Уравнение движения трактора и автомобиля

Выясним, какие силы и моменты действуют на трактор (автомобиль), выделим из них силы движения и сопротивления: сила тяжести G (вес) машины, приложенная в центре тяжести и направленная вертикально вниз; ведущий крутящий момент Мвед, подводимый от двигателя, установленного на машине, к оси ведущих колёс; момент сопротивления качению ведомых колёс Мfвм; момент сопротивления качению ведущих колёс Мfвщ; сила сопротивления перекатыванию Pf машины, параллельная направлению движения; касательная сила тяги Ркφ ведущих колёс машины; нагрузка Ркр на крюке, которая изменяется в зависимости от скорости движения и других факторов.

Уравнение движения трактора (автомобиля) напишем в форме Лагранжа:

где t – время; К – кинетическая энергия машины, движущейся со скоростью v; q – обобщённая координата; Qоб - обобщённая сила; Qоб = δА/δх.

Здесь δА – сумма работ всех заданных сил и моментов; δх – возможное перемещение.

Кинетическая энергия машины

К = mv2/2+Jпр ·ωk2/2,

где m – масса поступательно движущихся частей машины; Jпр – приведенный к оси ведущих колёс момент инерции вращающихся масс двигателя и трансмиссии; ωk – угловая скорость вращения ведущих колёс.

Значение Jпр можно определить по формуле

Jпр=J д ·iтр2 ·ηтр+Σ Jх · iх2 · ηх+Jk (13.1)

где Jg, Σ Jх и Jk - моменты инерции вращающихся масс соответственно трансмиссии и от рассматриваемых шестерён до оси ведущих колёс; ηтр и ηх - КПД данных передач.

Здесь iтр = ω д / ωk, ix = ωx/ ωk; ω д и ωх – угловые скорости вращения соответственно коленчатого вала двигателя и шестерён трансмиссии.

На рис.13.1 условно показаны вращающиеся массы двигателя и трансмиссии машины, обозначены их моменты инерции и угловые скорости вращения.

Так как q = x, т.е. это перемещение машины по оси х, а ωk= v/rk, то .

Здесь rк – радиус ведущего колеса.

K= mv2/2 + Jпр · v2/(2rk2) = (mv2/2)[1+ Jпр/m rk2)] = δвр · mv2/2,

ðk/ðx=0,

где δвр – коэффициент учёта вращающихся масс:

δвр=1+ Jпр/(m rk2) 1,05…1,25.

Рисунок 13.1 - Динамическая схема вращающихся частей трактора (автомобиля)

Подставив эти выражения в уравнение (13.1), получим

[ вр·mv2/2)] = Qоб или δвр·mdv/dt = Qоб. (13.2)

Дифференциальное уравнение движения трактора (автомобиля) в общем виде получим после соответствующих подстановок в уравнения (13.2)

δвр·m = P Pсопр или (13.3)

где =Pf + Pкр ·cosγкр+ Pω+ G ·sinα – сумма сил сопротивления движению машин.

Здесь Pf, Pкр, Pω, G – силы соответственно перекатыванию, сопротивления воздуха, на крюке, тяжести машины; α – угол подъема дороги; γкр – угол наклона силы на крюке Pкр к горизонтали.

Из уравнения движения (13.3) получим выражение для тягового баланса машины – соотношения движущих сил и сил сопротивления движению

P = Σ Pсопр ± δвр ·Pj, (13.4)

где Pj = mj – сила инерции поступательно движущихся масс; j = dv/dt – ускорение поступательно движущихся масс машины.

Основная литература [6, с. 309…311]

Дополнительная литература [13, с.17…20]

Контрольные вопросы:

1. От каких параметров зависит приведенный к оси ведущих колёс момент инерции вращающихся масс двигателя и трансмиссии трактора (автомобиля)?

2. Напишите выражение дифференциального уравнения движения трактора (автомобиля) в общем виде.

3. Напишите выражение для тягового баланса машины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: