темы наводящих вопросов и примеров наталкивались учителем на правильный ответ. Сократич. беседа использовалась ми. философами (Платон, Ксенофонт) и естествоиспытателями (Декарт, Лейбниц, Эйлер) для изложения своих теорий.
Э. как момент открытия нового связывается с инсайтом, «озарением», мгновенным нахождением решения задачи в результате завершения осознанного или неосознанного процесса поиска этого решения.
Э в р и с т и ч. методы (называемые иногда «эвристиками») обладают след. чертами: Лих использование сокращает время решения задачи по сравнению с методом слепого перебора; 2) способ решения, получаемый с помощью этих методов, может быть неоптп-мальным по ряду параметров (время, точность, достоверность решения и т. д.); 3) при ограничениях, накладываемых на параметры, применение эвристич. методов может и не привести к цели. Интерес к исследованию эвристич. приемов и методов особенно возрос в связи с решением при помощи технич. устройств задач на распознавание образов, на доказательство теорем и т. д., в к-рых человек может оценивать результат соответствующего процесса, но не может дать точный алгоритм выполнения этого процесса. При использовании ЭВМ для решения подобных задач программист, не зная точного способа, приводящего к цели, вводит в ЭВМ способ решения, основанный на правдоподобных рассуждениях самого программиста, или дает возможность машине проводить правдоподобные рассуждения (на основе введения в машину алгоритма формирования таких рассуждений, опирающегося на машинный и человеч. опыт решения задач данного класса). Такие программы для ЭВМ получили название эвристич. программ. Наиболее известна из них программа «Общий решатель проблем» (ОРП), построенная А. Ньюэллом, Дж. Шоу и Г. Саймоном и позволяющая машине находить решения широкого класса логич. задач, если условие задачи записано в специальном входном языке этой программы. Осн. эвристиками в ОРП являются метод выделения последовательностей подцелей, последоват. движение к-рых приводит к поставленной цели, и метод обобщенных действий, сводящийся к оперированию не истинными элементами задачи, а нек-рыми идентификаторами совокупностей этих элементов. Однако при попытке использовать ОРП для решения задач игры в шахматы выяснилось, что этих эвристик явно недостаточно. Были предложены др. принципы построения эвристич. программ (В. Рейтман, X. Гелернтер и др.), узкоспециализированных и рассчитанных на решение задач, однотипных по своей природе. При составлении таких программ сначала производится протоколирование решения задач рассматриваемого класса человеком, к-рому предлагается в процессе эксперимента «думать вслух», а затем на основании этих протоколов выявляются эвристики человека и эвристич. критерий успеха, на к-рый он опирается. После этого соответствующая информация закладывается в эвристич. программу и вводится в машину. Если результаты машинного решения задачи совпадают по выбранным параметрам с результатами решения ее человеком, то эвристич. программа считается эффективной. При достаточно широком пси-хологич. эксперименте в машину может быть введен опыт большого коллектива людей, и решение задачи данного типа машиной может осуществляться более эффективно, нежели решение ее одним человеком.
|
|
|
|
Э. как наука имеет своим предметом эвристич. деятельность человека или технич. устройства. Изучение эвристич. деятельности тесно связано с темп науками, к-рые исследуют поведение живых систем в ходе решения творческих (в широком смысле) задач (прежде всего психология и физиология высшей нерв-
ной деятельности), т. е. систем, способных осуществлять эвристич. деятельность. Осн. задачи Э. как науки сводятся к построению моделей осуществления процесса поиска нового для данного субъекта (или общества в целом) решения задачи. Существует несколько таких моделей. Модель слепого поиска, имеющая сторонников среди нек-рых кибернетиков (см., напр., Д. Кэмп-белл, Слепые вариации и селективный отбор как гл. стратегия процессов познания, в кн.: «Самоорганизующиеся системы», М., 1964, с. 292), опирается на разработанный Торндайком метод проб и ошибок. Слабость модели слепого поиска состоит в невозможности объяснения с ее помощью высокой скорости решения человеком большинства творч. задач. В наст, время в чистом виде эта модель большинством психологов и кибернетиков отвергается.
Более распространена лабиринтная модель эвристич. деятельности, впервые сформулированная на основе экспериментов с крысами В. Смоллом (1900). В этой модели каждая задача, стоящая перед субъектом или технич. устройством, рассматривается как лабиринт, а поиск решения — как процесс блуждания по лабиринту. Лабиринтная модель внесла в модель слепого поиска элемент структурности, однако при решении нек-рых задач, когда лабиринтная структура была фактически задана субъекту, лабиринтная модель оказалась несостоятельной. В этих случаях человек не производит в процессе решения задачи «блуждания по лабиринту», определяемому структурой этой задачи, а реализует гораздо более эффективный процесс, позволяющий находить нужное решение значительно быстрее, чем при лабиринтном методе. Иногда (т. н. задачи на «догадку») лабиринт строится испытуемыми в процессе решения и, т. о., блуждание по лабиринту выступает лишь как заключит, этап эвристич. деятельности.
Наиболее содержат, моделью эвристич. деятельности можно считать структурно-семантич. модель. Она исходит из того, что в основе эвристич. деятельности по решению задачи лежит принцип построения системы моделей, к-рая отражает структуру связей семантич. характера между объектами, образующими «поле» задачи. В процессе построения такой системы моделей субъект осуществляет следующие действия: выделение в потоке входной информации дискретных объектов (селективный отбор объектов); выявление связей между ними (путем прямого наблюдения или проведения рассуждений об этих связях); актуализация тех выделенных множеств объектов и связей, к-рые представляют интерес с т. зр. поставленной цели; абстрагирование от неактуальных объектов и связей; формирование обобщенных элементов из однотипных (по актуальным связям) структур; нахождение связей между обобщенными элементами; поиск по полученному обобщенному лабиринту с учетом предшествующего опыта на аналогичных обобщенных лабиринтах. В кпбернетич. плане структурно-семантич. модель исследовалась в работах В. М. Глушкова, А. А. Фельдбаума, а в психологическом —В. Н. Пушкиным, Д. Н. Завалишннои и др. По существу на той же модели основаны известные исследования Н. А. Бернштейна и его учеников. В наст, время созданы и успешно работают программы для ЭВМ, построенные по принципу структурно-семантич. моделей. С их помощью удается решать ряд задач оптимального управления сложными системами, к-рые не могли быть решены с помощью программ, опирающихся на лабиринтную модель.
|
|
Успешные результаты решения задач на машине с помощью эвристич. программ рассматривают иногда как доказательство того, что эвристич. деятельность человека протекает по тем же законам, по к-рым реализуется программа (см. напр., высказывание А. Нью-
534 ЭГАЛИТАРИЗМ—ЭГОИЗМА ТЕОРИИ
элла и Г. Саймона в кн.: «Кибернетика и живой организм», К., 1964, с. 23). Выступая против подобной подмены изучения эвристич. деятельности человека созданием эвристич. программ, ряд кибернетиков и психологов предлагает отказаться от термина «Э.» применительно к вычислит, машинам (см., напр., Кибер-нетич. сборник, вып. 5, М., 1962, с. 118—19).
Лит.: Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, 3 изд.,
ч. 1—2, СПБ, 1909; Рейтман В., Разработка программ
для решения интеллектуальных проблем, «Заруб, радио
электроника», 1962, К« 1; Глушков В. М., Гносеология,
природа информац. моделирования, «ВФ», 1963, № 10; Б о б-
н е в а М. И., Эвристич. программы, «лабиринты» и нек-рые
проблемы психологии, «Вопр. психологии», 1964, № 5; Н ь ю-
э л л А., Ш о у Д ж., Саймон Г., Разновидность ин
теллектуального обучения «вычислителя для решения задач
общего типа», в кн.: Самоорганизующиеся системы, пер. с англ.,
М., 1964; Пушкин В. Н., К пониманию эвристич. дея
тельности в кибернетике и психологии, «Вопр. психологии»,
1965, №1; Поспелов Д. А., Решение задач оператив
ного управления с помощью системы моделей, в кн.: XVIII
Междунар. психологич. конгресс. Симпозиум 25, М., 1966;
Тихомиров О. К., Эвристики человека и машины,
«ВФ», 1966, № 4; П о с п е л о в Д. а, Пушкин В. Н.,
Садовский В. Н., Эвристич. программирование и Э.
как наука, «ВФ», 1967, № 7; D e G г о о t A. D. v a n,
Hct Denken den Schaker, Amst., 1946; G e ] e r n t e г Н. L.,
Rochester N., Intelligent behavior in problem-sol
ving machines, «IBM Journ. of Research and Development»,
1958, v. 2, JM5 4; N e w e 11 A., G.P.S. a program that simulates
human thought, в кн.: Lernende Automaten, Munch., 1961;
T о n g e F. M., The use of heuristic programming in mana
gement science, «Management Science», 1961, v. 7, № 3; Computers
and thought, ed. by E. A. Feigenbaum and J. Feldman, N.Y.,
1963; Newell A., Simon H. A., Simulation of human
processing of information, «Amer. Math. Monthly», 1965, v. 72,
N» 2, pt 2. Д. Поспелов. Москва.
|
|
ЭГАЛИТАРИЗМ (франц. egalitarisme, от egalite — равенство) — мелкобуржуазная утопия, в к-рой проповедуется всеобщая уравнительность как принцип организации обществ, жизни. В первонач. формах Э. связан с требованием уравнит. передела земли: «вся земельная собственность граждан... должна быть равною» (Ф а л е й,— цнт. по кн.: Аристотель. Политика, II, 4,1). В эпоху раннего капитализма обозначились два осн. течения Э. Первое выступает за уравнение имуществ индивидуальных производителей при сохранении частной собственности. Идеал равенства на основе частного владения, обоснованный Ж. Руссо, пыталась проводить в жизнь якобинская диктатура. Переходную меру к равному разделу всех имуществ нек-рые эгалитаристы усматривали в пх обобществлении. Госселен полагал, что верховное право на землю должно принадлежать гос-ву, Спенс — общине. Второе течение Э. связано с первыми коммунистич. утопиями. Оно проповедует уравнит. распределение труда и продуктов на базе общности имуществ (напр., бабу-висты — см. Бабёф). Проповедь ранней революц. коммунистич. лит-рой всеобщего аскетизма и грубой уравнительности Маркс и Энгельс расценивали как реакц. элемент в ее содержании (см. Соч., 2 изд., т. 4, с. 455). Реакц. черты Э. получили особенно рельефное выражение в т. н. «казарменном коммунизме», напр. у франц. феодального социалиста Гойона де ла Плом-бани. Эта концепция исходит из того, будто с переходом средств пронз-ва в обществ, достояние люди утрачивают побудит, мотивы к труду, относясь к нему как к принудит, повинности, «телесному рабству». Отсюда выводится «необходимость» распределять бремя труда поровну между всеми (обязат. тяжелый физич. труд, с.-х. повинность и т. п.). Соответственно, из потребит, фонда каждый может получать лишь равную долю продуктов. Для поддержания такого порядка предполагается «оказармление» труда, создание трудовых армий, военизация хозяйств, политики, бюрократия, организация управления, мелочная регламентация труда и быта человека. Эта концепция чужда научному пониманию проблемы равенства. Она пытается нивелировать способности и потребности людей, уничтожая все то, чем не может обладать каждый. В ус-
ловиях, когда пролетариат еще не сформировался как
класс, выдвижение против эксплуататорских классов
принципа Э., как отмечал Ф. Энгельс, «...является
необходимой переходной ступенью...» от плебейско-
мелкобуржуазной революционности к пролетарской
(см. там же, т.7, с.377—78). В совр. эпоху этот реакц.
мелкобурж. принцип противостоит революц. идеа
лам рабочего класса. Е. Памфилов. Москва.
ЭГОИЗМ (франц. egoisme, от лат. ego — я) — принцип жизненной ориентации в социальной действительности, состоящий в превращении частных интересов в осн. мотив деятельности и гл. критерий оценки и отношения к обществу и окружающим. Возникает в эпоху разложения первобытнообщинного строя вместе с возникновением частной собственности и отражает процесс атомизации обществ, объединений, выделения из них самодовлеющих индивидов и замкнутых групп (позднее — классы), для к-рых общественно полезная деятельность является и признается лишь средством утверждения и сохранения их особого социального положения. Развитие товарного п особенно капи-талпстич. способа произ-ва, в к-рых превращение частного интереса в цель деятельности происходит объективно, делает принцип Э. универсальным мерилом человеческой (предпринимательской) активности, что нашло отражение в особых моральных доктринах (см. Эгоизма теории). Обыденным нравственным сознанием ничем не ограниченный Э. всегда так или ипаче осуждался; в качестве альтернативы ему был выдвинут принцип альтруизма. Однако лишь с устранением частной собственности в условиях социализма принцип Э. утрачивает свой универсальный характер в качестве осн. способа мотивации обществ, деятельности. Его окончат, изживание из практики человеч. отношений относится к эпохе зрелого коммунизма.
О. Дробницкий. Москва.
ЭГОИЗМА ТЕОРИИ (в этике) — этич. концепции, в основе к-рых лежит принцип эгоизма. В таких теориях можно выделить два осн. аспекта — филос-натуралистпческий и этико-нормативный. В основании первого лежит представление, что человек — эгоист по природе и может действовать только из собств. интереса, из прирожденного ему стремления к наслаждению, счастью (см. Гедонизм, Эвдемонизм), славе и т. п., способен повиноваться требованиям морали лишь постольку, поскольку это в конечном итоге будет способствовать его выгоде. Второй аспект — собственно нравств. учение, провозглашающее следование «разумно понятому» эгоизму единственным подлинно моральным принципом, исключающим насилие над природой человека, обман и лицемерие.
Элементы такого рода учения возникают еще в древности (Демокрит, Эпикур, нек-рые софисты). Свое завершение Э. т. получают в эпоху Возрождения и особенно Просвещения (Спиноза, франц. материалисты), где они были направлены против христианско-религ. морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благ п безусловного подчинения индивида церковно-феод. иерархии. Эти гуманистич. мотивы Э. т., имевшие исторически прогрессивное значение, исходили из той предпосылки, что истинным благодетелем общества может быть лишь человек, последовательно проводящий в своей общественно полезной деятельности принцип личной выгоды (не только материальной, но и духовной — честолюбия и т. п.). Условием такой гармонии между личностью и обществом считалось «разумное» социальное устроение. Кризис этих бурж. иллюзий, обнаружившийся уже в конце 18 в., привел к дискредитации и разложению классич. Э. т. Своеобразной попыткой спасти принцип «разумного эгоизма» явилась этика рус. революц. демократов, к-рые интерпретировали его как наиболее последоват. служение обществу и прогрессу, поскольку оно-то и приносит
ЭДЕЛЬМАН—ЭЙДОС
высшее удовлетворение. Впоследствии этот моралис-тич. оборот, апеллирующий к психпч. переживаниям нравственно уже развитой личности, стал чем-то вроде ходячего аргумента в пользу «выгоды» добродетели. С др. стороны, совр. бурж. учения эгоизма (как правило, не претендующие на теоретич. характер) вырождаются в откровенную проповедь аморализма.
Историч. судьба Э. т. связана с социальной ограниченностью всех др. типов «робинзонад», где поиски теоретиками конечных оснований для обществ, деятельности индивида замыкаются «природой» человека как такового, безотносительно к его социально-историч. развитию. В этом случае фиксируются как изначально данные нек-рые «внутренние» потребности и стремления индивида, к-рыо якобы и позволяют объяснить и оправдать его обществ, деятельность. Маркс и Энгельс, признавая не только исторически прогрессивную и гуманистич. направленность «классич.» Э. т., но и их материалистич. направленность, исходящую из примата собственно человеч. интересов в морали, в то же время критиковали Э. т. за забвение ими принципа историзма, за то, что они лишь идеологически выражали социальные программы создания «гармоничного» общества. Но всякий раз, когда обнаруживается непреодолимое противоречие между обществ, потребностями и «внутренними» стремлениями индивида, такого рода концепциям приходит конец.
Лит.: Маркс К., Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 234— 258; Ш т и р н е р М., Единственный и его собственность, [б.м.], 1922, ч. 2; Г е л ь в е ц и й К. А., О человеке, [пер. с франц.], М., 1938, с. 75—78, 93—104, 147—166; Материалисты древней Греции, М., 1955, с. 85, 153—67, 196, 210—36; Спиноза Б., Краткий трактат о боге, человеке и его счастье, Избр. произв., т. 1, М., 1957; Гольбах II. А., Система природы, Избр. произв., т. 1, М., 1963,ч. 1, гл. 14—16; ч. 2, гл. 9, 12; его же, Основы всеобщей морали, или ката-хизис природы, там же, т. 2; Петров Э. Ф., Эгоизм. Фило-софско-этический очерк, М., 19 69. О. Дробницкий. Москва.
ЭДЕЛЬМАН (Edelmann), Иоганн Христиан (8 июля 1698—15 февр. 1767) — нем. вольнодумец и философ-материалист.
Критич. изучение библейских текстов и истории религии, влияние Спинозы, Толанда, Диппеля и др. передовых нем. мыслителей привело Э. к материализму, к отказу от религ. мировоззрения. С позиций спино-зовского пантеизма Э. доказывал в своей анонимно опубликованной книге «Моисей с раскрытым лицом» («Moses mit aufgedecktem Angesichte», [s. 1.], 1740), что бог немыслим без материи и не существует вне природы. В мире господствует необходимость и действуют законы, управляющие движением материи. Даже мысли представляют собой движение особо тонкой материи, находящейся в мозге человека. Э. подверг всесторонней критике христ. вероучение, предвосхитив нек-рые идеи фейербаховского атеизма. Он высказал, в частности, догадку о земном происхождении веры в бога, говорил о «кривом зеркале религии», в к-ром отражается человеч. сущность. За свои взгляды Э. подвергался гонениям и вынужден был в течение многих лет скитаться по Германии. Его книги сжигались да кострах, но, несмотря на запреты, получили широкую известность в Германии.
Соч.: Die Gottlichkeit der Vernunft, [s. 1.1, 1741; Die Begierde nach der vernunftigen lautern Milch, [s.1.1, 1744; Glaubensbekenntnis, Lpz., 1848; Selbstbiographie, В., 1849.
Лит.: Ты минский Г., Э.— нем. материалист
XVIII в., «ПЗМ», 1925, № 7; История философии, т. 3, М.,
1943, с. 22—24; Г р о п п Р. О., Прогресс, филос. наследие
Германии последней трети XVII — конца XVIII вв., «ФН»,
1961, Ki; ГулыгаА. В., Из истории нем. материализма,
ТМ., 1962; М б п с к е b е г g С, Н. S. Reimarus imd J. С. Edel
mann, Hamb., 1867; Giden E., J. Ch. Edelmann, Hannover,
1870; Mauthner F., Der Atheismus und seine Geschichte
im Abendlande, Bd 3, Stuttg.— В., 1922; H e i s e W., J. Ch.
Edelmann, В., 1954 (Diss.). Б. Мееровский. Москва.
ЭДУАРДС (Edwards), Джонатан (5 окт. 1703 — 22 марта 1758) — амер. религиозный философ и кальвинистский теолог, непримиримый противник атеизма и материализма. В своих филос. воззрениях Э., отвергая учение Локка, сочетал мистицизм кембриджских платоников со взглядами, близкими к учениям Беркли и Малъбранша. Религ.-идеалистич. миропонимание он доводил до признания бога единственной реальностью и единственной действующей причиной всего происходящего. Физический и духовный мир Э. рассматривал как эманации божества, отрицая их субстанциальность. Э. подчеркивал ничтожество человека перед богом. Вместе с тем он вступил в коллизию с офпц. кальвинизмом, истолковывая догму предопределения и отрицания свободы воли как свободу выбора в пределах обусловленности мотивов этого выбора, утверждая, что «истинная религия заключается, главным образом, в священных влечениях» («A treatise concerning religious affections», в кн.; Works, v. 2, Nev Haven, 1959, p. 99).
Амер. просветители вели активную борьбу против воззрений Э. и его приверженцев.
Соч.: Works, v. 1—10, N.Y., 1829—30; Selections from the unpublished writings of J. Edwards..., Edin., 1865.
Лит.: Iverach J.,,T. Edwards, Edin., 1884; A 1-1 e n A. V. G., J. Edwards, Boston—N.Y., 1889; Mac С г a c-ken J., Edwards' idealismus, Halle, 1899; Schneider H. W., The Puritan mind, N.Y., [1930]; P a r k e sH. В., J. Edwards, the fiery Puritan..., N.Y., 1930; M u r p h у А. Е., Reason and the common good, Englewood Cliffs (N.Y.), 1963.
В. Быховский. Москва.
ЭЙДОС (греч. eI6og— вид, образ) — термин антич. философии и лит-ры, первоначально обозначавший «видимое» или «то, что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл — «конкретная явленность», «телесная или пластпч. данность в мышлении». Уже у Гомера термин обозначал «наружность» и по преимуществу «прекрасную наружность». В антич. натурфилософии Э. понимался почти исключительно как «образ» (Эмпедокл — В 27, I, ср. 22, 7; 23,5; 115, 7; Демокрит — А 82). Однако уже у Парменида Э. выступал не просто как то, что видно, но как сущность, правда, так или иначе видимая (29 А 15), а у Гиппократа Э., по-видимому, есть то, что мы могли бы назвать сконструированной сущностью (87В I). У софистов, кроме традиционного внешнего понимания (Георгий В 22), встречается еще формально логич. понимание Э. как видового понятия или разновидности сущности (Протагор А 16).
У Платона перемешиваются различные значения Э.— внешнее и внутреннее (напр., В. Р. IV 434 d, 435 с), внутренне-внешнее, мнфолого-натурфилософское (кубнч. Э. Земли, Tim. 55 е, пирамидальный Э. огня — 56 в и пр.) и т. д. вплоть до значения субстанциальной идеи, к-рое считается для него особенно характерным (см. учение об идеях в ст. Платон). У Аристотеля, кроме популярных значений, Э. употреблялся и в значении «формы». Для стоицизма и неоплатонизма также характерны разнообразные значения Э. (начиная с «наружности тела» п кончая самостоятельной субстанциальной идеей).
Т. обр., изучение этого термина свидетельствует о том, что в антич. философии самые абстрактные понятия связаны с телесно-пластич. интуициями.
В философии 20 в. у Гуссерля и представителей его школы этот термин, отчасти в лат. переводе species, означал наивысшую мыслит, абстракцию, к-рая тем не менее дана конкретно, наглядно п вполне самостоятельно. Здесь это тот же платоновский Э., но чисто мыслит, природы и исключающий к.-л. намек на субстанциальность (Е. Husserl, Logische Untersuchun-gen, Bd 2, Tl 1, Halle, 1922, S. 216—24; Tl 2, S. 165— 80; его же, Ideen zu einer reinen Phanomenologie und phanomenologischen Philosophie, Bd 1, Halle, 1922).
Лит.: Лосев А. Ф., Антич. космос и совр. наука, М., 1927, с. 533—36; его же, Очерки антич. символизма и ми-
ЭЙЗЕНШТАДТ—ЭЙЛЕР
фологии, М., 1930, с. 135—281; его же, Эстетич. терминоло
гия ранней греч. лит-ры, «Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та», 1954,
т. 83, вып. 4, с. 128—30; R i t t е г С, Neue Untersuchungen
iiber Platon, Munch., 1910, S. 228—336; Cassirer E.,
Eidos und Eidolon. Das Problem des Schbnen und der Kunst
in Platons Dialogen, «Vortrage der Bibliothek Warburg», 2,
1922—1923, Lpz., 1924, S. 1—27; Else G. F., The termino
logy of the ideas, «Harvard studies in classical philology», 1936,
v. 47, p. 17—55; Hartmann N., Zur Lehre vom Eidos bei
Platon und Aristoteles, В., 1941. А. Лосев. Москва.
ЭЙЗЕНШТАДТ (Eisenstadt), Самуэль (р. 1923) — израильский бурж. социолог. Проф. социологии Гарвардского и Чикагского ун-тов, Массачусетского тех-нологич. ин-та, возглавляет отдел социологии и руководит школой экономики и социальных наук в Еврейском ун-те (Иерусалим).
Э. близок к структурно-функциональной школе в немарксистской социологии; он автор работ в области теоретич. социологии, а также исследований в области исторической и сравнит, социологии. Наиболее известны его работы «От поколения к поколению» («From generation to generation», Glencoe, 1956) и «Политические системы империй» («The political systems of Empires», N. Y. —L., 1963).
Соч.: Processes of change and institutionalization of the political systems of centralized empires, в сб.: Explorations in social change, ed. G. K. Zollschan and W. Hirseh, N.Y.— Fa.o.], 1964; Essays on comparative institutions, N.Y.— [a.o.], [1965]; Modernization, Englewood Cliffs (N.Y.), 1966.
ЭИКЕН (Eucken), Рудольф (5 янв. 1846—14 сент. 1926) — нем. философ, фихтеанец. Проф. философии в Базеле (с 1871), в Иене (с 1874), лауреат Нобелевской премии по лит-ре (1908). Э. выступал в 80-х гг. 19 в. как глава филос. движения за возрождение ндеалнс-тич. метафизики и как противник господствующего позитивистско-натуралистич. мировоззрения. Э. стремился создать — в традиции нем. классич. идеализма — концепцию метафизики духа, сочетая при этом фихтеанский активизм с религ.-христ. позицией и нек-рыми принципами, впоследствии вошедшими в философию жизни.
Исходный пункт философии Э. — утверждение автономности, вечности и единства духовного мира, его абс. смысла и ценности. Но, согласно Э., этот высший мир духа, входящий в эмпирич. мир души, может быть обнаружен лишь через нравств. усилия, нравств. действия, под к-рыми Э. понимает всю духовную деятельность и культуру вообще. Свое понимание духовного мира не только как психологич. явления, но и как вечной ценности, к-рая должна стать высшей действительностью, Э., в отличие от психологического, назвал иоологическим (от греч. voos — разум, дух). Ноологич. метод включает каждое эмпирич. проявление духовной жизни в «целое» духовной жизни и тем самым выясняет и освещает ее. Однако Э. не отрицает и психологич. метод — но только как метод анализа реальной обусловленности духовной жизни, а не самого духа. Э. выступает с критикой мировоззрений, жизненных систем (синтагм), к-рые он считает наиболее распространенными: 1) натурализма, сводящего внутр. мир к внешнему; 2) интеллектуально-пантеистич. синтагмы с ее «бесконфликтным» отношением к миру. Э. считает, что необходима новая, религиозная жизненная система — «личностная система», в к-рой живым центром всех духовных явлений утверждается личностное существо, духовная жизнь здесь пронизана «субстанциальным» нравственным началом. Своеобразно развивая христ. идею преображения космоса и идею богочеловечества (характерную, кстати, для рус. религ. философии), Э. формулирует задачу участия человечества «в движении вселенной» и достижения «невидимой гармонии мировой жизни...» («Смысл и ценность жизни», X., 1911, с. ИЗ) через «существенную согласованность» в духовном творчестве, «самообновление» и «самовозвышение». Однако, обращаясь к религии как к абс. основе духовной жизни, Э. кри-
тикует ее историч. формы, отрицательно относится к церкви.
В нач. 20 в. Э. получает широкую известность. В Германии организуется «Эйкеновский союз» (Eucken-Bund). С учением Э. знакомятся в Англии, Скандинавии, США, Японии, но популярность его связана скорее с его проповедническим пафосом и борьбой против «обезличивающей культуры», чем с концепцией «метафизики духа».
Соч.: Prolegomena zu Forschungen iiber Einheit des Geisteslebens in BewuBtsein und That der Menschheit, Lpz., 1885; Die Einheit des Geisteslebens in Bewufitsein und That der Menschheit, Lpz., 1888; Der Kampf um einen geistigen Lebensinhalt, Lpz., 1896; Der Wahrheitsgehalt der Religion, Lpz., 1901; Grundlinien einer neuen Lebensanschauung, Lpz., 1907; Einfiihrung in eine Philosophie des Geisteslebens, Lpz., 1908; Erkennen und Leben, Lpz., 1912; Mensch und Welt, Eine Philosophie des Lebens, Lpz., 1918; Der Sinn und Wert des Lebens, 9 Aufl., Lpz., 1921—22; Die Lebensanschauungen der grofien Denker, 18 Aufl., В., 1922; Geistigen Stromungen der Gegenwart, 6 Aufl., В., 1920.
Лит.: Беляев В. А., Философия Р. Эйкена, СПБ, 1912; Блонский П. П.. Совр. философия, ч. 1—2, М., 1918—22; Карр stein Т h., R. Eucken, В., 1909: Наг-t о g A. H. d e, R. Eucken, Haarlem, 1909; В о u t г о u x E., R. Eucken's Kampf um einen neuen Idealismus, Lpz., 1911; H e-ufiner A., Die philosophischen Weltanschauungen und ihre Hauptvertreten, Neue Folge, H. 2, Gott., 1921; S i e b e r t 0., R. Eucken's Welt und Lebensanschauung, 4 Aufl., Langensalza, 1926; В е с h e r E., R. Eucken und seine Philosophie, Langensalza, 1927.
ЭЙЛЕР (Euler), Леонард (15 аир. 1707—18 сент. 1783) — швейцарский философ, математик, механик и физик; более 30 лет проработал в Петерб. академии наук (1727—41 п в качестве директора Академии в 1766—83; в 1741 — 66 Э. работал в Берлинской академии наук). Не было ни одной области современной ему математики (высший анализ, теория чисел, высшая алгебра, геометрия), в к-рую бы Э. не внес глубокие идеи, новый аналитпч. аппарат или фундаментальные формулы и соотношения. Э. работал и в области приложений математики к самым разнообразным отраслям естествознания и техники. Ему принадлежит первое аналитическое, изложенное на языке матем. анализа, построение классич. механики. С именем Э. связаны крупнейшие результаты в астрономии, оптике, картографии, баллистике, теории корабля и др. разделах науки. Э. отличался феноменальной производительностью. Список его работ содержит более 850 названий.
Большое влияние на мировоззрение Э. имели Декарт п Ньютон, хотя он не был ни последовательным картезианцем, ни последовательным ньютонианцем. Э. был дуалистом: он признавал существование духовной и материальной субстанций; Э. полагал, что природа была создана богом. Однако явления природы обусловлены только естеств. причинами. Мир представляет собой материю, движущуюся в реальном пространстве и времени.
Гносеология, вопросы решались Э. в основном в материалистич. духе: в сознании человека отражается независимо от него существующий объективный мир; чувства и способность интеллекта создавать абстракции позволяют людям познавать предметы и закономерности реального мира. Э. стремился выяснить объективное содержание основных матем. понятий. Филос. взгляды Э. наиболее полно раскрываются в той системе математики, к-рую он создал и к-рую рассматривал как аппарат познания природы. Воззрения Э. оказали определ. влияние на развитие нем. философии (вплоть до Канта), а также на творчество Гельмгольца и Б. Рпмана.
Соч.: Opera omnia, ser. Ill, v. 1 — 2, Lipsiae—Genevae> 1926—42.
Лит.: Кузнецов Б. Г., Физика Эйлера и учение Лейбница о монадах, в сб.: Тр. Ин-та истории естествознания, т. 2, М.— Л., 1948; его же, Абсолютное пространство в механике Эйлера, там же, т. 1, М.—Л., 1947; Л. Эйлер. Сб. ст. в честь 250-летия со дня рождения, М., 1958; К о т е к В. В., К вопросу о мировоззрении Л. Эйлера, в сб.: Тр. 3-го
ЭЙНЗИДЕЛЬ— ЭЙНШТЕЙН
Всесоюзн. матем. съезда, М., 1959; Фрейман Л. С, Торцы высшей математики, М., 1968; Speiser A., L. Euler und die deutsche Philosophie, Z., 1934; его же, [Вступ. ст.], в кн.: Euler L., Opera omnia, ser. 3, v. 11, Turici, 1960, S. 1—72; Krober G., [Hrsg.], L. Eulers Briefe an cine deutsche Prinzessin, Lpz., 1965, S. 5—26. В. Котеп. Москва.
ЭЙНЗИДЕЛЬ (Einsiedel), Иоганн Август фон (4 марта 1754—8 мая 1837) — нем. философ-материа-лист. Был близко знаком с Гёте, находился в дружеских отношениях с Гердером, по выпискамк-рого стали известны соч. Э. (впервые изданы в ГДР — «Ideen», В., 1957).
Задача философии, по Э.,— «свести духовный мир к миру телесному»; мысли он определял как «движения мозга», вызываемые воздействием на органы чувств внешнего мира. Э. высказывался в защиту идеи естеств. возникновения жизни на земле и происхождения человека, отвергал библейский миф о творении и учение о бессмертии души. В природе господствует необходимость и жестокая борьба за существование. Происхождение религии Э. выводил из невежества; христианство он характеризовал как религию рабов. Острой критике подверг Э. религ. мораль, доказывая, что «истинная мораль» безрелигиозна. В противовес кантовскому категорическому императиву Э. выдвинул осн. законом нравственности принцип — «не делай ни одному чувствующему существу ничего неприятного».
С просветительских и демократич. позиций Э. критиковал современное ему общество, резко выступал против абсолютизма, осуждал имуществ. неравенство, политический и духовный гнет. Развитие культуры н особенно техники должно привести, по мысли Э., к исчезновению войн. К проблеме собственности Э. подходил исторически, считая имуществ. неравенство противоестественным, но исторически необходимым: часть людей должна была иметь больше, чем нужно для потребления, чтобы на эти излишки содержать людей, занимающихся наукой и иск-вом. Э. был уверен в грядущем наступлении «золотого века», когда исчезнут неравенство и эгоизм, а труд станет удовольствием. Э. высказывал уверенность в постепенном выравнивании культурного уровня человечества.
Утопич. представления Э. о будущем общества носят следы мелкобурж. иллюзий. Его идеал — равенство, но это равенство собственников. Противоречива и его политич. программа. Осуждая абсолютистские порядки, сочувствуя якобинцам, он в то же время заявлял о том, что «всеобщая воля народа есть деспотизм, а не свобода». Э. не принимал активного участия в политич. борьбе. Он был мечтателем-одиночкой, не оказавшим сколько-нибудь значит, влияния на развитие философской и обществ.-политич. мысли в Германии.
Лит.: Гулыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962; Dobbek W., A. von Einsiedel, «Dtsch. Z. Phi-los.». 1955, H. 5; S t i e h 1 e r G., A. von Einsiedel, в сб.: Beitrage zur Geschichte des vormarxistischen Materialismus, В., 1961; Stolpe H., Materialistisclie Stromungen im klas-sischen Weimar, «Weimarer Beitrage», 1963, JMs 3.
_ Б. Мееровский, А. Гулыга. Москва.
ЭЙНШТЕЙН (Einstein), Альберт (14 марта 1879— 18 апр. 1955) — физик-теоретик, создатель относительности теории и др. фундаментальных фпзич. теорий. Род. в Ульме в Германии; в 1900 окончил Цюрихский политехникум. С 1902 служил в Патентном бюро в Берне. Годы службы в Берне были временем разработки теории т. н. броуновского движения, теории электромагнитного излучения (Э. доказал дискретность излучения, существование квантов электромагнитного поля, квантов света, получивших впоследствии название фотонов) и специальной теории относительности, к-рая была гл. итогом первого периода творч. жизни Э. Второй период, включающий его пребывание в Праге и в Цюрихе в качестве профессора и отчасти годы, прове-Ненные в Берлине в качестве директора исследова-
тельского ин-та, был временем разработки общей теории относительности — новой теории тяготения. Она была сформулирована в сравнительно законченном виде в 1916. С этого времени в Э. начинают видеть одного из крупнейших мыслителей эпохи, создателя новой науч. картины мира. В творчестве Э. с 20-х гг. начинается новый период. Его гл. содержание — поиски единой теории поля, выводящей из общих принципов существование не только поля тяготения, но и др. полей, прежде всего электромагнитного поля (см. Поле физическое). Одновременно Э. критикует то направление в физике микромира — в квантовой механике, к-рое исходит из невозможности точного определения динамических переменных частицы. Этот период охватывает 20-е гг., проведенные в Берлине, и свыше тридцати лет жизни в Прин-стоне, куда Э. переселился в годы нацистской реакции (1933). Попытки Э. создать единую теорию поля не привели к положит, результатам, но они стимулировали дальнейшее развитие квантовой механики (Н. Бор, постоянный оппонент Э. в дискуссиях»■ квантовой механике, отмечал такое воздействие критики и идей Э.) и позднейшие попеки общей теории элементарных частиц. Творчество Э. оказало глубокое влияние не только на развитие физики, космологии, механики и математики в 20 в., но и на стиль науч. мышления в целом. Вместе с тем гуманизм Э., его-борьба против национализма и милитаризма сделали его имя и образ ученого близкими всему прогрессивному человечеству.
Филос. воззрения Э. формировались под влиянием идей Юма и особенно Спинозы. Науч. исследования Э.. сделали его противником филос. априоризма Канта: общая теория относительности противоречит представлению об априорном характере пространства и времени. Признавая справедливой данную Э. Махом критику ньютонова абс. пространства и разделяя в течение недолгого времени филос. позиции Маха, Э. впоследствии выступил против его позитивизма, как и: против реформированного махизма венского кружка. Выступления Э. против позитивизма были тесно связаны с методологич. принципами, к-рые он положил в основу разработки своих физич. идей. Для Э. предметом познания служит объективный, существующий: независимо от познающего духа материальный мпр._ Этот мир является не хаосом, а космосом,— он упорядочен универсальной причинной связью всех процессов, в мире царит каузальная гармония. Ощущение такой гармонии Э. иногда называл «космической религией», но сопровождал эту терминологпч. уступку отчетливыми заявлениями об атеистпч. характере такой, «религии», о том, что в природе нет бога и что она представляет собой движущуюся материю, существование и эволюция к-рой подчинены каузальной гармонии. Чтобы понять эту гармонию, нужно не ограничиваться чисто эмппрпч. данными, а идти к обобщениям. Физич. теория становится ближе к неисчерпаемому объекту науки, к космич. гармонии, когда она вытекает из возможно более общих исходных принципов. В естественном выведении физич. теории из наиболее общих принципов Э. видел ее «внутреннее совершенство». Но исходные принципы и понятия должны хотя бы в принципе приводить при своем логич. развитии к выводам, допускающим экспериментальную проверку. Соответствие наблюдениям Э. назвал «внешним оправданием»-фпзич. теории. С т. зр. этих не отделимых один от дру-
538 ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ—ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
того критериев выбора физич. теории, классич. физика оказалась лишенной «внешнего оправдания»: электродинамические и оптич. опыты показали, что движение тела по отношению к эфиру не может быть зарегистрировано, и вместе с тем потеряли смысл понятия абсолютной одновременности, абсолютного времени, пространства и движения. Лоренц объяснил результаты эксперимента в духе классич. физики специально созданной для этого искусственной гипотезой. Э. дал объяснение этих результатов, исходя из весьма общих представлений в рамках теории относительности, обладающей высоким «внутренним совершенством» и получившей прочное «внешнее оправдание»— непререкаемые п разнообразные экспериментальные подтверждения.
Соч. в рус. пер.: Собр. navnHbix трудов, т. 1—4, М., 1965—67.
Лит.: Зелиг К., А. Эйнштейн, пер. с нем., 2 изд., М., 1966; Г е р н е к Ф., А. Эйнштейн, [пер. с нем.], М., 1966;.Кузнецов Б. Г., Эйнштейн, [3 изд.], М., 1967.
В. Кузнецов. Москва.
ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ (от позднелат. equivalens — равноценный) — родовое наименование всевозможных •отношений типа равенства, т. е. рефлексивных (см. Рефлексивность), симметричных (см. Симметрич-. кость) и транзитивных (см. Транзитивность) бинарных •отношений. Примеры: эквиполентностъ [совпадение по смыслу, значению, содержанию, выразительным и (или) дедуктивным возможностям] между понятиями, концепциями, науч. теориями или формализующими их формальными системами; конгруентность или подобие геометрич. фигур; изоморфизм; равномощность. множеств и др. Э. к.-л. объектов означает их равенство (тождество) в к.-л. отношении (напр., изоморфные множества неразличимы по своей «структуре», если под ч<структурой» понимать совокупность тех их свойств, относительно к-рых эти множества изоморфны). Всякое отношение Э. порождает разбиение множества, на к-ром оно определено, на попарно пе пересекающиеся «классы Э.»; в один класс относят при этом эквивалентные друг другу элементы данного множества. Рассмотрение классов Э. в качестве новых объектов представляет собой один из осн. способов порождения (введения) абстрактных понятий в логико-математических (и вообще естеств.-научных) теориях. Так, считая
•эквивалентными дроби -г и -т- с целыми числителями
и знаменателями, если ad=bc, вводят в рассмотрение
рациональные числа как классы эквивалентных дро
бей; считая эквивалентными множества, между к-рыми
можно установить взаимно-однозначное соответствие,
вводят понятие мощности (кардинального числа) мно
жества (как класс эквивалентных между собой мно
жеств); считая эквивалентными два куска вещества,
вступающие в равных условиях в одинаковые химич.
реакции, приходят к (абстрактному!) понятию хи
мия, состава и т. п. Термин «Э.» употребляют часто
:не (только) как родовой, а как синоним нек-рых пз
*го частных значений («Э. теорий» вместо «эквива
лентность», «Э. множеств» вместо «равномощность»,
«Э. слов» в абстрактной алгебре вместо «тождество»
и т. п.). См. Равенство1 Тождество, Принцип абст
ракции. Ю. Гастев. Москва.
ЭКВИВАЛЁНЦИЯ =■ операция логики высказыва
ний, формализующая употребление связки «если и
только если» в содержательных логич. выводах и в раз
говорном языке. Э. («-—») определяется обычно через
импликацию («О») и конъюнкцию («&»); по определению
выражение А~В есть то же, что (AziB) & (BziA),
•т. е. сокращенная запись конъюнкции двух имплика
ций. Т. о., истинность (выводимость, доказуемость)
А~В означает, что А и В имеют одинаковые истинно
стные значения (т. е. истинны или ложны одновре
менно). См. Алгебра логики.
ЭКВИПОЛЁНТНОСТЬ — равносильность (равнозначность, эквивалентность) с логич. т. зр. каких-либо понятий, концепций, предложений, теорий и т. д. См. Эквивалентность.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛ, экзистенциалия (от позднелат. exsistentia — существование), — термин, введенный Хайдеггером в работе «Sein und Zeit» вместо традиционного филос. термина категория. Последняя, в зависимости от содержания филос. концепций, обозначала либо наиболее общие формы бытия (Аристотель), либо осн. формы деятельности рассудка (Кант). Согласно Хайдеггеру, независимо от того, понимаются ли категории онтологически или гносеологически, они по самой своей природе предполагают разделение всего сущего на субъект и объект и не могут ухватить того изначально нерасчлененного целого, из к-рого исходит экзистенциальная онтология Хайдеггера. Для постижения этой целостности необходимо создать новые средства — понятия особого рода. Такими понятиями — Э.— у Хайдеггера являются «бытие-в-мпре», «бытие-с-другпми», «забегание-вперед», «страх», «решимость» и т. д. Э. выражают модусы бытия мира в его неразрывной связи с бытием человеч.сознания или, что то же самое, модусы бытия человеч. сознания в его слиянностп с миром. Расчленение единой целостности — человека-мира — на ее различные аспекты и описание каждого из них так, чтобы не терялась из виду вся целостность — такова задача экзистенциальной аналитики «здесь-бытия» (Da-sein), как ее изложил Хайдеггер в «Sein und Zeit». Нек-рые представители экзистенциальной философии, напр. Ясперс н его последователи, неодобрительно отнеслись к намерению Хайдеггера построить систему Э., усматривая противоречие в этой попытке систематически описать структуру реальности, иррациональной и не поддающейся систематизации. Хайдеггер сам впоследствии отказался от этой задачи: в более поздних работах он не употребляет больше понятия Э.
Восходящий к Кьеркегору способ философствования и введенный Хайдеггером ряд осн. Э. был впоследствии заимствован др. экзистенциалистами —Ж. П. Сартром, М. Мерло-Понти, О. Больновым и др.
П. Гайденко. Москва.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, или философия существования (от позднелат. exsistentia — существование),— направление совр. философии, возникшее накануне 1-й мировой войны и Октябрьской революции в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Мерло-Понтп, Камю, де Бовуар). С идеями Э. во Франции Г. Марсель выступил еще во время 1-й мировой войны, но как направление франц. Э. сформировался только в 40-х гг. В 40—50-х гг. Э. получил распространение и в др. европ. странах, а в последние годы также и в США. В Италии представителями этого направления являются Э. Кастеллп, Н. Аббаньяно, Э. Пачи, в Испании к нему близок Ортега-и-Гасет, в США идеи Э. популяризируют У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди. К Э. блпзки религ.-филос. направления: персонализм (франц. школы, представленной Мунье, Недонселем, Лакруа) и диалектич. теология (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман). Среди писателей 20 в. близкие Э. умонастроения выражают Э. Хемингуэй, А. Сент-Экзю-перп, С. Беккет и др.
Э. не является академической доктриной, его осн. тема — человеч. существование, судьба личности в совр. мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни, близкая любому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, делает это направление популярным среди художеств, интеллигенции, а с другой — побуждает самих экзистенциалистов обращаться к языку иск-ва (Сартр4 Камю, Марсель). Раз-
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ 539
личают Э. религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю, Мерло-Понтп, де Бовуар). Однако название атеистического по отношению к Э. (в частности, Хай-деггера и Камю) несколько условно, т. к. важный мотив экзистенциалистского творчества — признание того, что бог умер, сопровождается утверждением невозможности и абсурдности жизни без бога. Своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Къеркегора, Унамуно, Достоевского и Ницше. В филос. отношении на Э. оказали преобладающее влияние философия жизни, феноменология Гуссерля и Шелера.
Учение о б ы т и и. С философией жизни Э. сближает стремление понять бытие как нечто непосредственное и преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистич. философии, так и науки, предполагающий опосредование — этот осн. принцип мышления. Бытие,согласноЭ.,неесть ни эмпирпч. реальность, данная нам во внешнем восприятии, ни та система связей, к-рая конструируется науч. мышлением, ни мир умопостигаемых сущностей, познание к-рого составляло задачу классич. рационализма; во всех этих случаях проводится различение и даже противопоставление субъекта объекту. Преодоление этой противоположности субъекта и объекта, если таковое допускается, как, напр., у Спинозы или Гегеля, для рационалистов возможно лишь в мышлении и есть конечный пункт, цель их философствования. Согласно Э., бытие должно быть постигнуто как некая изначальная непосредственная, нерасчлененная целостность субъекта и объекта; познаваемое и познающее в их целостности должны совпасть, и бытие может быть постигнуто только через самое себя. Но в отличие от философии жизни, поставившей сходную задачу и выделившей в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, Э. стремится преодолеть психологизм и найти ядро не-посредств. переживания, к-рое не может быть названо просто переживанием, т. е. чем-то субъективным. В качестве такого ядра Э. выдвигает переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие здесь дано непосредственно, в виде собств. бытия — существования, или экзистенции. Для описания ее структуры мн. представители Э. (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибегают к феноменологич. методу Гуссерля, выделяя в качестве структуры сознания его направленность на другое, интенционалъностъ. В отличие от того, что в философии жизни называлось «жизнью», переживанием, к-рое как бы замкнуто в себе, экзистенция открыта, она направлена на другое, становящееся ее центром притяжения. Согласно атеистнч. варианту Э., экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому описание структуры экзистенции, предпринятое Хайдег-гером, есть описание ряда модусов человеч. существования. Такие модусы экзистенции, как забота, страх, решимость, совесть и др., определяются через смерть, они суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т. д. Поэтому именно в пограничной ситуации (Ясперс) человек прозревает экзистенцию как глубочайший корень своего существа.
Проблема времени и истории. Определяя экзистенцию через ее конечность, Э. по-новому ставит проблему времени. Конечность есть временность, и эта экзистенциальная временность, точкой отсчета к-рой является смерть (по Хайдеггеру, «время Бременится из будущего»), есть изначальная, целостная форма времени, по отношению к к-рому физич. время производив. В отличие от физич. времени — чистого количества, равнодушного к протекающим в нем событиям, бесконечного ряда протекающих моментов, экзистенциальное время качественно, конечно и не-
повторимо; оно выступает как судьба (Хайдеггер, Ясперс), его нельзя абстрагировать от того, что составляет существо экзистенции: смерть, рождение, любовь, раскаяние и т. д. Здесь экзистенциалисты продолжают традицию интуитивизма и философии жизни, но экзистенциальная временность так же отличается от «живого времени» Бергсона, как экзистенция от жизненного порыва. Бергсон, в сущности, рассматривает время как пспхич. феномен, в к-ром неразрывно связаны прошлое и настоящее; для него память (пассивное созерцание прошлого) есть как бы «орган» времени. Экзистенциалисты подчеркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими экзпстенцпалами, как «решимость», «проект», «надежда», подчеркивая тем самым активный и личностно-псторическпй (а не безлично-космический) характер времени и утверждая его связь с человеч. деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием.
Понятие временности в Э. непосредственно связано с понятием историчности, к-рое также оказывается изначальным определением экзистенции, ибо вытекает пз ее конечности. Так же как экзистенциальная временность лежит в основе времени, экзистенциальная историчность лежит в основе истории. Последняя представляется взору объективного наблюдателя как объективное следование событий, но должна быть понята, согласно Э., как сфера выбора и ответственности, ожидания и свершения, сфера, где реализует себя экзистенция как личность.
Историчность человеч. существования выражается в том, что оно всегда находит себя в определ. ситуации, в к-рую оно «заброшено» и с к-рой вынуждено считаться. Принадлежность к определ. народу, сословию, наличие у индивида тех или иных бпологич., психо-логпч. и др. качеств, все это — эмпирпч. выражение изначально ситуационного характера экзистенции, того, что она есть «бытпе-в-мире». Временность, историчность и «снтуационность» экзистенции — модусы ее конечности. В своей трактовке человеч. бытия Э., т. о., полемизирует с рационалистич. и оптимпстич. фплос. традицией, к-рая подчеркивала в человеке объективное и «бесконечное» начало — разум, интеллект. Понятие трансценденции. Др. важнейшим определением экзистенции является выхожде-нне за своп пределы — трансцендирование. С т. зр. религ. Э., трансцендентное — это бог, п хотя он непознаваем, но все духовное творчество есть выражение стремления к богу, попытка выразить его, хотя и терпящая крушение из-за невозможности адекватного постижения бога. Продукты этого творчества суть шифры трансценденции. Согласно же Хайдеггеру, Сартру и Камю, трансценденцня есть ничто, выступающее как глубочайшая тайна экзистенции. Но если, по Хайдеггеру, ничто, к к-рому трансцендирует экзистенция, это ничто-бытне, нпчто-присутствие (ср. понятие бога в отрицат. теологии), то у Сартра ничто — это пустота, отсутствие. Но поскольку у Сартра трансценденцня есть несуществующее, он, несмотря на всю важность для него самого акта трансцендирования, возвращается к предпосылкам имманентной философии и фикционализму. Для Сартра, как и для Камю, гл. задачей оказывается изображение процесса трансцендирования, позволяющего описать себя тем адекватнее, чем яснее сознает мыслитель, что то, к чему направлено сознание, напр., идеалы н высшие цели,— это иллюзии, в к-рые облекается ничто, т. е. демон отрицания, составляющий основу нашего Я. Именно через эти идеальные формы сознание («для-себя-бытие»), по Сартру, выражает себя как отрицательность по отношению к миру как сущему («бытию-в-себе»). Пафос сартров-ского Э.— это пафос разоблачения иллюзий сознания. Поэтому Сартр обвиняет Хайдеггера в том, что он