Структурно-функциональный анализ

(в социологии)— разновидность и вместе с тем один из основных компонентов системного анали­за социальной действительности: исходные посылки С.-ф. а. состоят в том, что общество, социальная общ-


ность или социальный процесс рассматриваются в ка­честве целостной структуры, отд. элементы к-рой про­никают друг в друга и т. о. выполняют как бы слу­жебную (функциональную) роль по отношению друг к другу и к системе в целом.

В немарксистской социологии идея целостного под­хода к обществу связана с органич. школой Спенсера, рассматривавшей общество по аналогии с биология, организмом. В более специфич. форме идеи С.-ф. а. были применены в антропологии В. Малиновским и А. Р. Радклифф-Брауном. По мнению Радклифф-Брауна, историч. подход не может быть положен в основу обществ, науки, поскольку мы не обладаем и не будем обладать необходимым для этого знанием зако­нов социального развития (см. «Theories of society...», v. 1, N. Y.— L., [1965], p. 279). Всякое знание об истории народа условно и субъективно. Принцип причинной зависимости неприменим в теоретич. науках (будь то физика, биология или обществ, дис­циплины), ибо он относится лишь к прикладным нау­кам и практике. В противоположность принципам историзма и причинности, Радклифф-Браун выдвигал концепцию анализа существующей действительности на основе структурного подхода, «...который может быть применен тем или иным образом ко всем социаль­ным явлениям, так как он представляет собою просто способ обобщения путем сравнения примеров, что ха­рактеризует метод индуктивных наук» (там же, р. 295).

Отказ от историзма и причинности был направлен против моргановской традиции в антропологии, пы­тающейся на основании сравнит, подхода установить связь между изменениями в образе жизни и образе мышления в исследуемых культурах. Англо-амер. антропологическая школа (А. Крёбер, Ф. Клакхон, Р. Бенедикт, Б. Эванс-Притчард п др.) накопила большой этнографич. материал, описывающий куль­туру, обычаи, нравы, образ жизни т. н. примитивных народов: индейцев Сев. и Юж. Америки, австрал. або­ригенов, ряда афр. племен. Методологич. обобщением этого материала явились три постулата функциона­лизма, сформулированные Радклифф-Брауном и Ма­линовским: функционального единства общества, к-рый обосновывал идею целостности любой культуры, ориентируя на отказ от рассмотрения каких бы то ни было конфликтов в рамках данной этнографич. общности; всеобщности ф5'нкционализма, настаиваю­щего на том, что любой тип цивилизации, любой обы­чай, материальный объект, идея или верование выпол­няет определенную жизненно важную функцию; незаменимости любого культурного явления для со­хранения целостности всей культуры.

Т. о., ранний функционализм сформировался как определенное методологич. направление в рамках общей антропологии (этнографии), характеризующееся стремлением описать различные формы культурной жизни на основе выявления жесткой связи между отд. элементами рассматриваемых культур, без по­пытки проанализировать происхождение и динамику как культуры в целом, так и отдельных ее элементов.

Важный этап в развитии идей С.-ф. а. связан с име­нем Э. Дюркгейма. Гл. проблема, к-рая занимает по­следнего,— основания целостности общества, к-рые усматриваются Дюркгеймом в разделении труда. Для объяснения конфликтных, «нежелательных» яв­лений в обществе Дюркгейм выдвигает две идеи. С одной стороны, им формулируется мысль о социаль­ной норме патологии, в частности преступности. В любом обществе, по Дюркгейму, определ. степень преступности является нормальной. С другой стороны, он выдвигает понятие аномии, обозначающее такого рода индивидуальное сознание, в к-ром до предела ослаблены всякого рода коллективные, социальные



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: