Региональные рынки. З а д а н и е 1. На основании данных табл

З а д а н и е 1. На основании данных табл. П.15 и практического зада-

ния к теме 5 определите:

степень общей открытости экономик регионов X и Y;

коэффициенты вывоза, ввоза, товарообмена;

отраслевую специализацию регионов с точки зрения состояния их

внешних экономических связей.

Сделайте сравнительные выводы.

Т а б л и ц а П.15

Вывоз и ввоз, экспорт и импорт по регионам Х и Y, млрд руб.

Методические указания. Для определения степени вовлеченности ре-

гиона в систему межрегиональных и внешнеэкономических отноше ний

необходимо оценить степень общей открытости экономики регио на, в том

числе в разрезе его отдельных отраслей.

Степень общей открытости экономики региона характеризуется отно-

шением объема товарообмена (межрегионального и внешнеэко -

номического) к произведенному ВРП. Для анализа открытости эко номики

по отдельным отраслям и товарным группам применя ются специальные

коэффициенты, связывающие вывоз, ввоз, производство и внутрирегио-

нальное потребление.

Коэффициент вывоза (или коэффициент товарности регионального

производства):


Yv =


v

q


.


Коэффициент ввоза (доля ввоза к общему потреблению продукции в

регионе):



Yw =


w

q - v + w


.

Отрасль Регион Х Регион Y В целом по стране
                       
Добыча                
Готовая продук- ция   13,5     13,5           –6
Услуги   2,5     2,5            
Всего                      


Коэффициент товарообмена:


Yv + w =


v + w

q


,


где v – вывоз продукции; w – ввоз продукции; q – объем производства.

Значения коэффициентов вывоза (Yv) и ввоза (Yw) как по отдельным от-

раслям, так и в целом находятся в отрезке [0, 1]. Значения коэффициента

товарообмена (Yv+w) для экономики региона могут быть больше 1.

З а д а н и е 2. Исходя из приведенных ниже данных (табл. П.16) дайте

оценку конкурентной среды регионального рынка кондитерских изделий.

Сделайте выводы и рекомендации.

Т а б л и ц а П.16

Данные по региональному рынку кондитерских изделий

З а д а н и е 3. Исходя из приведенных ниже данных (табл. П.17) дайте

оценку конкурентной среды регионального рынка строительных матери а-

лов. Сделайте выводы и рекомендации.

Т а б л и ц а П.17

Данные по региональному рынку строительных материалов

Методические указания. Владение информацией об изменениях емко-

сти рынка позволяет сделать выводы о развитии рынка, его насыщенности

и привлекательности. Расчет емкости рынка осуществляется по формуле

Эр = Поб + И - Э ± ΔЗн ± ΔЗр,

        Объем импорта товара в ре- гион, тонн Объем экспорта товара, тонн
         
               
                 

Год Объем реали-

зации товара

предприятием

региона 1,

млн руб.Объем реали-

зации товара

предприятием

региона 2,

млн руб.

дителем

А

Год Объем реали- зации товара предприятием региона 1, млн руб. Объем реали- зации товара предприятием региона 2, млн руб. Объем импорта товара в регион, млн руб. Объем экспорта това- ра, млн руб.
Произво- Произво- дителем В Произво- дителем С Предпри- ятием ре- гиона 1 Предпри- ятием ре- гиона 2
             
            -  


где Эр – емкость регионального рынка; Поб – объем продаж исследуемой

продукции собственными производителями; И – объем импорта иссле-

дуемой продукции в регион; Э – объем экспорта исследуемой продукции

из региона; ΔЗн – изменение запасов исследуемого товара у населения;

ΔЗр – изменения запасов исследуемого товара в регионе.

Для дальнейшего анализа необходимо определить доли рынка, зани-

маемые каждым участником. Доля рынка определяется как удельный вес

объема продаж хозяйствующего субъекта в общей емкости рынка по фор-

муле Герфинделя-Гиршмана:

N

i

где N — число фирм; Di — доля рынка i -й фирмы.

Максимальное значение индекса достигается при монополии и равно еди-

нице. По расчетным данным необходимо также определить индекс концентра-

ции на исследуемом региональном товарном рынке (CR), определяемый как до-

ля от общего объема продаж товаров (или от общего объема мощностей, чис-

ленности занятых, физического объема выпуска продукции), приходящаяся на

несколько крупных фирм, ранжированных в соответствии с их долей рынка.

Он может рассчитываться для любого числа фирм. Для каждого от-

дельного рынка значение этого показателя будет разным. Для потре -

бительских товаров рекомендуемым считается показатель не более 45%.

Для рынка средств производства он может составлять до 70%.


Приложение 2

ТЕСТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: