В нормальных условиях люди, поворачивающиеся спиной к реальности, быстро приходят в себя благодаря насмешкам и критике со стороны окружающих, которые свидетельствуют об утрате ими правильного положения. В Третьем рейхе никто не мог тебя поправить — особенно тех, кто принадлежал к «ближнему кругу». Напротив, любой самообман только приумножался, как в кривом зеркале, постепенно превращаясь в бесчисленное повторение уже созданного мира фантастических грез, не имеющего ничего общего с жестоким миром реальности. В тех зеркалах я уже не мог разглядеть ничего, кроме собственного, многократно воспроизведенного лица. Никакие внешние факторы не нарушали единообразия сотен застывших лиц, каждое из которых было моим (р. 379).
• Умохранители. Некоторые члены группы защищают ее от информации, которая могла бы поднять вопросы морального характера или поставить под сомнение эффективность групповых решений. Перед вторжением на Кубу Роберт Кеннеди отвел Шлезингера в сторону и шепнул: «Никому ни слова». Государственный секретарь Дин Раек умалчивал о протестах дипломатов и разведчиков, выступающих против вторжения. Эти люди выступали в качестве президентских «умохранителей», защищая его не от покушений на его жизнь, а от фактов, идущих вразрез с принятым решением.
|
|
Группомыслие в действии
Из-за синдрома группомыслия могут не состояться поиск и обсуждение противоречащей информации и альтернативных возможностей (рис. 20-3). Когда лидер выдвигает идею, а группа изолирует себя от людей, высказывающих противоположные мнения, группомыслие может привести к принятию несовершенных решений (McCauley, 1989).
С трагической очевидностью группомыслие проявилось в процессе принятия решения, согласно которому НАС А отправило космический корабль-челнок «Челленджер» в его роковой полет в январе 1986 года (Esser & Lindoerfer, 1989). Специалисты компаний Morton Thiokol, изготовившей ракетный двигатель на твердом топливе, и Rockwell International, сконструировавшей сам орбитальный корабль, возражали против запуска. Они предупреждали, что вследствие низкой температуры воздуха оборудование может отказать. Инженеры Morton Thiokol опасались, что из-за мороза резиновые уплотнители между четырьмя секциями могут стать слишком хрупкими и не выдержать давление раскаленных газов. За несколько месяцев до гибельного полета ведущие специалисты компании в докладной записке сообщали, что возможен «эффект прыгающего мяча» и, если прокладки не выдержат, «в результате произойдет катастрофа высшего порядка» (Magnuson, 1986).
В ночь перед стартом, буквально обрывая телефон, инженеры пытались доказать свою правоту сомневающимся менеджерам своей компании и сотрудникам НАС А, стремившимся во что бы то ни стало осуществить давно откладывающийся запуск. Один из инженеров Thiokol позднее вспоминал: «Мы погрузились в размышления, как найти способ убедить их, что ускоритель не выдержит, но так и не смогли гарантированно доказать это». В результате возникла иллюзия неуязвимости.
|
|
Давление конформизма также имело место. Один из сотрудников НАСА недовольно отвечал работникам Thiokol: «Боже мой, когда же, по-вашему, запускать челнок? В следующем апреле?!» Высший руководитель Thiokol заявил: «Мы должны принять решение, достойное звания менеджера», а затем посоветовал своему вице-президенту по техническим вопросам Роберту Ланду «снять кепку инженера и надеть шляпу менеджера».
Для создания иллюзии единомыслия этот руководитель затем провел голосование только среди менеджеров, полностью игнорируя инженеров. После того как решение произвести запуск было принято, один из инженеров запоздало пытался переубедить представителя НАСА. «Если что-нибудь случится на старте, — пророчески произнес он, — я определенно не хотел бы быть тем человеком, которому придется стоять перед комиссией по расследованию и объяснять, почему он решился на запуск».
И наконец, благодаря «умохранителям» высшие руководители НАСА, принимавшие окончательное решение, ничего не знали ни о тревогах инженеров, ни о сомнениях представителей Rockwell. Защищенные от неприятной информации, они, не колеблясь, дали свое согласие на трагический запуск «Чел-ленджера».
В 2003 году трагедия случилась вновь, после того как НАСА уволило пятерых экспертов, которых волновали проблемы безопасности готовившегося к полету космического корабля (Broad & Hulse, 2003). Руководители НАСА отговаривались, что это было лишь привнесением свежей крови, но участники публичной дискуссии говорили, что агентство старалось подавить критику и что НАСА не принимало во внимание их сомнения, которые, увы, оправдались: Columbia во время ее возвращения 1 февраля разлетелась на части.
Т.Шибутани. Социальная психология.*
ГЛАВА 11
КОНВЕНЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ЧУВСТВА
Хотя часть провозглашается, что человек — существо разумное, своим поведением люди далеко не всегда оправдывают эту характеристику. Разумность обычно предполагает понимание того, как данные средства относятся к желаемым целям, и осуществление такого выбора, который позволит человеку преследовать осознаваемые им интересы. Но люди нередко действуют явно вопреки своим интересам, и такие поступки оказываются предметом гордости и даже восхищения. Обиженный рабочий можст оскорбить своего эксплуататора и гордо отказаться от места. Такой поступок повлечет за собой значительные лишения для всей семьи, но человек будет гордиться тем, что нашел в себе мужество отстаивать свои права. Иногда к людям, чьи поступки полностью соответствуют заранее провозглашенным намерениям, относятся с презрением. Если отец отказывается благословить брак своей дочери с красивым и веселым человеком, которого он считает ненадежным, его могут осудить как неразумного и старомодного. Если он станет чинить препятствия молодой паре, его могут даже обвинить в «бесчеловечности». В каждом из этих случаев одобряется именно такое действие, которое не утилитарно.
Многие подобные действия люди совершают импульсивно, в состоянии эмоционального возбуждения. Однако даже в более спокойных обстоятельствах поведение часто регулируется соображениями чувств. Хотя некоторые социальные психологи считают, что было бы значительно легче понять человеческое поведение, если бы эти существа не были столь иррациональны, именно такое поведение и позволяет людям оставаться тем, что они есть.
|
|
Обычно люди сообразуют свое поведение с конвенциальными нормами. Однако иногда в отношение к окружающим вмешиваются чувства, и исполнение конвенциальной роли становится очень болезненным или, напротив, доставляет наслаждение. Наказывать того, кто неприятен, становится настолько легко, что существует опасность увлечься и перейти границы необходимой жестокости. С другой стороны, чувства препятствуют действиям, которые с ними не согласуются. Чиновник может «пойти навстречу» симпатичному ему человеку и отклонить точно такую же просьбу клиента, который произвел на него неблагоприятное впечатление. Хотя поступки чиновника не выходят за институциональные рамки, в инструкциях всегда остается лазейка, которая позволяет ему вынести то или иное — в зависимости от личных чувств — решение. Точно так же можно заметить, что, несмотря на стремления какого-то офицера быть справедливым, он неохотно посылает людей женатых и имеющих детей в опасные операции, даже если эти люди наиболее квалифицированны. Итак, соображения чувств вторгаются в организацию поведения, облегчая одни действия и препятствуя другим.
Поскольку чувства развиваются независимо от культурных норм, они не обязательно подкрепляют структуру организованных групп. Зависть и чувство обиды часто препятствуют успешному завершению коллективных действий. Люди часто дружески работают.вместе до тех пор, пока не возникает опасность, что один человек может вырваться вперед и обогнать остальных; если это замечено, они могут образовать временный союз, чтобы сдержать его прыть. Впрочем, враждебность среди коллег может не иметь никакого отношения к их работе. Человек может затаить злобу на другого потому, что тот вежлив, красив и, видимо, нравится женщинам. Или может невзлюбить коллегу за то, что тот напряженно работает, заставляя его испытывать угрызения совести по поводу собственной лени. Это значит, что некоторые реакции первоначально направлены против собственных недостатков и впоследствии переносятся на других людей. Негативные социальные санкции часто препятствуют проявлению внутренних распрей, но подспудно неприязнь иногда переходит в ненависть, и тогда предприятие оказывается перед угрозой развала.
|
|
Чувства, основанные на эротических влечениях, — вечный источник затруднений. В каждом обществе обычаем или законом предписана область, на которой могут быть избраны партнеры; она обычно ограничена людьми противоположного пола, одного и того же социального статуса и приблизительно одинакового возраста. Но выбор эротического объекта не всегда следует линиям обычая. Значения, составляющие эротическую привлекательность, очень тонки и редко вербализуемы. Многие сюжеты мировой литературы посвящены любовникам, которые вынуждены сохранять свою любовь в тайне, любовникам, которые покоряются групповым нормам, но потом тоскуют до конца своих дней, или, напротив, любовникам, которые бросают вызов условностям и терпят поражение, подвергаясь остракизму или совершая самоубийство.
Всякий раз, когда вступают в брак люди, взаимное эротическое влечение которых кажется невероятным, возникает непонимание или подозрительность. Если красивая женщина выходит замуж за богатого старика, представителя этнического меньшинства или низшего класса, ее подозревают в скрытых мотивах. Некоторые психиатры говорят в таком случае о неразрешенном комплексе Электры, но немногие люди поверят заверениям этой женщины в том, что она искренне любит своего мужа. Подобные же подозрения возникают, если красивый молодой человек сочетается браком с женщиной средних лет. Кажется невероятным, чтобы он испытывал к ней нежные чувства. Даже сами участники не всегда убеждены в ложности таких опасений. Старый богатый мужчина может задумываться, действительно ли прекрасная невеста любит его или просто терпит из-за любви к комфорту и в надежде получить богатое наследство. Такой человек становится особенно чувствителен к любому проявлению возникающего соперничества.
Чувства занимают определенное место в структуре акта, вторгаясь в воображаемые репетиции, которые предшествуют явному действию. Когда акт блокируется, человек мысленно взаимодействует не с реальными лицами, а с замещающими их персонификациями. Пытаясь решить, за кого ей выйти замуж, девушка воображает реакцию родителей и реакции каждого из кандидатов, когда они узнают о ее выборе. Страдание или удовлетворение, приписываемое таким персонификациям, создает образы, от которых нелегко отделаться. Девушка, очень любящая свою мать, вряд ли решится выйти замуж за человека, внушающего матери отвращение. Она будет упорно сопротивляться решению, которое может причинить боль дорогим ей людям. Возможно, она постарается найти другую девушку для отвергаемого поклонника, чтобы смягчить удар его самолюбию. Человек получает удовольствие, воображая огорчения тех, кого он не любит, затруднения тех, на кого он обижен, и ликование тех, кого любит. Действуя в соответствии со своими чувствами, он испытывает внутреннее удовлетворение; стоит ему поступить иначе, его начинает мучить совесть.
В критических ситуациях, когда конвенциальные нормы не эффективны, чувства приобретают особенно большое значение. Когда ситуация вполне определенна, чувства остаются на втором плане. В обстановке экзаменов большинство профессоров стараются рационально преодолевать свои антипатии и не отсеивать студентов без оснований. Торговые служащие обращаются с клиентами точно так же; но когда они крайне заняты или уж очень устали, они могут разговаривать резко и быть грубыми с теми, кто им несимпатичен. В случае катастрофы любящая мать пожертвует жизнью, чтобы спасти ребенка, но другая может настолько сосредоточиться на собственном спасении, что даже не подумает о ребенке до тех пор, пока не окажется в безопасности. Участники толпы обычно действуют, руководствуясь чувствами. Они оскорбляются, узнавая об оскорблении, нанесенном тому, с кем себя идентифицируют, или они могут давить друг друга в экстазе поклонения общему идолу. Поведение толпы, которое обычно возникает только в неопределенных, неустановившихся ситуациях, эмоционально и импульсивно.
Если чувства доминируют настолько, что конвенциальные обязанности отходят на задний план или игнорируются, человек временно теряет контроль над собой и действует импульсивно. Рискуя подвергнуться смертной казни, оскорбленный муж убивает любовника своей жены. Солдат открывает огонь по приближающимся людям, не замечая, что это — подразделение своей же армии. Муж бросает жену и детей только ради того, чтобы хоть несколько лет пробыть с красивой женщиной, даже зная, что она не очень к нему привязана. Во многих случаях такие идущие от страсти поступки являются продуктом весьма длительного периода вызревания. Пока навязчивая идея развивается, происходит прогрессирующее сужение поля восприятия и концентрация воображения. Рациональные соображения отметаются в сторону, и советы обеспокоенных друзей не принимаются в расчет. Внимание настолько фокусируется на ограниченной зоне возможностей, что человек живет это время в особом мире; не приходится удивляться поэтому, что он может показаться сумасшедшим. Напряжение возрастает с каждым воображаемым событием до тех пор, пока какое-то открытое действие не становится императивным. Однажды начавшись, такой процесс часто кончается взрывом.
Страсть обычно влечет за собой пагубные последствия и особенно осуждается теми, кто не может ее понять. Но способен ли понять поступки влюбленного тот, кто никогда не испытывал подобного чувства? Человеку, который никогда не переживал опасности потерять любимое существо, ревность представляется просто безумством. Но те, у кого были подобные переживания, могут понять это без труда, и, даже если они не прощают таких поступков, они часто сопротивляются наложению негативных социальных санкций. Терпимость часто приходит с годами. Конечно, существуют некоторые особенно негибкие люди, которых опыт ничему не учит.
Люди значительно различаются между собой по способности сдерживать эмоции и оставаться в рамках конвенциальных норм. Одну крайность представляет собой индивид, который со страстью относится ко всякому начинанию и к каждому человеку. Другая крайность — индивид, похожий на идеальную модель рационального человека: всегда любезен, всегда поступает так, как нужно, и никогда не обнаруживает свои личные склонности. Хотя рациональность давно превозносится философами (и вслед за ними профанами), такие люди если и могут быть обнаружены, то лишь среди тех, кто считается психически ненормальным. Желательно, разумеется, чтобы большинство решений принималось скорее рационально, чем на основе чувств. Но судья, который настаивает на соблюдении буквы закона и отказывается принять в расчет смягчающие обстоятельства, кажется бесчеловечным.
Итак, каждый из нас несет в себе особую, индивидуальную комбинацию чувств по отношению к различным людям, и эти значения удерживают нас от чрезмерной утилитарности. Хотя соображения чувств часто подавляются, они придают конвенциальным действиям специфическую окраску. В стиле поведения человек обнаруживает свои природные склонности и тем самым дает возможность другим людям определить свое к нему отношение.
…
Сохранение
чувства собственного достоинства
Оценить самого себя — это значит рассмотреть себя внутри некой иерархической системы. Люди весьма различаются по их чувству собственного достоинства, и многие из этих различий обнаруживаются в повседневной жизни. Когда человек отказывается сделать то, что, как он считает, несовместимо с его моральной ценностью, о нем говорят, что он гордый. Когда человек старается изо всех сил убедить других в своей значительности, его обвиняют в тщеславии. Когда человек отказывается дать самому себе высокую оценку, которую, по мнению других, он заслуживает, его называют скромным. Если личность — это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка.
Многое из того, что человек делает или отказывается делать, зависит от его уровня собственного достоинства. Те, кто сам не считает себя особенно талантливым, не стремятся к очень высоким целям и не проявляют огорчения, когда им не удается что-нибудь хорошо сделать. Люди, считающие себя не способными противостоять искушению, избегают ситуаций, в которых они могли бы поддаться соблазну. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо. Каждый индивид обладает какой-то Я-концепцией, которую он стремится укрепить и повысить, но существуют значительные различия в том, в какой степени он способен к жертвам ради себя самого.
Психиатры часто говорят о том, адекватно или не адекватно чувство собственного достоинства человека, но всегда возникает вопрос о границах этой адекватности. Считается, что уровень собственного достоинства изменяется по континууму, по одномерной шкале от высокого к низкому. В действительности вопрос этот гораздо сложнее, ибо собственное достоинство человека складывается из чувств, которые он испытывает к самому себе. Любая ориентация, возможная в отношении других людей, может быть обращена на самого себя. Точно так же как другой человек может быть объектом бескорыстной любви, человек может подходить к самому себе как к объекту безусловно ценному. Он относится к самому себе с уважением, подобно тому как опытный спортсмен никогда не предъявит неразумных требований к своему телу. Так же как другой может быть объектом собственнической любви, человек может относиться к себе как к утилитарному объекту. Психоаналитики часто говорят о «нарциссизме»; в крайних случаях люди могут даже «прожигать» себя в поисках удовольствия. Точно так же, как на других можно обижаться или их ненавидеть, человек может относиться к себе как к опасному объекту. Сэр Томас Браун однажды написал: «Во мне живет человек — человек, который ненавидит меня», изображая личность, отчужденную от самой себя. Тщеславие может рассматриваться как форма героепочитания, когда сам субъект выступает в качестве героя. Точно так же, как к другим людям можно подходить с презрением, человек может унижать самого себя. Каждый человек подходит к самому себе каким-то образом. Наши знания об этом явлении, однако, еще столь незначительны, что мы можем лишь различать конъюнктивные и дизъюнктивные чувства. В таких обстоятельствах упрощенная одномерная процедура кажется оправданной.
Подобно другим значениям, чувства к самому себе формируются и подкрепляются благодаря упорядоченным реакциям других людей. Если другие постоянно относятся к человеку с уважением, он начинает считать само собой разумеющимся, что он заслуживает такого отношения. С другой стороны, если кем-то постоянно пренебрегают и насмехаются над ним, ему ничего не остается, как заключить, что он достоин презрения. По мере того как выкристаллизовываются такие оценки, они становятся все более независимыми от реакций других людей. Человека, у которого образовался комплекс неполноценности, вряд ли успокоят уговоры его друзей. И точно так же гордец отмахнется от любого человека, как от не имеющего значения, если тот обратится к нему без должного почтения. Как только сформировался определенный уровень собственного достоинства, он, подобно другим чувствам, имеет тенденцию к самоподкреплению.
На чувство собственной ценности до некоторой степени влияет социальный статус человека: как с ним обращаются другие — это зависит от его ранга в обществе. Те, чей род занятий не пользуется престижем — например, старьевщик, сторож, мусорщик, — иногда стыдятся самих себя, даже если они не совершают ничего аморального.
Однако совершенно независимо от социального статуса большинство людей оценивает себя как неповторимое человеческое существо. Социальный статус может быть изменен, но то, чем субъект является как человеческое существо, остается относительно постоянным. Каждый обладает индивидуальным набором физических черт, которые он может находить привлекательными или непривлекательными. Он характеризуется также определенной системой шаблонов поведения — его личностью, которую может находить замечательной или скверной. Существуют черты, по которым он оценивается как другими, так и самим собой. Человек может достигнуть высокого социального статуса, сознавать престиж, которым обладает, но смотреть на себя как на презренное человеческое существо, не заслуживающее уважения и внимания окружающих. Он может испытывать хроническую боль от сознания своей неполноценности потому, что некрасив; он может страдать потому, что физически слаб и труслив, или из-за своей этнической принадлежности считать себя проклятым от рождения. Так же как межличностные отношения изменяются независимо от конвенциальных норм, чувства, направленные на самого себя, большей частью независимы от принятых в данной культуре определений достижений. Для большинства людей важнее всего отношение значимых других, особенно тех, кого они сами любят и уважают. Личный статус человека в первичной группе, следовательно, в большинстве случаев важнее, чем его социальная позиция в обществе.
Поскольку картина мира создается в процессе коммуникации, критерии, по которым люди оценивают друг друга, зависят от культуры. В социальных мирах, составляющих американское общество, существует удивительное разнообразие качеств, которыми люди гордятся или которых стыдятся: произношение, твердость зубов, предки, мускульная сила, умение драться, число прочитанных книг, количество знакомых знаменитостей, честность, терпение, память, умение делать деньги, манеры, способность манипулировать другими людьми, арматура автомобиля или знакомство с экзотической пищей. Каждый человек рассматривает себя с точки зрения группы, в которой он участвует, и все, что, по его мнению, произведет впечатление на его аудиторию, представляет для него источник гордости. Эти критерии суждений служат также оправданием уже установившегося уровня собственного достоинства. Они усиливают и обосновывают оценки, которые уже были сделаны, и человек приходит к убеждению, что такие отношения с людьми сложились у него в результате наличия или отсутствия данных черт.
Хотя таким стандартам научаются, участвуя в жизни эталонных групп, при оценке самого себя каждый человек придает особое значение разным критериям. Человек может ощущать неполноценность, поскольку у него кривые зубы, хилая комплекция или он беден; он не представляет себе, какую зависть вызывает его пышная шевелюра у стройного и блестящего друга, который преждевременно полысел. Женщина может быть недовольна собой, поскольку у нее плохая фигура, но красавицы могут восхищаться ее интеллектом и чувством юмора. Несмотря на многие проповеди, люди часто «не ценят того, что имеют».
Среди наиболее общих стандартов суждения о самом себе — идеалы мужественности и женственности. Люди чувствуют неполноценность, когда они считают, что не соответствуют этим идеалам.
Хотя люди обычно применяют один и тот же критерий при оценке себя и других, они часто более строги к самим себе. В формировании самооценки каждый человек принимает в расчет внутренние переживания, которые недоступны другим. Считает ли он себя хорошим человеком или плохим, мужественным или трусливым, честным или нечестным, зависит скорее от того, что он сам о себе знает, чем от его престижа в обществе. Человек может испытывать агрессивные влечения, давать себе волю в эротических фантазиях, осуществлять на практике то, что он расценивает как извращение, или обладать детскими желаниями, которых он слишком стыдится, чтобы поведать о них даже самым близким друзьям. Поскольку другие не обнаруживают своих внутренних склонностей, у каждого создается впечатление, что только он и еще некоторые неприспособленные индивиды виновны в таких предосудительных мыслях и поступках. Он не понимает того, что такие импульсы в действительности весьма широко распространены.
Следует проводить различие между уровнем собственного достоинства человека и его сознательной самооценкой, ибо они могут быть прямо противоположны. В минуту трезвого самоанализа большинство людей может взглянуть на себя с достаточной честностью, но сознательное оценивание нередко вводит в заблуждение. Каждый человек формирует о себе весьма устойчивую персонификацию, но он часто не сознает многих составных тенденций поведения, особенно тех, которых он стыдится. Некоторые люди прилагают серьезные усилия, чтобы жить в соответствии со своими идеалами, и верят, что им это удается лучше, чем это есть на самом деле. Сознательные оценки часто не более как рационализации, создаваемые, чтобы оправдать компенсаторные реакции на глубоко укоренившееся чувство неполноценности. Это говорит о том, что многие различия между сознательными оценками (тем, что человек говорит самому себе) и уровнем собственного достоинства (предпосылками, которые действительно лежат в основе его поведения) являются защитными реакциями.
Все, что истолковывается как угроза оценке, которой придерживается человек, вызывает сильные реакции. Всякий раз, когда по жестам окружающих он замечает, что их чувства не такие, какими, по его мнению, они должны были бы быть, он расстраивается. Чтобы восстановить уважение, обычно прилагаются большие усилия. Когда такие попытки не достигают цели, автоматически активизируются некоторые типические шаблоны поведения. Поскольку считается, что они служат для защиты, они обозначаются как защитные механизмы. Хотя это понятие введено в обиход психоаналитиками, не все они понимают, что защищается в этом случае не столько биологический организм, сколько собственное представление о самом себе. Все защитные механизмы имеют отношение к Я. Они позволяют человеку сохранять чувство личной ценности в своих собственных глазах.
Защитные механизмы связаны в основном с процессами восприятия и символизации. Эта гипотеза была подробно разработана Салливеном, который утверждал, что пределы осознания — то, что человек способен обсуждать с самим собой, — устанавливаются защитными операциями. Если человек может не замечать свои явные неудачи и сохраняет уважение к самому себе, его болезненные переживания подавляются: жизнь идет дальше, как будто этих событий и не происходило. Все восприятия избирательны, и то, что Салливен называл «избирательной невнимательностью», — это всего лишь усиление определенного направления чувствительности. Поскольку Я-концепции суть отражение того, как с нами обращаются другие, внимание тех, кто не чувствует себя в безопасности, часто поглощено вопросом о том, какое впечатление на других они производят. Мы часто не замечаем жестов неодобрения или интерпретируем их просто как проявление неприятного характера. Перцептуальная защита — это, по-видимому, спонтанные реакции, которые охраняют человека от понимания определенных фактов, касающихся его личности.
Экспериментальные исследования дали любопытные результаты. Применив тест словесной ассоциации, Брунер и Постмэн устанавливали время реакции своих испытуемых на различные слова. Затем для каждого из них было отобрано восемнадцать слов, включая шесть таких, на которые реакция была быстрая, и шесть таких, на которые реакция была замедленная, — последние, по-видимому, представляли собой значения, вызывающие беспокойство. Две недели спустя эти слова были предъявлены в случайном порядке через тахистоскоп — прибор, благодаря которому экспериментатор мог контролировать экспозицию. Время предъявления каждого слова увеличивалось до тех пор, пока субъект не оказывался в состоянии правильно его узнать. Выяснилось, что существует высокая корреляция между замедленной реакцией и возрастанием экспозиции, необходимой для узнавания. Эти явления были истолкованы как защитный процесс; порог узнавания повышался при тревоге испытуемого. Но некоторые узнавали слова, на которые у них было продолжительное время реакции, при экспозиции значительно меньшей, чем средний порог узнавания. Эти случаи были истолкованы как пример особой настороженности к опасности. Экспериментаторы сделали вывод, что для некоторых людей существует критический уровень эмоциональной реакции, ниже которого перцептуальная защита не действует. Другие исследователи повторили этот эксперимент, взяв в качестве испытуемых негров и включив слова, которые должны были бы быть особенно болезненными для людей из этого меньшинства. Выяснилось, что действительно критические слова требовали более высокого порога узнавания. Однако было предложено новое объяснение: когда предъявлялись неприятные слова, испытуемые просто сдерживали свои реакции до тех пор, пока существовала неопределенность, не желая угадывать еще недостаточно ясные сигналы. Теория перцептуальной защиты подверглась критике также со стороны Хови по той причине, что эта теория объявляет перцепцию процессом как познания, так и ухода от познания. Он утверждал, что описанные явления могут быть объяснены с точки зрения относительного доминирования значений. Если кому-то свойствен особый подход к своему миру, несоответствующие ре акции тормозятся, но это не обязательно носит защитный характер. Хотя явления, о которых идет речь, обнаружены во многих исследованиях, их истолкование еще вызывает сомнения.
Человек с низким уровнем собственного достоинства может не только не замечать своих слабостей, но иногда формирует идеализированную Я-концепцию, рассматривая себя как совершенство или почти совершенство. Создание такой персонификации облегчается тем, что одни и те же человеческие свойства могут интерпретироваться по-разному. Пассивная уступчивость может рассматриваться как деликатность и внимание к другим, агрессивность — как сила, а равнодушие — как самостоятельность и независимость. Фрейд отмечал, что люди, которые не уверены в себе, иногда пытаются развить в себе качества, противоположные их естественным склонностям, и обозначил это как «реактивное образование». Мелочный человек может утверждать, что он щедрый, и скрытный — что он откровенен. Идеализированные персонификации могут поддерживаться фантазиями о достижениях и о восторженных приветствиях окружающих. Когда предпринимаются серьезные попытки жить в соответствии с этими идеалами, возникают трудности, поскольку человек перенапрягает свои силы. Особенно когда на основе этих раздутых Я-концепций предъявляются требования к другим людям, возникают нарушения в межличностных отношениях.