Модуль 11. Реклама как инструмент управления массовым сознанием и поведением.
|
|
|
|
|
|
|
|
ХРЕСТОМАТИЯ
Эдди Ван Авермат. Социальное влияние в малых группах.*
Конформизм, или влияние большинства
Шериф и автокинетический эффект
В ранних экспериментах по социальному влиянию (Muzafer Sherif, 1935) автор помещал испытуемых, одного или группу из двух или трех человек в совершенно темную комнату. На расстоянии около пяти метров находился единственный небольшой стационарный источник света. Как вы уже можете знать из собственного опыта, в отсутствие ориентира неподвижная лампа кажется блуждающей во всех направлениях. Эта относящаяся к восприятию иллюзия известна как автокинетический эффект. Шериф просил своих испытуемых дать точную оценку степени движения лампы, естественно, не информируя их об автокинетическом эффекте. Половина испытуемых вынесла свои первые 100 суждений, находясь в одиночестве. В следующие три дня они прошли три дополнительных последовательных испытания, но уже в группах из двух или трех человек. Для другой половины процедура была изменена. Они сначала подвергались трем групповым испытаниям, а затем испытанию в изоляции. Испытуемые, которые сначала высказывались будучи в одиночестве, довольно быстро развивали стандартную оценку (личная норма), вокруг которой колебались их мнения. Этот личный стандарт был стабилен, но значительно варьировался между отдельными личностями. В групповой фазе эксперимента, когда вместе сводились люди с разными личными норнами, мнения испытуемых сводились к более или менее общей позиции — групповой норме. При обратной процедуре эта групповая норма, полученная в первом испытании, сохранялась в последующих испытаниях.
Этот известный эксперимент показывает, что люди, оказываясь перед неоднозначными и неясными стимулами, все же развивают устойчивую внутреннюю систему координат, благодаря которой оценивают раздражитель. Однако, сопоставляя собственные мнения с чужими, они быстро отказываются от этой системы, с тем чтобы приспособиться к мнению других людей. С другой стороны, общая система координат, сформировавшаяся в присутствии других, продолжает воздействовать на выносимые человеком суждения, когда источник влияния уже отсутствует.
Во введении конформизм был описан как изменение личного мнения в сторону мнения, выраженного большинством членов группы, к которой принадлежит человек. Строго говоря, исследование Шерифа не является экспериментом по конформизму или влиянию большинства, потому что он просто сводил вместе двух или трех людей, имеющих различные мнения. Для того чтобы довести этот эксперимент до эксперимента по конформизму, нужно заменить всех испытуемых, кроме одного, сообщниками экспериментатора, проявляющими единодушие по какому-то конкретному суждению, что и было проделано в работе Якобса и Кэмпбелла (Jacobs and Campbell, 1961). Кроме того, после каждых тридцати высказанных суждений один из сообщников заменялся на испытуемого, пока вся группа не оказывалась состоящей из «наивных» испытуемых. Результаты показали, что большинство оказывало значительное воздействие на суждения испытуемого, даже после того как это большинство постепенно вывели из экспериментальной ситуации.
Все сказанное до сих пор вряд ли могло вас удивить. В конце концов, нормально и даже способствует адаптации то, что люди подвержены влиянию со стороны других людей в том случае, когда стимул двусмыслен или когда они не ре-рены в собственных суждениях. Но проявите ли вы конформизм, когда суждения остальных заведомо неправильны и полностью расходятся с тем, что говорят вам ваши чувства и физическая реальность? Восторжествует ли социальная реальность, или же вы будете, как говорится, «называть вещи своими именами»?
Эксперимент Соломона Аша
Вопрос, поднятый выше, послужил отправной точкой для серии известных экспериментов по конформизму, проведенных Соломоном Ашем в начале 1950-х гг. (Asch, 1951, 1956). В своем первом эксперименте Аш привлек семь студентов для участия в эксперименте по зрительному различению. Их задача была достаточно проста: 18 раз они должны были определить, какая из трех сравниваемых линий равна по длине стандартной. В каждом эксперименте одна сравниваемая линия была действительно равна по длине стандартной, а две других отличались от нее.
В некоторых экспериментах обе линии были длиннее или обе короче, или одна короче, а другая длиннее, чем стандартная. К тому же испытания отличались по степени отличия неверных линий от стандарта. Все в этой задаче было, как мы видим, очень легким. В контрольной группе из 37 испытуемых, принимающих решение в изоляции друг от друга, 35 человек не ошиблись вовсе, один сделал одну ошибку и один — две. В итоге при контрольных условиях, во всех испытаниях все испытуемые допустили незначительное количество (0,7%) ошибок. В экспериментальных условиях испытуемым, которые были рассажены полукругом, было предложено высказать вслух свои мнения в том порядке, в каком они сидели с первого по седьмое место. В действительности был всего один настоящий испытуемый, сидящий на 6-м месте. Остальные были сообщниками экспериментатора, и в каждом испытании они единодушно давали заранее определенный ответ. В шести «нейтральных» испытаниях (первые два и четыре других, распределенных по оставшемуся набору) сообщники давали правильный ответ. В других 12 «решающих» испытаниях они единодушно соглашались с неправильным ответом. Нейтральные испытания, особенно первые два, были добавлены для отвода подозрений у части настоящих испытуемых и для того, чтобы избежать, в связи с плохим зрением, повторения ответов сообщников. Следует указать на то, что по ходу эксперимента как экспериментатор, так и сообщники действовали в достаточно безличной и формализованной манере, не показывая и вида удивления или негативной реакции на даваемые ответы. Кстати, как вы и могли ожидать, только настоящие испытуемые демонстрировали разнообразные признаки не нейтрального поведения.
Результаты демонстрируют огромное влияние «очевидно» заблуждающегося, но единодушного большинства на суждения единственного испытуемого. В сравнении с контрольными условиями, при которых, как вы помните, было сделано лишь 0,7% ошибок, в эксперименте испытуемыми было допущено почти 37% ошибок. Не каждый испытуемый так много ошибался, но поучительно отметить, что из 123 испытуемых в эксперименте Аша лишь около 25% не сделали ни одной ошибки (в сравнении с 95% в контрольных условиях), еще 28% давали 8 или более (из 12) неправильных ответов, а оставшиеся испытуемые допустили от одной до семи ошибок. С методологической точки зрения важно усвоить разницу между процентом ошибок и процентом испытуемых, на которых было оказано влияние. Студенты (и даже учебники) иногда путают эти два показателя, принимая, что 37% ошибок означает 37% испытуемых, подвергшихся влиянию. Вышеприведенная разница также важна с точки зрения интерпретации, так как сам по себе процент допущенных ошибок дает только неполную картину объема оказанного влияния: она ничего не говорит о распределении этого влияния.
Аналогичные в общем результаты были получены во множестве экспериментов с использованием различных популяций испытуемых и различных задач по выносу суждений. Для тех, кто может посчитать, что эффект Аша отражает только конформистское отношение в определенный момент исторического времени и в определенной культуре и является потому делом прошлого, отметим, что в бо-дее поздних воспроизведениях эксперимента Аша, проведенных в Бельгии (Doms and Van Avermaet, 1982), а также в Нидерландах (Vlaander and Van Rooijen, 1985), были получены практически такие же результаты. Но в исследовании Перрина и Спенсера (Perrin and Spencer, 1980) было обнаружено противоположное. Эксперимент Аша, продемонстрировав ошеломляющие результаты, стал фундаментом богатой традиции теоретических размышлений и эмпирических экспериментов, предназначенных для определения границ этого явления, условий, при которых конформность растет и уменьшается, и того, является ли конформизм только публичным, а не личностным феноменом. Здесь нами представлена выборка из этих исследований на фоне основных теоретических взглядов, в пределах которых она может быть распределена. В большей части этих исследований использована парадигма, созданная по образцу Аша, но намного более экономная. Используя так называемый метод «поле поддержки» (Asch, 1955), испытуемые обычно размещаются в отдельных кабинках, где они видят, как ответы (симулированные) сообщников появляются на электронной панели. Экономия времени и сообщников велика, но некоторый реализм, свойственный оригинальной процедуре Аша, утерян.
Почему люди конформны: нормативное и информационное влияние
Когда люди вынуждены выражать мнение о какой-либо стороне действительности в присутствии других, у них две главные заботы: они хотят быть правыми и стремятся произвести на них хорошее впечатление. Для определения того, что является истиной, люди имеют два источника информации: то, что они реально воспринимают в физической реальности и то, что говорят другие. На всем протяжении своей жизни люди учатся оценивать оба эти источника информации. При многочисленных обстоятельствах они узнают по опыту адаптивную ценность обосновывания своего мнения и поведения на собственных взглядах на реальность. С другой стороны, многое из того, что они узнают о действительности, основывается на информации, предоставленной им окружающими, и их опыт, основанный на мнениях других людей, тоже позволяет адаптироваться. Более того, в большинстве случаев и их собственные мнения, и мнения других совпадают, обеспечивая людей устойчивым взглядом на окружающий мир. Однако при конформных обстоятельствах противопоставляются два источника информации, и личность оказывается перед противоречием, выбирая между этими в принципе надежными информационными базами. Если в соответствии с этим люди конформны, о них говорят, что они подвергаются информационному влиянию: они уступают мнениям других, потому что доверяют ему больше, чем собственному. Однако есть другая причина, по которой человек может уступить давлению группы. Раз мы зависим от окружающих в удовлетворении своих различных нужд, то мы, конечно, придаем огромное значение симпатии других людей к нам. Несогласие с другими может вызвать неприязнь или даже откровенное неприятие, и этот фактор склоняет нас к более положительным оценкам. Ради сохранения членства в группе люди вынуждены подчиняться мнениям других по нормативным причинам. Отсюда следует, что конформизм, вызванный желанием понравиться и нежеланием не нравиться, обусловлен нормативным влиянием.
Информационное и нормативное влияния (Deutsch and Gerard, 1955) являются в таком случае главными механизмами, при помощи которых группа воздействует на своих членов. Конечно, относительный вклад этих двух механизмов различается от случая к случаю. В каких-то обстоятельствах люди более конформны, потому что окружающие обеспечивают им информацию, тогда как в других случаях они конформны главным образом по нормативным причинам. Более того - и это является в равной степени важной отличительной особенностью и для того, и для другого — нормативное и информационное влияния, по-видимому, производят воздействие на различных уровнях. Если человек конформен главным образом, оглядываясь на чужое мнение о нем, он изменит свое внешнее поведение, утаив свое прежнее убеждение, но если он верит информации, предоставленной другими людьми, он еще вдобавок и изменит свое личное мнение. Отсюда можно выделить различия между социальным конформизмом, или уступчивостью, и личным конформизмом, или переменой убеждений. При существующих обстоятельствах исследователи в этой области используют методы публичного и индивидуального опроса для выяснения того, какие из форм влияния — нормативное или информационное -- наиболее значительный механизм изменения мнений. Результаты этих экспериментов показывают, что, по крайней мере, как и в исходном эксперименте Аша, нормативное влияние важнее, чем информационное. Это можно заключить из наблюдений того, что публично высказанные ответы намного более подвержены воздействию мнению группы, чем ответы, данные индивидуально (см. обзор Allen, 1965).
В более общем смысле, через манипуляцию различными характеристиками влияния, социальные психологи пытаются собрать доказательства теоретического предположения о том, что конформизм будет возрастать или снижаться в соответствии с объемом информационной и/или нормативной зависимости личности от группы.
Нормативное и информационное влияния: экспериментальные данные
Начав с нормативного влияния, Эндлер (Endler, 1965) показал, что прямое подкрепление конформных реакций приводит к возрастанию конформизма. В своих исследованиях Дойч и Джерард (Deutsh and Gerard, 1955) увеличили зависимость друг от друга членов группы, пообещав вознаграждение (билеты на бродвейскую пьесу) пяти группам, допустившим в суждениях наименьшее количество ошибок. Такая цель, очевидно делающая членов группы весьма зависимыми друг от друга для получения желаемого результата, повлекла за собой рост конформизма, в два раза превышающей конформизм при нормальных условиях. В работе Тибо и Стрикланда (Thibaut and Strickland, 1956) этот эксперимент был охарактеризован испытуемым как тест на способность к кооперации, и им сообщили, что группы будут сравниваться по этому критерию. Испытуемые при таком условии соревнования между группами проявляли конформизм в большей степени, чем те, для которых подчеркивалась точность индивидуального суждения. В качестве окончательного примера нормативного влияния Диттс и Келли (Dittes and Kelley, 1956) меняли статус испытуемых внутри группы. Они увидели, что члены группы со средним статусом проявляли больший конформизм, чем члены группы с очень высоким или очень низким статусом. Испытуемые с высоким статусом могут позволить себе несогласие, в то время как испытуемым с низким статусом нечего терять (они могут даже и вовсе не заботиться о группе); но испытуемые со средним статусом, проявляя конформизм, приобретают больше всего и больше всего теряют, не проявляя его.
Что касается роли информационного влияния, было показано, что восприятие одного субъекта как компетентного другими вкупе с самоуверенностью самого субъекта определяют объем конформизма (см., например, Mausner, 1954). В работе Ди Веста (Di Vesta, 1959) было показано, что больший конформизм наблюдался в последних испытаниях, если первые по большей части сопровождались нейтральными переживаниями (где большинство давало правильные ответы), так как при таких условиях испытуемый с наибольшей вероятностью посчитает других членов группы компетентными. Трудность задачи или двусмысленность стимула является еще одной независимой переменной, которая, используя информационный механизм, влияет на конформизм. Эти факторы содействуют большей неуверенности человека и большей степени его доверия к единодушным суждениям остальных (Asch, 1952; Crutchfield, 1955).
Число субъектов, составляющих большинство, является помимо всего еще одной переменной в нашем контексте. Аш (1951) экспериментировал с группами, размеры «большинства» которых варьировались от одного до шестнадцати. Одна персона не оказывала никакого влияния, но две уже вызывали 13% ошибок. С тремя конфедератами эффект конформизма разворачивался в полную силу и обеспечивал 33% ошибок. Добавление большего числа конфедератов не приводило к дальнейшему росту конформизма. Более поздние исследования (Gerard, Wil-helmy and Connely, 1968; Latane and Wolf, 1981) поставили под вопрос это заключение. Они полагают, что при дальнейшем увеличении размеров большинства в действительности конформизм будет возрастать с меньшей пропорциональностью количеству дополнительных участников. С другой стороны, степень воспринимаемой независимости источников влияния также важна. Добавление участников, составляющих большинство, приводит к большему влиянию только тогда, когда эти участники воспринимаются как независимые судьи, а не как овцы, бредущие за стадом, или же как члены группы, сообща принявшие решение. В работе Уилдера (Wilder, 1977) показано, что две независимые группы, состоящие каждая из двух человек, имеют больше влияния, чем одна группа из четырех человек, а три группы из двух влияют больше, чем две группы из трех, которые в свою очередь более конформны, чем одна группа из шести человек. Очевидно, независимые источники информации считаются более надежными, чем один сгруппированный источник.
Наконец, замечательная серия экспериментов, проведенных Алленом (Allen, 1975), продемонстрировала результат замены одного из конфедератов другим человеком, позиция которого отклонялась от мнения большинства. В том случае, когда испытуемому оказывали «поддержку» в лице конфедерата, отвечавшего до испытуемого и дававшего правильные ответы на все вопросы, конформность реального испытуемого резко снижалась до 5,5%. С целью попытаться выяснить, является ли пониженная конформность следствием разрушения единодушия большинства или тем, что испытуемый имеет теперь социальную поддержку (по отдельному пункту), Аш добавил условие, при котором конфедерат не соглашался с большинством и давал даже еще более неверные ответы, чем они. Следовательно, большинство больше не было единодушным, но испытуемый уже не получал социальной поддержки. Результаты показали, что крайний оппозиционер был почти так же эффективен с точки зрения снижения конформности, как и социально поддерживающий партнер. Разрушение единодушия тогда являлось бы решающим эффектом. Однако позже в работе Аллена и Левайна (Allen and Levine, 1968, 1969) показано, что это заключение верно только в отношении недвусмысленных ситуаций стимулирования, таких как в экспериментах Аша. При наличии расходящихся мнений только подлинная социальная поддержка могла привести к снижению конформности.
Роль социальной поддержки была в дальнейшем продемонстрирована экспериментами, в которых испытуемый имел партнера в первой части эксперимента, а затем этот партнер прекращал откликаться вследствие мнимого отказа оборудования (Allen and Bragg, 1965) или покидал комнату (Allen and Wilder, 1972). Даже при таком условии «неработающего» или отсутствующего партнера люди продолжали сопротивляться влиянию, по крайней мере, до тех пор, пока были уверены в том, что на их месте, под давлением, партнер отвечал бы точно так же. Но это еще не все. Когда испытуемому сначала давали партнера, который затем его бросал и присоединялся к неверному мнению большинства, испытуемый уже больше не проявлял былой «независимости». Наоборот, он уступал, как будто никогда и не имел партнера (Asch, 1955).
Хотя эффекты социальной поддержки можно отчасти интерпретировать в терминах нормативного влияния, поучительно рассмотреть их с информационной точки зрения. Рассмотрим сначала эффект «дезертирства»: понятно, что человек, узнав о том, что некто, чьим суждениям он доверяет (так как они совпадают с его собственными), изменил свою точку зрения, будет подвержен сильному влиянию со стороны поведения этого последнего. «Этот умный человек изменил свое мнение; я, пожалуй, поступлю так же, как и он, — ведь на него можно положиться!» Похожим образом и другие эффекты социальной поддержки предполагают, что отказ испытуемого от проявления конформности обусловлен тем, что, согласно Аллену, партнер, оказывающий социальную поддержку, дает независимую оценку реальности, достаточную для того, чтобы перевесить потенциальную информационную ценность ответов большинства. Данные экспериментов Аллена и Левайна (Allen and Levine, 1971) в значительной степени поддерживают эту интерпретацию. В этих экспериментах испытуемому тоже давали партнера, но при одном из двух условий поддержка была неполноценной. Партнер, хотя и дававший правильные ответы, не мог считаться надежным источником информации, так как испытуемому было известно, что у того крайне плохое зрение (это было очевидно по результатам до экспериментальной проверки, а также по тому, что партнер носил очки с толстыми линзами). Хотя такая неполноценная социальная поддержка достаточна для того, чтобы значительно ослабить конформность — по сравнению с ситуацией единодушного большинства, — полноценный партнер намного более эффективен. Один урок из всего этого очевиден: если вы боитесь подвергнуться влиянию группы (по крайней мере публично — а это как раз то, что зачастую происходит!), удостоверьтесь, что с вами находится партнер и желательно такой, на которого вы могли бы положиться в том, что он придерживается вашей позиции!