Идеализм исходит из того, что С. развивается имманентно, спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя. В противоположность этому, марксизм исходит из того, что невозможно анализировать С. изолированно от др. явлений обществ, жизни. «Сознание... с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди» (там же).
Мозг человека — это не «чистое полотно», на к-ром жизнь рисует свое изображение. Он заключает в себе выработанные всей мировой историей человеч. потенции, передающиеся по наследству «задатки», к-рые реализуются в условиях обучения, воспитания и всей совокупности социальных воздействий. «...Все, что мы имеем от природы, то мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в действительность» (Этика Аристотеля, СПБ, 1908, с. 23). Без учета биологии, факторов наследственности невозможно уяснить все индивидуальные особенности психич. склада личности. Однако абсолютизация наследственного фактора воздвигает непреодолимые трудности на пути раскрытия сущности человека и его С. Натуралистич. позиция, пытающаяся свести сущность С. к внутрпорганич. отношениям в пределах мозга, является несостоятельной в научном отношении и реакционной в политическом: она тесно связана с идеологией расизма. Сам по себе мозг, каким он выходит из «рук природы», не может мыслить по-человечески. Он становится органом человеч. С. только тогда, когда человек вовлекается в обществ, жизнь, усваивает исторически выработанные формы культуры. Подчеркивая обществ, сущность С. индивида, к-рая остается таковой и вне непосредств. контакта, его общения с другими, Маркс писал: «Но даже и тогда, когда я занимаюсь научной н т. п. деятельностью — деятельностью, которую я только в редких случаях могу осуществлять в непосредственном общении с другими,— даже и тогда я занят о б-щественной деятельностью, потому что я действую как человек. Мне не только дан, в качестве-общественного продукта, материал для моей деятельности — даже и сам язык, на котором работает мыслитель,— но и моё собственное бытне есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю пз моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Из ранних произв., 1956, с. 590).
|
|
С. имеет не только внутрплпчпостное бытие, оно объективируется и существует надличностно— в системе материальной и духовной культуры, в формах обществ. С. Обществ. С. развивается через С. отд. людей, будучи лишь относительно независимым от последнего: нерасшифрованные письмена сами по себе еще не заключают в себе мыслит, содержания, только в отношении к отд. людям книжные богатства библиотек мира, памятники искусства и т. п. имеют смысл духовного богатства. Обществ. С.— это отражение обществ, бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произв. пск-ва, в политической, правовой и нравств. идеологии, в религии и мифах, в нар. мудрости, в социальных нормах п воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом. Обществ. С. обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от обыденного, массового С. и кончая высшими формами теоретпч. мышления. В состав обществ. С. входят различные его формы: наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика, право. Отражая обществ, бытие, обществ. С. обладает относит, самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на обществ, бытне: идеи, когда они овладевают массами, становятся материальной силой.
|
|
Обществ. С. составляет вместе с тем необходимое условие формирования и существования личного