станциальной системы, рождение нового условия» (Sellars R. W., Philosophy of physical realism, N. Y., 1932, p. 334). Однако отказ от идеалистич. истолкования Э. э. не идет далее абстрактного признания самодвижения природы.
Лит.: Корнфорт М., Противники идеализма в совр. англ. бурж. философии, «ВФ», 1955,.№ 4; е г о ж е, Ответ на письма читателей..., там же, 1957,.Vd; Богомолов А. С, Идея развития в бурж. философии XIX и XX вв., М., 1962, гл. 5, 8, заключ.; Morgan С. L., Life, mind and spirit, N.Y., 1925; L о v e j о v A. O., Meanings of «emergence» and its modes, «J. of Phil. Studies», 1927, v. 2, № 6; M а с D о u-gall, Modern materialism and emergent evolution, N.Y., 1929; Reiser O. L., Mathematics and emergent evolution, «The Monist», 1930, № 4; Le В о u t i 1 1 i e r C, Religious values in the philosophy of emergent evolution, N.Y., 1936; Ablowitz R., The theory of emergence, «Phil, of Science», 1939, v. 6, № 1; Henle P., The status of emergence, «J. of Phil.», 1942, v. 39, № 18; Ostoya P., Lcs theories do revolution, P., 1951; Pap A., The concept of absolute emergence, «Brit. J. for the Phil, of Sciences». 1952, v. 2, № 8; N a-gel E., The structure of science, N.Y., 1961, p. 366—80. См. также пкт. при ст. Александер, Селларс, Монтегю.
А. Богомолов. Москва.
ЭМЕРСОН (Emerson), Ралф Уолдо (25 мая 1803— 27 апр. 1882) — амер. философ-идеалист, поэт и эссеист, основоположник т. н. трансцендентальной школы (см. Трансценденталисты). Филос. взгляды Э. формировались под влиянием нем. классич. идеализма, популяризатором к-рого он выступил в Америке.
Э. не оставил целостной филос. системы; его произведения написаны в форме эссе. Мировоззрение Э.— спиритуализм: дух утверждается как единств, реальность, а физич. мир — как «...чистый символ мира спи-ритуального...» («Избранники человечества», М., 1912, с. 117). Противопоставляя свое мироощущение материалистическому, Э. писал: «Я собираюсь восславить духовные силы в их безграничной противоположности механическим силам и механической философии нашего времени» («Journals», of R. V. Emerson with Annotations, v. 5, Boston, 1911, p. 288). В духе, близком к пантеизму, Э. рассматривал природу как воплощение духовного абсолюта. «Идеализм,— по его словам,— видит мир в боге. Он смотрит на него, как на одну необъятную картину, которую бог пишет для созерцаний души...» (Соч., т. 1, СПБ, 1901, с. 38—39). Э. выражает позицию персонализма. Человеч. душа понимается как микрокосм, образующий промежуточное звено между макрокосмич. «сверх-душой» и природой. Нравств. совершенствование личности Э. видит в достижении гармонии со «сверх-душой». Обладание душой, согласно Э., делает людей равными между собой.
Этика Э., проникнутая романтизмом, при всей ее пантеистич. настроенности является резко индивидуалистической. «Все глубокие прозрения,— по словам Э.,— удел индивидуализма» («Journals», v. 8, Boston, 1912, p. 135). Взгляды Э. на роль гениальной личности в истории аналогичны идеям Карлейля (с к-рым Э. был близок). Э. подверг резкой критике капиталистич. действительность: «Нынешняя демократия,— писал Э.,— не имеет ничего общего с подлинно демократическим началом. Насквозь проникнутая торгашеским духом, она обречена на гибель» («Journals...», v. 4, Boston, 1910, p. 95). По его словам, весь институт собственности в его нынешнем виде несправедлив и оказывает пагубное, разлагающее влияние на людей. Вместе с тем Э. относится скептически и к идеям утопического социализма; фурьеристский фаланстер он считал «прозаичным» и утверждал, что «кооперации не будет и быть не может» («Journals», v. 8, Boston, 1912, p. 135). Обществ, идеал Э.— частнособственническая утопия; каждый человек, по мысли Э., должен жить простой и мудрой в этой простоте жизнью свободного фермера или ремесленника наедине с природой. (Утопические социальные идеи Э. стремился сделать руководством к действию его ученик и друг Торо; см. его кн. «Уолден, или Жизнь в лесу»,
М., 1962.) В своем эссе «Война» («War», опубл. в «Aesthetic Papers», 1849) Э. предстает перед нами как гуманист и пацифист; как обществ, деятель Э. был видным участником аболиционистского движения в Америке, проповедником мира, свободы и равенства.
С о ч.: Complete works, v. 1 — 12, [Boston—N.Y., 1903—04]; The letters, v. 1—6, N.Y., 1939; Essays, ser. 1—2, N.Y., [1961]; The journals, v. 1—6, Camb., 1960—66; в рус. пер.: Сочинения, [т. 1]—2, СПБ, 1902—03; Нравств. философия, ч. 1—2, СПБ, 1868; О бессмертии душп, М., 1887; Высшая душа, М., 1902; О доверии к себе, 2 изд., М., 1904.
Лит.: История философии, т. 3, М., 1943, с. 498—504;
Паррингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер.
с англ., т. 2, М., 1962, с. 448—64; Cooke G., R. W.
Emerson. His life, writings, and philosophy, Boston, 1882;
Cabot J. E., A memoir of R. W. Emerson, v. 1—2,
Boston, 1887; A 1 с о t t А. В., R. W. Emerson, [2 ed.],
Boston, [18881; Dugard M., R.W. Emerson, [P., 1907];
Perris G. H., Emerson, [L.l, 1910; H e r z о g J., R. W.
Emerson, В., 1913; Gray H. D., Emerson, [Palo Alto],
1917; S a k m a n n P., R.W. Emerson's Geisteswelt nach den
Werken und Tagebuchern, [Stuttg., 1927]; Hubbard S.,
Nietzsche und Emerson, Basel, 1958; Gonnaud M., In-
dividu et societe dans l'oeuvre de R. W. Emerson, P.—Brux.,
1964 (библ. с. 507—23); Cooke G., A bibliography of R.
W. Emerson, [Ann Arbor, 1962]. Б. Быховский. Москва.
ЭМЙН, Иосиф (1726—1809) — деятель арм. просвещения и освободит, движения. В 1751 — 59 жил в Англии, где испытал воздействие идей европ. Просвещения. Стремился организовать в Армении и Грузии освободит, борьбу против персидских и тур. завоевателей. С 70-х гг. жил в Калькутте (Индия), где написал и в 1892 издал в Лондоне на англ. яз. свою автобиографию, изложив в ней свои убеждения. Э. выступал с критикой провиденциалистского понимания истории (см. перевод автобиографии Э. на рус. и арм. яз., сделанный с англ. издания: «Life and adventures of E.J. Emin, Calc, 1918, Архив Ин-та истории АН Арм. ССР, дело 148, с. 18). Э. был противником крепостничества (см. там же, с. 196) и мечтал о республике (см. там же, с. 8), осн. законы к-рой изложены в «Западне честолюбия...» Шаамиряна и проекте конституции Мадрасской группы арм. просветителей. Возможность освобождения Армении Э. видел в объединении арм. и груз, сил, в вооруж. борьбе народа против иностр. захватчиков при военно-политич. помощи России.
Лит.: Иоаннисян А. Р., И. Эмин, Ер., 1945; Гри
горян Г. О., Из истории арм. передовой обществ.-политич.
мысли, Ер., 1957 (на арм. яз.). Г. О. Григорян. Ереван.
ЭМОТИВИЗМ (англ. emotive — вызывающий эмоции, возбуждающий, от лат. emoveo — потрясаю, волную) — этич. теория, выработанная на основе идей и методологии логического позитивизма (см. также Неопозитивизм). Получил распространение в 20—40-х гг. 19 в. в Англии, Австрии, США, скандинавских странах. Гл. представители — Айер, Рассел, Карнап, Рейхенбах, Ч. Стивенсон, Ч. Огден, А. Ричарде, Хегерстрём. Подойдя к языку морали с критериями и методами, выработанными при анализе языка науки, логич. позитивисты пришли к выводу, что, поскольку моральные суждения (напр., «X есть добро», «Ты должен совершить поступок А») и термины («добро», «должен») не могут быть подвергнуты верификации (см. Верифицируемости принцип), они не являются ни истинными, ни ложными, не несут в себе познават. содержания и, следовательно, являются псевдосуждениями п псевдопонятиями, лишенными смыслового значения. Считая, что моральные идеи не могут быть обоснованы или опровергнуты средствами науки, Э. признал за ними лишь эмоцион. значение — служить для выражения и возбуждения нравств. эмоций. С этой *. зр., все моральные представления «...являются одинаково законными и одинаково произвольными» (Moore A., Emotivism: theory and practice, см. «Journal of Philosophy», 1958, v. 55, N 9, p. 376). Исходя из этого, представители Э. считают, что науч. философия должна воздерживаться от моральных суж-
эмоции
дений, быть «нейтральной» по отношению к различным способам поведения и нравств. убеждениям и представлять собой лишь анализ морального языка: в этом смысле она есть не этика в традиц. понимании, а «мета-этика». Поскольку в морали индивид свободен выбирать любые убеждения, мораль исключает вопросы истины и знания. В 20—30-х гг. Э. был филос. выражением реакции нек-рых кругов науч. интеллигенции на практикуемые бурж. пропагандой «увещевательные» способы индоктринации убеждений. Эта «анти-идеологич.» тенденция Э. выразилась в ннгилистич. воззрениях на мораль, к-рые позднее сменились, однако, более «позитивным» пониманием морали: если в ней неприменимы р ационально-эмпирич. доказательства, то уместны эмоционально-психологические доводы, внушение убеждений.
Лит.: Дроби ицкий О. Г., Оправдание безнравственности. Критич. очерки о совр. бурщ. этике, М., 1963, гл. 2; Шварцман К. А., Этика... без морали. Критика совр. бурш. этич. теорий, М., 1964, гл. 4; Против совр. бурж. этики. [Сб. ст.], М., 1965, с. 159—82; Дробницкий О. Г. и Кузьмина Т. А., Критика совр. бурж. этич. концепций, М., 1967, гл. 4; А у е г A. J., Language; Truth and logic, L., 1936; его же, Philosophical essays, L.—N.Y., 1963; Reich enbach H., The rise of scientific philosophy, Berk.—Los Ang., 1951, p. 277—302; его же, Modern philosophy of science, L., 1959; О g d e n С. К., Richards J. A., The meaning of meaning, L., [1953]; Stevenson C. L., Ethics and language, New Haven, 1960; D e n n e s\V. R., Some dilemmas of naturalism, N.Y., 1960.
О. Дробницкий. Москва.
ЭМОЦИИ (франц. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную) — особый класс психич. процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Э. выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутр. ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. У человека Э. порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, радости и т. п., к-рые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоц. процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития Э. утрачивают свою прямую инстинктивную основу, приобретают сложно-обусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды т. н. высших эмоц. процессов — социальных, интеллектуальных и эстетических, к-рые у человека составляют гл. содержание его эмоц. жизни. Специфич. закономерности происхождения, способов проявления и форм протекания Э. изучаются психологией.
В антич. философии Э. рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель,стоики). Эти воззрения были развиты в философии нового времени, особенно у Локка и его последователей. По мнению Локка, радость связана с мыслью о достигнутом благе, а страдание — о понесенной потере. Сходные по своему пси-хологич. интеллектуализму воззрения выражают Лейбниц, а также Гегель, к-рый видел источник неприятных эмоц. переживаний в противоречии между бытием и долженствованием, между внутренним и внешним, а источник удовольствия — в согласии между ними. Противоположные характеристики природы Э. основаны на признании существования самостоят, способности чувствования, обнаруживающей себя в особых внутр. состояниях. Согласно Канту, Э. составляют то субъективное в представлении, что никоим образом не может быть отождествлено с познават. моментом, хотя и может быть следствием познават. деятельности. Тезис о существовании, наряду с познанием и волей, особой способности чувствования позволил выдвинуть задачу положительной психологич. характеристики Э. и порвать с традиция-
ми рационалистич. философии, видевшей в Э. род «неясного познания» пли «неотчетливых представлений» и поэтому относившейся к ним как к чему-то низшему в психике, нуждающемуся гл. обр. в отрицат. определениях. Существ, влияние на развитие конк-ретно-науч. представлений о природе Э. оказали также воззрения Декарта, Мальбранша и особенно Спинозы.
В психологии 18 —19 вв. сохраняются два эти осн. способа решения вопроса о природе Э. Виднейшим представителем интеллектуалистической т. зр. в учении об Э. является И. Гербарт, выдвинувший гипотезу, согласно к-рой эмоц. состояния зависят от соотношения представлений, причем задержка их вызывает отрицательно окрашенные Э., а их взаимное усиление — положительные. Теория Гербарта, получившая в нем. психологии 19 в. довольно широкое распространение, в наст, время не имеет прямых сторонников.
Гораздо большее значение для дальнейшего развития учения об Э. имели взгляды на них как на особые приспособит, процессы организма. Важнейшую роль в формировании этих взглядов сыграло появление работы Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). Подчеркивая общность объективного выражения эмоц. состояний у человека и животных, Дарвин распространил эволюционную т. зр. на Э. Выразительные движения у животных сопровождают инстинктивное поведение и представляют собой особый класс приспособлений — «полезных ассоциированных привычек». К ним относятся, напр., угрожающее оскаливанпе зубов, поднимание шерсти, увеличивающее видимые размеры тела и т. п. Не все, однако, выразит, движения могут быть объяснены принципом полезности. Поэтому Дарвин ввел еще два принципа объяснения: принцип антитезы, согласно к-рому противоположные инстинктивные поведения сопровождаются соответственно противоположными же выразит, движениями (хотя сами по себе последние могут и не иметь приспособит, значения), и принцип прямого влияния возбуждения нервной системы, зависящего от ее устройства.
У человека выразит, движения, сопровождающие Э., утрачивают свое биологич. значение и, приобретая форму рудиментов, лишь свидетельствуют о животном происхождении человеч. чувств. Т. о., развитие человека сопровождается инволюцией Э. Это и дало основание рассматривать дарвиновскую теорию Э. как ретроспективную.
Современная Дарвину критика этой теории подчеркивала, с одной стороны, ее несостоятельность в объяснении высших Э., к-рые на этом основании объявлялись чисто духовными, а с другой — усматривала в идее инволюции Э. у человека подкрепление идеала «цивилизованного» человека, возвышающегося своим хладнокровием над несдержанностью проявления чувств у «дикарей».
Во многих отношениях близкой к взглядам Дарвина является т. н. периферическая теория Э., почти одновременно выдвинутая У. Джемсом и дат. врачом Г. Ланге. Согласно этой теории, возникновение Э. обусловлено вызываемыми определ. воздействиями, изменениями на периферии — в произвольно-двигат. сфере (торможение движений, их дискоордпнация, двигат. перевозбуждение) и особенно в сфере непроизвольных движений (в сердечной деятельности, сужении или расширении кровеносных сосудов, в деятельности желез внешней и внутр. секреции); сумма ощущений, вызываемых этими изменениями, и образует состав эмоц. переживания. На этой схеме (внешнее воздействие -»■ вызванные им изменения на периферии -* обратные сигналы, поступающие в мозг,-^ эмоц. переживание) основан т. н. «парадокс Джемса»:
ЭМОЦИИ
«Мы плачем не потому, что мы печальны, наоборот, мы печальны потому, что мы плачем». Достаточно из эмоц. переживания вычесть ощущения от возникших телесных изменений, чтобы оно исчезло. С др. стороны, если вызвать к.-л. образом подобные изменения, как это делают, напр., актеры, то возникает и соответствующее переживание. Многообразие Э. периферич. теория объясняет различием в возникающих на периферии изменениях. Согласно Г. Ланге, схема соотношения телесных изменений с различными Э. такова:
Уменьшение произвольной иннервации — Разочарование
То же + сжатие сосудов — Печаль
То же + сжатие сосудов-f судорога орга-
нич. мускулов — Страх
То же + расстройство координации — Смущение
Увеличение произвольной иннервации — Нетерпение
То же+расширение сосудов — Радость
То же + расстройство координации — Гнев.
Будучи крупным шагом в развитии представлений о механизме Э., периферич. теория, однако, сохраняла все недостатки рудиментарной, ретроспективной теории Дарвина. Как и последняя, она не могла объяснить особенности высших чувств, к-рые трактовались либо как имеющие другую, духовную природу (Джемс), либо лишь как бледный образ того, что некогда было Э. (Рнбо). Возражения против теории Джемса — Ланге, выдвинутые в психологии, шли в двояком направлении: против понимания эмоц. переживаний как совокупности ощущений, вызываемых периферич. изменениями, причем подчеркивалось значение высших психических процессов в самом протекании Э. (Леман и др.); с другой стороны, психологической «одномерности» противопоставлялась «трехмерная» характеристика Э., включающая в себя, кроме состояний, образующих переходы между удовольствием — неудовольствием, также состояния напряжения — разрешения и возбуждения — успокоения (В. Вундт).
Гл. положение теории Джемса—Ланге о решающей роли периферич. изменений оспаривалось также и нек-рыми физиологами, в т. ч. Шеррингтоном, к-рый опытным путем показал, что отделение васцеральной системы от центр, нервной системы не изменяет общего поведения животных в ответ на воздействия, вызывающие Э. Несмотря на серьезную критику периферич. теории, она в различных своих вариантах продолжала удерживаться в психологии вплоть до исследований Кеннона, Барта п др. Данные, полученные Кенноном, позволили установить, что особенности Э. не находятся в соответствии с возникающими васцеральными изменениями, что те же самые васце-ральные изменения происходят при самых разных эмоц. состояниях и при состояниях не эмоциональных, что васцеральные изменения являются относительно медленными и наступают уже после того, как возникла эмоц. реакция («Мы сначала пугаемся, а затем бледнеем»); что, наконец, искусств, вызывание у людей васцеральных изменений путем введения адреналина не вызывает соответствующей Э. («Я чувствую себя так, свидетельствует один из испытуемых Кеннона, как е с л и б ы я был испуган»). В результате этих и аналогичных им исследований, а также на основе анализа данных о патологических изменениях в эмоциональной сфере, возникающих при поражении подкорковых центров, произошел окончательный переход от периферических к «центральным» теориям эмоции.
Согласно схеме, предложенной Кенноном — Бартом, эмоц. состояния объясняются специфич. деятельностью центр, нервной системы и непосредственно связаны с деятельностью таламуса. Т. н. «активационная теория Э.» Д. Линдслея, опирающаяся на данные электроэнцефалография, исследований функциональных соотношений коры больших полушарий, гипота-
ламуса и ретикулярной формации, рассматривает Э. как результат активирующего влияния на кору нижнего отдела последней; при этом функция Э. заключается в гомеостатической регуляции васцеральных процессов. Известна также теория Папеца, подчеркивающая преимущественную роль лимбической системы.
К «центральным» теориям принадлежат также представления о механизме Э., выдвинутые И. П. Павловым. Он различал, с одной стороны, врожденные Э., связанные с удовлетворением или неудовлетворением врожденных инстинктов (Э.голода, полового влечения, гнева), а с другой — чувства, возникающие вследствие изменения условий реализации условно-рефлекторных по своей природе динамич. стереотипов. Био-логич. теория Э., предложенная П. К. Анохиным, исходит из общей идеи о приспособит, значении Э. и их связи с потребностями; напряжение потребности вызывает отрицательные, а их удовлетворение — положит. Э. Отрицательные Э. возникают в результате несовпадения сигналов, к-рые несет обратная афферен-тация, с параметрами акцептора действия, что делает необходимым дальнейший поиск адекватного поведения; положит. Э. возникают, наоборот, в случае, если обратные афферентацпи от результата действия достаточно точно совпадают с параметрами акцептора; они подкрепляют данное действие и прекращают дальнейший поиск. Ситуационный характер Э. подчеркивается П. В. Симоновым, сформулировавшим «информационную» гипотезу Э., предполагающую их зависимость от соотношения информации, прогностически необходимой для приспособит, поведения, и наличной информации.
С развитием представлений о биологич. роли и фи-зиологич. механизмах эмоц. процессов развивалось научно-психологич. понимание Э. Выделение Э. как особого класса психич. процессов, успехи психологич. и патопсихологич. исследований позволили преодолеть как интеллектуалистические, так и биологиза-торские взгляды на природу Э. человека и выделить их специфич. особенности. Накопленные факты показывают, что даже т. н. низшие Э. являются у человека продуктом обществ.-историч. развития, результатом трансформации их инстинктивных, биологич. форм и вместе с тем — формирования новых видов Э. Это относится также к эмоционально-выразительным, ми-мич. и пантомимич. движениям, к-рые включались в процесс общения между людьми, приобретая в значит, мере условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер; этим и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоц. жестах. Т. о., Э. и эмоциональные выразит, движения человека представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт положит, развития, и выполняют в регулировании его деятельности, в т. ч. и познавательной, необходимую и важную роль. В ходе своего развития Э. дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания. К эмоциональным, в широком смысле, процессам в наст, время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства; кроме того, особо выделяются состояния эмоциональной напряженности (стресса).
Аффектами в совр. психологии наз. сильные и относительно кратковременные эмоц. переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и васцеральными проявлениями, содержание и характер к-рых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физич. существования и связанными с его биологич. потребностями и инстинктами, но
эмоции
и определ. компонентами системы социальных отношений (напр., они могут возникать в результате социальных санкций). Аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события (Клапаред); в связи с этим их регулирующая функция состоит в образовании специфич. опыта — аффективных следов, создающих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, к-рые прежде вызывали аффект. Отрицат. аффективные следы («аффективные комплексы») обнаруживают тенденцию к навязчивости п тенденцию к торможению. Действие этих противоположных тенденций отчетливо обнаруживается в ассоциативном эксперименте (Юнг): первая проявляется в том, что даже относительно далекие по смыслу слова-раздражители вызывают по ассоциации элементы аффективного комплекса; вторая тенденция проявляется в том, что актуализация элементов аффективного комплекса вызывает торможение речевых реакций, а также торможение и нарушение сопряженных с ними дви-гаг. реакций (А. Р. Лурия); возникают и др. симптомы (изменение кожно-гальванич. реакции, сосудистые изменения и др.). На этом, в частности, основан принцип действия т. н. «лай-детектора» — прибора, служащего для диагностики причастности исследуемого субъекта к расследуемому преступлению. При известных условиях аффективные комплексы могут полностью оттормаживаться, вытесняться из сознания. Особенное значение вытеснению придается в психоанализе (см. также Фрейд). Др. свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицат. аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, к-рый может разрядиться в бурном, неуправляемом аффективном поведении — «аффективном взрыве». В связи с этим свойством аккумулированных аффектов были предложены в вос-питат. и терапевтич. целях различные методы изживания аффекта, их «канализации».
В отличие от аффектов, собственно Э. представляют собой более длит, состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т. е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Собственно Э. носят отчетливо выраженный идеатор-ный характер; они способны предвосхищать ситуации и события, к-рые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоц. опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний — он формируется также в результате эмоц. сопереживаний, возникающих в общении с др. людьми и, в частности, вызываемых средствами иск-ва (Б. М. Теплов). Сам способ выражения Э. приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоц. языка», о чем свидетельствуют как многочисленные этнографич. описания, так и др. факты, напр. своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей. Собственно Э. находятся в ином отношении к личности и сознанию, чем аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния, происходящие «во мне», вторые — как состояния моего «я». Это отличие ярко выступает в случаях, когда Э. возникает как реакция на аффект. Напр., возможно появление Э. боязни аффекта страха или появление Э., вызванной пережитым аффектом (скажем, аффектом острого гнева). Особый вид Э. составляют эстетические Э.. выполняющие важнейшую функцию в развитии мотивационной, смысловой сферы личности.
Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса Э. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, к-рый является результатом специфич. обобщения Э., связывающегося с представлением или идеей о нек-ром объекте —• конкретном или обобщенном, отвлеченном (напр., чувство любви к человеку, к Родине, чувство ненависти к врагу и т. п.). Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоц. отношений, своеобразных «эмоц. констант». Факты несовпадения собственно Э. и чувств и возможность противоречивости между ними послужили в психологии основанием для выдвижения идеи об амбивалентности Э., как о якобы имманентной особенности самих Э. Однако случаи амбивалентных переживаний наиболее часто возникают в результате несовпадения устойчивого эмоц. отношения к объекту и эмоц. реакции на сложившуюся преходящую ситуацию (напр., глубоко любимый человек может в определ. ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева). Др. особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредств. чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, связанными с социальными ценностями и идеалами. Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме обобщениями объекта чувств: образами или понятиями, составляющими содержание нравственного сознания человека.
Существ, роль в формировании и развитии высших человеч. чувств играют социальные институции, в частности социальная символика, поддерживающая их устойчивость (напр., знамя), нек-рые социальные обряды и церемониальные акты (П. Жане). Как и собственно Э., чувства имеют у человека свое положит, развитие и, сохраняя свои естеств. предпосылки, являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания.
Особое место среди эмоц. процессов занимают состояния стресса (Г. Селье), т. е. эмоциональной напряженности, создаваемой такими факторами, как опасность, связанная с выполняемой деятельностью, аварийные ситуации, повышенная ответственность, острая перегрузка, возникающая в условиях дефицита времени и т. п. Стрессовые состояния обычно оказывают дезорганизующее влияние на деятельность и лишь в нек-рых случаях повышают ее эффективность. В последние годы изучению стресса были посвящены многочисл. экспериментальные исследования, прежде всего — в связи с проблемой устойчивости и надежности работы человека-оператора автоматизированных технич. систем. Эти исследования дают подробное описание факторов, к-рые вызывают стрессовые состояния, их симптомов и индивидуальных различий, проявляющихся в степени устойчивости к стрессу. Вместе с тем природа стресса остается до сих пор недостаточно выясненной, что выражается в трудности провести достаточно четкую границу между стрессовыми состояниями и аффектами, между собственно эмоц. напряженностью и напряженностью, вызываемой не эмоц. факторами.
Лит.: Грот Н. Я., Психология чувствований в ее истории и главных основах, СПБ, 1879—80; В у н дт В., Основания физиологической психологии, [пер. с нем.], т. 1—2, СПБ, 1880; Гербарт И. Ф., Психология, [пер. с нем.], СПБ, 1895; Ланге Г., Душевные движения. Психофизиологический этюд, СПБ, 1896; Р и б о Т., Психология чувств, пер. с франц., ч. 1—2, К., 1912; Джемс У., Психология, [пер. с англ.], 8 изд., П., 1922; Фрейд 3., Лекции по введению в психоанализ, [пер. с нем.], 2 изд., М.— П., 1923; Анохин П. К., Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности, в кн.: Проблемы высшей нервной деятельности, М., 1949; Павлов И. П., Поли. собр. соч., 2 изд, т. 3, кн. 2, М.— Л., 1951; Дарвин Ч., Выражение эмоций у человека и животных, Соч., т. 5, М., 1953; Экспери-
ЭМПЕДОКЛ—ЭМПИРИОМОНИЗМ
ментальная психология, пер. с англ., т. 1, М., 1960; Се л ье Г., Очерки об адаптационном синдроме, пер. с англ., М., i960; Мэгун Г., Бодрствующий мозг, пер. с англ., 2 изд., М., 1965; Симонов П. В., Что такое эмоция?, [М., 1966]; Гельгорн Э., Луфборроу Дж., Эмоции и эмоциональные расстройства, пер. с англ., М., 1966; Sherrington С. S., Experiments on the value of vascular and visceral (actors for the genesis of emotion, «Proc. of the Royal Society of London», 1900, v. 66; James W., The principles of psychology, v. 2, N.Y., 1904; Sollier P., Le mecanisme des emotions, P., 1905; Jung C. G., Diagnos-tische Assoziationsstudien, Bd 1, Lpz., 1911; L e h m a n n A., Die Hauptgesetze des menschlichen Gefuhlslebens, 2 Aufl., Lpz., 1914; Cannon W. В., The James—Lange theory of emotions, a critical examination and an alternative theory, «Amer. J. Psychol.», 1927, v. 39; Janet P., L'evolution psy-chologique et la personnalite, P., 1929; Bard P., Emotion. The neuro-humoral basis of emotional reactions, в кн.: A handbook of general experimental psychology.Worcester (Mass.) — L., 1934; Traite de psychologie experimentale, fasc. 5, P., 1963.
А. Леонтьев. Москва.
ЭМПЕДОКЛ ('ЕцяебохЦе) из Агригента (ок. 490—430 до н. э.) — др.-греч. философ, врач и поли-тич. деятель, глава демократия, партии.
Э. считал элементами материи («корнями» всего существующего) четыре первовещества — землю, воду, воздух и огонь, а движущими силами — любовь (силу притяжения) и вражду (силу отталкивания). Когда любовь преобладает над враждой, все разнородные элементы соединяются и в конце концов сливаются, образуя единый бескачественный сфай-рос (шар). При преобладании вражды элементы все более разъединяются, и в конечном итоге мир распадается, материя приходит в рассеянное, распыленное состояние, при к-ром мельчайшие частицы элементов существуют обособленно. Т. о., по Э., мир представляет собой то полное единство, то бессвязную множественность, и это чередование повторяется бесконечное число раз.
По учению Э., все бесконечное разнообразие вещей объясняется различием в сочетании элементов, и изменения в физич. мире сводятся к их перемещению. Поэтому можно сказать, что к Э. восходит идея составления сложных тел из простых элементов, впоследствии легшая в основу химии. Элементы, по Э., делимы на мельчайшие части, к-рые доксографы называют «элементами элементов».
Высказав ряд естеств.-науч. догадок (Э., напр., видел причину солнечного затмения в том, что Луна находится между Солнцем п Землей; скорость света, по его мнению, столь велика, что его движение неощутимо для нашего зрения и др.), Э. уделил особое внимание органич. природе. Он учил, что сперва путем самозарождения возникли растения, а затем появились животные, произошедшие естеств. путем из земли. Э. являлся антич. эволюционистом, он считал, что развитие животного мира прошло неск. этапов и в конце концов сохранились только жизнеспособные виды, чем и объясняется целесообразность устройства совр. организмов; человек тоже прошел длинный путь развития.
Материалистич. натурфилософию Э. сочетал с учением орфиков и пифагореизма о бессмертии души и о метемпсихозе (переселении душ).
Фрагм.: Diels H., Fragmente der Vorsokratiker, 8 Aufl., Bd 2, В., 1956; рус. пер. в кн.; Маковельс-кий А., Досократики, ч. 2, Каз., 1915, гл. 21.
Лит.: Р а д л о в Э., Эмпедокл, «Журн. М-ва нар. проев.», 1889, март; Якубанис Г. И., Э.— философ, врач и чародей, «Универс. изв.», К., 1905, Л1» 7; 1906, Л"» 3—5; История философии, т. 1, М., 1940, е. 80—88 (и по имен, указат.); Bodrero Е., II principio fondamentale del sistema di Empedocle, Roma, 1905; В i g n о n e E., Empedocle ed
Epicuro, Pinerolo, 1914; Rostagni A., II verbo di Pita-gora, Torino, 1924, p. 183—247; R о 1 1 a n d R., Empedokles von Agrigent und das Zeitalter des Hasses, Erlangen, 1947; Holderlin F., Empedokles, Bonn, 1947; К г a n z W., Empedokles, Z., 1949; Zafiropulo J. [ed.], Empedocle d'Agrigente, P., 1953; A 1 t h e i m P., Stiehl R., Porphyrios und Empedokles, Tubingen, 1954; В о 1 1 а с k J., Empedocle, v. 1, P., [1965] (библ. с. 331—35); O'B r i e n D., Empedocles cosmic cycle. A reconstruction from the fragments and secondary sources, [L. — N. Y.], 1969. \A. Макоеелъскуй |. Баку.
ЭМПИРИЗМ (от греч. stiiteipia — опыт) — филос. направление, представители к-рого считают чувств. опыт единств, источником знаний. Как и противостоящий ему рационализм, Э. возник в философии нового времени; он связан особенно с англ. традицией. Сильная сторона Э. состояла в ориентации на детальный анализ чувств, познания, на сенсуализм в теории познания. Вместе с тем для всех направлений Э. характерно резкое принижение или даже игнорирование роли рационального познания. Абсолютизация опыта, как показал Энгельс, приводит к фактич. отказу от мышления, ставит познание в такое положение, когда оно не только мыслит ошибочно, но и оказывается не в состоянии верно следовать за фактами или хотя бы только верно излагать их (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 434).
В развитии Э. существовали его материалистич. и пдеалистич. разновидности. Материалистич. Э. характерен особенно для раннего периода нового времени (Бэкон, Гоббс, Локк, франц. материалисты 18 в., Кондпльяк и др.). Т. зр. материалистич. Э. наиболее ярко выражена Бэконом, полагавшим, что одна индукция может обеспечить точность идеям, п франц. материалистами (ср., напр., у Гельвеция: «Все, что недоступно чувствам, недостижимо и для ума» — см. «О человеке...», М., 1938, с. 441). Именно ранний, материалистич. Э. сыграл положит, роль в истории философии, способствуя освобождению последней от пут теологии.
Пдеалистич. Э. получил особенно широкое распространение с сер. 19 в., когда он выступил в качестве гносеологпч. основы позитивизма и родственных ему направлений (махизма, прагматизма, логич. позитивизма и др.), сводящих процесс познания к чисто эмпирич. описаниям фактов и их систематизации. Эта линия развития Э., идущая от Юма, в конечном счете приходит к агностицизму, а отрицание ею теоретич. мышления порождает отказ от философии. Позитивистски ориентированный Э. характерен для ряда представителей бурж. социологии.
Дналектич. материализм преодолевает ограниченность исходных позиций Э. и строит свою теорию познания на основе материалистич. сенсуализма и материалистич. трактовки опыта.
Лит. см. при ст. Опыт. И. Андреев. Москва.
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (от греч. вылета - опыт и xpiTw/j — искусство разбирать, судить) — субъек-тнвно-идеалистич. доктрина Авенариуса. В широком смысле слова — разновидность позитивизма конца 19 в., то же, что и махизм. Исходный пункт Э.— «чистый» опыт, к-рый истолковывается как последняя, «нейтральная» (не психическая и не физическая) реальность. Т. о., мир в Э. выступает в виде совокупности ощущений (данных опыта) и к нему не приложимы филос. категории (материя, дух, необходимость, причинность и др.). Для Э. характерно утверждение о «принципиальной координации» субъекта и объекта («без субъекта нет объекта»), принцип «экономии мышления», критика т. н. интроекции (якобы неоправданного удвоения мира, допускающего независимый от опыта объект) и др. принципы. Подробнее об этом см.
Ъ СТ JYI ОХиЗЛ1.
ЭМПИРИОМОНИЗМ (от греч. iu-neipia — опыт и iiovoc; — один, единственный) — форма махизма, основанная на своеобразном монистич. истолковании опы-