность за Результаты деятельности других людей, предпочитая, чтобы ими
|
|
руководили и защищали. Теория X рекомендует для таких людей подбирать властных, высоко профессиональных руководителей. Они должны обладать способностью организовывать труд людей и перекладывать на себя долю ответственности за работу подчиненных, не задевая их самолюбия.
Теория Y основана на том, что часть людей обладает большим организационным потенциалом и при соответствующем обучении, вознаграждении (моральном и материальном) могут принести большую пользу компании и себе. Данная теория рекомендует выдвигать таких людей на руководящие должности, давать им сложные и ответственные поручения, наделять их соответствующей ответственностью.
Теория ожидания основана на том, что часть людей может хорошо работать, если данные подчиненному обещания или поставленные руководителем цеди будут выполняться, т.е. ожидания будут реализованы, в противном случае их деятельность парализуется. Она рекомендует разбивать большие цели или обещания на более мелкие, достижимые за короткий промежуток времени для того, чтобы эмоциональный уровень работников постоянно пополнялся новыми радостями и достижениями,
Теория справедливости основана на субъективном ожидании каждым человеком поощрения за выполненную работу в сравнении с поощрениями других людей. Если работник считает, что его коллега получил за ту же работу больше поощрения, чем он, то это будет тормозить его производительность. Ряд руководителей стараются уменьшить влияние этой теории, выдавая заработную плату в конвертах, так чтобы другие работники не знали о ее величине, кулуарно объявляя о поощрениях и наказаниях. Однако информация или слухи все равно просачиваются и это, в конечном счете, влияет на производительность труда работника.
Данная технология является эффективной:
• для любых организаций, в которых руководитель может получить
большой объем достоверной информации о каждом работнике ком
пании и коллективе в целом;
• при выполнении типовых, сложных операций или быстрой смене
номенклатуры производимой продукции;
• при высоком уровне профессиональной подготовки специалистов
по работе с персоналом;
• при наличии системы слежения за действием стимулов и поощрений на деятельность каждого работника или коллектива;
• при преимущественно ручном производстве, когда производительность труда и качество выпускаемой продукции в основном определяется настроением, психологией и состоянием здоровья работника, а также социально-психологическим климатом в коллективе.
Для реализации данной процессорной технологии могут использоваться следующие методы: активизирующие, статистические, эвристический и экспертные.