Эволюционная теория—эвристика


менениях организмов и дивергенции видов. Однако теория происхождения видов, как она была сформули­рована Дарвином, лишь указала гл. факторы эволю­ции и потому давала лишь общее описание процесса эволюции. Интимные стороны этого процесса, прежде всего проблемы наследственности и изменчивости, оста­вались нераскрытыми. Поэтому в последующем раз­витии биологии успехи и неудачи в изучении наслед­ственности непосредственно отражались на Э. т. (напр., открытие Де Фризом макромутаций у нек-рых рас­тений привело к убеждению об отсутствии существ, роли отбора; позднее было установлено, что макрому­тации представляют крайне редкое явление, что из­менчивость строится на основе мелких мутаций).

Дальнейшее развитие Э. т. связано прежде всего с успехами генетики, осн. шаги к-рой были сделаны со времени переоткрытия знаменитых законов Менделя о расщеплении признаков при скрещивании. Анализ наследственности и изменчивости в совр. генетике существенно расширил базу Э. т. Следующий шаг в раз­витии представлений о механизмах эволюции связан с переходом к исследованиям (наряду с организ­мом) видовых популяций и тех процессов, к-рые происходят в рамках вида. Благодаря внутривидовому скрещиванию мутации, возникающие у одних орга­низмов, распространяются в популяции, перекомбн-нируются и образуют новые сочетания признаков; отбор закрепляет наиболее удачные в данной среде сочетания, и удельный вес соответствующих генов в общем генном фонде вида возрастает; при изменении условий среды благоприятными могут оказаться др. геномы (сочетания наследств, факторов). Такого рода процессы непосредственно участвуют в эволюц. преоб­разованиях видов. Т. о., генетика показала, что приспо­собительные эволюц. изменения формируются из неоп­редел, изменений только в рамках вида. Соответствен­но этому возникла идея «видоцентризма», согласно к-рой именно вид — осн. единица органич. мира и еди­ница эволюции. Дальнейшее развитие эволюц. пред­ставлений привело к созданию т. н. синтетической Э. т. Наследуя идеи классич. дарвинизма, она продол­жает занимать место центральной теоретич. конструк­ции в классич. биологии.

Наряду с гл. руслом эволюц. идей в органпзмен-ной биологии, в к-ром в качестве ведущего фактора признается взаимодействие организма и среды, су­ществовали и существуют иные направления. Одной из таких концепций является витализм, в наст, время отвергнутый подавляющим большинством биологов. Др. концепции, сохраняющие нек-рое распростра­нение, можно разделить на две противоположные груп­пы: такие, согласно к-рым эволюция в осн. чертах совершается на основе внутр. закономерности (авто­генез, ортогенез, номогенез и т. п.), и такие, согласно к-рым эволюция целиком или в осн. чертах совершает­ся на основе прямого воздействия среды на организм (экзогенез, т. н. теория «ассимиляции внешних усло­вий» и т. п.). Оба эти подхода ведут к ошибкам: авто­генетики обычно вынуждены допускать возможность преадаптации, т. е. приспособит, изменений, происхо­дящих до того, как организм попадет в среду, в к-рой эти изменения ему выгодны; экзогенетикп же вынуж­дены приписывать организму некую изначальную спо­собность изменяться адекватно среде.

Особое место занимает группа эволюц. представле­ний, берущих начало от Ламарка и Спенсера. Здесь эволюция рассматривается как двуединый процесс: ее основой считаются неадаптивные изменения (про­исходящие независимо от среды); на этот осн. тип из­менений накладываются адаптации, обусловленные средой. Считается, что адаптивная изменчивость мо­жет иметь своей основой механизм отбора, а неадап­тивные изменения, идущие в сторону усложнения,


обусловлены неисследованными, но вполне материаль­ными силами, напр. связаны с переходом организма из менее вероятного в более вероятное состояние (увеличение энтропии). Эта т. зр. все чаще выдвига­ется в последнее время, но идея спонтанных неадал-тивных изменений, ведущих к усложнению органи­зации, пока мало обоснована. До нек-рой степени это направление близко фпналистич. конструкциям, одна­ко свободно от их осн. крайности — идеи «финала» эволюции.

Классич. биология может рассматриваться как био­логия в основном организменного уровня, исследовав­шая среди надорганпзменных систем только вид. Совр. биология добавила к числу своих объектов как сооб­щества организмов, так и др. экологич. системы — биогеоценозы и биосферу в целом. Это привело к ут­верждению идеи многоуровневого строения живой природы. Тем самым была поставлена проблема проис­хождения и эволюции не только организмов и видов, но и сообществ, экосистем и биосферы в целом.

Т. о., эволюц. подход, в полной мере сохраняя свое значение в биологии, требует для своего развития но­вых масштабов и понятийных форм эволюц. мышления. Это не означает умаления дарвинизма как теории эволюции организмов п видов. Речь идет о поисках специфич. закономерностей, свойственных каждому из экологич. уровней п не сводимых к процессу отбора. Поиски в этой области оказываются тесно сопряжен­ными с развитием исследования объектов как систем.

Лит.: Берг Л. С, Номогенез или эволюция на основе закономерностей, П., 1922; Бауэр Э. С, Теоретич. био­логия, М.— Л., 1935; Ламарк Ж. Б., Философия зоо­логии, пер. е франц., т. 1—2, М.— Л., 1935—37; Север-ц о в А. Н., Морфология, закономерности эволюции, М.— Л., 1939; Ш м а л ь г а у з е н И. И., Пути и закономерности эволюц. процесса, М.— Л., 1939; его же, Проблема при­способления у Дарвина и у антидарвинистов, в кн.: Филос. проблемы совр. биологии, М.— Л., 1966; Сукачев В. Н., Идея развития в фитоценологии, «Сов. ботаника», 1942, Л«1—3; С и м п с о н Д ж. Г., Темпы и формы эволюции, пер. с англ., М., 1948; Дарвин Ч., Происхождение видов, пер. с англ., М., 1952; Ливанов Н. А., Пути эволюции жи­вотного мира, М., 1955; Завадский К. М., Учение о виде, Л., 1961; С u e n о t L., Invention et finalite en biolo-gie, P., 1941; Van del A., L'homme et revolution, P., 1949; Huxley J., Evolution in action, N.Y., 1953; В е r-talanffy L. von, Problems of life, N.Y., [1961]; L e r-ner I. M., The genetic basis of selection, N.Y.—L., 1961; Grant V., The origin of adaptations, N.Y.—L., 1963; S t e fa-bine G. L., Variation and evolution in plants, N.Y.—L., 1963; Dobzhansky T h.. Genetics and the origin of species, 3 ed., N.Y.—L. — [a.o., 1964]; Mayr E., Animal species and evolution, Camb. (Mass.), 1965.

H. Хайлов. Севастополь.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ — см. Эволюцион­ная теория в биологии.

ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. evolutio — развертывание) — в широком смысле представления об изменениях в об­ществе, органич. мире, неживой природе, их направ­ленности, порядке, закономерностях. Идея Э. в прос­тейшей форме заключается в том, что определ. сос­тояние к.-л. системы является результатом более или менее длит, изменений предшествовавшего ее состоя­ния (о различных теориях Э. см. в ст. Историзм, История, Прогресс, Развитие, Философия истории, Эволюционная теория). В более узком смысле — пред­ставление о медленных, постепенных, количеств, изме­нениях, в отличие от революции. Диалектич. материа­лизм рассматривает Э. и революцию как взаимосвя­занные и взаимообусловленные стороны развития, выступая против абсолютизации к.-л. одной из них.

ЭВРИСТИКА (от греч. eupioxco — отыскиваю, от­крываю)— 1) момент открытия нового; 2) методы, ис­пользуемые в процессе такого открытия (эвристич. методы); 3) наука, изучающая творч. деятельность; 4) метод обучения (т. н. сократические беседы).

Исторически понятие Э. возникло в Древней Греции как метод обучения, применявшийся Со­кратом: в ходе беседы ее участники с помощью сие-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: