Б. Структура международного стандарта (МС) по версии КМСУ Под эгидой Комитета международных стандартов учета (КМСУ) и аналогичных организаций Европейского Союза был создан набор стандартов по ряду видов деятельности организации. Структура стандарта представляет набор положений, параграфов и статей (рис. 5.2). |
Данный раздел говорит о том, что организация должна устанавливать статистические методы для подтверждения возможности производства своей продукции и достижения требуемых характеристик этой продукции.
Положение включает сведения:
• о статусе стандарта (государственный, общественных объединений и др.);
• о времени и месте его принятия и введения в действие;
•об соответствии стандарта законодательным актам и уставным документам общественного объединения, утвердившего стандарт;
• особенности авторского права на стандарт.
Каждый параграф включает одну или несколько статей. Статья может включать текстовой, графический, табличный и другой материал. Нумерация всех статей — сквозная. Рекомендованные наименования параграфов, в общем виде, следующие: Введение; Область применения, Определения; Объяснение; Методы, способы, формулы, особенности учета; Стандарт; Условия отступления от стандарта, Дата вступления в силу.
|
|
Во введении рассматриваются цели и задачи стандарта, особенности использования стандарта (ограничения или расширения) и особенности процесса подготовки к нему со стороны заинтересованных лиц.
В области применения определяется перечень отраслей деятельности, где распространяется данный стандарт.
В определении приводится глоссарий основных терминов стандарта.
В объяснении дается более подробное, чем в определении, толкование отдельных терминов.
Методы, способы, формулы, особенности учета могут иметь несколько наименований статей. В них отражается технология обработки и представления информации по данному стандарту.
В параграфе «Стандарт» приводятся статьи, отражающие алгоритм заполнения отчетности с комментариями; обосновываются используемые методики; перечень конкретных элементов технологии достижения объектом заданных параметров.
Условия отступления от стандарта определяют перечень ситуаций, при которых невозможно использовать требования данного стандарта.
Если есть необходимость в подробных комментариях ряда элементов процесса формирования стандарта на несколько параграфов, то вводятся дополнительные параграфы.
В параграфе «Дата вступления в силу» имеется всего одна статья с
текстом «Стандарт действителен с «______ »_______ 19____ г.». Все статьи
|
|
Дополнительных параграфов и параграфа «Дата вступления в силу» составляют неотъемлемую часть параграфа «Стандарт».
МС опираются на следующие основополагающие принципы:
Понятность. Информация, используемая в стандарте, должна быть внятной пользователям.
Уместность, Информация должна быть полезной для пользователя оценке прошлых или настоящих событий, а также, возможно, и прогнозировании.
Материальность. Информация должна быть связана с сущностью явления.
Достоверность. Информация должна быть свободной от ошибок.
Сущность формы. Информация должна отражать реальные процессы, а не их формальные представления.
Нейтральность. Типовые алгоритмы обработки информации не должны изменяться при желании одной из сторон.
Сопоставимость. Параметры стандарта должны иметь одинаковые единицы измерения для одинаковых процессов, характеристик и показателей объекта.
Своевременность. Стандарт должен активизировать производственный процесс с позиций современных технологий.
На базе работ КМСУ ассоциацией по функциональному аудиту разработана методологическая база создания международного стандарта на элементы рекламной деятельности и стандарты учета этих элементов. Данная методология реализована в виде ряда методик. Методика формирования стандарта на элементы рекламной деятельности включает два этапа с набором следующих процедур (табл. 5.3).
Таблица 5.3. Этапы и процедуры формирования стандарта на элементы СУ
Этап подготовки |
Этап реализации
• Внедрение в управленческую практику компаний • Контроль исполнения процесса внедрения • Информирование инициатора подготовки стандарта о ходе внедрения, возможных ошибках и путях совершенствования стандарта • Включение информации о подготовке и реализация стандарта в базу данных его инициатора |
• Выявление актуальности стандартизации
элемента (процесса или явления) в СУ компанией
• Обсуждение и утверждение наименования
стандарта
• Разработка вариантов (версий) стандарта
• Согласование вариантов стандарта со специалистами, руководителями ведущих компаний и авторитетными учеными в области управления
• Выбор одного варианта для последующей реализации
• Публикация проекта стандарта и организация его изучения
• Юридическая оценка замечаний, комментариев, полученных в результате публичных
обсуждений
• Утверждение стандарта как международного,
государственного, ведомственного или локального (общественной организации)
Если стандарту планируется придать статус международного, то необходимо утвердить в КМСУ, если локального — то в ассоциации функциональному аудиту.
Каждая процедура включает набор операций. Так, процедура «Разработка вариантов (версий) стандарта» состоит из следующих операций: ^оформление документации о начале выполнения работ с указанием конкретного задания, состава персонала с указанием системы их подчинения, времени исполнения задания, промежуточных этапов контроля хода выполнения, выделяемых ресурсов;
• ознакомление и разъяснение разработчикам вариантов стандарта
содержания организационных документов (задания) о начале выполнения работ по разработке вариантов стандарта;
• разъяснение разработчикам их права, ответственности и полномочий при выполнении работы;
• обсуждение с разработчиками неучтенных деталей для успешного
выполнения работ;
•акцентирование внимания на степень важности предлагаемой работы по разработке вариантов стандарта;
• выделение работникам необходимой оргтехники, помещения;
• определение источников необходимой деловой информации;
• проведение контроля со стороны юриста или референта на соответствие задания действующему законодательству и нормативным документам организаций по стандартизации;
|
|
• оформление заключения о технической, экономической и организационной выполнимости задания;
• получение заключения от внешних экспертов о безопасности пред
стоящего задания в экономической, экологической и др. областях;
•составление общей модели стандарта (табличной, формульной, словесной и т.д.);
• выбор целевой технологии разработки вариантов стандарта;
• составление набора процессорных (организационных) технологий;
• выбор метода разработки по каждому варианту стандарта;
• оформление актов на выбранные технологии и методы разработки
вариантов стандарта;
• составление перечня разработанных вариантов стандарта.