иости сциентистского структурализма, нигилистически относящегося ко всем проблемам философии человека, в особенности марксистской.
Лит. см. при ст. Исторический материализм.
i\ Батищев. Москва.
ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт) — чувств.-предметная деятельность в науке, осуществляемая теоретически познанными средствами. В науч. языке термин «Э.» обычно используется интуитивно в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверка предсказания и т. п.
Проблема Э. возникла в естествознании нового времени как результат превращения нек-рых форм практической чувств.-предметной деятельности в эмпирич. деятельность науч. познания. До этого формы языка и чувств.-предметной деятельности были одинаковыми и для вненауч. практики, и для науки, различаясь лишь по целевому использованию (это различение терминологически фиксируется противопоставлением практического эмпирическому), а специфика науч. познания усматривалась в психология. аспектах деятельности ученого. Лишь после триумфа ньютоновской механики, давшей естествознанию принципиально новую систему предметных средств — теорию в совр. смысле этого понятия,— чувств.-предметная деятельность в науке начинает опираться на теоретич. средства — продукт своего собств. развития. После этого центр, проблемой в гносеологии становится опыт и предпринимаются попытки отличить наблюдение от Э. по структуре физич. осуществления эмпирич. деятельности в науке (там, где такие попытки не делались, как в нем. классич. философии, не обсуждалась и сама проблема Э.). Согласно Дж. С. Миллю, наблюдение ставит задачей «...отыскать в природе пригодный для наших целей случай...», а Э.— «...создать его при помощи искусственного сочетания обстоятельств» («Система логики, силлогистической и индуктивной», М., 1914, с. 346). Но поскольку обе эти формы опыта используют одну и ту же систему предметных средств, приходилось признавать, что «между указанными процессами нет никакой разницы по существу» (там же), или отождествлять науч. опыт с опытом вообще.
Развитие теоретич. базы естествознания и смена господства механики сосуществованием различных теорий привели к тому, что не только средства, но н объекты эмпирич. исследования начали выступать не в качестве непосредственно, эмпирически данных, а в качестве опосредованных развитием теории. Иными словами, объект включается теперь в эмпирич. деятельность в результате предшествующего развития теоретич. знания и выступает в этой деятельности теоретически не познанным, фиксируемым эмпирич. языком для получения в дальнейшем теоретич. результата. В этой связи проблема опыта предстает как логич. проблема возможности организации эмпирич. языка, фиксирующего результаты исследования на основе различных теоретич. каркасов (см. Р. Карнап, Значение и необходимость, М., 1959, прилож. А). Но подобный язык уже не является абсолютно исходным эмпирич. языком, и анализ формирования знания в науке посредством анализа формирования ее языка также приводит к неразрешимым трудностям (см. B.C. Швы-рев, Неопозитивизм и проблемы эмпирич. обоснования науки, М., 1966). В таком анализе проблема Э. непосредственно не выступает, но стоит за ним как проблема существования особой, отличной от наблюдения чувств.-предметной деятельности в науке.
Э. является объектом не только философского, но и конкретно-науч. анализа. Так, физика изучает чувств.-предметную деятельность исследователя как
его материальное взаимодействие с объектом познания (см., напр., Л. Бриллюэн, Наука и теория информации, пер. с англ., М., 1960). Но при этом обычно снимается историчность проблемы и размывается ее гио-сеологич. специфика, в результате чего значение термина «Э.» трансформируется в систему смыслов терминов абстрактной теории, а сам этот термин употребляется при ее изложении в несобственном для этой теории смысле, порождая путаницу в терминологии — называние Э. опытом, наблюдением и т. п.
Экспликация собств. значения понятия Э. предполагает анализ целостной структуры познават. деятельности в науке при отказе от психологизации субъекта опыта п внеисторич. понимания самого этого опыта. В условиях разделения труда и специализации способов получения знания чувств.-предметные формы науч. деятельности (в т. ч. и Э.) выполняют служебную роль в науке и потому могут считаться формами практики не непосредственно, а лишь постольку, поскольку производство знания берется в качестве исторически необходимого условия практич. воспроизводства обществ, человека.
Источником односторонности в решениях проблемы Э. является стремление раскрыть специфику процесса познания посредством анализа одного из компонентов структуры этого процесса (главными составляющими этой структуры являются исследователь, познават. деятельность и язык как ее средство) и его результата — теории. При целостном же подходе учитывается взаимосвязь всех этих компонентов; в рамках этой взаимосвязи специфика Э. определяется тем, что он представляет собой чувств.-предметную деятельность, объект к-рой еще не познан теоретически, а в качестве ее средства используется уже опредмеченная теория. Благодаря этому эмпирич. деятельность по своим средствам теоретизируется. Э.— более развитый способ такой деятельности, чем наблюдение (в последнем средства и объект эмпирич. деятельности осознаются исследователем в логич. формах обыденного языка, и сама такая деятельность отличается от практической лишь своей познават. целью). После достижения теоретич. познания объекта чувств.-предметная деятельность трансформируется в абстрактно-предметную, осуществляемую как преобразование теоретич. языка; возникает т. н. замкнутая теория (типа термодинамики). До ее возникновения Э. не может абсолютно достоверно подтверждать или опровергать теоретич. гипотезы, т. к. знание об объекте исследования здесь еще не предопределяет способ его чувств.-предметного функционирования и не выводится из него; когда же такая теория создана, она организует всю структуру соответствующей ей чувств.-предметной деятельности, содержит свое обоснование внутри себя и не нуждается в критериальной функции Э. С завершением теоретич. познания нек-рой предметной области сохраняется необходимость определения начальных и граничных условий для конкретных случаев ее существования. Если подобная необходимость возникает в сфере науки, то Э. вновь превращается в наблюдение (напр., астрономическое), если же в практике, то Э. становится инженерным испытанием.
Несмотря на разнообразие судеб разных отраслей эмпирич. науки, каждая из них должна в своем развитии пройти через стадию Э. В совр. науке он стал уже достоянием не только своей традиц. сферы — физики, но и ряда др. дисциплин вплоть до лингвистики и психологии.
При наличии общих черт в характеристике Э. его использование в науке связано с различными целями, средствами и объектами познания. В зависимости от этого создаются пересекающиеся классификации Э.: исследовательский — проверочный, обнаруживающий — демонстрационный, воспроизводящий — сози-
ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ—ЭКСТЕНСИОНАЛЬНЫЕ И НЕЭКСТЕНСИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ 547
дающий, изолирующий — связующий, качественный — количественный, естественный — искусственный, модельный — непосредственный, природный — социальный и т. д. С т. зр. связи Э. с функциями тео-ретич. знания он рассматривается как условие описания, объяснения, предсказания. С т. зр. связи структур чувств.-предметной и мыслит, деятельности проводится сопоставление реального Э. с т. н. мысленным. С т. зр. связи науки и практики науч. Э. сопоставляется с производственным.
Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20
(предметный указат.); Мировоззренческие и методологии,
проблемы науч. абстракции, М., 1960; Практика — критерий
истины в науке. [Сб. ст.], М., I960; Бори М., Э. и теория
в физике, в его кн.: Физика в жизни моего поколения, сб.
переводных ст., М., 1963; Алешин А. И., Лазарев
Ф, В., О гносеология, функциях измерения и Э. в естество
знании, М., 1966; Вальт Л. О., О роли мысленного Э.
в развитии науч. теории, в кн.: Логика и методология науки,
М., 1967; Дынин Б. С, Взаимосвязь наблюдения, тео
рии и Э. в физике, в кн.: Человек, творчество, наука, М., 1967;
его же, Метод и теория, М., 1968; Dingier H., Das
Experiment, sein Wesen und seine Geschichte, Munch., 1928;
Claude В., Introduction a l'etude de la methode experi-
mentale, P., 1952. Б. Дынин. Москва.
ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ — метод науч. познания и оптимизации социальных систем, к-рый реализуется через наблюдение за их поведением в контролируемых и управляемых условиях. Э. с. выполняет одновременно две функции: исследовательскую и управленческую, и поэтому принадлежит к двум сферам: науки, исследующей различные социальные подсистемы (экономич. наука, педагогика, социальная психология и др.), и социального управления, где проектируются и внедряются новые и совершенствуются имеющиеся социальные формы.
В науке Э. с. впервые начал применяться в 20-х гг. 20 в. при изучении групповой психики (в частности, взаимодействия группы и индивида), социологич. и экономич. проблем труда в небольших производств, коллективах. В наст, время Э. с. широко используются в ходе выработки новых программ в области политики, экономики, образования и др.
В реальности указанные две функции Э. с. неразделимы: для получения познават. результата необходим перевод объекта в но^ое состояние, что, в свою очередь, практически возможно, если на данной стадии изученности представляется, что этот перевод означает его оптимизацию. Однако при разработке теории Э. с. должны быть рассмотрены каждая из его функций в отдельности и затем выяснены зависимости между ними. Познават. функция Э. с. состоит в том, чтобы в случае отсутствия теории поведения того или иного класса социальных объектов накапливать эмпирич. данные об этом поведении путем проверки исходных гипотетич. представлений. Эта функция Э. с. в принципе не отличается от аналогичной функции любого науч. эксперимента вообще. Специфика Э. с. лишь в том, что познават. задачи решаются в ходе управления социальным объектом. Соответственно управленч. деятельность, осуществляемая в ходе Э. с, отличается от «обычной» практики социального управления тем, что подчинена цели решения познават. задач. Напр., если необходимо выяснить различия в приживаемости переселенцев в зависимости от «единицы» расселения (т. е. вливаются ли в места поселения отд. семьп, соседская община, бригада колхоза, целый поселок), то необходимо получить реальные типы таких расселений. Но реальное многообразие «единиц» переселения и расселения диктуется тем, какие именно из возможных форм интересуют исследователя.
Э. с. жестко связан с управлением социальными объектами и поэтому для его проведения существует больше ограничений, чем при экспериментировании с природными и технич. объектами. В качестве ограничений выступают не только методы изучения дан-
ного объекта, но и требования, связанные с возможностью отрицат. последствий и трудностями создания мн. вариантов экспериментальных ситуаций. Так, перевод объекта в новые состояния не должен нарушать его функционирования, а также способствовать его оптимизации; возможные отрицат. последствия должны быть в принципе обратимыми; потери от них должны быть минимальными; на доэкспериментальной стадии необходимо сравнить и отобрать из ряда однотипных схем организации объекта, предназначенных для экспериментального изучения, минимальное число или даже одну, к-рая теоретически представляется оптимальной. Э. с. имеет сложную структуру, к-рая включает в себя: 1) постановку задачи; 2) построение предмета экспериментального исследования; 3) разработку программы проведения эксперимента, включающую а) разработку методики (построение схемы связей экспериментальных и контрольных объектов и их распределения в пространстве и времени, необходимой для получения чистого и репрезентативного результата) и б) построение плана создания экспериментальной ситуации (выбор объектов, определение последовательности намечаемых экспериментом процедур); 4) реализация программы, т. е. а) создание экспериментальной ситуации на реальных объектах и б) наблюдение и контроль; 5) анализ результата, включая выделение тех его сторон, к-рые имеют непосредственно-практическое и только познавательное (в данное время) значение.
Сфера применения Э. с. в СССР и др. социалистич. странах за последние годы заметно расширяется в связи с все возрастающим вниманием к проблемам науч. управления различными социальными процессами, с одной стороны, и развитием обществ, наук — с другой. Важное значение приобретают задачи совершенствования методики и организации Э. с.
Лит.: Занков Л. В., О предмете и методах дидактич.
исследований, М., 1962; Ительсон Л. Б., Математич.
и кибернетич. методы в педагогике, М., 1964; Андре
ева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965;
Ядов В. А., Методология и процедуры социологич. ис
следований, Тарту, 1968, гл. 5, ч. 2; Р ы в к и и а Р. В.
и Винокур А. В., Социальный эксперимент, Новоси
бирск, 1968; Раббот В., Экспериментальные методы в со
циальном познании, «ВФ», 1970, № 3; Морено Д ж. Л.,
Социометрия, пер. с англ., М., 1958; Greenwood E.,
Experimental sociology. A study in method, N. Y., 1945;
Research methods in behavioral sciences, ed. by L. Festinger
and D. Katz, N. Y.—L., 1953, ch. 3, 4; Pages R., Das
Experiment in der Soziologie, в кн.: Handbuch der empi-
rischen Sozialforschung, Bd 1, Stuttg., 1962, S. 415—50;
Miller D. C, Form W. H., Industrial sociology, 2 ed.,
N.— Y., 1964; P a r t h e у H., Wall D., Die experimentelle
Methode in Natur- und Gesellschaftswissenschaften, В., 1966
(библ. с. 241—53). P. Рывкина. Новосибирск.
ЭКСТЕНСИОНАЛЬНЫЕ И НЕЭКСТЕНСИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ (от лат. extensio — протяжение, расширение) — понятия, являющиеся экспликатами традиционного (восходящего к Пор-Рояля логике) подхода к выражениям языка с т. зр. их объемной (означение) и содержательной (соозначение) характеристики. Экстенсиональным называют любой язык (формализованный или неформализованный), в к-ром постулируется тождество между объемом и содержанием понятий (предложений), или, говоря иначе, такой язык, в к-ром все контексты (понятия) сохраняют свойство подстановочном!, т.е. к ним беспрепятственно применяется правило замены равного равным. Еще иначе можно сказать, что в экстенсиональных языках абстрагируются от смысла выражений, так что содержание выражения в экстенсиональном языке исчерпывается его значением. В противном случае язык называют неэкстенсиональным. Напр., неэкстенсиональными являются все языки, выражения в к-рых могут быть (или являются) функциями мнения, т.е. могут содержать (или содержат) такие синтаксич. члены, как «я думаю»
548 ЭКФАНТ—ЭКХАРТ
(или «мне думается»), «я знаю», «я уверен», «припоминается» и т. д. При наличии указанных синтаксич. членов возникают т. н. косвенные контексты (косвенная речь), к к-рым не всегда применимо правило замены равного равным и, следовательно, не всегда допустимо использование синонимов. Экстенсиональные языки проще неэкстенсиональных п в этом отношении предпочтительнее. Но с т. зр. выразит, возможностей они беднее. К экстенсиональным формализованным языкам относятся, напр., язык алгебры логики, клас-сич. предикатов исчисления и теории множеств, в к-рых в соответствии с принципом абстракции объем и содержание понятий отождествляются.
Лит.: Карнап Р., Значение и необходимость, [пер. с англ.], М., 1959; его же, Introduction to semantics and formalization of logic, L., 1959; Russell В., Introduction to mathematical philosophy, L.—N. Y., 1927, ch. 17; F r e vide n t h a 1 H., Logique mathematique appliquee, P., 1958.
M. Новосёлов. Москва.
ЭКФАНТ ("ExqavTog) Сиракузский (предположительно 4 в. до н. э.) — др.-греч. философ, представитель пифагореизма. Соединяя пифагореизм с атомистич. учением, Э. истолковывал монады как неделимые тела, а пифагорейское «беспредельное» начало — как пустоту. В отличие от атомистов Лев-киппа и Демокрита, Э. считал, что число атомов не бесконечно, и отрицал самодвижение атомов, видя источник их движения в божеств, силе, к-рую называл умом и душой. Вселенная, по мнению Э., имеет форму шара, т. к. она есть подобие шаровидного божеств, ума. В отличие от др. пифагорейцев, учивших, что Земля вместе с Солнцем, Луной и планетами движется вокруг центр, огня, Э. считал, что Земля находится в центре мира и вращается с большой скоростью вокруг своей оси по направлению с запада на восток. Атомистика Э. и его учение о вращении Земли вокруг оси были восприняты Гераклидом Понтийским, учеником Платона. Атомистика Э. оказала позже влияние на мусульм. богослова Ашари, к-рый связал ее с догматами ислама.
Фрагменты: Diels H., Die Fragmente der Vor-sokratiker, 8 Aufl., Hamb., 1957; рус. пер. в кн.: М а к о-вельский А., Досократики, ч. 3, Каз., 1919, гл. 38.
Лит.. Маковельский А. О., Атомистика на Ближнем Востоке, «ВФ», 1957, № 3. | А. Маковельский \. Баку.
ЭКХАРТ (Eckhart), Иоганн (М е й с т е р Э к-х а р т) (ок. 1260—1327) — нем. философ-мистик, монах-доминиканец. До 1310—11 занимал высокие посты в региональной системе ордена; затем преподавал в Париж, ун-те и высших школах доминиканцев в Страсбурге и Кёльне. Общегерм. известностью и влиянием пользовались проповеди Э. на нар. нем. языке.
В последние годы жизни Э. (с 1325) выдвигались обвинения в еретич. характере его проповедей. В 1329 папской буллой 28 пунктов учения Э. были объявлены еретическими.
Спекулятивная мистика Э. заключает в себе ори-гин. филос. учение об Абсолютном и о человеке. Краеугольным камнем этого учения является резкое разграничение модусов Абсолютного в его отношениях к себе и к иному. В первом из этих отношений Абсолютное есть чистая «... божественная сущность уже как таковая, без разделяющих выявлений...» («Проповеди и рассуждения» Мейстера Э., М., 1912, с. 159). Это понятие, к-рое Э. называет Божеством (gotheit), соответствует понятию божеств, ничто в традиции апофатич. богословия, и в его разработке Э. достигает существенного онтологич. углубления данной традиции. Если ранее «путь отрицания» атрибутов Абсолютного полагали тождественным «пути восславления» — бесконечному обладанию всеми атрибутами, то Э. утверждает актуальное отсутствие у Абсолютного любых атрибутов, вскрывая тем онтологич. отличие бытия Абсолютного от бытия сущего. Для передачи этого отличия вводится спец. категория «основа» (grunt).
Абсолютное, по Э., есть основа сущего, к-рая чужда всему, ей основанному (см. там же, с. 101), а по отношению к себе самой является без-основным, бездной (abgrunt). Божественное ничто раскрывается в категории основы как единство пра-основы (urgrunt) и бездны.
В противоположность «безмолвной пустыне» божеств, ничто, Абсолютное в его отношении к иному выступает как деятельная природа, как начало творения. За этим модусом Абсолютного, к-рый есть «первое обособление божества», Э. сохраняет термин Бог (got), поскольку находит, что именно к нему принадлежат лица св. троицы. Для него же Э. принимает тезис схоластики Deus est esse (Бог есть бытие), однако смысл этого тезиса трансформируется, поскольку высший модус Абсолютного Э. считает превосходящим всякое бытие. Как рождающая природа, бог есть творч. принцип мирового процесса, и на этой основе учение Э. о мире, продолжая диалектику отношения «бога» и «божества», соединяется с ней в единую теорию божеств.-мирового процесса. Последний, как и в неоплатонизме, мыслится в виде полагания иерархии модусов, завершающим из к-рых является тварный мир, а промежуточные связаны с различением лиц в Боге. Однако, в отличие от неоплатонизма, становление очередного модуса Абсолютного понимается Э. не как эманация, а диалектически — как «внутр. самопостижение», самодвижение природы предшествующего модуса. Здесь Э. предвосхищает многое из самой сущности гегелевской диалектики.
Утверждение неотделимости Бога от мира, перенесение акта творения мира из времени в вечность придают учению Э. о мире пантеистич. черты, которые в еще большей мере присущи его антроподо-г и и. Ведущий принцип ее — тождество природ человека и Божества, присутствие в природе души несотворенного начала, единосущного Божеству («искорка»). Это начало есть безосновная основа души, как Божество — безосновная основа Бога. Подобно Божеству, «искорка» есть исходный принцип нек-рого диалектич. процесса. Это процесс воссоединения души с Божеством, являющийся онтологически обратным божеств.-мировому процессу. В нем душа проходит путь отрешенности, предполагающий последо-ват. освобождение ее от всех сил, образов и определений и завершаемый актуальным слиянием с безосновным. «Душевная искорка» как единосущность с Основой, «прорыв» души к погружению в божеств. Ничто — осн. темы творчества Э., пафос его учения. В них антропология Э. сливается воедино с его онтологией в экзпстепщшльно-теософич. диалектике Бога становящегося (божеств.-мировой процесс) и преходящего (экзистенциальный процесс).
В у ч е н и и о познании Э. необычайно высоко ставит начало разума. Путь познания для Э.— гносеологич. аспект пути отрешенности, воссоединения с Абсолютным. Это определяет и иерархию видов познания: низший из них — чувств, познание, обыденный рассудок, который «...принимает вещи за нечто действительное» (там же, с. 163); от него надлежит восходить к «божеств, неведению» (что близко позднейшей концепции «ученого незнания» Николая Кузан-ского). На высшем уровне, в полноте отрешенности, осуществляется тождество субъекта и объекта: «...Душа — равно и познающее, и познаваемое» (там же, с. 99) в созерцании единства себя и Основы.
В э т и к е Э. утверждает, что внешнее делание, следование заповедям и даже религ. подвижничество принадлежат лишь начальной стадии пути к божеству и несущественны на высших ступенях — «...добродетель только средина между пороком и совершенством» (там же, с. 166). Здесь Э. радикальнее, чем в др. моментах своего учения, отклоняется от схоластики и
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА— ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ МАТЕРИИ 549
выступает предшественником Реформации и учения Лютера об «оправдании верой».
Идеи Э. оказали сильное воздействие на весь облик и дух нем. идеалистич. философии. Э. явился родоначальником нем. апофатической мистики 14—16 вв., к к-рой в тот! или иной мере принадлежали, помимо учеников Э.— Таулера и Сузо — Рейсбрук, Бёме, Шефлер. Особо следует отметить влияние Э. на Николая Кузанского и Лютера. Углубленный интерес к Э. характерен для представителей нем. классич. идеализма — Фихте, Шеллинга, Гегеля. В 20 в. близость к Э. обнаруживают мн. построения т. н. фундаментальной онтологии Хайдеггера (аналитика ничто, учение об «экстатическом пребывании в элементе бытия» и др.).
Соч.: Die dcutschen und lateinischen Werke, Stuttg., 1936—48; в рус. иер.—Избр. проповеди, М., 1912.
Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957; DellaVolpe G., II misticismo speculativo di maestro Eckhart nei suoi rapporti storici, Bologna, 1930; HofH., Scintilla Animae, Lund, 1952; К о p p e r J., Die Metaphysik Meister Eckharts, Saarbru-cken, 1955; Oltmanns K., Meister Eckhart, 2 Aufl., Fr./M., 1957; Lossky V., Theologie negative et connais-sance de Dieu chez M. Eckhart, P., 1960; DegenhardtJ., Studien zum Wandel des Eckhartbildes, Leiden, 1967.
С. Хоружий. Москва.
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА — школа др.-греч. философии 6—5 вв. до и. э. Название получила от г. Элея — греч. колонии в юж. Италии, где жили крупнейшие ее представители. Основателем ее был Ксенофан Колофон-ский, гл. представителями — Парменид и Зенон из Элей, Мелисс Самосский. Э. ш. впервые противопоставила мышление (и мыслимое бытие) чувств, восприятию (и чувственно-воспринимаемому бытию), отмечая неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и чувств, бытия и отводя гл. роль в познании мышлению. Э. ш. впервые в истории философии выдвинула понятие единого бытия и сделала его основой философствования. Это единое бытие понимается Э. гл. как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее к.-л. множественность вещей и их движение (знаменитые рассуждения Зе-нона Элейского о невозможности движения и др.). В дальнейшем понятие единого неизменного бытия послужило одним из источников философии Платона и неоплатонизма.
Фрагм.; Die Fragmente der Vorsokratiker, griechiseh und deutsch, von H. Diels, hrsg. von W. Kranz, 9 Aufl., Bd 1, В., 1959, S. 21, 28, 29, 30.
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 38, с. 248 — 56;
Манд ее М. И., Элеаты. Филологич. разыскания в об
ласти истории греч. философии, Одесса, 1911; Лосев А. Ф.,
История антич. эстетики (Ранняя классика), М., 1963,
с. 327—39; R a null S., Der eleatische Satz тот Wider-
spruch, Kbh., 1924; KavenJ.E., Pythagoreans and eleaticos.
An account ol the interaction between the two opposed schools
during the tilth and the early fourth centuries B.C., Camb.,
1948; Prauss G., Platon und der logische Eleatismus, В.,
1966. А. Лосев. Москва.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ МАТЕРИИ. Строгого определения понятия «Э. ч. м.» в наст, время не существует; обычно ограничиваются интуитивным пониманием их как мельчайших из известных «строит, кирпичей», образующих все многообразие материальных объектов. Исторически понятие «Э. ч. м.» возникло как результат перенесения идей атомизма на электрон, протон и нейтрон — основные составные части физич. атомов, известные в 30-е гг. В наст, время число Э. ч. м. превышает число элементов перподнч. системы Менделеева. Э. ч. м.— существенно квантово-меха-нич. объекты (см. Микрочастицы), теория их движений (совершающихся довольно часто со скоростями, близкими к скорости света) может быть только релятивистской, т. е. удовлетворяющей требованиям относительности теории. В 30 — 50-е гг. считалось, что общей теорией Э. ч. м. будет синтез квантовой ме-
ханики и теории относительности — релятивистская квантовая теория. Однако целый ряд попыток в этом направлении натолкнулся на непреодолимые трудности. Поэтому в физике сложилось убеждение, что для создания общей теории Э. ч. м. надо пополнить принципы квантовой теории и теории относительности существенно новыми, характерными только для мира Э. ч. м. понятиями и закономерностями.
Из возникших в этой связи филос. проблем наибольшее внимание привлекла проблема природы пространства-времени на очень малых расстояниях. Много-числ. попытки непосредств. квантования пространств, отношений на уровне Э. ч. м. при логически последо-ват. проведении обнаружили свою несовместимость с требованиями теории относительности и данными эксперимента по рассеянию Э. ч. м. при очень высоких энергиях. Линдеибаум и др. в 1966 доказали, что вплоть до расстояний 10~17 см пространство микромира имеет непрерывную, недискретную структуру. Различные модели дискретного пространства-времени рассматриваются в наст, время как одно из направлений исследования вопроса о реальной физич. структуре очень малых расстояний и промежутков времени. Применение математики в физике Э ч. м. основано до сих пор на аксиоме Эвдокса — Архимеда, согласно к-рой из двух произвольно взятых отрезков меньший всегда можно отложить на большем конечное число раз, после чего последний будет превзойден по длине. Эта аксиома, характеризующая топологию пространства, вызывает сомнения в мире Э. ч. м., особенно в связи с возможностью различных виртуальных превращений их друг в друга. В рамках т. н. абстрактной теории поля исследуется возможность применения для построения общей теории Э. ч. м. математпч. пространств самой общей топологич. природы, в т. ч. и неметрической (т. е. таких, в к-рых нельзя ввести нек-рую меру «удаленности» объектов друг от друга — аналог «расстояния» между ними).
Др. группа филос. проблем связана с выделением элементарного объекта, к'-рый можно положить в основу теории Э. ч. м. На эту роль выдвигали и определенные эмпирически наблюдаемые корпускулы (напр., протон, нейтрон и лямбда-гиперон в теории япон. физика Саката), и более косвенно связанные с опытом сущности (напр., нек-рое универсальное, само на себя действующее нелинейное спинорное поле Гейзенберга), и объекты гипотетич. природы (кварки Гелл-Мана и Цвейга или реджлионы Чью, Фраучи и их последователей). Многие из этих попыток непосредственно связаны с определенными филос. идеями. Так, Саката считает свою теорию основанной на идеях диалектич. материализма, Гейзенберг исходит из учения Платона о геометрически совершенных идеальных телах, Гелл-Ман связывает свою «восьмеричную симметрию» с восемью способами постижения истины Будды и с поисками новой формы атомизма, Чью, напротив, полагает идею атомизма устаревшей и предлагает руководствоваться идеей Лейбница о наилучшем из миров п идеей «демократии» — одинаковости статуса всех известных Э. ч. м.
Все предложенные до сих пор варианты общей теории Э. ч. м. представляют собой конкретные способы разрешения проблемы глубоко диалектич. противоречивости свойств Э. ч. м. как объектов науч. исследования: с одной стороны, очевидно удивительное постоянство масс, зарядов, спинов и др. характеристик Э. ч. м. данного вида; с др. стороны, взаимная превращаемость Э. ч. м. является по существу формой их бытия — благодаря наличию виртуальных процессов каждая из известных Э. ч. м. может превращаться почти в любую другую (плюс дополнит, корпускулы — для сохранения электрического, барионного и лептон-ного зарядов).
550 ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА— ЭЛИТЫ ТЕОРИИ
Ряд филос. проблем физики Э. ч. м. касается форми
рования новых понятий, с помощью к-рых удастся
сформулировать новые закономерности движения
Э. ч. м. как качественно своеобразных объектов. В по
следние годы в связи с открытием новых свойств сим
метрии Э. ч. м. складывается убеждение, что и законы
квантовой теории, и законы теории относительности
являются лишь нек-рым предельным случаем законо
мерностей будущей общей теории Э. ч. м. (напр.,
в пределе достаточно малых энергий — до одного
миллиона электронвольт на корпускулу — и при огра
ничении объектами, имеющими тривиальную, мет-
рич. топологию). Иными словами, к построению тео
рии Э. ч. м. подходят с позиций соответствия прин
ципа. Большие надежды возлагаются на интенсивно
исследуемые свойства симметрии взаимодействий
Э. ч. м. Очевидно, что лишь с т. зр. единой теории
Э. ч. м. удастся объяснить и сам факт существования
именно данного набора Э. ч. м., и наличие именно
данных типов взаимодействий между ними, и совер
шенно загадочную в наст, время, но эмпирически очень
ярко выступающую зависимость силы взаимодействия
от степени его симметрии (уменьшение этой силы по
мере уменьшения степени симметрии взаимодействия).
Лит.: Марков М. А., О совр. форме атомизма (О
понятии элементарной частицы), «ВФ», 1960, № 3, 4; Мар
шак Р. и Судершан Э., Введение в физику Э. ч.,
пер. с англ., М., 1962; Филос. проблемы физики Э. ч., М.,
1963; Гейзенберг В., Физика и философия, пер. с нем.,
М.. 1963; Природа материи, «Успехи физич. наук», 1965, т. 86,
вып. 4; Чью Д ж., Аналитич. теория S-матрицы, пер. с
англ., М.. 1968. И. Акчг/рин. Москва.
ЭЛЙДО-ЭРЕТРЙЙСКАЯ ШКОЛА — школа древнегреческой философии, объединявшая одну из небольших групп учеников Сократа с неясным для нас направлением мыслей. Федон из Элиды (по имени к-рого назван знаменитый диалог Платона), любимец Сократа, присутствовавший при его смерти 18-летним молодым человеком, основал в Элиде после смерти Сократа собств. школу, близкую к мегарской школе. Менедем и Асклепиад перенесли школу Федона jb Эретрию, где эта школа имела кратковрем. успех. Ме-недема причисляли к эристикам и диалектикам (Sen. epist. II 134). Возможно, он был близок к Антисфену, потому что признавал только утвердительные катего-рич. суждения и отвергал суждения отрицательные и гипотетические, а также отличался религ. свободомыслием (там же, II 135), хотя, по-видимому, и был далек от кинич. номинализма (Simplic. categ.; 68a 24). Сближать его с платонизмом тоже нельзя (Diog. L. II. 134). По-видимому, Э.-э. ш. была эклектическим течением.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 146; М а I-I e.t С, Histoire de l'ecole de Megare et des ecoles d'Elis et d'Eretrie, P., 1845; Preller L., Phadons Lebensschicksale und Schriften, в его кн.: Ausgewahlte Aufsatze aus dem Geblete der classischen Altertumswissenschaft, В., 1864; W i 1 a m o-witz-M511endorff U. Yon, Phaidon von Elis, «Hermes», 1879, Bd 14; Z e 1 1 e r Ed., Die Philosophie der Grie-chen, 5 Aufl., Tl 2, Abt. 1, Lpz., 1922; О b e r w e g F., Grund-riss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Tl 1, В., 1926.
А. Лосев. Москва.
ЭЛИТЫ ТЕОРИИ (от франц. elite — лучшее, отборное, избранное) — теории, утверждающие, что необходимыми составными частями любой обществ, структуры являются высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры — элита, и остальная масса людей. Основанием выделения элиты выступали разные признаки. Так, Парето, Моска, Михельс исходили из того, чю политич. власть является основой социальных отношений и поэтому главное орудие элиты — гос-во. Элита стремится упрочить свое положение, сохранить привилегии, оградить свои ряды от непривилегированных. Вместе с тем, по Парето, в истории происходит «циркуляция элит» (см. об этом в ст. Парето). Др. обоснования элитизма — социально-психологиче-
ские (Ортега-и-Гасет, Лассуэлл), технологические (Бёрнхем, Фриш), религиозные и харизматические (М. Вебер, Ясперс, неотомисты). В новейшей социоло-гич. лит-ре к элите все чаще относят представителей бюрократия, верхушки — чиновничества, управляющих, наиболее высокооплачиваемых специалистов, представителей технич. интеллигенции.
В Э. т. находят отражение процессы дифференциации и стратификации классового общества, существование обществ, иерархии, венчаемой меньшинством. В совр. Э. т. обнаруживаются различные тенденции, в т. ч. открыто антидемократические, утверждающие, что демократия изжила себя, что власть сильной элиты — панацея от всех неурядиц капитализма (амер. «неоконсерватизм», идеологи «ультра»). Более распространены теории, сочетающие принципы элитизма и бурж. либерализма. Так, напр., К. Манхейм писал: «Не является ли противоречием говорить об элитах в демократическом обществе?... Демократия влечет за собой антиэлитистскую тенденцию, но не требует идти до конца к утопическому уравнению элиты и масс. Мы понимаем, что демократия характеризуется не отсутствием страты элиты, а скорее новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты» («Essays on the sociology of culture», L., [1956], p. 200). По мнению Лассуэлла, демократия отличается от олигархии не наличием или отсутствием элиты, которая оказывает наибольшее влияние на обществ, жизнь, а закрытым или открытым, представительным или непредставительным характером элиты.
В совр. бурж. социологии подвергается критике «слишком прямолинейный» элитизм, взамен к-рого выдвинута теория «баланса элит». Ее авторы отказываются от понятия единой элиты, годного, по их мнению, лишь для низкоорганизованных обществ, и утверждают, что в совр. обществе существует множественность элит (политическая, экономическая, административная, военная, религиозная, культурная и др.), к-рые «сдерживают и уравновешивают друг друга» в зап. странах, предотвращая «тоталитаризм» (Манхейм, Голбрейт). С резкой критикой узкого слоя «властвующей элиты» в США выступил Миллс. Однако его Э. т. носит абстрактный характер. С позиций демократия, плюрализма теорию Миллса критиковал Рисмен (см. «Culture and social character», ed. by S. Lipset and L. Lowenthal, Glencoe, 1961, p. 252—61).
В совр. бурж. социологии термин «элита» имеет неск. значений: традиционное значение «правящей Э.» или синоним «политич. Э.»; люди, влияющие на социальный процесс пли в силу своего положения (Дю-пра), или в силу интеллектуального и морального превосходства над массой, безотносительно к своему статусу (Воден); группа лиц, осуществляющих государственное, культурное, военное, идеология, лидерство (соответственно политическая, экономическая, военная и др. элиты); наиболее квалифицированные специалисты, прежде всего из технич. интеллигенции и высших служащих в системе бюрократии, управления; руководящий слой «небольших групп» — профессиональных, этнических, локальных, напр. элита провинциального города, элита летчиков, лит. элита, даже элита воров. Множественность толкований привела к тому, что термин «элита» характеризуется рядом социологов-немарксистов как неточный, малообъективный, двусмысленный (Ж. Лаво), как имеющий оценочный, а не научный характер (Дж. Кетлин), как весьма неопределенное и саморазрушающееся понятие (Мейсел).
Ряд бурж. социологов утверждает, что «система различных привилегий установлена везде, независимо от социальной структуры и политической идеологии» (Green A., Sociology..., N. Y.—Toronto — L., 1952, p. 269); они пытаются доказать, что в социалистич.
ЭМАНАЦИЯ—ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ 551
странах существует элита, относя к ней интеллигенцию (Фойер), членов Коммунистич. партии (Лабедц). Марксистская социология показывает ненауч. характер Э. т., ее направленность против марксистского учения о классах и классовой борьбе. Различные Э. т. не раскрывают подлинную классовую дифференциацию общества, реальные социальные антагонизмы капита-листич. общества.
Лит.: Миллс Р., Властвующая элита, пер. с англ.,
М., 1959; Колбановский В. В. и Осипов Г. В.,
Антинар. сущность теорий «элиты», в кн.: Историч. материа
лизм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960;
А шин Г. К., Миф об элите и «массовом обществе», М.,
1966; Burnham J., The managerial revolution, Toronto,
1941; Berkley R., The theory of the elite and the mythology
of power, «Science and Society», 1955, v. 19, № 2; F r e u n d L.,
Politik und Ethik, Fr./M.—В., 1955; Transactions of the fifth
World congress of sociology, v. 2, Wash., 1962; Keller S.,
Beyond the ruling class, N.Y., 1963; Walker J. L., A criti
que of the elitist theory of democracy, «Amer. Polit. Sci. Re
view», 1966, v. 60, № 2; В о t t о m о г е Т h. В., Elites and
society, fHarmondsworth], 1966. Г. Ашип. Москва.
ЭМАНАЦИЯ (позднелат. emanatio — истечение, исхождение, распространение, от лат. emano — вытекаю) — популярный термин антич. философии, обозначающий исхождение низших областей бытия из высших, когда высшие остаются в неподвижном и неисчерпаемом состоянии, а низшие выступают в постепенно убывающем виде вплоть до нуля. Материалист! ч. учение об Э. принадлежит в той или иной мере почти всей древней натурфилософии. Так, Эмпедокл (А 90, В 109а) объяснял зрение истечениями из элементов, производящими соответствующие раздражения наших органов чувств. Систематнч. форму это учение приобрело у атомистов, к-рые учили об отделении от атомов того, что они называли «видиками» ('eiScoXa). Эти «видики», «истекая» из самих атомов, попадают и в органы человеч. чувств, становясь причиной соответствующих ощущений (Левкипп А 29, ср. 30—31; Демокрит А I, 121, 135). Идеалисты учили об истечениях из идеального мира в материальный. Платонизм выдвинул учение об Э. сверхразумного и сверхсущего Единого, или Блага, что у Платона (R. Р. VI 508а—509d) дано в полумифич. форме учения о Благе как о сверхразумном Солнце, излучающем из себя все бытие, т. е. дающем возможность всему быть, и быть познаваемым. Аристотель, не признавая такого Единого и считая, что оно является попросту единством разнообразного, развил учение об Э. как об энергии в противоположность потенции (Met. IX 6—9) и как о перводвпгателе (Met. XII 6—10), к-рый движет всем миром энергийно. Это учение было разработано неоплатонизмом, в учении об Э. к-рого слились три тенденции: 1) платоновское понятие о Едином, соединенное с аристотелевской энергией; 2) представление о всеобщей текучести вещей в духе эллинистич. субъективизма, развитое особенно в стоицизме, вслед за к-рым неоплатоники понимали Э. в духе провиденциализма, фатализма и телеологии; 3) идеи монистической, имманентно присущей всей действительности активной подвижности первоначала. Стоики понимали это материалистически — как истечение первоогня, охватывающего своими творческими потоками («художественно-творческий огонь») всю действительность в виде огненной пневмы, доходящей до теплого дыхания у человека и замирающего в неорганич. природе. Стоило только понять эти стоич. истечения провиденциально-фаталистически и интимно-творчески (а их энергийно-смысловая природа была разработана уже Аристотелем), как уже получалось развитое неоплато-нич. учение об Э. Таковы идеи Плотина о творч. «истечении» (III 4,3; 7,2; 8,9; IV 5, 2; 7,5; VI 7, 12, 22), световом излучении (I 1,8; V 1,6; 3, 15; VI 7, 5), оставляющем первооснову без всякой убыли в течение всей вечности (III 8, 9; IV 9, 5) и действующем не произвольно, но по строгим законам действительности
(III 2,2; IV 8, 6; V 4, 1). Эту теорию Э. подробно разработал Прокл, пользовавшийся для Э. технич. термином ярообос, «выхождение», «исхождение»), употребляемым, впрочем, уже Плотиной (VI 3, 12). У Прокла же учение об Э. достигло своего окончат, диалектич. и структурного оформления: «пребывание на месте» — Э.— «возвращение». В конце концов, несмотря на весь идеализм этой теории, интуитивно он остался все-таки в пределах того круговорота вещества в природе, к-рый издавна проповедовала еще древнегреч. натурфилософия. Учение об Э. встречается в философии средневековья и Возрождения. Здесь оно столкнулось с монотеистич. противопоставлением творца и твари и только сравнит, редко оставляло неприкосновенным теорию теистич. вероучения (как. напр., в Ареопагитиках или у Николая Кузанского). Большей же частью оно вносило сильный пантеистич. элемент, благодаря чему и приводило теистич. теорию креационизма к полной катастрофе (как напр., у Иоанна Скота Эриугены, нем. мистиков 14 в. или в натурфилософии Возрождения, особенно у Бруно).
Лит.: М и 1 1 е г Н. F.; Plotinische Studien I, «Hermes»,
1913, Bd 48, S. 408—25; Armstrong A. H., «Emanation»
in Plotinus, «Mind», 1937, v. 46, p. 61—66; В e i e r w a 1-
t e s W., Proklos. Grundziige seiner Metaphysik, Fr./M.,
1965, S. 118—64. А. Лосев. Москва.
ЭМЕРДЖЁНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (э м е р г е и т н а я эволюция) (англ. emergent — внезапно возникающий, от лат. emergo — появляюсь, возникаю) — концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс, при к-ром возникновение новых, высших качеств (emergents) обусловлено вмешательством непознаваемых, идеальных сил. Термин впервые употреблен Дж. Льюисом (см. «Вопросы о жизни и духе» — «Problems of life and mind», v. 2, L., 1875, p. 412). Форму развернутой концепции Э. э. приобрела в работах С. Александера («Пространство, время и божество» — «Space, time and deity», L., 1927) и англ. биолога и философа К. Ллойда-Моргана («Эмерджентная эволюция» — «Emergent evolution», L., 1927). В противовес механистич. теории сведения качеств Э. э. различает два типа изменений: количественные — «результанты», характер к-рых может быть определен «априорно», и качественные — «эмердженты», не обусловленные к.-л. материальными изменениями и не сводимые к исходным качествам; последние объявляются научно необъяснимыми «простыми качествами». Э. э. является разновидностью учения о слоях бытия — «уровнях существования» (levels of existence), качественно отличающихся друг от друга н несводимых друг к другу. Число уровней варьируется от трех (материя, жизнь, психика) у Моргана до неск. десятков у Дж. П. Конгера. Низший уровень доставляет лишь условия для возникновения высшего, но не выступает его причиной, а напротив зависит от него. Материальность при этом (у Александера и др.) признается второй ступенью эволюции по отношению к пространству-времени.
Движущей силой Э. э. оказываются нек-рые идеальные силы, что придает Э. э. телеология, характер. Для Моргана «...признание бога является конечным философским объяснением, дополняющим научную интерпретацию» («Emergent evolution», L., 1927, p. 9). Александер видит движущую силу Э. э. в «низусе» (лат. nisus — порыв, устремление) как стремлении к чему-то высшему, еще не достигнутому и отождествляемому с божеством как движущей силой и целью развития. В этом Э. э. родственна «творч. эволюции» Бергсона, «холизму» Смэтса и др. концепциям (см. Организмические теории).
У нек-рых амер. философов (Селлерс, Монтегю, Лавджой) Э. э. получает материалистич. истолкование. Они видят в «эмерджентности» выражение «внутр. динамичности» природы, «...перемену в состоянии суб-