Г. С. Сковорода, Збтник доповщей з нагоди 220-р1ччя на
рождения. 1722—1942. [Уфа], 1943; Б i л и ч Т. А., Св1тогляд
Г. С. Сковороди, К., 1957; Попов П. М., Г. Сковорода,
К., I960; Ш к у р и н о в П. С, Мировоззрение Г. С. Ско
вороды, М., 1962; Р е д ь к о М. П., Св1тогляд Г. С. Сково
роди, JIbBiB, 1967; Б е р к о в и ч Е. С, Ставинсь-
ска Р. А., Штраймиш Р. I., Г. Сковорода, Eio-
б1бл1огоаф1я, X., 196S. И. Ивапъо. Киев.
СКОЛЕМ (Skolem), Торапъф Альберт (р. 23 мая 1887) — норв. логик, математик, философ; кандидат философии (1913), д-р философии (1926), доцент ун-та в Осло (1918—30), научный сотрудник Ин-та науки и свободомыслия (ин-т Кристиана Микельсена, 1930—38), проф. математики ун-та в Осло (с 1938), чл. Норвежской Академии наук (с 1938). Осн. работы — в области предикатов исчисления, теории рекурсивных функций и предикатов, теории моделей, теории множеств. В философии (математики) С. близок к умеренному номинализму и формализму, автор т. н. «концепции релятивизации основных математических понятий». Согласно концепции С., математика, может и должна развиваться только на основе формальных систем, или исчислений, поскольку матем. объекты существуют не «сами по себе» в к.-л. «абсолютном» смысле, как объективные реальности или трансцендентные платонлетские сущности, но только относительно выбираемой нами лог и к и, а. точнее, относительно ее формализации — логического исчисления. Поэтому они зависят от того, какие логич. операции над ними можно производить. Применительно к таким понятиям, как множество это означает, что имеет смысл говорить о существовании только определимых множеств, т. е. таких, к-рые соответствуют логич. выражениям данной формализованной аксиоматич. теории множеств. Тогда очевидный относительность понятия «множество», н относительность понятий «счетное» и «несчетное» (множество, несчетное в одной аксиоматич. теории множеств, может быть счетным в другой), и, следовательно, относительность понятия кардинального числа (мощностей). Рекурсивная перечислимость класса определимых множеств (о понятии «перечислимое множество» см. Разрешимое и перечислимое множества) указывает, в свою очередь, на то, что, по мысли С, любая матем. теория должна сводиться к перечислимой модели. Это согласуется с доказанной им теоремой (теорема Лёвенхейма — Сколема), согласно к-рой любая аксиоматич. теория множеств, имеющая к.-л. бесконечную модель, имеет и счетную (арифметическую) модель (т. н. парадокс С.— см. Парадокс).
Соч.: Sur la portee du theoreme de Lbwenheim— Skolem,
в кн.: Les entretiens de Zurich sur les londements et la methode
des sciences mathematiques, Z., 1941, p. 25—47, Discussion,
p. 47—52; Une relativisation des notions mathematiques
fondamentales, в сб.: Le raisonnement en mathematiques et
en sciences experimentales, ed. du Centre National de la
Recherche Scientilique, P., 1958; подробную библ. работ С.
(до 1962) см. в кн.: Френкель А., Бар-Хиллел И.,
Основания теории множеств, пер. с англ., М., 1966, с. 459—
460, 492, 528. М. Новосёлов. Москва.
СКОРИНА, Георгий (Франциск) (р. около 1490— ум. после 1541) — белорус, просветитель, основатель книгопечатания в Белоруссии и Литве. Род. в Полоцке в купеч. семье, учился в Краковском ун-те (1504—06), позже — в Падуанском ун-те. Издал на белорус, яз. «Библию русску», «Пражскую псалтырь», «Апостол» и др. С. воплотил в себе двойств, характер раннего просветительства: элементы нового, рациона-листич. мышления сочетались у него с религгюзно-схоластич. мировоззрением, пафос опытного исследования природы — с пиететом по отношению к Библии. В социальной сфере С. непоследовательно утверждал равенство людей перед законом, мечтал о всеобщем экономическом равенстве, признавая вместе с тем основы феодального порядка. С. возлагал надежды на конечную победу духа п человеколюбия над злом.
Лит.: Владимиров П. В., Доктор Ф. Снорина. Его переводы, печатные издания и язык, [СПБ], 1888; Алек-еютов1ч М. А., Скарына, яго дзэйнаспь i свэтапогляц, MiHCK, 1958; История БССР, т. 1, Минск, 1961; Из истории филос. и обществ.-политич. мысли Белоруссии, Минск, 1962.
СЛАВЯНОФИЛЫ — представители идеалистич. течения рус. обществ, мысли сер. 19 в., обосновывавшие необходимость развития России по особому (в сравнении с зап.-европейским) пути. Это обоснование было по объективному смыслу утопич. программой перехода рус. дворянства на путь бурж. развития. В этот период в развитых странах Зап. Европы уже обнаружились противоречия капитализма и была развернута его критика, а в России все более разлагался феодализм. Вставал вопрос о судьбах России: идти ли по пути бурж. демократии, как в сущности предлагали революционеры-декабристы и нек-рые просветители (Грановский и др.), по пути социализма (понимаемого утопически), как этого хотели Белинский, Герцен, Чернышевский и др. революц. демократы, или же по какому-то иному пути, как предлагали С, выступая со своеобразной консервативной утопией (см. Г. В. Плеханов, Соч., т. 23, с. 116 и 108) — рус. разновидностью феодального социализма.
Славянофильство в собств. смысле слова (его следует отличать от почвенничества и поздних славянофилов, идейная основа к-рых была подготовлена С.) сформировалось в 1839 (когда Хомяков и Киреевский после длительных дискуссий изложили свои взгляды — первый в ст. «О старом и новом», а второй — в статье «В ответ А. С. Хомякову») и распалось к 1861, когда проведение реформы привело к кризису их доктрины. К числу С. относятся также К. Аксаков н Ю. Самарин (составившие вместе с Хомяковым и Киреевским осн. ядро школы), И. Аксаков, П. Киреевский, А. Кошелев, И. Беляев и др.
В центре идей С. — концепция русской и с т о р и и, ее исключительности, к-рая, по мнению С, определялась след. чертами: 1) общинным бытом;. 2) отсутствием завоеваний, социальной борьбы в начале рус. истории, покорностью народа власти; 3) православием, «живую цельность» к-рого они противопоставляли «рассудочности» католицизма. Взгляд этот был несостоятельным во всех своих составных частях: всеобщая распространенность общины у неразвитых народов была тогда уже достаточно известна; отсутствие антагонизмов в обществ, жизни Древней Руси является псторич. мифом, что также отмечали совр. им критики С; абсолютизация различий между православием и католицизмом приводила у С. к отмеченному еще Герценом затушевыванию их общехрист. истоков. Согласно С, идиллич. состояние Древней Руси было нарушено внедрением чуждых начал, извративших (но не уничтоживших, особенно в народе) исконные принципы рус. жизни, в результате чего рус. общество раскололось на антагонистич. группы — хранителей этих начал п их разрушителей. В этой искажавшей рус. историю концепции содержались утверждения, давшие, однако, известный толчок развитию рус. обществ, мысли: привлечение нового ис-торпч. материала, усиление внимания к истории крестьянства, общины, рус. фольклора, к истории славянства.
В своей социально-политической концепции С. критически оценивали совр. им рус. действительность, свойственные ей подражание зап.-европ. гос. порядкам, иск-ву, церк., суд. и воен. организации, быту, нравственности и т. п., что не раз навлекало на С. преследования со стороны офиц. кругов. В этих протестах, особенно в 30-х и нач. 40-х гг., отражалось возмущение против проводимого пр-вом слепого заимствования нек-рых зап.-европ. форм, против космополитизма. Однако при этом С,
СЛАВЯНОФИЛЫ
не замечали, что передовая рус. культура уже давно стала народной. Протестуя против крепостного права и выдвигая проекты его отмены в 50—60-х гг., С. отстаивали интересы помещиков. С. считали, что крестьянам, объединенным в общины, следует интересоваться лишь их внутр. жизнью, а политикой должно заниматься только гос-во (концепция «земли» и «гос-ва»), к-рое С. мыслили себе как монархию. По-литич. программа С. примыкала к идеологии панславизма, подвергнутого резкой критике Чернышевским.
Социологическая концепция С, развитая гл. обр. Хомяковым и Киреевским, основой обществ, жизни считала характер мышления людей, определяемый характером их религии. Историч. путь тех народов, к-рые обладают истинной религией и, следовательно, истинным строем мышления, является истинным; народы же, обладающие ложной религией и потому ложным мышлением, развиваются в истории путем внешнего, формального устройства, рассудочной юриспруденции и т. п. По мысли С, только в славянских народах, по преимуществу в русском, заложены истинные принципы обществ, жизни; остальные народы развиваются на основе ложных начал и могут найти спасение, только восприняв православную цивилизацию. С. подвергли критике «справа» европ. историографию, отметив при этом ее действит. недостатки (мистицизм гегелевской философии истории, эмпиризм послегегелевской историографии и т. п.), а также пороки самой европ. цивилизации (процветание «фабричных отношений», возникновение «чувства обманутых надежд» и т. п.). Однако С. оказались не в состоянии понять плодотворные тенденции зап. действительности, в особенности социализма, к к-рому они относились резко отрицательно.
Ф и л о с. концепция С, разработанная Киреевским и Хомяковым, представляла собой религ.-идеалистич. систему, уходящую своими корнями, во-первых, в православную теологию и, во-вторых, в зап.-европ. иррационализм (особенно позднего Шеллинга). С. критиковали Гегеля за отвлеченность его первоначала — абсолютной идеи, подчиненным моментом к-рой оказывается воля (см. А. С. Хомяков, Поли, собр. соч., т. 1, М., 1900, с. 267, 268, 274, 295—99, 302—04); черты «рассудочности» они находили даже в «философии откровения» позднего Шеллинга. Противопоставляя абстрактному началу Гегеля начало конкретное и признавая общим пороком зап.-европ. идеализма и материализма «безвольность», Хомяков разработал волюнтаристич. вариант объективного идеализма: «...мир явлений возникает из свободной силы воли», в основе сущего лежит «...свободная сила мысли, волящий разум...» (там же, с. 347). Отвергая рационализм и сенсуализм как односторонности и считая, что акт познания должен включать в себя всю «полноту» способностей человека, С. видели основу познавания не в чувственности и рассудке, но в некоем «ж и в о з и а н и и», «знании внутреннем» как низшей ступени познания, к-рая «...в германской философии является иногда под весьма неопределенным выражением непосредственного знания...» (там же, с. 279). «Живознание» должно соотноситься с разумом («разумной зрячестью»), к-рый С. не мыслят себе отделенным от «высшей степени» познания — веры; вера должна пронизывать все формы познават. деятельности. По словам Киреевского, «...направление философии зависит... от того понятия, которое мы имеем о Пресвятой Троице» (Полн. собр. соч., т. 1, М., 1911, с. 74). В этом смысле гносеология С. является иррационалистич. реакцией на западно-европ. рационализм. И все же абс. проникновение в «волящий разум», по С., невозможно «при земном несовершенстве», и «...человеку дано только стремиться по этому пути и не дано совершить его» (там
же, с. 251). Т. о., религиозному волюнтаризму в онтологии С. соответствует агностицизм в теории познания.
Передовая рус. мысль подвергла С. острой критике. Еще Чаадаев, публикация «Философического письма» к-рого (1836) послужила одним из сильнейших толчков к консолидации С, в переписке нач. 30-х гг., в «Апологии сумасшедшего» (1837, опубл. 1862) и др. соч. критиковал С. за «квасной патриотизм», за стремление разъединить народы. Грановский полемизировал с пониманием С. роли Петра в истории России, их трактовкой истории России и ее отношения к Западу, их идеей исключительности рус. общины. Грановского поддерживали з известной мере С. М. Соловьёв и Кавелин и особенно Белинский и Чернышевский; Грановский критиковал и Герцена за симпатии к С, впоследствии преодоленные им. Пытаясь установить единый общенац. антифеод. и антиправительст^. фронт, революц. демократы стремились использовать критические по отношению к рус. действительности моменты в учении С, отмечая их положит, стороны — критику подражательности Западу (Белинский, Герцен), попытку выяснения специфики рус. истории, в т. ч. роли в ней общины (Белинский, Герцен, Чернышевский). Однако, придерживаясь по этим вопросам противоположных славянофильским взглядов, революц. демократы подвергли С. резкой критике, усиливавшейся по мере выяснения невозможности тактич. единства с ними. Революц. демократы осуждали как ретроградные идеи С. о «гниении Запада», отмечали непонимание ими соотношения национального и общечеловеческого, России и Европы, извращенное понимание рус. истории, в особенности роли Петра в ней, и характера рус. народа как покорного и политически пассивного, их требование возврата России к допетровским порядкам, ложную трактовку ими историч. роли и перспектив развития рус. общины. Революц. демократы подчеркивали, что, требуя народности и развития нац. культуры, С. не понимали, что такое народность, и не видели того факта, что в России уже развилась подлинно самобытная культура. При всей многогранности отношения революц. демократов к С. оно резюмируется в словах Белинского о том, что его убеждения «диаметрально противоположны» славянофильским, что «славянофильское направление в науке» не заслуживает «...никакого внимания ни в учепом, ни в литературном отношениях...» (Полн. собр. соч., т. 10, 1956, с. 22; т. 9, 1955, с. 200).
В дальнейшем идеями С. питались течения реакц. идеологии — новое, или позднее, славянофильство, панславизм (Данилевский, Леонтьев, Катков и др.), религ. философия Соловьёва (к-рый критиковал С. по ряду вопросов); впоследствии — реакц. течения конца 19 — нач. 20 вв., вплоть до идеологии рус, белоэмиграции — Бердяев, Зенъковский и др. Бурж авторы 20 в. усматривали в славянофильстве первую самобытную русскую философскую и социоло-гическую систему (см., напр., Э. Радлов, Очерк ис тории рус. философии, П., 1920, с. 30). Марк систы, начиная с Плеханова (см. Соч., т. 23, 1926 с. 46—47, 103 и др.), подвергли критике эту трактовку славянофильства. В лит-ре 40-х гг. 20 в. наметилас: тенденция к преувеличению прогрес. значения нек-ры: сторон учения С, возникшая на основе игнорирова ния социальной сущности идеологии С, ее отношени. к ходу развития философии в России (см. Н. Держа вин, Герцен и С, «Историк-марксист», 1939, № 1 С. Дмитриев, С. и славянофильство, там же, 1941 № 1; В. М. Штейн, Очерки развития рус. общественнс экономич. мысли 19—20 вв., Л., 1948, гл. 4). Преодс ленная в 50 — 60-х гг. (см. С. Дмитриев, Славяне филы, БСЭ, 2 изд., т. 39; А. Г. Дементьев, Очерк по истории рус. журналистики. 1840 —1850 гг., М.—Л
СЛАВЯНОФИЛЫ
1951; Очерки по истории фплос. и обществ.-подпита,
мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 379—83;
А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров, История рус.
философии, М., 1961, с. 217—37; М. Ф. Овсянников,
3. В. Смирнова, Очерки истории эстетнч. учений,
М., 1963, с. 325—28; История философии в СССР,
т. 2, М., 1968, с. 205—10 и др.), эта тенденция вновь
дала себя знать, примером чего служит отказ А. Га-
лактионова и П. Никандрова от своей т. зр. в указ.
их книге (см. их статью «Славянофильство, его нац.
истоки и место в истории рус. мысли», «ВФ», 1966, №6).
Та же тенденция выявилась и в дискуссии «О лит.
критике ранних С.» («Вопр. лит-ры», 1969, № 5, 7,
10; см. в № 10 об итогах дискуссии в ст. С. Машпн-
ского «Славянофильство и его истолкователи»): пред
ставители ее (В. Янов, В. Кожпнов), сосредоточивая
внимание на позитивных сторонах учения и деятель
ности С, стремились пересмотреть в этом плане оценку
места и значения С. в истории рус. мысли, тогда как
представители противоположной тенденции (С. По
кровский, А. Дементьев), сближая доктрину С. с идео
логией офиц. народности, подчас игнорировали слож
ность и неоднородность их концепций. В целом сла
вянофильство ждет еще всестороннего конкретно-
историч. анализа, особенно его филос, нсторпч.
И эстетич. идей. 3. Каменский. Москва.
О месте С. в истории рус. культуры и философии. С. представляют собой творч. направление рус. мысли, родившееся в переходную культурно-исторнч. эпоху — выявления первых плодов бурж. цивилизации в Европе и оформления нац. самосознания в России, «с них начинается перелом русской мысли». (Герцен А. И., Собр. соч., т. 15, 1958, с. 9). В дальнейшем круг проблем, выдвинутых (вслед за Чаадаевым) С, стал предметом напряженной полемики в рус. культурно-историч. мысли. Идеология С. и противостоящая ей идеология западников оформились к 40-м гг. 19 в. в результате полемики в среде складывающейся рус. интеллигенции. И С. и западники исходили из одинаковых представлений о самобытности рус. псторпч. прошлого. Однако западники, рисовавшие единый путь для всех народов цивилизованного мира, рассматривали эту самобытность как аномалию, требующую исправления по образцам европ. прогресса и в духе рационалпетпч. просветительства. С. же видели в ней залог всечеловеч. призвания России. Расхождение коренилось в различии историософских воззрений обеих групп. С. находили в народности, национальности «естеств. организм» п рассматривали мировой история, процесс как совокупную, преемств. деятельность этих уникальных нар. целостностей. Во взгляде на историю человечества С. избегали как националистич. изоляционизма, так п механнч. нивелировки, характерной, по их мнению, для позиции западников, склонных к искусств, «пересадке» зап.-европ. обществ, форм на рус. почву. С. были убеждены, что в семье народов для России пробил ее нсторпч. час, ибо зап. культура завершила свой круг и нуждается в оздоровлении извне.
Тема кризиса зап. культуры, зазвучавшая в рус. обществ, мысли с конца 18 в. и усилившаяся к 30-м гг. 19 в. (Д. Фонвизин, Н. Новиков, А. С. Пушкин, В. Одоевский и «любомудры»), концептуально завершается у С: «Европейское просвещение... достигло... полноты развития...», но родило чувство «обманутой надежды» и «безотрадной пустоты», ибо «...прп всех удобствах наружных усовершенствований жизни, самая жизнь лишена была своего существенного смысла...». «...Холодный анализ разрушил» корни европ. просвещения (христианство), остался лишь «...самодвижущийся нож разума, не признающий ничего, кроме себя п личного опыта,— этот самовластвующий рассудок...»,
эта логическая деятельность, отрешенная «...от всех других познавательных сил человека...» (К и р е е в-ский И. В., Поли. собр. соч., т. 1, М., 1911, с. 176). Т. о., С. с горечью замечают «на дальнем Западе, в стране святых чудес» связанные с культом материального прогресса торжество рассудочности, эгоизма, утерю душевной целостности и руководящего духовно-нравств. критерия в жизни. Эта ранняя критика процветающей буржуазности прозвучала одновременно с аналогичной кьеркегоровской критикой, занявшей в дальнейшем канонпч. место не только в христ. экзистенциальной философии, но едва ли не во всей последующей философии культуры. Но если Къеркегора эта критика выводит на путь волюнтаристич. индивидуализма и иррационализма, то С. находят точку опоры в идее соборности (свободной братской общности) как гарантии целостного человека и истинного познания. Хранительницу соборного духа — «неповрежденной» религ. истины — С. видели в рус. душе и России, усматривая нормы «хорового» согласия в основаниях православной церкви п в жизни крест, общины. Ответственным за духовное неблагополучие зап.-европ. жизни С. считали католичество (его юри-дпзм, подавление человека формально-организационным началом) п ?гротестантизм (его индивидуализм, ведущий к опустошающему самозамыканию личности). Противопоставление типов европейца и рус. человека, т. о., носит у С. пе расово-натуралпетич., но нравств.-духовный характер (ср. с более поздним анализом рус. психологии в романах Достоевского и с почвенничеством Ап. Григорьева): «Западный человек раздробляет свою жизнь на отдельные стремления» (там же, с. 210), «славянин» мыслит, исходя из центра своего „я", и считает своей нравственной обязанностью держать все свои духовные силы собранными в этом центре. Учение о целостном человеке развито в представлениях С. об иерархцч. структуре души, о ее «центральных силах» (Хомяков), о «внутр. средоточии духа» (И. Киреевский), о «сердцевине, как бы фокусе, из которого бьет самородный ключ» личности (Самарин). Этот христ. персонализм, восходящий к вост. патристике, был воспринят Юркевичем и лег в основу пдейно-худож. концепции «человека в человеке» у Достоевского.
Раздробленность европ. типа, подмена рассудком целостного духа нашли выражение, согласно С, в последнем слове зап.-европ. мысли — в идеализме и гносеологизме. Пройдя школу Гегеля и шеллингиан-ской критики Гегеля, С. обратились к онтологии; залогом познания С. признают не фплос. спекуляцию, порождающую безысходный круг понятий, но прорыв к бытию и пребывание з бытийственной истине (они увидели в патристике зародыш «высшего филос. начала»). Впоследствии этот ход мысли получил си-стематпч. завершение в «философии сущего» у Вл. Соловьёва. Познание истины оказывается в зависимости от «правильного состояния души», а «мышление, отделенное от сердечного стремления», рассматривается как «развлечение для души», т. е. легкомыслие (см. там же, с. 280). Т. о., и в этом пункте С. выступают в числе зачинателей новоевроп. философии существования.
Из стремления С. воплотить идеал целостной жизни рождается утопия православной культуры, в к-рой рус. религ. начала овладевают европ. просвещением (ср. идею «великого синтеза» у Соловьёва). Утопичны и социальные упования С. на ндиллич. путь жизне-стронтельства в России, не связанного с формально-правовыми нормами (С. предлагают «разделение труда» между гос-вом, на к-рое народ — источник власти перелагает неблагодарные административные функции, и общиной, строящей жизнь по нормам согласия, соборного лада). Т. о., по убеждению патриар-
28 СЛЕДОВАНИЕ—СЛЕДСТВИЕ
хально настроенных С, община и личность в ней как бы не нуждаются в юридич. гарантиях своей свободы. (С. утверждали это, несмотря на собственный жизненный опыт — их издания подвергались неоднократным цензурным запретам, а они сами — административным преследованиям.) Социальная утопия С. мучительно изживалась рус. социологнч. мыслью и была опровергнута всем ходом истории России.
В мышлении С. выявляется своеобразное лицо рус. философии с ее онтологизмом, приматом нравственной сферы и утверждением общинных корней личности; персоналистический и экзистенциальный склад славянофильской мысли, оргашщпзм, вера в «сверх-науч. тайну» жизни вошли в ядро рус. религиозной философии. Утопич. издержки доктрины С. и ее вульгаризация привели нек-рых позднейших мыслителей к национализму и имперпалистич. панславизму (Данилевский, Леонтьев).
Р. Гальцееа, И. Роднянская. Москва.
Лит.: Герцен А. И., Былое и думы, ч. 4, гл. 30, Собр. соч., т. 9, М. 1956; Ч и ч е р и н Б., О народности в науке, «Рус. вестник», 1&56, т. 3 [№ 5], т. 5 [№ 9], П а н о в И., Славянофильство, как филос. учение, «Журн. М-ва нар. просвещения», 1800, [кн. И]; Григорьев А., Развитие идеи народности в нашей лит-ре, ч. 4 — Оппозиция застоя, Соч., т. 1, СПБ, 1876; Колюпанов Н., Очерк филос. системы С, «Рус. обозрение», 1894, [Кс 7—11]; К и р е е в А., Краткое изложение славянофильского учения, СПБ, 1896; Теория гос-ва у славянофилов. Сб. ст., СПБ, 1898; П ы п и н А. Н., Характеристики литературных мнений от 20-х до 50-х гг., 3 изд., СПБ, 1906, гл. 6 и 7; Ч а д о в М. Д., С. и нар. представительство. Политич. учение славянофильства в прошлом и настоящем, СПБ, 1906 (имеется библ.); Таубе М. Ф., Познаниеведение соборного восточного просвещения по любомудрию славянофильства, П., 1912; Андреев Ф., Моск. духовная академия и С, «Богословский вестник», 1915, окт.— дек.; Рубинштейн П., Историч. теория славянофильства и ее классовые корни, в сб.: Рус. историч. лнт-ра в классовом освещенги, т. 1, М., 1927; Андреев П., Раннее славянофильство, в сб.: Вопр. истории и экономики, [Смоленск], 1932; Б а р е р И., Западники и С. в России в 40-х гг. 19 в., «Историч. журн.», 1939. JVs 2; 3 е н ь к о в с к и й В., Рус. мыслители и Европа, 2 изд., Париж, 1955; История философии, т. 2, М., 1957; Янов А., К. Н. Леонтьев и славянофильство, «ВФ», 1969. № 8; S m о 1 i с I., Westler und Slavophile..., «Z. fur slavische Philologie», 1933—34, Bd 10 — 11; RiasanovskyN. V., Russland und der Westen. Die Lehre der Slawophilen, Munch., 1954; Christoff P. K., An introduction to nineteenth-century Russian Slavophilism. A study in ideas, v. 1—A. S. Chomjakov, 's—Gravenhage, 1961; Walicki A., W krijgu konserwatywnej utopii. Struktura i przemiaiiy rosyjsckiego slowianofilstwa, Warsz., 1964; M u 1-1 e r E., Russischer Intellekt in europaischer Krise. Ivan V. Ki-reevskij, Koln—Graz, 1966.
СЛЕДОВАНИЕ (логическое следов а-н и е) — отношение между суждениями (высказываниями, предложениями, утверждениями), играющее центр, роль в (дедуктивной) логике: изучение свойств С. в конечном счете породило всю логнч. проблематику. Поскольку С. принадлежит к числу фундаментальных, исходных, понятий логики, чрезмерные претензии на «строгую» его дефиницию приводят к кругу в определении. Но понятие С. можно охарактеризовать, с одной стороны, в содержательных, интуитивных терминах, а с другой — «операционально», указанием связи его с др. логнч. понятиями.
Чтобы избежать — по крайней мере внешне — тавтодогич-ности такой трактовки С, когда «определяемое» — С. определяют посредством глагола «вытекает» — синонима слова «следует», можно, напр., определить содержательное (семантическое) С. высказывания А из высказывания В как включение области выполнимости А в область выполнимости В (см. Логическая истинность, Модель) или, что равносильно, как включение класса всех (правильных) интерпретаций А в соответствующий класс для В. Конечно, такое сведение С. суждений к объемным соотношениям между соответствующими им классами истинности (выполнимости) означает по существу отождествление интенсионального и экстенсионального понимания суждений (см. Семантика в логике) и связано, вообще говоря, с принятием ряда постулатов {объемности принципа и, главное, принципа свертывания — см. Принцип абстракции), характерных для теоретико-множеств. трактовки логики (см. Теоретико-множественная логика).
Интуитивные представления о содержат. «С.» одних суждений из других в человеч. мышлении предшествуют любой формальной логике; более того, именно
эти интуитивные представления вызвали связанную с понятием С. проблематику, так что задача установить параллелизм (или хотя бы какую-нибудь корреляцию) между этим понятием и к.-л. точно определенными синтаксическими («операциональными») его аналогами представляется вполне осмысленной. Из таких аналогов в первую очередь необходимо назвать два: логич. связку импликацию, формализующую языковый оборот «если..., то...», и ме-талогнч. (см. Металогика) отношение (формальной) выводимости (см. Вывод в математической логике). Между этими понятиями существует двоякого рода связь, позволяющая считать их в известном смысле экспликатами понятия С: 1) если из к.-л. совокупности посылок выводимы (или — при отсутствии посылок — доказуемы) суждение А и импликация Az>B, то выводимо (соответственно доказуемо) и суждение В (в этом состоит осн. правило вывода логики высказываний — т. н. modus ponens); 2) если из к.-л. множества посылок Г и высказывания (формулы) А выводимо высказывание В, то из Г выводима импликация AziB (соответственно с заменой «выводимо» на «доказуемо» при пустом Г; это т. н. теорема о дедукции, справедливая для исчисления высказываний п при иек-рых естественных дополнит, условиях — для исчисления предикатов).
При всей естественности и простоте связи между понятием С, импликацией и формальной выводимостью остается ряд проблем, не снимаемых кратко охарактеризованной выше и ставшей уже классической трактовкой этих понятий. В первую очередь это проблема «С. по смыслу» (интуитивным представлениям о к-ром, очевидно, противоречат т. н. парадоксы импликации: «из лжи следует любое высказывание» и «истина следует из любого высказывания»), а также задача более или менее адекватного уточнения н е-дедуктивных модификаций понятия С. Различные видоизменения понятия С, приспособленные к устранению упомянутых и подобных им трудностей, рассматриваются в модальной логике, логике индуктивной, вероятностной логике, а также в эвристике; при этом идеалом в каждом случае остается именно получение точного формального определения, пригодного, в частности, для использования в получающих все больший размах работах по машинному поиску логич. вывода, и вообще во всякого рода «эвристич. программировании». Есть основания полагать, что исчерпывающая экспликация понятия С. в рамках одной логич. системы вообще недостижима и для этой цели может потребоваться иерархия систем. См. также Следствие.
Лит.: К лин и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957; Ч ё р ч А., Введение в математическую логику, пер. с англ., т. 1, М., 1960; К а р р и X. Б., Основания математической логики, пер. с англ.,М., 1969; Минц Г. Е., О некоторых исчислениях модальной логики, «Тр. Матема-тич. ин-та АН СССР», 1968, т. 98, с. 88—111; Зиновьев А. А., Логика высказываний и теория вывода, М., 1962; Пойа Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., т. 1—2, М., 1957; Anderson A. R., Bel-nap N. D., The pure calculus of entailment, «J. Rymb. Logic», 1962, v. 27; Schutte K., Vollstandige Systems der moduler und intuitionistischer Logik, B.—Hdlh.—N. Y.. 1968.
10. Гастев. Москва.
СЛЕДСТВИЕ, логическое следствие (лат. consequentia) — важнейшее понятие формальной логики, входящее в определение ее осн. задачи: выведения С. из данных посылок (аксиом). В совр. формальной логике используются две осн. модификации понятия С: синтаксическая и семантическая.
Синтаксическая модификация понятия С. равносильна формальному (синтаксическому, всегда в рамках нек-рого данного исчисления; см. также Синтаксис в логике) определению связи одной формулы (или нескольких), называемой (или называемых) С, с др. формулами, называемыми посылками, посредст-
СЛЕДСТВИЕ—СЛИВКЕР
вом металогич. отношения выводимости — следования. Синтаксич. определение С. формулируется так, чтобы зависимость от правил принимаемой логики (правил вывода данного исчисления) была выражена явно. Напр.: (1) формула В является (синтаксическим) логич. С. из формул Аг, А2,..., Ап в системе правил
я R (символически: Аг, А2,..., Ап\ —В), если по правилам этой системы из Аъ А2, ■■■, Ап можно построить вывод (см. Вывод в матем. логике), в к-ром заключительной будет формула В. При этом и в применении правил вывода абстрагируются от к.-л. се-мантич. трактовки этих правил, рассматривая их только как «словарные» конструкции. Напр., правило modus poncns в таком случае означает, что, встретив в выводе формулы А и А~эВ, можно написать формулу В, «позабыв», однако, что <о» означает «если..., то» и что формулы А и А-^В предполагаются истинными.
Семантическая модификация понятия С. связана с задачей выяснения «практической пригодности» исчисления в качестве формальной основы нек-рой содержательной теории. Семантич. определение С. фиксирует связь посылок и С. через их отношение к «действительности», к-рую они описывают,— к модели. Напр.: (2) В является семантическим логич. С. из посылок Ах,..., А„, если В истинно в любой действительности (модели), в к-рой истинны Аъ..., А„. При семантич. определении С. пользуются понятием истинности (или реализуемости) посылок, хотя само определение не предполагает конкретных посылок (истинных или ложных в философском смысле); оно формулируется только для переменных. Очевидно, что определение С. в семантич. смысле не зависит от выбора аксиом и правил вывода; вместе с тем оно отвечает интуитивному («житейскому») пониманию логич. С: из истинных посылок получаются только истинные С. Поэтому оно может служить в качестве семантич. мотивировки выбора соответствующих аксиом и правил вывода для всех (или почти всех — хотя бы всех классических!) «чистых» (неинтерпретп-рованных) исчислений. В идеале аксиомы и правила вывода исчисления должны выбираться так, чтобы класс формальных (синтаксических) С. исчисления совпадал с классом содержательных (семантических) С. теории, формализуемой посредством этого исчисления, что, как известно, равносильно условию его (дедуктивной) полноты. Хотя семантич. определение С. не нуждается в указании на правила вывода, вовсе без правил оно все же не может обойтись. Именно, оно нуждается в правилах интерпретации формул, устанавливающих связь между языком исчисления и действительностью путем указания для каждой формулы определ. вида условий ее истинности (ложности) по отношению к модели. Характер этих правил, или способов истолкования истинности суждений, показывает в каждом конкретном случае, имеем ли мы дело с классической, интуиционистской или же с конструктивной семантикой.
Иногда, полагая, что понятие информации известно (и определено независимо от понятия логич. С), им пользуются для «информационного» определения понятия С, называя С. нек-рого предложения (или предложений) такое предложение, к-рое, будучи (конъюнктпвно) прибавлено к первому (или к первым), не. изменяет содержащейся в нем (в них) информации. Хотя такое определение С. зависит от нелогического и достаточно неясного самого по себе понятия информации, на приемлемом в ряде случаев интуитивном уровне, оно все же полезно, поскольку подчеркивает аналитич. характер дедуктивного знания, сводя его, по существу, к такому знанию, для получения к-рого не требуется никакой «новой» ин-
формации, кроме той, к-рая уже содержится в посылках. (В истории логики хорошо известны утверждения об аналитич. характере умозаключений «из общих положений» — Аристотель, Т. Гоббс, авторы Пор-Рояля логики, Дж. С. Милль и др.)
На протяжении длительного история, развития формальной логики (начиная с древнегреческой) понятие С, по существу, не изменяло своего значения: логич. С. называли то, что выводится из посылок по правилам логики. Для традиц. логики такими правилами были, как известно, правила силлогизма, правила непосредственных умозаключений и нек-рые другие, к-рые принимались всеми филос. школами, независимо от того, как в той или др. филос. школе эти правила обосновывались. С появлением математической логики, когда выяснилось, что «одна и та же» логика может выражаться в различных логических исчислениях с различными правилами вывода, так что относительность последних уже не вызывала сомнений, традпц. определение С. было признано неудовлетворительным, игнорирующим относ и тел ь-н ы й характер логич. средств вывода и зависимость понятия С. от этих средств. Т. о., необходимость в уточнении понятия С. возникла прежде всего при построении (и изучении) логич. исчислений, к-рым исторически предшествовала идея вывода С. при помощи нек-рого механич. приема — идея а л г о р и ф м. и з а ц и и вывода С. Та же необходимость появилась и в связи с решением ряда прикладных задач, особенно в практике применения логики в математич. доказательствах. До начала 20 в. считалось, что принципиальные различия в филос. предпосылках, лежащих в тех или иных обоснованиях математики, не могут да и не должны влиять на логич. средства, допускаемые в матем. рассуждениях и, естественно, на характер логич. С. Открытие интуиционистской логики (1908) коренным образом изменило эту т. зр. Ориентируясь на «субъективное», «человеческое», «наше» знание, матем. интуиционизм наделил логич. операции только таким смыслом, к-рый вытекает из возможностей этого знания, из возможностей рациональной интуиции; он возродил филос. идею зависимости логики от феноменологии духа, отказав логике в независимой от опыта онтологич. значимости, в претензии на описание реальности за границами нашего познания (ср. Ф. Энгельс: «Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения»,— «Анти-Дюринг», 1966, с. 39). Поэтому теперь любой филос. подход, делающий человека (и человеческую практику) отправным пунктом теории, не может ipso facto не учитывать интуиционистскую (и конструктивную) критику. Между тем, т. зр. классич. математики, основываясь на принципе исключенного третьего, постулируя априорное (и положительное) решение проблемы распознавания истинности (ложности) любого высказывания в нек-ром абсолютном смысле, независимо от нашей способности познания (и, естественно, «границ нашего поля зрения»), должна удовлетворять как «платонистский» идеализм, так и тот вариант материализма, согласно к-рому «...действительность... берётся только в форме объекта..., а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1).
Лит.: Бет Э., Метод семантических таблиц, в сб.: Математич. теория логического вывода, Сб. переводов, М., 1967; Г е й т и н г А., Интуиционизм, пер. с англ., М., 1965; Сто л л Р. Р., Множества. Логика. Аксиоматические теории, пер. с англ., М., 1968, с. 93 — 108, 133 — 38.
М. Новосёлов. Москва.
СЛИВКЕР, Борис Юльевич (5 июля 1891— 29 мая 1959) — сов. философ, кандидат филос. наук. Член
30 СЛОВО
КПСС с 1920. Окончил юридич. ф-т Киевского ун-та (1914) и ИКП философии (1935). Преподават. работу (сначала по политэкономии, затем по философии) вед с 1924. Был директором вечернего ИКП философии (1934—37), преподавателем ВПШ при ЦК КПСС (1940—43), науч. сотрудником Ин-та философии АН СССР (1957—59). Центр, проблема науч. исследований С.— теоретич. источники марксизма, прежде всего нем. классич. философия и утопич. социализм. С.— редактор «докритических» работ Канта (И. Кант, Сочинения 1747—1777, т. 2, М., 1940). Переводчик ряда произв. Гегеля; участвовал в подготовке рус. изд. собр. соч. Гегеля (т. 1—14, М.— Л., 1925—58).
С о ч.: «Докритич.» Кант, «ПЗМ», 1933, № 4; Метод, БСЭ, т. 39, М., 1938; Карл Маркс, «Книга и пролет, революция», 1938, Л"» 5—6; Роль идей в обществ, развитии, там же, 1939, № 4; Философия Канта и Гегеля, «ПЗМ», 1939, >а 6; Нем. классич. идеализм, в кн.: Краткий очерк истории философии, М., 1940; Утопич. социализм —один из источников марксизма, М., 1940; О фрагменте Ленина «К вопросу о диалектике», «В помощь марксистско-ленинскому образованию», 1940, № 22; Незабываемые страницы истории революционного марксизма. (К. Маркс. Документы Первого Интернационала), «ПЗМ», 1940, № 1; Классич. нем. философия (И. Кант), М., 1941.
СЛОВО — одна из осн. единиц языка (речевой деятельности). Понятие С. используется в различных науках, изучающих язык и речевую деятельность,— в философии, психологии, физиологии, логике, лингвистике и др., причем выступает чаще всего как априорное, неопределяемое понятие, служащее исходным пунктом для дальнейших построений. При выделении С. исследователь опирается в этом случае на свою собств. языковую интуицию («чувство языка»).
С. может быть рассмотрено в плане обеих важнейших функций речи — функции общения и функции обобщения. С первой т. зр. С. является мельчайшим значимым сегментом потока речи. Со второй т. зр. С. есть форма закрепления полученных в процессе обществ, практики знаний о том или ином классе предметов и явлений действительности; в этом плане оно выступает как заместитель данного класса предметов и явлений в различных видах речемыслит. деятельности, т. е. как частный случай знака. Звуковая сторона С. может выступать в речевой деятельности на разных уровнях: как отрезок потока речи, ограниченный паузами; как единица «фонологич. контроля» в процессе внутр. имитации слышимой речи при ее распознавании; как «квант» осознания речи ее носителем («психологич. единица» в амер. психолингвистике) и т. д. Семантнч. сторона (значение) С. интерпретируется различными исследователями по-разному. Наиболее распространена концепция, согласно к-рой значение С. складывается из трех компонентов (по Ч. Моррису, трех «значений»): прагматического, семантического и синтаксического. П р а г м а т и ч. компонент соответствует отношению С. к ситуации его употребления и является предметом физиологич. трактовки С. как сигнала сигналов. С е м а н т и ч. компонент соответствует отношению С. к денотату (обозначаемому предмету), т. е. предметному содержанию и предметной отнесенности С. С этой т. зр. С. рассматривается прежде всего как языковый коррелят понятия. Если в С. значение неразрывно с динамикой употребления С. и реализуется всегда в конкретной ситуации общения и в конкретном речевом контексте, то в понятии семан-тич. сторона языкового знака берется как застывший продукт сониально-историч. практики, безотносительно к языковым формам закрепления этой практики. С и н т а к с и ч. компонент значения С. соответствует его отношению к другим С. в потоке речи.
Наряду со значением иногда выделяется смысл С.— то в его семантич. стороне, что не является объективным и константным у всех носителей языка, а обусловлено мотивом деятельности конкретного носи-
теля или группы носителей языка. Как самостоят, аспект смысловой стороны С. часто выдвигается его эмоционально-аффективная окрашенность.
С. как лингвистпч. понятие не имеет общепринятого и исчерпывающего различные его аспекты определения, не говоря уже о том, что нет таких определений С, к-рые были бы одинаково приложимы к языкам различных типов. С фонетич. т. зр. С. чаще всего определяется как группа звуков, объединяемая одним ударением. Однако существуют заведомо единые С, характеризующиеся неск. ударениями (напр., перекати-поле), с др. стороны, единым ударением нередко объединяются отрезки речевого потока, большие, чем С. С морфологпч. т. зр. С. обычно определяется как «цельнооформленная» единица, т. е. такая, к-рая выступает в парадигме грамматпч. словоизменения как единое целое: 'железнодорожный', 'железнодорожного', 'железнодорожному' в отличие от 'железная дорога', 'железной дороги', 'железной дороге'. Однако такой критерий неприменим к языкам, имеющим по своему грамматич. строю менее четкое морфологич. оформление, чем индоевроп. языки флективного типа (напр., к языкам, в к-рых прилагательное неизменяемо). С спнтакспч. т. зр. С. определяется либо как потенциальный минимум предложения, либо как минимальный поддающийся субституции в предложении значимый отрезок потока речи. Однако оба этп критерия применимы не ко всем типам С. и совсем непригодны для выделения С. в языках нефлективного типа. С семантич. т. зр. различные определения С. сводятся к пониманию его как минимального отрезка потока речи, соотносимого с фрагментом действительности. Однако все этп определения нестроги и не могут служить формальным критерием при выделении С. Поэтому в лпнгвпстич. описаниях нередко встает вопрос вообще о правомерности выделения С. как языковой единицы. Возникают даже теоретич. концепции, избегающие понятия С. (дескриптивная лингвистика).
В последние годы в лингвистике получает все большее распространение концепция, согласно к-рои С. в языке (в отличие от речи или речевой деятельности) принципиально не может быть определено исчерпывающим образом как целостная единица. На место понятия «С. вообще» ставятся взаимно дополняющие друг друга понятия фонетпч., фонологич., акцентуационного, морфологич. (формально-грамма-тич.) С, С.= лексемы и пр. Каждая из этих единиц относится к определ. уровню системы языка. Единство всех этих единиц, соответствующих С, обеспечивается единством их речевой реализации. Такой подход, позволяет дать строгую интерпретацию как пограничным случаям, так и эквивалентам С. в языках различных типов.
Совокупность всех С. данного языка образует его. словарный состав («тезаурус»). Он может быть расчленен по разным признакам. Предполагается, что-значения всех С. языка образуют семантич. систему. Однако наличие стойких семантич. связей между С. в психике говорящих доказано лишь для узких тема-тич. групп С. («семантич. полей»). Кроме того, С. могут классифицироваться, исходя из единообразия их грамматич. оформления, по функцион. классам или частям речи.
В письм. речи под С. понимается часть текста между двумя пробелами («графич. С.»).
Лит.: Виноградов В. В., Осн. типы лексич. значений С, «Вопр. языкознания», 1853, № 5; Л у р и я А. Р.,. Роль С. в формировании временных связей у человека, «Вопр. психологии», 1955, Л"» 1; Выготский Л. С, Мышление и речь, в его кн.: йзбр. психологич. исследования. М., 1956; Амосова Н. Н., С. и контекст, «Уч. зап. ЛГУ. Сер. филол. наук», 1958, вып. 42, Х° 243; Апресян Ю. Д.,. Совр. методы изучения значений и нек-рые проблемы структурной лингвистики, в сб.: Проблемы структурной линг-
СЛУЖАЩИЕ 31
вистики, М., 1963; Ш а ф ф А., Введение в семантику, пер. с
польск., М., 1963; Шмелев Д. Н., Очерки по сема
сиологии рус языка, М., 1964; Кацнельеон G. Д.,
Содержание С, значение и обозначение, М.— Л., 1965; Л е-
онтьев А. А., С. в речевой деятельности, М., 1965;
У ф и м ц е в а А. А., С. в лексико-семантич. системе языка,
М., 1968; L a z i с z i u s J., La definition du mot, «Carders
F. de Saussure», Geneve, 1945, [№]5; Morris С п., Signs,
language and behavior, N.Y., 1946; Brown R., Words
and things, Glencoe (111.), [1958]; Togeby K., Qu'est-ce
qu'un mot?, в кн.: Recherches structurales, Copenhague, 1949;
Slama-Gazacu Т., Language et contexte, 's-Gra-
venhage, 1961; Ullmann St., Semantics, Oxf,, 1962;
Bolinger D. L., The uniqueness of the word, «Lingua»,
1963, v. 12, N° 2. А. А. Леонтьев. Москва.
СЛУЖАЩИЕ — категория наемных работников, занятых преимущественно нефизич. трудом и получающих заработок (или доход) в форме жалованья. Понятие С, применяемое для обозначения широкого круга профессий и занятий, сильно различающихся по социальному положению, не имеет точного и общепринятого определения. В англо-саксонских странах ему приблизительно соответствуют понятия: «работники на жалованье» (salaried workers, salaried employes), «работники нефизич. труда» (nonmanual workers), «работники в белых воротничках» (white-collar workers), причем содержание этих понятий не всегда одинаково. В ФРГ, Франции, Италии и нек-рых др. странах принято более строгое разграничение между С. и рабочими, а понятие С. (Angestell-te, employes, impiegati) закреплено социальным законодательством. Особую группу С. в капиталистич. странах образуют гос. должностные лица — чиновники (officers, fonctionnaires, Beamte), однако в одних странах не проводится резкого разграничения между должностными лицами гос. и частных учреждений (США, Англия), в других — чиновники пользуются спец. правовым статусом (ФРГ).
С. подразделяются на ряд крупных проф. групп: инженерно-технич. работники (ИТР), торговые работники (продавцы и проч.), конторские работники, адм.-управленч. работники хоз. предприятий, гос. учреждений и обществ, орг-ций (руководящие С), занятые по найму представители интеллигенции (учителя, мед. работники и др.).
С. в капиталистическом обществе. Профессия С. в их совр. понимании возникает, с одной стороны, в результате процесса разделения обществ, труда, с другой — в результате постепенной передачи капиталистами принадлежащих им, как собственникам, функций управления наемным работникам. Развитие транспорта, связи, торговли и кредита также способствует огромному увеличению числа С. Процесс индустриализации и урбанизации создает предпосылки и одновременно объективную необходимость расширения системы образования, мед. обслуживания, роста сферы услуг, вызывая тем самым все более широкое применение труда С. в этих занятиях. Наконец, важнейшим фактором увеличения численности С. при капитализме является рост бю-рократич. аппарата бурж. гос-ва, развитие гос.-моно-полистич. капитализма и милитаризма. В США, напр., с 1870 по 1960 численность С. выросла в 21 раз и их доля в самодеят. населении — с 6,6% до 34%.
В сер. 19 в., когда число С. было невелико, они в целом занимали сравнительно привилегированное положение по отношению к другим слоям трудящихся. Любой С. по сравнению с квалифицированным рабочим был лучше образован, вел мелкобурж. или бурж. образ жизни, находился в постоянном личном контакте с предпринимателем, мог рассчитывать на выдвижение. По мере развития капитализма категория С. становится все более многочисленной, но вместе с тем — все менее однородной. Особенно быстро растет число низших С.— конторских и торговых, а среди них — доля женщин. Осн. масса С. постепенно утра-
чивает привилегированное положение, все более превращаясь в частичных рабочих, верхушка С, напротив, сближается, а отчасти прямо сливается с буржуазией. С конца 19 — нач. 20 вв. проблема С. стала привлекать внимание социологов, особенна в Германии. Г. Шмоллер и его последователи выдвинули тогда понятие «нового среднего сословия», поставив С. в один ряд с самостоят, мелкими хозяевами — «старым средним сословием». Концепция «нового среднего сословия» была подхвачена Э. Бернштейном, увидевшим в ней один из доводов в пользу своих ревизионистских взглядов. Но уже тогда эта концепция подверглась критике со стороны К. Каутского, а затем Р. Гильфердинга, выступившего против «дурного обыкновения» называть С. «новым средним сословием». В 1913 появилось исследование Э. Леде-рера, рассматривавшего С. как самостоят, межклассовую группировку, к-рая становится все более важным фактором обществ, и политич. развития. По Ледере-ру, С, в отличие от рабочих, стремятся не к переустройству общества, а к «равновесию классов», при к-ром могут добиться наибольших результатов в защите своих интересов.
Дискуссия о С. вновь разгорелась в 20-е годы,. захватив социал-демократию и профсоюзы. Мн. с.-д. теоретики перед лицом бурного численного роста и резкого ухудшения социально-экономич. положения С. заговорили о растущей пролетаризации последних. Учитывая новые факты, Ледерер (в то время один из идеологов СДПГ) высказал мнение, что С, если п не являются еще частью пролетариата, уже разделяют его судьбу, а в будущем, возможно, сольются с рабочим классом. Представители австромарксизма. О. Бауэр и К. Реннер, а также лейборист Дж. Коул характеризовали С. как один из слоев пролетариата, однако, подобно Ледереру, делали отсюда реформистские выводы. В противовес этому Й. Шумпетер и нек-рые др. бурж. социологи продолжали рассматривать С. как «класс будущего», к-рому предстоит выработать собств. «классовое сознание» и сыграть самостоят, обществ.-политич. роль.
После 2-й мировой войны эта идея получает дальнейшее развитие, но гл. обр. в виде теории «нового среднего класса». Представители этой теории расценивают рост численности С. как «опровержение» марксистско-ленинского учения о классах, утверждая, будто Маркс «просмотрел» проблему С. Тезис о поглощении пролетариата «новым средним классом» исходит из того, что С. занимают якобы более высокое-социальное положение, чем рабочие (по уровню доходов, престижу), а переход рабочих в разряд С. равнозначен «социальному подъему» и «депролетаризации». Учитывая неубедительность подобной аргументации, швед. бурж. социолог Ф. Кронер выдвинул в начале 50-х гг. «новую» концепцию. Он не признает за С. более высокого социального статуса (по сравнению с рабочими), но тем не менее объявляет их особым обществ, классом, охватывающим С. всех профессий и рангов. Развивая взгляды Ледерера и Шумпетера, Кронер утверждает, что вследствие изменений в эко-номпч. структуре капитализма «класс служащих» призван стать решающей обществ, силой, «гарантом демократпч. развития». Сходных взглядов придерживаются и нек-рые др. бурж. социологи (М. Колинс, П. Кунн и др.). Концепция Кронера оказалась, однако, в сильном противоречии не только с теорией «нового среднего класса» (при всем их внутр. родстве), но и с теориями технократии (Т. Веблен), управленческой революции (Дж. Вёрнхем), интеллектуального капитализма (Д. Элеско). Ряд бурж. авторов расходится с т. зр. Кронера, руководствуясь противоположными посылками и высказывая мнение, что по эконо-мич. положению осн. масса С. близка к рабочим
СЛУЖАЩИЕ
(Р. Миле, М. Крозье). Нек-рые социологи ставят под сомнение или прямо отрицают возможность определения этой обществ, группы как особого класса или слоя (Д. Локвуд, Р. Дарендорф, Г. П. Бардт). Подобная эволюция взглядов бурж. и реформистской социологии в какой-то мере отразила эволюцию самих С.
Марксизм видит в С. капнталнетич. общества конгломерат различных социально-экономич. групп, к-рые или принадлежат к противостоящим друг другу антагонистич. классам, или занимают по отношению к ним промежуточное положение. 1) Работники преимущественно умств. труда, занятые непосредственно в материальном произ-ве,— инженеры, мастера, техники, технологи, лаборанты, чертежники и т. п.— образуют составную часть «совокупного рабочего». Отличаясь от остальных рабочих ио характеру труда и квалификации, отчасти по уровню заработной платы, они не отличаются от них по своему объективному классовому положению (см. Рабочий класс); 2) Конторские и торговые С, выполняющие в процессе капиталистич. воспроизводства функции обращения, представляют собой особый отряд наемных рабочих. В отличие от пром. рабочих они не создают стоимости и прибавочной стоимости, но в остальном «...торговый рабочий совершенно такой же наемный рабочий, как и всякий другой» (М арке К., Капитал, т. 3, 1955, с. 303, см. также, с. 305). 3) Мелкие С, занятые в непроизводств, сфере (управленч. аппарат концернов, трестов и банков, гос. управление, личные услуги), принадлежат к полупролет, промежуточному слою, непосредственно примыкающему к названной выше группе. 4) Учителя, мед., научные н другие, подобные им наемные работники умств. труда, составляют особую обществ, группу, неоднородную в социальном отношении. Большинство учителей, мед. работников' и значит, часть научных работников находится на гос. службе. Вместе с тем, труд мн. представителей интеллигентных профессий непосредственно подчинен частному капиталу и является прямым объектом капиталистич. эксплуатации. Развитие капитализма все более низводит С. из интеллигенции до положения наемных рабочих. 5) Руководящие С. капиталистич. предприятий и гос. аппарата (чиновники правительств, учреждений, офицерство, полиция, судьи и т. д.) в основной своей массе образуют верхний промежуточный слои, тяготеющий или непосредственно примыкающий к буржуазии. Сюда же примыкают нек-рые наиболее высококвалифицированные специалисты, адвокаты, журналисты, верхушка церковников. 6) Верхушка администраторов монополий — директора, председатели и члены правлений и т. п., а также высшие чиновники, т. е. группы, к-рые иногда относят к разряду С, в действительности по своему происхождению, социальным связям, имуществ. положению, доходам принадлежат к буржуазии, отчасти к монополистич. буржуазии.
Приведенная классификация, конечно, условна. Внутри каждой группы, а также между группами имеются переходные ступени, затемняющие пограничные линии. Однако очевидно, что С. не образуют слоя, к-рому можно было бы дать однозначную социальную характеристику. Социально-классовая неоднородность непосредственно проявляется в неодинаковых условиях труда и жизни различных групп С. Труд конторских и торговых работников, вследствие растущей механизации, автоматизации н капиталистич. «рационализации», все более сближается по своим условиям и характеру с трудом пром. рабочих. Продолжительность рабочего времени осн. массы С. была в прошлом значительно меньше, чем у рабочих, сейчас она у тех и других примерно совпадает, а иногда даже больше у первых, чем у вторых (осо-
бенно в торговле и на транспорте). На протяжении последних неск. десятилетий в основном ликвидировался разрыв в уровне заработной платы С. и рабочих (в результате быстрого роста численности С, распространения в этих профессиях женского труда, обесценения старых квалификаций, ухудшения положения С. на рынке рабочей силы и т. д.). Мн. группы С. зарабатывают даже меньше, чем полуквалифицированные рабочие. Доходы управленч. верхушки, наоборот, в огромной степени возросли. Для совр. капитализма наличие постоянной резервной армии С. так же характерно, как и наличие резервной армии рабочих физич. труда (в США в июне 1958 безработные составляли: среди конторских С.—5,5%, торговых С.—4,7%, специалистов — 2,5%).
Эти сдвиги в социально-экономич. положении С. не всегда получают отражение в их сознании, к-рое обычно пропитано мелкобурж. взглядами и профессиональными предрассудками. Для С. типично, в частности, представление о превосходстве над рабочими физпч. труда, что объясняется, в частности, спецификой труда С, известной разобщенностью между ними и рабочими (первые работают в других помещениях и иногда в другие часы, чем вторые), отчасти сохранением непосредств. контакта с хозяевами или управляющими. Предприниматели, со своей стороны, пускают в ход самые изощренные средства, чтобы поддержать имеющиеся различия в психологии С. и рабочих (проповедь «естественной солидарности» между С. и капиталистами, льготы в отношении социального обеспечения и страхования, организация отд. столовых и т. п.). Перечисленные факторы создают сравнительно благоприятную почву для влияния мелкобурж. и бурж. идеологии среди С. Идеологически и политически отсталые слои С. часто оказываются на поводу у консервативных и реакц. сил.
Однако по мере изменений в положении С, действие факторов, тормозящих развитие их сознания, ослабляется. Многие рядовые С. уже осознают свою общность с рабочим классом. По данным обследований во Франции и США примерно х/з С. относит себя к рабочему классу, в Англии — 1/4 (причем из клерков низкой квалификации — свыше х/2), в Швеции — 54% среди мужчин и 58% среди женщин. Сдвиги в сознании С. получают отражение в развитии их проф. организации.
Коммунистич. партии капиталистич. стран видят в С. близкого союзника пром. рабочего класса, решительно отстаивают их жизненные требования и стремятся привлечь к активной борьбе против капиталистич. эксплуатации. История рабочего движения в капиталистич. странах свидетельствует о все большем втягивании С. в общую борьбу рабочего класса и всех трудящихся. После 2-й мировой войны забастовки С, в т. ч. совместные забастовки рабочих и С. в масштабе района, отрасли, страны стали обычным явлением (особенно во Франции, Италии, Японии, Бельгии, Индии, Аргентине). Широкие массы С. остро реагируют не только на экоиомпч. и социальные, но и на политнч. требования, становясь все более значит, фактором демократич. антимонополистич. движения, развертывающегося под руководством авангарда рабочего класса в странах империализма.
С. в социалистическом обществе. Характерные черты положения С. в социалистич. обществе видны на примере Сов. Союза. В дореволюц. России С. (включая интеллигенцию) составляли ок. 2% самодеят. населения. Вследствие общей отсталости социально-экономич. условий и относит, неразвитости капитализма среди них преобладали мелкобурж. и бурж. элементы (чиновничья бюрократия, земские С, торгово-пром. администрация). Даже мелкие железнодорожные п почтово-телеграфные С, к-рых Ленин ха-
СЛУЖАЩИЕ—СЛУЧАЙНОСТЬ
рактеризовал как настоящих! «чиновнический пролетариат» (см. Соч., т. 6, с. 76), сохраняли известные привилегии по сравнению с рабочими. Естественно, поэтому, что «менее пролетарские», по выражению Ленина, слои С. проявили нек-рые колебания в ходе социалистич. революции. Вместе с тем значит, часть низших С. с самого начала решительно выступила на стороне революции. Партия большевиков, развивая принципы Парижской Коммуны, широко привлекала пролет, слои С. к осуществлению задач социалистич. революции (участие в рабочем контроле, в проведении национализации и т. д.). Однако часть старых кадров мелкобурж. и бурж. С. оказала сопротивление Сов. власти (саботаж и т. п.). Понадобились огромные усилия пролет, авангарда, чтобы, отсекая эти враждебные элементы и осуществляя социалистич. перевоспитание остальной массы, приобщить всех С. к социалистич. строительству. По мере совершенствования сов. гос. аппарата, развития индустриализации, коллективизации и культурной революции классовый состав С. менялся, пополняясь выходцами из рядов рабочих и крестьян. С. стали полноправными членами социалистич. сообщества.
На протяжении всего периода социалистич. строительства численность С. в СССР закономерно росла и продолжает расти. Число работников, занятых преимущественно умств. трудом, увеличилось с 2,9 млн. в 1926 до 29,9 млн. к нач. 1969, или в 10 раз, достигнув примерно 1/4 самодеятельного населения. По данным переписи (1959) количество инженерно-технпч. работников в Сов. Союзе составляло 4,2 млн., работников торговли, обществ, питания и т. п. — 2,3 млн., работников планирования, учета, делопро-из-ва — 4,0 млн., учителей и научных работников — 2,8 млн., мед. работников — 1,7 млн., руководящих работников — 2,2 млн. В проф. составе С. происходят постоянные изменения, поскольку различные группы растут неодинаковыми темпами. Наиболее быстро увеличивается число науч. работников (с 1939 по 1959 — в 2,8 раза), инженерно-технич. работников (в 2,5 раза), мед. работников (в 2,5 раза), учителей (в 1,7 раза). Гораздо медленнее растет число работников торговли, обществ, питания и т. п. (за тот же период — на 39%), руководителей предприятий (на 26%), работников планирования, учета, дело-произ-ва (на 12%). Неуклонно поднимается уровень общего и спец. образования С. В 1939 лишь 51,9% лиц, занятых преимущественно умств. трудом, имели среднее и высшее образование, в 1967 — уже 92,8% (в т. ч. незаконченное высшее, среднее и неполное среднее — 73,1% и законченное высшее — 19,7%).
В социалистич. обществе со сравнительно однородной классовой структурой происходит слияние или сближение части С. с рабочим классом.
В Сов. Союзе и др. социалистич. странах С. пользуются всеми социальными завоеваниями, к-рые принес социализм. Уровень материального благосостояния С. растет по мере роста материального благосостояния всего народа. С. в странах социалистич. лагеря являются активными строителями нового общества, борются за совершенствование социалистич. системы хозяйства, улучшение деятельности гос. аппарата. Для социалистич. стран характерен высокий уровень проф. организации С. Значит, часть передовых С. объединена в рядах марксистско-ленинских коммунистич. и рабочих партий.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1—3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, 24, 25, ч. 1, 2; его же, Теории прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч. 1—3; Л е-нин В. И., Рецензия. Karl Kautsky. Bernstein und das socialdemokratische Programm, Соч., 4 изд., т. 4, с. 183; его же, Внутреннее обозрение, там же, т. 5, с. 258; е г о ж е, Из экономической жизни России, там же, т. 6, с. 76; его же, Трудовики и рабочая демократия, там же, т. 18, с. 23; его же, Государство и революция, там же, т. 25, с. 379—80; его же,
Удержат ли большевики государственную власть?, там же,
т. 26, с. 82; его же, Как нам реорганизовать Рабкрин,
там же, т. 33; Городские ср. слои совр. капиталистич