При продолжительной жарке продуктов во фритюре качество фри-тюрных жиров изменяется: жиры темнеют, приобретают резкий неприятный запах, горький привкус. В жире накапливаются вторичные термостабильные продукты окисления и сополимеризации, количество которых не должно превышать 1,0%. Жир с массовой долей продуктов окисления более 1% считается непригодным для пищевых целей.
Работники (заведующие производством, инженеры-технологи), ответственные за выпуск изделий, жаренных во фритюре, проверяют его качество по органолептическим показателям ежедневно после окончания жарки.
Для лабораторного контроля отбирают пробы жиров (исходного и использованного для фритюрной жарки) в количестве 50 г каждого в посуду с притертыми пробками.
Лабораторный контроль качества фритюра осуществляется по органолептическим и физико-химическим показателям. Причем если жарка производится на неспециализированном оборудовании (электросковородах с непосредственным и косвенным обогревом, универсальных газовых жаровнях), то доброкачественность фритюра контролируется через каждые 7ч его использования.
Качественная проба на степень окисленности фритюра
Реакция, основанная на взаимодействии продуктов окисления с метиленовым голубым, дает возможность установить ориентировочно степень окисленное™ фритюра.
При содержании во фритюре менее1% продуктов окисленности цвет жидкости в пробирке будет розовый. Если продуктов окисленности больше 1% - желто-коричневый.
Определение пригодности фритюрного жира по коэффициенту преломления.
Метод применим только для растительных масел, использовавшихся для жарки пирожков (пончиков). Установлено, что по мере накопления в масле продуктов окисления и сополимеризации возрастает показатель преломления. По изменению показателя преломления масла можно охарактеризовать накопление продуктов термического окисления.
13. Методы определения использования некоторых разрешенных синтетических красителей
Для подкрашивания кремов, оформления кондитерских изделий, борщей, сладких блюд можно применять безвредные красители. В основном это естественные красители - соки плодов, ягод, овощей, растительные красители из чая, настой кофе, порошок какао, шафран и др.
Из искусственных красителей для подкрашивания кремов разрешено применять индигокармин (Е 132) и тартразин (Е 102), а также в некоторых случаях другие красители, разрешенные в соответствии с СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к безопасности пищевых продуктов».
Категорически недопустимо использование синтетических красителей, запрещенных к применению: цитрусового красного -2 (Е 121) и амаранта (Е 123).
Обнаружение амаранта
Метод основан на способности раствора сернокислой меди в присутствии уксусной кислоты изменять цвет исследуемого раствора при наличии в нем амаранта.
К 5 мл исследуемого раствора добавляют 1 мл 1%-ного раствора сернокислой меди. При наличии амаранта раствор приобретает желтую окраску, переходящую в розовую при добавлении нескольких капель уксусной кислоты.
При исследовании окрашенного кондитерского крема готовят водную вытяжку и проводят реакцию с сернокислой медью.
Метод идентификации разных синтетических красителей и натуральных пищевых красителей
Метод основан на способности синтетических красителей удерживаться на шерстяной нити.
В пробирку с раствором красителя погружают кусочек белой обезжиренной шерстяной нити длиной 2-3 см, после чего пробирку помещают в кипящую водяную баню на 10 мин. Кусочек нити окрашивается в цвет, характерный для данного красителя. По истечении 10 мин кусочек пряжи извлекают и тщательно промывают проточной водой с мылом.
Если нить окрашена синтетическим красителем, то цвет после отмывания не меняется. При окрашивании натуральным красителем (соком свеклы, моркови, черной смородины, клюквы и т.д.) он легко смывается с пряжи или пряжа после отмывания приобретает грязно-бурый оттенок.
14. Обнаружение фальсификации продукции
Существуют простые и доступные экспресс методы, позволяющие установить фальсификацию кулинарной продукции непосредственно на производстве. Подробнее материал изложен в теме 7 «Идентификация и фальсификация сырья и продукции».