менениях организмов и дивергенции видов. Однако теория происхождения видов, как она была сформулирована Дарвином, лишь указала гл. факторы эволюции и потому давала лишь общее описание процесса эволюции. Интимные стороны этого процесса, прежде всего проблемы наследственности и изменчивости, оставались нераскрытыми. Поэтому в последующем развитии биологии успехи и неудачи в изучении наследственности непосредственно отражались на Э. т. (напр., открытие Де Фризом макромутаций у нек-рых растений привело к убеждению об отсутствии существ, роли отбора; позднее было установлено, что макромутации представляют крайне редкое явление, что изменчивость строится на основе мелких мутаций).
Дальнейшее развитие Э. т. связано прежде всего с успехами генетики, осн. шаги к-рой были сделаны со времени переоткрытия знаменитых законов Менделя о расщеплении признаков при скрещивании. Анализ наследственности и изменчивости в совр. генетике существенно расширил базу Э. т. Следующий шаг в развитии представлений о механизмах эволюции связан с переходом к исследованиям (наряду с организмом) видовых популяций и тех процессов, к-рые происходят в рамках вида. Благодаря внутривидовому скрещиванию мутации, возникающие у одних организмов, распространяются в популяции, перекомбн-нируются и образуют новые сочетания признаков; отбор закрепляет наиболее удачные в данной среде сочетания, и удельный вес соответствующих генов в общем генном фонде вида возрастает; при изменении условий среды благоприятными могут оказаться др. геномы (сочетания наследств, факторов). Такого рода процессы непосредственно участвуют в эволюц. преобразованиях видов. Т. о., генетика показала, что приспособительные эволюц. изменения формируются из неопредел, изменений только в рамках вида. Соответственно этому возникла идея «видоцентризма», согласно к-рой именно вид — осн. единица органич. мира и единица эволюции. Дальнейшее развитие эволюц. представлений привело к созданию т. н. синтетической Э. т. Наследуя идеи классич. дарвинизма, она продолжает занимать место центральной теоретич. конструкции в классич. биологии.
|
|
Наряду с гл. руслом эволюц. идей в органпзмен-ной биологии, в к-ром в качестве ведущего фактора признается взаимодействие организма и среды, существовали и существуют иные направления. Одной из таких концепций является витализм, в наст, время отвергнутый подавляющим большинством биологов. Др. концепции, сохраняющие нек-рое распространение, можно разделить на две противоположные группы: такие, согласно к-рым эволюция в осн. чертах совершается на основе внутр. закономерности (автогенез, ортогенез, номогенез и т. п.), и такие, согласно к-рым эволюция целиком или в осн. чертах совершается на основе прямого воздействия среды на организм (экзогенез, т. н. теория «ассимиляции внешних условий» и т. п.). Оба эти подхода ведут к ошибкам: автогенетики обычно вынуждены допускать возможность преадаптации, т. е. приспособит, изменений, происходящих до того, как организм попадет в среду, в к-рой эти изменения ему выгодны; экзогенетикп же вынуждены приписывать организму некую изначальную способность изменяться адекватно среде.
|
|
Особое место занимает группа эволюц. представлений, берущих начало от Ламарка и Спенсера. Здесь эволюция рассматривается как двуединый процесс: ее основой считаются неадаптивные изменения (происходящие независимо от среды); на этот осн. тип изменений накладываются адаптации, обусловленные средой. Считается, что адаптивная изменчивость может иметь своей основой механизм отбора, а неадаптивные изменения, идущие в сторону усложнения,
обусловлены неисследованными, но вполне материальными силами, напр. связаны с переходом организма из менее вероятного в более вероятное состояние (увеличение энтропии). Эта т. зр. все чаще выдвигается в последнее время, но идея спонтанных неадал-тивных изменений, ведущих к усложнению организации, пока мало обоснована. До нек-рой степени это направление близко фпналистич. конструкциям, однако свободно от их осн. крайности — идеи «финала» эволюции.
Классич. биология может рассматриваться как биология в основном организменного уровня, исследовавшая среди надорганпзменных систем только вид. Совр. биология добавила к числу своих объектов как сообщества организмов, так и др. экологич. системы — биогеоценозы и биосферу в целом. Это привело к утверждению идеи многоуровневого строения живой природы. Тем самым была поставлена проблема происхождения и эволюции не только организмов и видов, но и сообществ, экосистем и биосферы в целом.
Т. о., эволюц. подход, в полной мере сохраняя свое значение в биологии, требует для своего развития новых масштабов и понятийных форм эволюц. мышления. Это не означает умаления дарвинизма как теории эволюции организмов п видов. Речь идет о поисках специфич. закономерностей, свойственных каждому из экологич. уровней п не сводимых к процессу отбора. Поиски в этой области оказываются тесно сопряженными с развитием исследования объектов как систем.
Лит.: Берг Л. С, Номогенез или эволюция на основе закономерностей, П., 1922; Бауэр Э. С, Теоретич. биология, М.— Л., 1935; Ламарк Ж. Б., Философия зоологии, пер. е франц., т. 1—2, М.— Л., 1935—37; Север-ц о в А. Н., Морфология, закономерности эволюции, М.— Л., 1939; Ш м а л ь г а у з е н И. И., Пути и закономерности эволюц. процесса, М.— Л., 1939; его же, Проблема приспособления у Дарвина и у антидарвинистов, в кн.: Филос. проблемы совр. биологии, М.— Л., 1966; Сукачев В. Н., Идея развития в фитоценологии, «Сов. ботаника», 1942, Л«1—3; С и м п с о н Д ж. Г., Темпы и формы эволюции, пер. с англ., М., 1948; Дарвин Ч., Происхождение видов, пер. с англ., М., 1952; Ливанов Н. А., Пути эволюции животного мира, М., 1955; Завадский К. М., Учение о виде, Л., 1961; С u e n о t L., Invention et finalite en biolo-gie, P., 1941; Van del A., L'homme et revolution, P., 1949; Huxley J., Evolution in action, N.Y., 1953; В е r-talanffy L. von, Problems of life, N.Y., [1961]; L e r-ner I. M., The genetic basis of selection, N.Y.—L., 1961; Grant V., The origin of adaptations, N.Y.—L., 1963; S t e fa-bine G. L., Variation and evolution in plants, N.Y.—L., 1963; Dobzhansky T h.. Genetics and the origin of species, 3 ed., N.Y.—L. — [a.o., 1964]; Mayr E., Animal species and evolution, Camb. (Mass.), 1965.
H. Хайлов. Севастополь.
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ — см. Эволюционная теория в биологии.
ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. evolutio — развертывание) — в широком смысле представления об изменениях в обществе, органич. мире, неживой природе, их направленности, порядке, закономерностях. Идея Э. в простейшей форме заключается в том, что определ. состояние к.-л. системы является результатом более или менее длит, изменений предшествовавшего ее состояния (о различных теориях Э. см. в ст. Историзм, История, Прогресс, Развитие, Философия истории, Эволюционная теория). В более узком смысле — представление о медленных, постепенных, количеств, изменениях, в отличие от революции. Диалектич. материализм рассматривает Э. и революцию как взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны развития, выступая против абсолютизации к.-л. одной из них.
|
|
ЭВРИСТИКА (от греч. eupioxco — отыскиваю, открываю)— 1) момент открытия нового; 2) методы, используемые в процессе такого открытия (эвристич. методы); 3) наука, изучающая творч. деятельность; 4) метод обучения (т. н. сократические беседы).
Исторически понятие Э. возникло в Древней Греции как метод обучения, применявшийся Сократом: в ходе беседы ее участники с помощью сие-