Идентификация как вид деятельности имеет структуру, характеризующуюся определенными структурными элементами.
Ранее были рассмотрены цели и задачи идентификации. Обратимся к другим структурным элементам этой деятельности в соответствии с рис 1.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ | ||||||||
цели | объекты | субъекты | виды | средства | методы | |||
, | ■ | |||||||
задачи | ||||||||
Рис. 1. Составные элементы идентификации продукции
Объектами идентификации являются продукция, услуги, информация и другие объекты, используемые при оказании услуги общественного питания.
В этой теме рассмотрим лишь одну группу объектов • продукцию, которая вовлекается в процесс купли-продажи и становится товаром.
Субъектами, осуществляющими идентификацию товаров, являются все участники рыночных отношений: исполнитель услуги - на стадии приемки сырья, полуфабрикатов и при отпуске готовой продукции; продавец- на стадиях заключения договоров купли-продажи, приемки товаров и подготовки их к продаже. Потребитель также проводит идентификацию приобретаемого товара, делая это чаще всего неосознанно и не имея достаточной квалификации, ориентируясь на житейский опыт.
В зависимости от назначения различают следующие виды идентификации: ассортиментная, квалиметрическая и партионная.
Ассортиментная идентификация - это установление соответствия наименования товара его ассортиментной принадлежности, обусловливающей предъявляемые к нему требования. Этот вид идентификации служит методом выявления несоответствия группе, виду, наименованию товаров или блюд, что определяется как фальсификация товаров. Например, напиток кофе натуральный или кофейный напиток, квас или квасной напиток и т.п.
Квалиметрическая идентификация - установление соответствия требованиям качества, предусмотренным нормативной документацией. Этот вид идентификации позволяет выявить пересортицу, наличие допустимых и недопустимых дефектов, а также соответствие товарному сорту, указанному на маркировке или в сопроводительных документах.
Партионная идентификация - один из наиболее сложных видов деятельности, в ходе которой устанавливается принадлежность представленной части товара (объединенной пробы, среднего образца) к конкретной товарной партии. Сложность заключается в том, что в большинстве случаев отсутствуют или не очень надежны критерии для идентификации. Очень трудно установить принадлежность товара определенного наименования, например кондитерских изделий, изготовленных из муки от разных поставщиков.
К средствам идентификации товаров относятся нормативные документы (стандарты, ТУ, правила и др.), регламентирующие показатели качества, которые могут быть использованы для целей идентификации, а также технические документы (сборники рецептур, технологические карты и др.), в том числе товарно-сопроводительные документы (накладные, сертификаты, декларации соответствия, удостоверения качества). Важнейшим средством идентификации пищевых продуктов является маркировка, которая содержит информацию, пригодную для целей идентификации.
Назначением указанных средств является регламентация критериев идентификации
В большей мере этому требованию должны отвечать нормативные документы.
Критерии идентификации - это характеристики товаров, позволяющие Отождествлять наименование представленного товара с наименованием, указанным на маркировке или в нормативных документах, товарно-сопроводительных документах, а также с требованиями, установленными НД.
В стандартах, ТУ, Правилах Системы сертификации пищевых продуктов продовольственного сырья предусматривается три группы показателей:
- органолептические;
- физико-химические;
- микробиологические.
Для целей идентификации пригодны лишь органолептические и физико-химические показатели, характеризующие собственно потребительские свойства самого товара. Микробиологические показатели относятся к показателям безопасности, зависящим от внешних воздействий и обсеменения микрофлорой. Пищевые продукты служат для микроорганизмов питательной средой, поэтому обсемененность микроорганизмами и наличие вырабатываемых ими микотоксинов, как правило, не могут быть критериями идентификации.
В качестве критериев идентификации должны быть выбраны показатели, которые отвечают следующим требованиям:
-типичность для конкретного вида, наименования или однородной группы продукции;
- объективность и сопоставимость;
- проверяемость;
- трудность фальсификации.
Среди перечисленных требований наибольшую значимость имеет типичность, которая может характеризоваться комплексными или, что реже, единичными показателями, дополняющими друг друга и отличающимися разной степенью достоверности. Так, для натурального кофе наиболее типичным критерием идентификации служит содержание кофеина. Однако при частичной небольшой замене натурального кофе зерновыми заменителями или цикорием не всегда возможно идентифицировать натуральность кофе по кофеину. В этом случае критерий содержания кофеина должен быть дополнен органолептическими методами, а также определением микроструктуры тканей. Добавка зерновых заменителей приведет к появлению крахмальных зерен, что несвойственно натуральному кофе.
Критерии идентификации должны быть объективными и независящими от субъективных данных испытателя (его компетентности, учета интересов изготовителя или продавца и др.), а также условий проведения испытаний.
Проверяемость принятых для идентификации критериев - одно из важнейших требований. Оно означает, что при повторных проверках независимо от субъектов, средств и условий проведения идентификации в отношении показателей идентифицируемого объекта будут получены одни и те же результаты.
Трудность фальсификации объекта по идентифицирующим критериям может служить гарантией надежности и достоверности идентификации. Поэтому важно в качестве критерия идентификации выбрать такие характеристики, при подделке которых фальсификация бессмысленна. При этом затраты на нее будут настолько значительны, что полученная прибыль не окупит расходы на фальсификацию.
К таким труднофальсифицируемым критериям относятся, например, жирнокислотный состав коровьего молока, дисперсность вин, микроструктура кофе.
В связи с тем, что органолептические и многие физико-химические показатели в ряде случаев не отвечают требованиям проверяемости и объективности, необходимо применять комплекс взаимодополняющих критериев.
Таким образом, идентификация товаров должна носить характер комплексной оценки, при которой наибольшую значимость имеют типичные и трудно фальсифицируемые критерии.
Для целей идентификации могут применяться две группы методов: органолептические, измерительные, с которыми Вы познакомились в прошлых темах.
Итак, идентификации свойственны структурные элементы, присущие любой деятельности, но их содержание во многом типично только для этого вида деятельности. К таким типичным элементам относится конечный результат - это подтверждение соответствия товара требованиям, предусмотренным для определенного аналога, вследствие чего устанавливается подлинность товара. При выявлении несоответствия констатируется фальсификация товара.