данного общества в целом, определяет его тип, т. е. принадлежность к той или иной формации.
Вместе с тем в истории тех или иных обществ возможны и такие периоды, когда ни один из существующих У. о.-э. не является безраздельно господствующим, определяющим уклад обществ, жизни в целом. К характеристике таких переходных эпох понятие «общественно-экономическая формация» в полном смысле неприменимо. Примером могут служить общества, вступившие на путь перехода от капитализма к социализму, в частности Сов. Россия 20-х гг. 20 в. (см. там же, т. 27, с. 303; т. 32, с. 308—43). Социа-листич. У. о.-э. является в этот период ведущим, но еще не безраздельно господствующим. Фундаментом всего общества в целом он становится с утверждением социалистич. отношений во всех сферах общества.
Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России,
Соч., 4 изд., т. 3; е г о же, Рецензия. А. Богданов. Краткий
курс экономии, науки, там же, т. 4; е г о ж е, Три источника
и три составных части марксизма, там же, т. 19; его же,
О «левом» ребячестве и мелкобуржуазности, там же, т. 27;
его же, Великий почин, там же, т. 29; его ж е, О про
довольственном налоге, там же, т. 32; Семенов Ю. И.,
Категория «общественно-экономический уклад» и его значе
ние для филос. и историч. наук, «ФН» (НДВШ), 1964, № 3;
его же. Категория «социальный организм» и ее значение
для историч. науки, «Вопр. истории», 1966, № 8; Г у р е в и ч
А. Я., Проблемы генезиса феодализма в Зап. Европе, М.,
1970. Ю. Семенов. Москва.
|
|
УКРАИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Истоки У. ф. относятся к периоду Киевской Руси. Генетическое, историческое и территориальное единство украинского и рус. народов определили близость их духовной культуры, общность филос. и социологич. мысли; вместе с тем У. ф. отражает специфич. особенности истории Украины, борьбу нар. масс против векового владычества польских, австро-венгерских и татаро-турецких захватчиков.
В эпоху феодализма на Украине, как и в др. странах, доминирующее положение занимала религ. идеология. Протест нар. масс против социального гнета феодалов и оправдывавшей его официальной идеологии нашел выражение в распространившихся в 15— 16 вв. религ. ересях, к-рые питались идеями рус. стригольников, «жидовствующих», нестяжателей, иосифлян. Реформац. движение, охватившее в это время Европу, в укр. землях Польско-Литов. гос-ва проявилось в форме кальвинизма и социнианства (антитринита-ризма); взгляды укр. антринитариев, близкие к учению польских ариан (см. Арианство) и рус. еретиков жидовствующих, характеризует отрицание троичности бога, иконоборчество, проповедь веротерпимости, критика духовенства и церк. иерархии.
|
|
Большое значение для активизации филос. и об-щественно-политич. мысли Украины 17 в. имел поставленный ходом историч. развития вопрос о воссоединении ее с Россией. В этот период появляется целая плеяда писателей-полемистов, посвятивших свое творчество борьбе против католицизма и навязываемой Ватиканом т. н. Унии православия с католицизмом под главенством папы Римского. Среди наиболее интересных полемич. произведений этой эпохи можно назвать «Казанье святого Кирила» Стефана Зизания, «Апокризис» Христофора Филалета, «Пересторога» (аноним), «Тренос» Милетия Смотрицкого, «Полино-дия» Захарии Копыстенского, «Писание до всех обще, в Лядской земли живущим», «Писание к утекшим от православной веры эпископом», «Загадка философом латинским», «Зачапка мудрого латынника с глупым русином» Ивана Вышенского, «Протестация» Иова Борецкого, «Новая мера старой веры», «Знаков пять», «Мечъ духовный», «Лютня Аполлонова» Лазаря Бара-новича, «Беседа Белоцерковская», «Старый костел», «Фундаменты» Иоанникия Галятовского, «Мир с богом человеку», «О истинной вере» Иннокентия Ги-
зеля, «Логос» Михаила Андреллы. Эти произведения проникнуты духом протеста против польских феодалов; в них теоретически обосновывается необходи* мость воссоединения укр. народа с рус. гос-вом.
Значит, подъем У. ф. связан с открытием в 1632 первого высшего учебного заведения — Киево-Моги-лянской коллегии, преобразованной в 1701 в Киевскую академию. В числе наиболее видных профессоров философии в коллегии можно назвать Иосифа Кононовича-Горбацкого, Иннокентия Гизеля, Иоаса-фа Кроковского, Лазаря Барановича, Ф. Прокопо~ вича, С. Яворского. Читавшиеся в коллегии курсы философии имели схоластич. характер; традиционно они разбивались на три части — логику, физику, метафизику. Постепенно, вопреки исходным теологич. установкам, в филос. курсах коллегии пробивает себе дорогу определенная материалистич. тенденция, выражавшаяся в аллегорич. толковании Библии, деизме и пантеизме; в важном для схоластики вопросе о сущности общих понятий (универсалий), киевские философы становились в оппозицию к реализму Фомы Аквинского на стороне номиналистов Скотта и Оккама. Ф. Прокопович в своем филос. курсе пропагандировал материалистич. идеи Бэкона, Декарта, Спинозы, системы Галилея и Коперника.
Дальнейшее развитие У. ф. нашло наиболее полное выражение в творчестве выдающегося укр. философа 18 в., просветителя, гуманиста и демократа Сковороды. Филос. взгляды Сковороды противоречивы. Стоя в целом на объективно-идеалистич. позициях, Сковорода выдвинул материалистич. тезис о вечности и несотворимости материи. Понимание им бога носило скорее пантеистический, нежели ортодоксаль-но-церк. характер; Сковорода критиковал церк. догматы и библейские «чудеса». Материалистич. тенденция заметна и в теории познания Сковороды; идея «самопознания», к-рому в гносеологии Сковороды отводилось центр, место, основывалась на представлении о человеке как части природы, подчиняющейся общим законам мироздания. Политич. идеал Сковороды — общество, основанное на всеобщем труде, демократии и равенстве.
Зарождение на Украине капиталистич. отношений и связанная с этим процессом активизация антикре-постнич. движения вызвали в 1-й пол. 19 в. подъем обществ, жизни. В 1805 открылся Харьковский, в 1834— Киевский ун-ты. Прогрессивные ученые этого периода В. Н. Каразин, Рижский, Лодий, Оси-повский, Любовский, В. И. Лапшин, Максимович, А. И. Стойпович, Н. И. Козлов, Н. И. Ходнев, М. П. Шумлянский и др. выступили с пропагандой материализма в науке, с критикой идеалистич. систем, в частности Канта, Шеллинга, Окена.
В 40-х гг. на Украине возникает революц.-демокра-тич. движение; родоначальником его был выдающийся революц. поэт и мыслитель Т. Г. Шевченко. В своих произв. он выступает с идеей народной крест, революции, с призывом к свержению самодержавия и крепостничества. Шевченко сумел подняться до материалистич. понимания природы, воинствующего атеизма, до утверждения диалектич. идеи бесконечного многообразия, изменчивости и постоянного развития материального мира. Оставаясь идеалистом в объяснении обществ, явлений, Шевченко высказал ряд прогрессивных идей об огромной роли материальных факторов в развитии общества.
|
|
Развитие материалистич. филос. мысли на Украине во 2-й пол. 19 в. происходило в борьбе с официальной идеалистич. философией, в той или иной степени связанной с неокантианством, неогегельянством и позитивизмом (Гогоцкий, Юркевич, Грот, Козлов, Клим Ганкевич, В. В. Лесевич). Большую роль в этой борьбе сыграли рус. ученые Сеченов, И. Мечников,