double arrow

Фальсификация продукции


Фальсификация (от лат. та1з№со - подделываю) - действия, на­правленные на обман получателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Термин «фальсифицированная продукция (пищевые продукты, ма­териалы и изделия)» определен в ФЗ «О качестве и безопасности пище­вых продуктов» как «умышленно измененные (поддельные) и/или имею­щие скрытые свойства и качество, информация о которых является за­ведомо неполной и недостоверной».

В широком смысле фальсификация может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных, но несущественных для использования по назначению свойств. Фальси­фикация пищевых продуктов чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например внешнего вида при общем ухудшении или утрате остальных наиболее значимых свойств пищевой ценности, в том числе и безопасности.

Понятие «фальсифицированные товары» иногда путают с поня­тиями «товары-заменители» (суррогаты, имитаторы) и «дефектные това­ры». Это не случайно, так как заменители и дефектные товары широко используются для целей фальсификации, при этом получателю и/или потребителю умышленно не предоставляется необходимая информация.




Заменители и дефектные товары не относятся к фальсифициро­ванным, если на маркировке или в товарно-сопроводительных докумен­тах указано их подлинное наименование, а цена соответствует их качеству и происхождения (например, кофейные напитки с указанием их вида не являются фальсификатами кофе).

Объекты фальсификации и идентификации одни и те же, так как фальсификация – один из двух возможных результатов идентификации.

При фальсификации обычно подвергается подделки одна или несколько характеристик товара, позволяет выделить несколько видов фальсификации:

- ассортиментная (видовая);

- по качеству;

- количественная;

- стоимостная;

- информационная.

Для каждого вида фальсификации характерны свои способы подделки товаров.

При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков. Признаки, характерные для отдельных разновидностей ассортиментной классификации, представлены на рис 2.

Для заменителей характерны определенные особенности: значительная дешевизна по сравнению с натуральными товаром, пониженные потребительские свойства, идентичность (сходство) наиболее характерных признаков (внешнего вида, цвета, вкуса и запаха, консистенции).

В зависимости от средства фальсификации, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации:



- частичная замена продукта водой;

- добавление в продукт низкоценного заменителя, имитирующего натуральный продукт;

- замена натурального продукта имитатором.

Все заменители, применяемые при ассортиментной фальсификации, подразделяют на две группы: пищевые и непищевые.

Пищевые заменители – более дешевые продукты питания, отличающиеся пониженной пищевой ценностью и сходством с натуральным продуктом по одному или нескольким признакам.

В качестве средств ассортиментной фальсификации наиболее часто используют следующие пищевые заменители:

- воду – для жидких продуктов;

- другие имитаторы натурального продукта, схожие по определенным, наиболее характерным признакам.

Вода – наиболее распространенный заменитель жидких прозрачных продуктов, особенно таких, как спирт, водка. Водка как заменитель натурального продукта часто используется при качественной фальсификации, когда натуральный продукт разбавляется водой незначительно либо увлажняется тем или иным способом (например, сахар, сухофрукты и другие сухие продукты помещаются во влажное помещение).

Ассортиментная фальсификация

Использование заменителей

 
 


По происхождению по сходству по безопасности

заменителей признаков

заменители по упаковке опасные

непищевые

заменители по органолеп- безопасные



пищевые тическим пока-

зателям

Одного вида по внешнему виду

или группы в т.ч. цвету

но другого

наименования

другого вида по вкусу и запаху

Вода по консистенции

Имитаторы по внутреннему

строению

Рис. 2. Средства ассортиментной фальсификации продукции

К пищевым заменителям, используемым для фальсификации, от­носятся также различные имитаторы, т.е. продукты, применяемые или специально разработанные для замены натуральных продовольствен­ных товаров. Примером могут служить кофейные напитки на основе зерновых, цикория и т.п., концентраты, сиропы, соки и напитки с исполь­зованием синтетических красителей, кислот, ароматизаторов.

При ассортиментной фальсификации происходит частичная или полная замена натурального продукта его заменителем. Возможна также частичная или полная замена высокоценных товаров другим менее ценими товаром, относящимся к другой или той же однородной группе, но иного вида. Так, довольно часто картофельный крахмал фальсифициру­ется пшеничной мукой или кукурузным крахмалом. Распространенным видом фальсификации является подмена сливочного масла маргарином.

Непищевые заменители относятся к объектам органического или минерального происхождения и непригодны для пищевых целей. Многие из них могут нанести вред здоровью человека, а иногда привести и к смертельному исходу.

В качестве непищевых заменителей чаще всего применяют мел, гипс, известь, золу для примеси к муке, крахмалу.

При заготовках картофеля и корнеплодов распространенным спо­собом фальсификации является примесь сверх установленных норм земли, корней, растительных остатков.

Фальсификация но качеству- подделка товаров с помощью пи­щевых или не пищевых добавок для улучшения органолептических свойств ли замена товара высшей градации качества низшей.

Средствами этого вида фальсификации служат добавки и товары того же наименования, что и товар, указанный на маркировке, в сопрово­дительных документах, но низшей градации.

Способы качественной фальсификации:

- использование добавок, имитирующих улучшение качества;

-пересортица.

Эти средства качественной фальсификации показаны на рис. 3.

Фальсификация продукции по качеству

Заменители

Продукты того же наименования

 
 


Добавки Пересортица

 
 


Непищевые Пищевые Товары низшего сорта

Опасный продукт Безопасность

не утрачивается

Рис 3. Средства фальсификации продукции по качеству

Добавки - это вещества или сырье, добавляемые к пищевым про­дуктам для улучшения их потребительских свойств.

Пищевые добавки широко используются в промышленности и об­щественном питании, так как предусмотрены рецептурой изготавливае­мых продуктов питания. На маркировке многих отечественных и импорт­ных товаров, особенно западно-европейских, указываются разрешенные пищевые добавки, которые согласно «Кодекс алиментарную» маркируют­ся знаком «Е» с порядковым номером пищевой добавки (например, Е 300 - лимонная кислота).

Использование таких пищевых добавок нельзя относить к фальси­фикации. Фальсификацией по качеству считается применение запре­щенных добавок, непредусмотренных рецептурой, с целью введения в заблуждение потребителя относительно истинных потребительских свойств товара.

К фальсификации по качеству относится подкрашивание или аро­матизация пищевых продуктов, не предусмотренные рецептурой и тех­нологией производства и предназначенные для придания продукту свойств, позволяющих имитировать их повышенную пищевую ценность. Конечная цель фальсификаторов - создание потребительских предпоч­тений на товары пониженного качества путем придания видимости по­вышенных потребительских свойств.

Примером такой фальсификации по качеству в общественном пи­тании может служить подкрашивание ягодного желе, киселя, напитков пищевыми красителями, если это не предусмотрено технологией приго­товления. Применение даже разрешенных пищевых добавок, несвойст-мнных продукту определенного наименования и непредусмотренных рецептурой его приготовления, при отсутствии информации об измене­нии состава и рецептуры должно считаться фальсификацией с целью обмана потребителей. Информированный потребитель вправе сам сде­лать выбор товара, исходя из личного отношения к пищевым добавкам. Применение запрещенных добавок совершенно недопустимо, так как то­вар может оказаться опасным для потребления. Кроме того, на него не будет выдан санитарно-эпидемиологическое заключение и сертификат соответствия.

Разновидностью качественной фальсификации товаров следует считать частичную или полную замену натурального продукта пищевыми или непищевыми отходами, которые образуются после извлечения из него наиболее ценных компонентов. Например, реализация спитого чая под видом натурального продукта, кофе натурального без кофеина. В последнем случае продукт нельзя считать фальсифицированным, если на маркировке указаны назначение и состав (отсутствие кофеина).

Таким образом, в зависимости от степени вреда, наносимого фаль­сифицированным продуктом, различают две разновидности качествен­ной фальсификации:

- безопасная для жизни и здоровья потребителя;

-опасная.

При безопасной фальсификации потребителю наносится матери­альный и моральный ущерб, а при опасной - кроме того, вред жизни и здоровью. Поэтому для двух разновидностей фальсификации должны применяться разные меры административной и уголовной ответственно­сти,

К качественной фальсификации следует отнести и пересортицу то­варов. Это одна из наиболее широко распространенных разновидностей качественной фальсификации.

Пересортица - действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем замены товаров высших сортов низшими. Так, кофе Робуста 1-го сорта может быть реализован как Арабика высшего сорта.

Пересортица может быть вызвана объективными и субъективными причинами. К фальсификации относится пересортица, обусловленная объективными и субъективными причинами, что характерно для сырье­вого, технологического или комбинированного принципов деления това­ров на сорта.

Пересортица мяса, колбас, муки, крахмала, кофе при реализации в торговле является фальсификацией, так как качество этих товаров пол­ностью сформировано при их производстве и не изменяется при хране­нии.

Вместе с тем есть значительная группа товаров, качество которых при хранении существенно изменяется. При этом снижаются и показа­тели качества, определяющие товарный сорт. В этом случае возникает пересортица, носящая объективный характер, также являющаяся фаль­сификацией, так как потребитель получает продукцию пониженного каче­ства по сравнению с той, что приведена на маркировке или в меню. При­мером могут служить чай, сыр, сливочное масло, маргарин.

Количественная фальсификация - это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, дли­ны и т.п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

В практике этот вид фальсификации называют недовесом или об­мером. Способы и средства этой фальсификации основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения размеров измеряемого объекта (рис. 4).

Для количественной фальсификации чаще всего используют фальшивые, неповеренные средства измерений (гири, метры, измери­тельную посуду) или неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т.п.).

Неточные или фальшивые средства измерений - наиболее рас­пространенный способ количественной фальсификации. При этом используются фальшивые меры (гири, метры, измерительная посу­да и др.) и приборы (весы и т.п.) без поверочных клейм и свидетельств, наносимых и выдаваемых органами государственных метрологических служб.

Отсутствие поверочных клейм служит признаком фальсификации средства измерения и легко проверяется.

Причиной неточности, грубых погрешностей могут быть неисправ­ные приборы и фасовочное оборудование, которыми пользуются изгото­вители или продавцы.

Количественная фальсификация

Уменьшение количествен­ных характеристик товара

Способы фаль­сификации

 
 


Неточные или фаль- Неправиль-­ измерение

­сифицированные ные методы товаров при

средства измерений измерений отпуске

меры приборы

 
 


По массе без по массе нетто применение

учета массы с утяжеленной дополнительных

упаковки упаковкой грузов

Рис. 4. Средства количественной фальсификации продукции

Стоимостная фальсификация- обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене товаров больших равров.

Этот вид фальсификации - самый распространенный, так как со­вмещается со всеми другими видами фальсификаций. Более того, имен­ие стоимостная фальсификация является главной целью обмана потре­бителей, так как позволяет получить незаконную прибыль путем неза­конного повышения цен. В условиях рыночной экономики, одной из ха­рактерных черт которой являются нерегулируемые цены, стоимостная фальсификация применяется либо для фальсифицирования низкокаче-«л минных или даже опасных товаров, либо в целях ценовой конкуренции, и частности для создания потребительских предпочтений с помощью по­ниженных цен.

Информационная фальсификация - обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.

Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. Любой вид фальсификации, рассмотренный ранее, в большинстве случаев дополняется фальсификацией информации о товаре. В противномслучае фальсификация легко выявляется.

При фальсификации информации о товаре довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные:

- наименование товара;

- страна происхождения товара;

- фирма-изготовитель;

- количество товара.

Итак, мы рассмотрели наиболее распространенные виды фальси­фикации и ее способы, характерные для отдельных видов товаров.

Наряду с этой классификацией видов и способов фальсификации можно выявить еще две группы способов фальсификации в зависимости от места ее осуществления:

-технологическая;

-предреализационная.

Технологическая фальсификация - подделка товаров в процес­се технологического цикла производства. Примером может служить ис­пользование технического спирта при приготовлении водок, вин, ликероналивочных изделий или подкрашивание чая жженым сахаром, или ки­пячение его с содой и т.п.

Например, в чае-заварке легко обнаружить жженый сахар. Обнару­жение жженого сахара основано на том, что дубильные вещества чая (в отличие от жженого сахара) образуют осадок с раствором уксуснокислой меди. Еще более простой экспресс-метод - реакция с лимоном.

Чай со жженым сахаром по внешнему виду полностью имитирует настоящий чай, однако, если добавить в него лимон, его цвет не изме­нится, в то время как натуральный чай посветлеет.

Для повышения экстрактивное™ чая в воду добавляют соду, кото­рая смягчает ее и повышает выделение танинов из чайного листа. Вы­явить наличие соды можно с помощью лакмусовой бумажки, цвет кото­рой изменится в присутствии щелочи.

Примесь цикория в молотом кофе можно обнаружить экспресс - ме­тодом, основанном на реакции напитка с раствором Люголя. Метод ос­нован на содержании в цикории крахмала, который реагирует с раство­ром Люголя вызывает изменение цвета фальсифицированного напитка от синего до фиолетового.

Предреализационная фальсификация - подделка товаров при подготовке их к продаже или при отпуске потребителю. Это, например, реализация маргарина, выдаваемого за сливочное масло, замена этике­ток на низкоценных консервах этикетками с наименованием высокоцен­ных, отпуск мяса низших категорий и сортов по цене и с указанием более высоких градаций.

В этом случае применяются уже указанные ранее способы фаль­сификации (использование заменителей, добавок, дефектной продукции, недовес и т.п.).

Методы обнаружения фальсификации применяются те же, что и при идентификации, поскольку фальсификация является лишь альтер­нативным результатом идентификации.

К числу наиболее часто фальсифицируемых пищевых продуктов относится алкогольные напитки: водка, ликероводочные изделия, коньяк, вина; безалкогольные напитки: природная минеральная вода (Боржоми и Ессентуки - 70% от всего объема продаж), соки, квас, сливочное масло; молочные и мясные консервы; чай, кофе; шоколад, шоколадные изде­лия; растительное масло (особенно часто оливковое и кукурузное), колбасные изделия и мясокопчености. Фактически в этом перечне пред­ставлены почти все группы продовольственных товаров.







Сейчас читают про: