Влияние Закона «О стандартизации» на процесс управления качеством

Закон «О стандартизации» формирует правовую и методологическую базу для создания стандартов в РФ, их использования и контроля. Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил характеристик (далее — требования) в целях обеспечения:

• безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды,
жизни, здоровья и имущества; технической и информационной
совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;



• качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем разви­тия науки, техники и технологии; единства измерений;

• экономии всех видов ресурсов;

• безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения
природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций'

• обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Нормативные документы по стандартизации и требования к ним

1. К нормативным документам по стандартизации, действующим на
территории Российской Федерации в случаях, порядке и на условиях,
установленных настоящим Законом, относятся:

• государственные стандарты Российской Федерации (далее — госу­дарственные стандарты);

• применяемые в установленном порядке международные (региональ­ные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

• общероссийские классификаторы технико-экономической инфор­мации; стандарты отраслей; стандарты предприятий;

• стандарты научно-технических, инженерных обществ и других об­щественных объединений.

2. Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, ра­боты и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны проти­воречить законодательству Российской Федерации. Государственные
стандарты должны содержать:

• требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для
окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования по­жарной безопасности, требования техники безопасности и произ­водственной санитарии;

• требования по технической и информационной совместимости, а
также взаимозаменяемости продукции;

• основные потребительские (эксплуатационные) характеристики про­дукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке,
транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;

• правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное
единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации)
продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правив
оформления технической документации, допуски и посадки, общие
правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения И
рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.

Для обеспечения государственной защиты интересов Российской Федерации и конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в государственных стандартах в обоснованных случаях устанавливаются


предварительные требования на перспективу, опережающие возможно­сти традиционных технологий.

Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

1. Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься госу­дарственными органами управления в пределах их компетенции в целях
обеспечения требований, указанных в статье 1 настоящего Закона при­менительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения.
Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования го­сударственных стандартов. Ответственность за соответствие требова­ний стандартов отраслей обязательным требованиям государственных
стандартов несут принявшие их государственные органы управления.
Порядок разработки, принятия, учетной регистрации, применения,
контроля за соблюдением обязательных требований, изменения и от­
мены стандартов отраслей устанавливается государственными стандар­тами Государственной системы стандартизации.

2. Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться
предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их примене­ния в целях обеспечения требований, указанных в статье 1 настоящего
Закона, а также в целях совершенствования организации и управления
производством. Требования стандартов предприятий подлежат обяза­тельному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельнос­ти, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции,
на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

3. Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются и принимаются этими общественными объединениями для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандар­тов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно, 4. Информация о принятых стандартах отраслей, стандартах научно-технических, инженерных обществ и других общественных объедине­ний направляется в органы Госстандарта России.

Методика формирования стандартов учета на элементы СУ компанией аналогична предыдущей. В настоящее время система стандартиза­ции в РФ основана на пяти основополагающих стандартах:

• ГОСТ Р 1.0-92. Основные положения.

• ГОСТ Р 1.2-92. Порядок разработки государственных стандартов.

• ГОСТ Р 1.3-92. Порядок согласования, утверждения и регистрации
технических условий.

• ГОСТ Р 1.4-92. Стандарты предприятия. Общие положения.

• ГОСТ Р 1.5-92. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.





Среди них выделяют ГОСТы Р 1.4-92 и Р 1.0-92, которые наделяют правом научно-технические, инженерные и другие общественные объ­единения создавать и утверждать свои стандарты. Формы оформления таких стандартов приводятся в ГОСТе Р 1.5-92. При этом согласно ст 3.24 (ГОСТ Р 1.0-92) применение международного, регионального или национального стандарта другой страны осуществляется путем включе­ния его полного содержания в отечественный нормативный документ по стандартизации.

Стандарт обеспечивает прозрачность выполняемых решений для ак­ционеров и руководителей, изменения к стандарту позволят слаженно осуществлять изменения в процессах обработки информации (напри­мер, оптимизация бизнес-процессов). При этом работники, разрабаты­вающие решения, получат большую степень уверенности, что реализа­ция решений будут исполнена с надлежащим качеством. Стандарты в области управления аккумулируют в себе знания, с которыми необходи­мо ознакомиться, чтобы уяснить концептуальные подходы. В этом слу­чае управление будет обладать достаточно богатой функциональностью, будет результативным, гибким и информационно безопасным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: