Отодвинем в сторону так называемые целенаправленные, организуемые или просто запускаемые извне слухи. Они не всегда подчиняются закономерностям неформальной коммуникации. В конце концов, можно нанять тысячу человек, которые побегут по городу, рассказывая всем встречным историю о том, каким трудоголиком является новый президент страны. Это обеспечит лишь неплохой однодневный PR-эффект. Однако этот слух иссякнет, как только закончатся выделенные деньги или устанут ноги у нанятых «слухмейкеров». В 1986 году в Афганистане гораздо более долговечным оказался специально запущенный нами в рамках PR-кампании по продвижению «светлого образа» нового президента Наджибуллы слух о том, что «последней в Кабуле гаснет лампочка в доме, где живет Наджиб, — в четыре часа утра».
В распространении данного слуха были использованы не «искусственные», а совершенно «естественные» технологии. В силу долгосрочного своего действия и высокой экономичности именно они представляют заведомо больший интерес. Вот почему в рамках политического PR нас интересуют спонтанные слухи, возникающие или по крайней мере развивающиеся самопроизвольно — они представляют собой особые формы информационной самодеятельности населения. Что касается слухов, специально «запускаемых» в массовое сознание, реально интересны лишь те из них, которые получают своего рода «второе рождение», сохраняясь (подчас в измененном виде) и самостоятельно распространяясь среди населения. Такие слухи, подхватываемые массовым сознанием, соответствуют ему — в отличие от тех «запускаемых» слухов, которые быстро затухают, «иссякая» в чужеродной среде.
|
|
Официальное руководство по психологическим операциям, принятое в американской армии', учит: основными инструментами создания и распространения слухов являются три момента: так называемые выравнивание, выпячивание и уподобление. Согласно технологии «выравнивания» текст слуха должен быть кратким и простым, поскольку подлежит устной передаче. Технология «выпячивания» опирается на закономерности селективного восприятия, когда из большого текста люди выбирают только ключевые моменты. Технология «уподобления» базируется на том, что слух отражает имеющиеся стереотипы и предубеждения. Понимание этого позволяет отобрать подходящие факты для будущего слуха. Общие правила: информация, которая не «выровнена», «выпячивается», становясь важной. Однако нельзя забывать: то, что «выпячивается» одной группой, вполне может быть «выровнено» другой. Слухи подпитываются такими эмоциями, как ненависть, страх и надежда.
Среди факторов возникновения и условий распространения слухов в политическом PR обычно учитываются интерес аудитории к той или иной проблеме и дефицит надежной информации на данную тему. Общее правило: нет проблемы — нет условий для слуха. Мало достоверной информации — есть почва для слуха. Интерес аудитории. Наиболее известны два фундаментальных условия, совпадение которых делает возможным и даже неизбежным возникновение слуха. Первое — наличие интереса массовой аудитории к определенной проблеме, ее высокая актуальность и связь с потребностями людей. Считается, скажем, невозможным распространить в среднеевропейском городе «слух-пугало» о якобы предстоящем повышении цен на верблюдов в Саудовской Аравии. Любой европеец, услышав об этом, почти наверняка поверит такому слуху, но никто не станет передавать его другим просто потому, что и для него, и для них это совершенно неактуально. Примеры невозможного слуха придумать легко — достаточно выделить наименее интересный вопрос для той или иной общности.
|
|
Напротив, даже самое невероятное по содержанию сообщение имеет шансы быть подхваченным и передаваться в качестве слуха, если оно вызывает интерес и отвечает потребностям людей.
Дефицит надежной информации. Второе условие возникновения слуха, помимо наличия интереса и соответствия потребностям, — неудовлетворенность этого интереса. При «естественных» неформальных коммуникациях жизнь сама порождает потребность в информации на ту или иную тему. Здесь важно уловить соответствующий момент и правильно сформулировать основы того слуха, который может понадобиться для политического воздействия. Надо иметь в виду, что
ИЗ ПРАКТИКИ PR |
Как использовать слухи, а слух надо «использовать» по назначению — слушать. Советская армия накопила определенный опыт использования слухов во время войны в Афганистане. При этом ставились вполне конкретные задачи. Например: «В ходе работы по дискредитации лидера вооруженных отрядов племени джидран Джалалуддина решено было углубить противоречия между ним и подчиненным ему руководством мелких групп. Для этой цели распространялись различнейшие по степени правдоподобности слухи» '. В некоторых случаях слухи подделывались под сообщения ВВС, поскольку этот канал считался самым популярным в воюющих племенах: «Наши помощники стали распространять информацию со ссылками на эту радиостанцию». Были определены те места, где общение носит наиболее интенсивный характер и потому распространение слуха наиболее оправдано: общение на базаре, в чайхане, беседа со случайным попутчиком в машине, которая движется в сторону района, контролируемого оппозицией. Поскольку разового воздействия было недостаточно, готовились целые блоки слухов. По времени функционирования слуха была установлена цифра в 12-15 дней, после которых слух «стирается» или вытесняется. Но сформированная им позиция все равно продолжает действовать. В блок слухов входили разнонаправленные сообщения: помимо порочащих, также и прославляющие, защищающие, соболезнующие слухи. Действие некоторых слухов было прослежено от начала и до. Например, исходя из того, что определенная часть афганцев идет на нарушение запретов, если знает, что они не первые, был запущен слух, что доставлено более ста миллионов афгани в качестве вознаграждения за сдаваемые властям американские ракеты «Стингер» и что уже более 20 человек поменяли свои «Стингеры» на миллион афгани. Через неделю появились желающие продать ракеты. |
Пиков Н. Наше оружие — слухи //Soldiers of Fortune. — 1995. — №4. — С. 37. |
потребность должна быть актуальной, то есть неудовлетворенной. При этом условии почти любое сообщение будет активно заполнять возникший информационный вакуум и пользоваться успехом, передаваясь в виде слуха. Слухи все время сопровождают человечество, поскольку дефицит информации с неизбежностью повторяется. В. Ходасевич приводил в своих записных книжках политические слухи начала XX века: «В 1915: "Знаете, Распутин с царицей ходят в баню и оттуда посылают радиограммы в Берлин". В 1917: "Знаете, Керенский перевез Тиме в Зимний Дворец и купается с ней в мраморной ванне". В 1919: "Знаете, Ленину явился во сне Гермоген"».
|
|
Люди испытывают ощущение неудовлетворенности интереса в двух случаях:
1) полное отсутствие всякой информации на данную тему;
2) имеющаяся информация не представляется аудитории надежной.
Чаще всего это является следствием недоверия к официальным, правительственным источникам информации. Именно в таких случаях расцветает «информационный андеграунд» и реактивно возникает, причем самопроизвольно, альтернативное официальной информации «массовое народное творчество» в виде обилия самодеятельных слухов на наиболее интересные темы.
Помимо названных основных условий, естественному возникновению и распространению слухов содействует ряд дополнительных. К ним относятся уровень эмоционального напряжения в общности, в которой возникает слух, и связанная с ней потребность в эмоциональной разрядке посредством интенсификации массового общения. Потребность в регуляции эмоциональных состояний является общим условием формирования масс. Это относится и к их информационному поведению.
С другой стороны, существует и влияние противоположного фактора — длительного пребывания общности в эмоционально обедненной, «скучной» ситуации и потребность в эмоциональной «подзарядке», в эмоциональном насыщении. Такая потребность всегда требует удовлетворения.
По мнению Р. Л. Росноу, специально занимавшегося исследованием психодинамики неформальных коммуникаций в целом, слухи как особый информационный феномен играют сильную эмоционально-облегчающую, почти катарсическую роль. Это соответствует закону Г. Олпорта — Л. Постмэна: интенсивность слуха (вероятность возникновения, скорость и масштаб распространения, степень влияния на поведение толпы) прямо связана с его правдоподобностью и представляет собой функцию, производную от значимости его содержания и уровня неопределенности информации по интересующему вопросу. Это может быть выражено формулой:
|
|
интенсивность слуха = заинтересованность + неопределенность