З а д а н и е 1. На основании данных табл. П.15 и практического зада-
ния к теме 5 определите:
степень общей открытости экономик регионов X и Y;
коэффициенты вывоза, ввоза, товарообмена;
отраслевую специализацию регионов с точки зрения состояния их
внешних экономических связей.
Сделайте сравнительные выводы.
Т а б л и ц а П.15
Вывоз и ввоз, экспорт и импорт по регионам Х и Y, млрд руб.
Методические указания. Для определения степени вовлеченности ре-
гиона в систему межрегиональных и внешнеэкономических отноше ний
необходимо оценить степень общей открытости экономики регио на, в том
числе в разрезе его отдельных отраслей.
Степень общей открытости экономики региона характеризуется отно-
шением объема товарообмена (межрегионального и внешнеэко -
номического) к произведенному ВРП. Для анализа открытости эко номики
по отдельным отраслям и товарным группам применя ются специальные
коэффициенты, связывающие вывоз, ввоз, производство и внутрирегио-
нальное потребление.
|
|
Коэффициент вывоза (или коэффициент товарности регионального
производства):
Yv =
v
q
.
Коэффициент ввоза (доля ввоза к общему потреблению продукции в
регионе):
Yw =
w
q - v + w
.
|
Коэффициент товарообмена:
Yv + w =
v + w
q
,
где v – вывоз продукции; w – ввоз продукции; q – объем производства.
Значения коэффициентов вывоза (Yv) и ввоза (Yw) как по отдельным от-
раслям, так и в целом находятся в отрезке [0, 1]. Значения коэффициента
товарообмена (Yv+w) для экономики региона могут быть больше 1.
З а д а н и е 2. Исходя из приведенных ниже данных (табл. П.16) дайте
оценку конкурентной среды регионального рынка кондитерских изделий.
Сделайте выводы и рекомендации.
Т а б л и ц а П.16
Данные по региональному рынку кондитерских изделий
З а д а н и е 3. Исходя из приведенных ниже данных (табл. П.17) дайте
оценку конкурентной среды регионального рынка строительных матери а-
лов. Сделайте выводы и рекомендации.
Т а б л и ц а П.17
Данные по региональному рынку строительных материалов
Методические указания. Владение информацией об изменениях емко-
сти рынка позволяет сделать выводы о развитии рынка, его насыщенности
и привлекательности. Расчет емкости рынка осуществляется по формуле
|
|
Эр = Поб + И - Э ± ΔЗн ± ΔЗр,
|
|
где Эр – емкость регионального рынка; Поб – объем продаж исследуемой
продукции собственными производителями; И – объем импорта иссле-
дуемой продукции в регион; Э – объем экспорта исследуемой продукции
из региона; ΔЗн – изменение запасов исследуемого товара у населения;
ΔЗр – изменения запасов исследуемого товара в регионе.
Для дальнейшего анализа необходимо определить доли рынка, зани-
маемые каждым участником. Доля рынка определяется как удельный вес
объема продаж хозяйствующего субъекта в общей емкости рынка по фор-
муле Герфинделя-Гиршмана:
N
i
где N — число фирм; Di — доля рынка i -й фирмы.
Максимальное значение индекса достигается при монополии и равно еди-
нице. По расчетным данным необходимо также определить индекс концентра-
ции на исследуемом региональном товарном рынке (CR), определяемый как до-
ля от общего объема продаж товаров (или от общего объема мощностей, чис-
ленности занятых, физического объема выпуска продукции), приходящаяся на
несколько крупных фирм, ранжированных в соответствии с их долей рынка.
Он может рассчитываться для любого числа фирм. Для каждого от-
дельного рынка значение этого показателя будет разным. Для потре -
бительских товаров рекомендуемым считается показатель не более 45%.
Для рынка средств производства он может составлять до 70%.
Приложение 2
ТЕСТЫ