double arrow

УКРАИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ




Н. А.Умов, А. О. Ковалевский, Н. Н. Бекетов, долгое время работавшие на Украине. Выдающийся укр. ученый, проф. Харьковского ун-та Потебня отстаи­вал атомистич. теорию строения материи, с материа-листич. позиций разрабатывал проблему связи языка и мышления.

Огромное значение для развития У. ф. 2-й пол. 19 в. имело распространение марксизма. Большую роль в пропаганде марксизма (особенно его экономич. тео­рии) на Украине сыграли нек-рые представители бурж.-либеральной интеллигенции (Зибер, Кауф­ман), а также революц. народники (А. И. Желябов, Я. В. Стефанович, И. К. и В. К. Дебогорий-Мокрие-вйчи, Л. Г. Дейч, И. Ф. Фесенко). В этот же период получает дальнейшее развитие революц.-демократич. идеология в лице таких ее представителей, как Франко, М. И. Павлик (1853—1915), Грабоеский, Коцюбин­ский, Леся Украинка. Развивая в новых историч. условиях традиции Шевченко и рус. революц. демо­кратов, они стремились обогатить эти традиции филос. идеями марксизма. Франко внимательно изучал «Капитал», «Анти-Дюринг», «Манифест Коммунисти­ческой партии», перевел на украинский язык 24-ю главу «Капитала» Маркса. Леся Украинка перевела «Развитие социализма от утопии к науке» Энгельса; ряд ее статей посвящен изложению и пропаганде уче­ния Маркса и Энгельса о классовой борьбе, принципов пролет, интернационализма. Живой интерес к марк­систскому учению проявили П. Грабовский и М. Ко­цюбинский, тесная дружба к-рого с Горьким способ­ствовала сближению Коцюбинского с пролет, движе­нием. Отдельные революц. демократы (напр., Коцю­бинский) подошли к марксистскому положению о руководящей роли пролетариата по отношению к кре­стьянству в социальной революции; вместе с тем укр. революц. демократы не восприняли марксистского учения о диктатуре пролетариата.




Влияние рус. революц. демократизма, а впослед­ствии и марксизма сказалось и на филос. взглядах укр. революц. демократов конца 19— нач. 20 вв. Основа их мировоззрения — филос. материализм. Познание рассматривалось ими как сложный процесс отражения и переработки в сознании людей незави­симо от них существующих материальных объектов. С материалистич. позиций укр. революц. демократы подвергали критике различные проявления идеа­лизма, а также укр. бурж. национализма в лице его представителей — П. А. Кулиша, В. Г. Барвинского, Е. Н. Огоновского. Филос. материализм укр. рево­люц. демократов сочетался с воинствующим атеиз­мом и диалектич. подходом к явлениям природы. Франко, напр., рассматривал природу как бесконеч­ное многообразие противоположностей, объединенных действием единых законов вечно движущейся материи.

Эстетика укр. революц. демократов основывалась на принципах партийности и народности: революц. оптимизм их творчества, изображение народа как творца истории, создание новых положит, героев свидетельствует о проникновении в укр. критич. реализм' элементов нового творч. метода — метода социалистич. реализма.



К революц.-демократич. лагерю примыкали и такие Видные укр. писатели-публицисты и обществ, дея­тели, как С. А. Подолинский (1850—91) и О. Терлец-кий (1850—1902). Значит, роль в идейной жизни 2-й пол. 19 в. на Украине играл М. П. Драгоманов (1841 — 1895), к-рый, оставаясь в своих обществ.-политич. взглядах на позициях мелкобурж. либерализма и реформизма, приобрел известность своей пропагандой материалистич. взглядов на природу, атеистич. дея­тельностью.

Новый этап в развитии У. ф. связан с возникнове­нием с.-д. кружков, а впоследствии и РСДРП. В этот


период на Украине, как и в России в целом, происхо­дит процесс развития и утверждения марксистско-ленинской философии в качестве теоретич. основы ра­бочего движения. Огромное значение в этой связи име­ли произведения Ленина и в первую очередь его книга «Материализм и эмпириокритицизм». Большую роль в распространении марксистско-ленинских филос. идей сыграли большевистские орг-ции Украины, ру­ководимые соратниками Ленина И. В. Бабушкиным,

B. В. Воровским, А. Я. Пархоменко, Г. И. Петров­
ским, Ф. А. Сергеевым (Артемом) и др.

С победой Великой Октябрьской социалистич. ре­волюции марксистско-ленинская философия превра­щается в действенное теоретич. оружие в борьбе за претворение в жизнь социалистич. идеалов, стано­вится методологич. основой развития общественных и естеств. наук. Возникает сеть ин-тов, в к-рых ве­дется изучение, разработка и пропаганда филос. основ марксизма-ленинизма — диалектич. и историч. материализма. В 20—30-х гг. на Украине создаются Коммунистич. ун-т им. Артема, Укр. ин-т марксизма, Всеукр. ассоциация марксистско-ленинских ин-тов, Ин-т красной профессуры, общество «Воинствующий материалист-диалектик», «Союз воинствующих без­божников» и др., к-рые сыграли огромную роль в развитии и пропаганде марксистско-ленинской фило­софии, борьбе против бурж. филос. течений и религ. идеологии. Активными пропагандистами марксиз­ма были такие крупные партийные и государствен­ные деятели, как Г. И. Петровский, А. А. Скрыпник,



C. В. Косиор, В. П. Затонский, А. Г. Шлихтер, Д. 3.
Мануильский.

Украинские философы Семковский, П. И. Демчук, В. А. Юринец, Т. И. Степовой, Г. Ефимеико, А. А. Бер-вицкий, Я. С. Блудов, Я. С. Розанов и др. исследуют проблемы, связанные со строением и движением мате­рии, пространством и временем, законы и категории материалистич. диалектики, ленинскую теорию позна­ния, филос. вопросы совр. естествознания, диалек­тику производит, сил и производств, отношений, теорию классов и классовой борьбы, нац. вопрос и др. Значит, внимание в этот период уделяется анализу диалектики Гегеля, исследованию филос. наследия Плеханова, критике совр. бурж. философии, разобла­чению украинского бурж. национализма и идеоло­гии фашизма.

Новый подъем в развитии У. ф. начался после XX съезда КПСС и ликвидации последствий культа лич­ности Сталина. Особое внимание в этот период укр. философы обращают на разработку ленинского фи­лос. наследия, на исследование проблем, непосред^ ственно связанных с практикой коммунистич. строи­тельства, а также с развитием совр. естествознания. Оживление филос. жизни на Украине находит свое внешнее выражение в значит, увеличении количества выпускаемых коллективных трудов, монографий, сборников, организации многочисл. филос. конферен­ций, сессий, симпозиумов.

В Ин-те философии АН УССР, на кафедрах филосо­фии Киевского, Львовского, Харьковского ун-тов, филос. кафедрах др. вузов Украины разрабатываются филос. проблемы строительства коммунизма, мате­риалистич. диалектики, вопросы этики, эстетики, науч. атеизма, истории философии, истории филос. и социологич. мысли (на Украине, в частности), проб­лемы логики науч. познания.

Наиболее значит, работы в области диалектич. ма­териализма и филос. вопросов естествознания при­надлежат Омелъяноескому, Копнину, Шугайлину, Ко-лодяжному, Москаленко, Еневичу, П. С. Дышлевому, М. В. Поповичу, Ю. Ф. Бухалову; историч. материа­лизма — Федоренко, Н. А. Шербину, И. Е. Кравцеву, Г. Г. Емельяненко; эстетики — Кубланоеу, Н. В. Гон-








Сейчас читают про: