double arrow

И движение связанных тел

Цель урока: распространить решение прямой и обратной задачи механики на случай движения тела под действием нескольких сил и движение связанных тел.

Тип урока: комбинированный.

План урока: 1. Вступительная часть 1-2 мин.

2. Опрос 15 мин.

3. Объяснение 25 мин.

4. Задание на дом 2-3 мин.

II. Опрос фундаментальный: Движение под действием силы трения.

Задачи:

1. Чему должен быть равен минимальный коэффициент трения между шинами двух задних ведущих колес и поверхностью наклонной дороги с уклоном 300, чтобы автомобиль мог двигаться по ней вверх с ускорением 0,6 м/с2? Нагрузка на колеса распределена равномерно. Размерами автомобиля пренебречь.

2. Брусок массой m из состояния покоя под действием силы F, направленной вдоль горизонтального стола, начинает двигаться по его поверхности. Через время Δt1 действие силы F прекращается и, спустя время Δt2 после этого, брусок останавливается. Чему равна сила трения, действующая на брусок во время движения? На какое расстояние брусок переместится за все время движения?

3. Два шарика одного и того же диаметра, имеющие массы 1 кг и 2 кг, связаны между собой легкой и длинной нерастяжимой нитью. Шарика сбросили с достаточно большой высоты над Землей. Найдите натяжение нити при установившемся падении шариков.

Вопросы:

  1. Чем объяснить, что при буксовании колес тепловоза или автомобиля сила тяги значительно падает?
  2. Равно ли время подъема камня, брошенного вертикально вверх, времени его падения?
  3. Можно ли измерить среднюю скорость ветра, бросая с некоторой высоты легкий предмет. Например, кусочек ваты?
  4. Если локомотив не может сдвинуть тяжелый поезд с места, то машинист применяет следующий прием: он дает задний ход и, толкнув состав немного назад, затем дает передний ход. Объясните.
  5. Скрип дверных петель и пение скрипки объясняется тем, что максимальная сила трения покоя больше силы трения скольжения. Так ли это?
  6. Почему скорость дождевых капель не зависит от высоты туч и сильно зависит от размеров капель?
  7. Скорость падения капель одного ливня может различаться в 10 раз. Почему?
  8. Почему взлет и посадка самолета всегда производится против ветра?
  9. Камень брошен вертикально вверх. В каких точках траектории камень будет иметь максимальное ускорение, если сопротивление воздуха растет с увеличением скорости камня? Как будет изменяться скорость камня?

III. Объясните на примерах задач, решаемых учителем.

Задачи:

1. С каким ускорением движется брусок по наклонной плоскости с углом наклона 30о при коэффициенте трения 0,2? При каком условии брусок будет скользить (tg αμ)? Рассмотреть оба случая: движение вверх, движение вниз.

2. Устройство, показанное на рис. 1, в котором два груза поддерживаются блоком, называется машиной Атвуда. Считая, что блок не обладает ни массой, ни трением, вычислите: а) ускорение системы; б) натяжение нити. Проверка справедливости второго закона Ньютона и измерение ускорения свободного падения с помощью машины Атвуда.

3.

 
 

Рис. 3
Две одинаковые бусинки могут двигаться без трения по гладкому горизонтальному стержню (рис. 2). Они связаны друг с другом куском легкой и нерастяжимой нитью длиной L, к середине которой привязана третья такая же бусинка. Первоначально бусинки на нити удерживают, куски нити при этом составляют друг с другом угол 60о. Бусинки одновременно отпускают. Найти ускорение бусинок сразу после этого. Найти скорость нижней бусинки перед ударом бусинок на стержне друг о друга. Для связанных тел при условии, что нить натянута и нерастяжима: cos α = cos β. (Рис. 3).

IV. § 38 Упр. 20, № 1-4.

1. Предложите конструкцию прибора, позволяющего измерять силу нормального давления на наклонную плоскость при различных углах наклона.

2. С какой минимальной силой, и под каким углом к горизонту нужно тянуть за веревку, чтобы равномерно перемещать санки массой 10 кг по горизонтальному асфальту, если коэффициент трения скольжения 0,7?

3. На наклонную плоскость положили шайбу и сообщили ей скорость, направленную вдоль плоскости вверх. Коэффициент трения шайбы о плоскость μ. Найдите угол наклона плоскости к горизонту, при котором шайба пройдет минимальное расстояние до остановки.

Я мыслю, стало быть, существую.

Декарт

Урок 45/25. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Цель урока: закрепить знания, полученные при изучении движения тела под действием нескольких сил.

Тип урока: решение задач.

Оборудование: микрокалькулятор.

План урока: 1. Вступительная часть 1-2 мин.

2. Опрос 10 мин.

3. Решение задач 20 мин.

4. Самостоятельная работа 10 мин.

5. Задание на дом 2-3 мин.

II. Опрос фундаментальный: 1. Движение тела под действием нескольких сил. 2. Движение связанных тел.

Вопросы:

1. Почему легче плыть, чем бежать по дну по пояс погруженным в воду?

2. Шарик для тенниса бросили вертикально вверх. Что займет больше времени – подъем или спуск? Почему?

3. Как с помощью машины Атвуда измерить ускорение свободного падения?

4. На доску положили два одинаковых кирпича – один плашмя, а второй на ребро. Какой кирпич соскользнет с доски первым, когда доску станут наклонять?

5. Что движется с большей скоростью, плот или вода?

6. Почему со скользкого обледеневшего склона прохожие нередко спускаются бегом?

7. Телу сообщают начальную скорость вверх по наклонной плоскости. Тело скользит вверх, а потом вниз. Нарисуйте график проекции скорости тела от времени.

8. Какая из двух тележек быстрее доедет до края стола: к которой приложена сила 20 Н или, к которой через блок прикреплен груз весом 20 Н?

9. Почему нельзя учесть сопротивление воздуха при описании движения падающих тел путем простого уменьшения ускорения свободного падения?

Задачи:

1. С каким ускорением движутся груз и брусок на рисунке, если высота наклонной плоскости 60 см, ее длина 1 м, масса бруска 0,5 кг, коэффициент трения бруска о плоскость 0,25? Решить задачу при следующих значениях массы груза: а) 0,1 кг; б) 0,5 кг.

2. На горизонтальной поверхности лежит доска массой 10 кг, а на доске – брусок массы 1 кг. Какую минимальную силу в горизонтальном направлении надо приложить к доске, чтобы брусок соскользнул с неё? Коэффициент трения между бруском и доской 0,1, между поверхностью и доской 0,3.

3. Ледяная горка составляет с горизонтом угол 10о. По ней пускают вверх камень, который, поднявшись на некоторую высоту, затем соскальзывает по тому же пути вниз. Каков коэффициент трения, если время спуска в два раза больше времени подъема?

4. Груз массой 10 кг поднимается вверх с помощью системы подвижного и неподвижного блоков. Определите ускорение груза, если к концу нити, перекинутой через неподвижный блок, подвешен груз массой 6 кг. Массой нити и блоков пренебречь (рис. 1).

III. Задачи:

  1. При каком ускорении блока груз массой 2 m будет иметь ускорение, равное g /10? (рис. 2).
  1. Тело массой m движется вверх по вертикальной стене под действием силы F, направленной под углом α к вертикали. Определить, с каким ускорением движется тело, если коэффициент трения тела о стену μ.

IV. Задачи:

1. На горизонтальном столе лежит брусок массой 2 кг, на котором находится брусок массой 1 кг. Оба бруска соединены легкой нитью, перекинутой через невесомый блок. Какую силу нужно приложить к нижнему бруску, чтобы он начал двигаться от блока с постоянным ускорением 5 м/с2? Коэффициент трения между брусками 0,5, между нижним бруском и столом 0,2.

2. Тело массой m соскальзывает с наклонной плоскости с ускорением а. Каким будет ускорение, если тело прижать с силой N еще одной плоскостью, параллельной наклонной? Коэффициент трения скольжения между телом и плоскостями одинаков и равен μ.

3. По деревянным сходням, образующим угол α с горизонтом, втаскивают за веревку ящик. Коэффициент трения ящика о сходни μ. Под каким углом к горизонту следует тянуть веревку, чтобы втащить ящик с наименьшим усилием?

4. Система, состоящая из клина массы М и тела массой m, находится на наклонной плоскости с углом наклона α. Верхняя грань клина горизонтальна. Определите ускорения клина и тела. В каком направлении движется тело? Трением пренебречь.

V.

Подготовиться к выполнению контрольной работы № 4.

"Радость научного познания происходит от совпадения … преданных первообразов с поведением внешних объектов".

В. Гейзенберг

Урок 46/26. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4

Когда отцеплюсь от сиденья, меня оторвет, унесет.

А.И.Тихомиров


Урок 47/27. ДВИЖЕНИЕ НА ПОВОРОТАХ

Цель урока: установить природу сил, обеспечивающих движение тела по окружности. Дать представление о силах инерции, возникающих в неинерциальных системах отсчета.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: центробежная машина, диск вращающийся с принадлежностями, стальной цилиндр, лоток, брусок в форме параллелепипеда, клин, модель центрифуги, двигатель универсальный с центробежным насосом, конический маятник.

План урока: 1. Вступительная часть 1-2 мин.

2. Опрос 10 мин.

3. Объяснение 25 мин.

4. Закрепление 5 мин.

5. Задание на дом 2-3 мин.

II. Опрос фундаментальный. Движение связанных тел.

Задачи:

1. Тело массой 200 кг равномерно тянут с силой 1500 Н вверх по наклонной плоскости с углом наклона 30о. С каким ускорением будет соскальзывать тело с наклонной плоскости, если его отпустить?

2. На нерастяжимой нити висит груз массы m. Нить перекинута через невесомый блок, а другой конец нити привязан к противовесу, лежащему на столе. Блок начинают поднимать по вертикали с постоянным ускорением α. При какой массе противовеса он не оторвется от стола?

Вопрос:

1. Капля дождя, падая с большой высоты, испаряется. Как это влияет на ее движение?

2. Дан деревянный брусок, динамометр и дощечка, расположенная под малым углом наклона. Если измерить силу тяги при движении бруска по дощечке вверх или вниз, то можно определить коэффициент трения и угол наклона дощечки к горизонту. Так ли это?

3. Какой минимальной силой можно удержать на месте брусок массой m, лежащий на гладкой наклонной плоскости с углом при основании ?

4. Под каким углом нужно наклонить кузов самосвала, чтобы сыпучий груз, находящийся в нем, высыпался при коэффициенте 0,6?

5. Какие капли дождя падают быстрее – крупные или мелкие? Почему?

6. Можно ли без эксперимента оценить вашу способность сдвинуть с места книжный шкаф?

III. Демонстрация движения по окружности металлического цилиндра в лотке. Какая сила обеспечивает движение цилиндра по окружности? Сила трения?! Она мала! Сила реакции?! А почему возникает сила реакции? Тело стремится сохранить свое прямолинейное движение!

Какая сила вызывает движение по окружности бруска на вращающемся диске? Сила трения покоя! Какую максимальную линейную скорость может иметь брусок (машина, велосипед) при движении по окружности?

Задачи:

1. С какой максимальной скоростью может двигаться автомобиль по окружности радиуса 50 м, если коэффициент трения скольжения равен 0,6? Каков угол наклона велосипедиста (мотоциклиста) к горизонту. Почему брусок не соскальзывает, если под него положить клин (демонстрация)? Движение автомобиля по профилированной дороге.

2. Найти угол наклона профилированной дороги, при котором автомобиль может двигаться со скоростью 54 км/ч по окружности радиусом 50 м в условиях отсутствия трения.

Какой может быть скорость по профилированной дороге при наличии трения? Примеры: дороги в горах, подъем наружного рельса по отношению ко внутреннему на железнодорожных закруглениях.

3. Определить период обращения конического маятника, если его длина 50 см, а угол, образуемый нитью с вертикалью 60о (демонстрация). Можно ли конический маятник заставить вращаться так, чтобы нить была горизонтальна?

Дополнительный материал. Сила инерции. А почему возникает сила инерции? Пример с лифтом. Для неподвижного наблюдателя, относительно которого лифт движется вверх с ускорением , ma = N – F т и N = F т + ma. Для наблюдателя, который находится в лифте (неинерциальная система отсчета), N > F т, однако тело в покое (1-й закон Ньютона не выполняется). Если ввести фиктивную силу инерции, то N = F т + F ин, а F ин = ma и направлена она в сторону, противоположную ускорению.

"Паспорт" силы инерции:

  1. Фиктивная сила (возникает в неинерциальных системах отсчета);
  2. Модуль Fин = m α;
  3. Точка приложения (центр тяжести тела);
  4. Направление (в сторону, противоположную ускорению).

Состояние невесомости в кабине космического корабля, движущегося по орбите искусственного спутника Земли: + = 0; в кабине корабля, движущегося по инерции на большом расстоянии от Солнечной системы = 0; жидкость не создает гидростатического давления (нет архимедовой силы); Солнце не оказывает влияния на вес тел на Земле.

Сила инерции возникает и во вращающихся телах. Именно инерция отбрасывает нас к внешнему ободу вращающейся карусели или прижимает к стенке вращающейся центрифуги, создавая силу реакции, обеспечивающую движение тела по окружности. Инерция разрывает слишком быстро вращающийся маховик, именно эта тенденция сбрасывать с себя вещество приводит к утолщению Земли на экваторе. Наблюдался ли бы этот эффект, если бы Земля была единственным объектом во Вселенной?

Сила инерции, как и сила тяжести, пропорциональна массе тела, поэтому ее можно использовать для создания искусственной тяжести. Фактор перегрузки: Ф = .

Примеры. Естественное разделение сливок (ρ = 0,93 г/см3) и цельного молока (ρ = 1,04 г/см3) в поле силы тяжести. Сепаратор. Центрифуга (центрифугирование взвеси мела в воде). Центробежные насосы (демонстрация).

4. Поезд движется со скоростью 72 км/ч. Каково наименьшее время торможения поезда до полной остановки, безопасное для спящих пассажиров (чтобы они не упали с полки)? Коэффициент трения о полку 0,3.

IV. Задачи:

1. С какой максимальной скоростью может ехать мотоциклист по горизонтальной плоскости, описывая дугу радиусом 100 м, если коэффициент трения резины о почву 0,4? На какой угол от вертикального положения он при этом отклоняется?

2. На сколько следует на закруглении пути приподнять наружный рельс по отношению к внутреннему, если при скорости движения 54 км/ч и радиусе кривизны закругления 300 м давление на оба рельса одинаково. Ширина пути 1,524 м.

3. Самолет, пролетающий со скоростью, равной 360 км/ч, описывает в горизонтальной плоскости дугу радиусом 400 м. Под каким углом при этом наклоне на плоскость крыльев самолета к плоскости Земли?

4. В цирковом аттракционе мотоциклист едет по внутренней поверхности вертикального цилиндра радиусом 10 м. При какой скорости велосипедиста это возможно, если коэффициент трения между колесами мотоцикла и поверхностью цилиндра 0,5? Размерами мотоцикла можно пренебречь. Стихотворение: "Мы - мотоциклисты, мчимся вверх …".

5. К потолку вагона подвешен на нити шарик. При движении вагона по окружности со скоростью 108 км/ч нить отклоняется от вертикали на угол 300. Найти радиус окружности.

6. С потолка лифта высотой 3 м, движущегося вверх с ускорением 5 м/с2, упал болт. За какое время он достигнет пола (решить задачу в ИСО и в неинерциальной системе отсчета)?

Вопросы:

  1. На диске центробежной машины лежит шайба. Если постепенно увеличивать скорость вращения диска, то наступает момент, когда шайба соскользнет с диска. Какие измерения в данном опыте вам необходимо провести, чтобы определить коэффициент трения шайбы о диск?
  2. Почему на поворотах не следует резко тормозить?
  3. Вертолет совершает маневр, двигаясь по окружности. В какой системе отсчета пассажир находится в равновесии, и, относительно какой системы отсчета, движется с ускорением?
  4. Почему сиденья вращающейся карусели независимо от их массы отклоняются на один и тот же угол, увеличивающийся с ростом угловой скорости?
  5. Как положить находящийся на столе шарик в банку, не прикасаясь к нему руками? Центробежные силы пропорциональны квадрату частоты обращения.
  6. Где легче луноходу «не вписаться в поворот» - на Земле или на Луне?
  7. Отчего при сплаве леса бревна часто выносит на берег при поворотах реки?
  8. Внутри искусственного спутника Земли предметы находятся в невесомости. Является ли движение тел внутри спутника движением по инерции?
  9. Объясните причину разрыва маховых колес, наступающего при чрезмерном возрастании скорости вращения.
  10. Наклон следов капель на наружной поверхности бокового стекла автобуса зависит от его скорости, а на внутренней поверхности стекла – от ускорения. Так ли это?
  11. Почему непригодны жесткие валы при частоте вращения несколько десятков тысяч оборотов в минуту?
  12. Вертикальны ли вертикальные стены домов?
  13. «Колесо смеха» представляет собой круглую платформу, вращающуюся вокруг вертикальной оси, проходящей через её центр. Почему люди начинают сползать к её краям при увеличении угловой скорости? Почему людям кажется, что они стоят на наклонной плоскости и чем больше расстояние до центра колеса, тем круче эта плоскость?
  14. В системе Солнце – Земля имеется 5 точек (точки Лагранжа), в которых сумма сил, действующих на помещенное в эту точку вращающееся вокруг Солнца небольшое тело равна нулю (точки либрации). Докажите это.
  15. Почему металлическая гайка начинает погружаться в песок, если сосуд с песком привести в быстрое вращение в горизонтальной плоскости вокруг некоторой пространственной оси (вибросепарация)?
  16. Почему катящаяся по столу монета, чуть наклонившись, продолжает далее движение по окружности?
  17. Найдите ошибку в высказывании политика: "Центростремительные силы должны превышать центробежные".
  18. Как быстро должна вращаться планета, чтобы началось ее разрушение?

Дополнительные задачи:

1. Какие перегрузки испытывает белье в центрифуге стиральной машины, если диаметр центрифуги равен 20 см, а частота ее обращения составляет 3000 об/мин?

2. Колена U-образного сосуда удалены друг от друга на 15 см. Найдите максимальную разность уровней воды в них, если сосуд движется с горизонтальным ускорением 6 м/с2.

3. Проволока рвется при растяжении, когда сила натяжения достигает значения Т. Из нее спаяли кольцо радиуса Р, массой m и раскрутили вокруг его оси. При какой критической угловой скорости кольцо порвется?

V.

Подготовиться к выполнению лабораторной работы № 5.

Но мне кажется, что пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом…

Леонардо да Винчи

Урок 48/28. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести

Цель работы: убедиться в том, что при движении тела по окружности под действием нескольких сил их равнодействующая равна произведению массы тела на его ускорение.

Тип урока: лабораторная работа.

Оборудование: штатив с муфтой и кольцом, прочная нить, лист бумаги с начерченной окружностью радиусом 15 см, груз из набора по механике, линейка с миллиметровыми делениями, часы с секундной стрелкой, динамометр.

План урока: 1. Вступительная часть 1-2 мин.

2. Вводный инструктаж 5 мин.

3. Выполнение работы 30 мин.

4. Подведение итогов 5 мин.

5. Задание на дом 2-3 мин.

II. Инструктаж учащегося:

Как определить ускорение тела, движущегося по окружности? Как определить период вращения тела? Какой маятник называют коническим? Как определить ускорение груза конического маятника (aср)? Сформулируйте второй закон Ньютона. Как определить модуль равнодействующей силы, действующей на груз конического маятника (Fср)? Как измерить модуль равнодействующей силы, действующей на груз конического маятника (Fэ)? Как сравнить два полученных значения силы F1 и F2?

; ;

III. Ход работы:

t, c tср, с N m, кг r, м aср, м/с2 Fср, Н Fэ, Н
1.                
2.  
3.  
4.  
5.  

IV. Выводы:

V. № 231, 275, 282 – Р

1. Подготовиться к выполнению контрольной работы № 5.

2. Покатите по столу монету. Почему монета наклоняется и движется по дуге окружности, когда скорость ее уменьшается?

3. Предложите конструкцию прибора для измерения ускорения тела (акселерометра), угловой скорости (тахометра).

4. С помощью диска проигрывателя определите коэффициент трения скольжения.

5. Помешивая ложечкой в чашке чая, выньте ее: чаинки на дне, разбежавшиеся к краям, соберутся к середине. Почему?

6. Докажите, что поверхность жидкости, вращающейся как единое целое в стакане, принимает форму параболоида.

7. Раскрой зонтик, упри его концом в пол и раскрути. Внутрь зонтика положи мяч. Что происходит с мячом? Почему?

8. Какой должна быть минимальная длина троса, один конец которого закреплен на Земле, а другой уходит в космическое пространство, чтобы он висел не падая?

"Главное – понять, для чего тебя создал Бог".

Екатерина Щербаченко

Урок 49/29. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5

Дайте мне точку опоры – и я переверну Землю.

Архимед

Урок 50/30. ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИКИ

Цель урока: дать представление о двух условиях равновесия твердого тела.

Тип урока: лекция.

Оборудование: набор по статике с магнитными держателями, диск вращающийся, два динамометра, диафильм «Устойчивость».

План урока: 1. Вступительная часть 1-2 мин.

2. Лекция 35 мин.

3. Закрепление 5 мин.

4. Задание на дом 2-3 мин.

II. Вопросы для повторения:

  1. Почему змея, которую схватили за хвост и быстро вращают, не в силах свернуться и укусить человека?
  2. Почему соревнования по картингу на Луне происходили бы с меньшей скоростью?
  3. Точно ли направление к центру Земли указывает отвес в Новокузнецке?
  4. Почему для ускорения выливания жидкости из бутылки надо придать жидкости быстрое вращательное движение?
  5. Почему в ускоренно движущемся лифте нельзя обнаружить изменение веса тела человека с помощью рычажных весов?
  6. Как определить скорость движения поезда по известному углу наклона поверхности жидкости в бутылке к горизонту?
  7. Куда отклоняется пламя свечи в фонаре, находящемся на вращающейся карусели?
  8. На горизонтальном столе в купе поезда лежит уровень, сориентированный в направлении движения поезда. Куда и почему будет перемещаться пузырек при торможении поезда?

Задачи:

1. В вагоне поезда, идущего горизонтально и равномерно со скоростью 20 м/с по закруглению радиуса 200 м, производится взвешивание груза с помощью динамометра, подвешенного к потолку вагона. Масса груза 5 кг. Угадайте результат взвешивания.

2. На горизонтальной поверхности лежит доска массой 10 кг, а на доске – брусок массы 1 кг. Какую минимальную силу в горизонтальном направлении надо приложить к доске, чтобы брусок соскользнул с неё? Коэффициент трения между бруском и доской 0,1, между поверхностью и доской 0,3.

3. Водитель автомобиля, движущегося со скоростью υ, внезапно увидел перед собой высокую стену, преграждающую дорогу. Что ему делать: затормозить или свернуть в сторону, не изменяя скорости?

4. Через невесомый блок пропущена нерастяжимая нить, к концам которой прикреплены грузы массами m 1 и m 2. Система расположена на гладком горизонтальном столе. Блок за ось тянут с силой F, как показано на рисунке. Найдите ускорения грузов и ускорение блока.

5. Наклонная плоскость, образующая с горизонтом угол 30о, движется с ускорением , направленным влево (вправо, вверх, перпендикулярно плоскости рисунка). При каких значениях а тело, находящееся на наклонной плоскости, будет скользить вдоль нее? Коэффициент трения между телом и плоскостью 0,3.

6. Небольшой груз массой m лежит на длинной доске массой М. Коэффициент трения между доской и грузом равен µ1, а между доской и столом - µ2. По доске наносят удар, и она начинает двигаться поступательно со скоростью υ0 по поверхности стола. Определить время, через которое прекратится скольжение груза по доске.

III. При каком условии тела получают ускорение?

Часто необходимо знать, при каких условиях тела наоборот не получают ускорения (находятся в состоянии равновесия), например, при постройке мостов, зданий, опор, подвесов и т.д. Архитекторы и инженеры должны уметь рассчитывать силы, действующие на конструкционные элементы зданий, мостов, станков, автомобилей и других объектов в состоянии равновесия, поскольку любой материал может разрушиться, если приложить к нему слишком большую силу. Знание сил, действующих в мышцах и суставах человека, очень важно для медицины (лечение травм) и не менее важно для научного подхода к занятиям спортом.

Примеры тел, находящихся в равновесии: груз на столе.

Статика – часть механики, в которой изучается равновесие твердых тел. Абсолютно твердым называется тело, расстояние между частями которого не меняется при действии на него сил.

Всякое тело может двигаться поступательно и, кроме того, вращаться вокруг какой-нибудь оси. При равновесии тело не должно ни двигаться, ни вращаться!

Что необходимо для того, чтобы тело не двигалось поступательно? Понятие центра тяжести тела и центра масс тела. Центр масс тела – точка, через которую проходят все линии действия сил, вызывающих поступательное движение тела.

Центр масс тела и его координаты:

Центр тяжести тела – точка приложения равнодействующей всех сил тяжести.

Центр масс тела совпадает с центром тяжести тела (демонстрация).

Вывод:При движении тела его центр масс движется так, как двигалась бы материальная точка, имеющая массу, равную массе тела, под действием всех приложенных к телу сил. Силу можно переносить только по линии ее действия или параллельно самой себе в центр масс тела!

Как будет двигаться тело, если равнодействующая всех внешних сил, действующих на тело, равна нулю? Центр масс будет покоиться, ведь равнодействующая приложенных к нему сил равна нулю!

Первое условие равновесия:Векторная сумма всех внешних сил, действующих на тело, должна быть равна нулю.

Для того чтобы тело находилось в равновесии, одного лишь первого условия недостаточно. Сумма пары сил, действующих, например, на диск, равна нулю, но диск не находится в равновесии, поскольку он может вращаться. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Какие силы могут вызвать поворот тела? Всякая ли сила вызывает поворот? Поворот тела по часовой стрелке и против часовой стрелки. Что нужно сделать для того, чтобы тело не поворачивалось (демонстрация)?

Вывод: Силу, вызывающую поворот по часовой стрелке, необходимо скомпенсировать другой силой, вызывающей поворот против часовой стрелки. Всегда ли эти силы равны по модулю?

Момент силы () – свойство тела оказывать влияние на данное тело, приводящее к его вращению, измеряемое произведением силы на плечо.

Направление вектора момента силы: правило правой руки.

Единица момента силы в СИ: [M] = [H · м]

Второе условие равновесия:Векторная сумма всех внешних моментов сил, действующих на твердое тело, должна быть равна нулю относительно любой точки тела.

Если внешние силы действуют в плоскости, то векторное равенство можно заменить скалярным: M1z + M2z + … + Mnz = 0

Правило рычага: F1d1 – F2d2 = 0 и F1d1 = F2d2.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (равнодействующая системы сил): результат действия силы зависит от ее величины, направления и точки приложения (пример со стулом). Для определения равнодействующей системы сил точку приложения любой силы можно переносить по линии ее действия в любую точку твердого тела: . Система сил всегда имеет равнодействующую, если 0

Как определить точку приложения равнодействующей силы? Условие: момент равнодействующей силы относительно любой оси вращения равен относительно этой же оси. Любая система сил, приложенных к телу, если 0, имеет равнодействующую или .

Вопросы:

1. Если быстро движущийся автомобиль резко затормозит, то его передок опускается книзу. Почему это происходит?

2. Почему во время прыжка с трамплина лыжник наклоняет корпус вперед?

3. Почему согнутой в локте рукой можно поднять больший груз, чем вытянутой?

4. Почему нельзя встать со стула, если не наклонить корпус вперед?

5. Муравей решил утащить к муравейнику соломинку. Как ему следует поступить, если сила, с которой он может тащить соломинку несколько меньше максимальной силы трения покоя?

6. Какими тремя способами можно определить положение центра тяжести треугольника (четырехугольника)? Центр тяжести треугольника лежит на пересечении его медиан!

7. Как определить положение центра масс фигуры, изображенной на рисунке?

8. Почему на большой скорости автобус на повороте наклоняется в сторону, противоположную повороту, но не падает, как велосипедист?

9. Можно ли и как переносить точку приложения силы в твердом теле?

10. Почему человек не может сохранить горизонтальное положение на воде, если не двигает ни руками, ни ногами?

11. Где легче опрокинуться луноходу на вираже - на Земле или на Луне?

12. Два одинаковых диска находятся на равном расстоянии от края стола. На диск одновременно начинают действовать одинаковые силы, приложенные у одного диска к легкой нити, прикрепленной к его центру, а у другого – к легкой нити, намотанной на диск. Какой диск достигнет края стола раньше?

IV. Задачи:

1. Вычислить силы натяжения и двух шнуров, на которых подвешена люстра массой 200 кг.

2. Велосипедист движется с постоянной скоростью 36 км /ч по кругу радиусом 34 м. Под каким углом α к вертикали он должен наклонить велосипед? А если не наклонит?

Почему пол уходит из под ног, когда автобус трогается с места?

3. Каков должен быть минимальный коэффициент трения материала стенок куба о горизонтальную плоскость, чтобы можно было его опрокинуть через ребро горизонтальной силой, приложенной к верхней грани? Чему должна быть равна приложенная сила? А если сила приложена под углом 45о к противоположной грани?

4. Два ученика на субботнике переносят бревно, положив его на плечи. Один из них подставил плечо под край бревна, другой – на некотором расстоянии от другого края. Какой из учеников прикладывает большее усилие (задачу решить с числовыми примерами)? Как очень быстро определить центр тяжести неоднородного стержня (линейки)?

5. Бумажный цилиндр длиной L висит на нити на расстоянии 2L от стола. Внутри цилиндра на его торце сидит муха. Масса цилиндра вдвое больше массы мухи. Нить пережигают, и потревоженная муха за время падения цилиндра перелетает к верхнему торцу цилиндра и садится на него. Через какое время после пережигания нити цилиндр ударится о стол?

6. На гладком горизонтальном столе вращается однородный стержень постоянного сечения вокруг вертикальной оси О с угловой скоростью ω. Масса стержня m, ОА =L, АВ = 4L. Определите силу натяжения стержня в сечение А.

V.

Подготовиться к выполнению лабораторной работы № 6.

1. Как легче всего сломать спичку?

2. Сконструируйте гаечный ключ, позволяющий затягивать болты только до определенного усилия.

3. Какое усилие развивает ваша мышца, когда полусогнутой рукой вы поднимаете груз массой 10 кг?

4. Проверьте действие сил на дверь на разных расстояниях от петель.

5. Определите предел прочности нити с помощью гирьки массой 200 г и миллиметровой бумаги. К центру натянутой горизонтально нити подвешивают груз. При некотором натяжении она рвется.

6. Изучите, как зависит прогиб горизонтально закрепленной линейки от ее длины и массы подвешиваемого груза.

Природа жестко дисквалифицирует всех, кто плоха решает.

Г. Малинецкий

Урок 51/31. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Цель урока: закрепить знания, полученные при изучении статики.

Оборудование: линейка, динамометр, штатив с муфтой, рычаг, набор грузов.

План урока: 1. Вступительная часть 1-2 мин.

2. Опрос 15 мин.

3. Лабораторная работа 25 мин.

4. Задание на дом 2-3 мин.

II. Опрос фундаментальный. Первое условие равновесия. 2. Второе условие равновесия. 3. Устойчивое и неустойчивое равновесие.

Вопросы:

1. Если велосипедист на повороте не наклонится в сторону поворота, то он упадет в противоположную сторону. Почему?

2. Два велосипедиста едут по одной и той же окружности – один с большей скоростью, другой с меньшей скоростью. Который из них больше отклонится от вертикального положения и почему?

3. Зачем стрелку компаса сажают на острие иглы, ведь сила трения не зависит от площади соприкосновения?

4. В цилиндрический стакан понемногу наливают воду. Как будет изменяться положение центра тяжести стакан-вода?

5. Для чего сабле придают изогнутую форму, выпуклую со стороны лезвия?

6. Почему для распиливания твердого металла используют ножовки с мелкими зубьями, а при распиливании мягкого металла – с большими?

7. Какими тремя способами можно определить центр тяжести плоской фигуры из ватмана?

Задача:

1. Подвес фонаря устроен так, как показано на рисунке. Масса фонаря 5 кг. Определить силы, действующие на брусок АВ и проволоку СВ.

2. На какой угол по отношению к вертикали человек должен наклонить корпус вперед, чтобы не упасть в салоне движущегося с ускорением 2 м/с2 автобуса? Опишите особенности движения в салоне этого автобуса.

3. Мужчина и женщина переносят груз, подвешенный на легкой палке длиной 1,5 м, держа палку за концы. Где надо подвесить груз, чтобы нагрузка на мужчину была вдвое больше, чем на женщину?

4. Горизонтальная балка массой 150 кг лежит обоими концами на опорах. На балке, на расстоянии в четверть ее длины от одного из концов, установлено пианино массой 200 кг. Каковы вертикальные силы, действующие на опоры?

5. Из диска радиуса R вырезан круг радиуса R/2 так, как показано на рисунке. Определите положение центра тяжести такого диска.

6. Труба длиной 16 м и массой 2100 кг лежит на двух подкладках, расположенных на расстоянии 4 и 2 м от ее концов. Какие силы надо приложить поочередно к каждому концу трубы, чтобы приподнять ее?

III. Лабораторная работа: «Выяснение условия равновесия рычага».

1, м 2, м Р, Н F, H M1 = Pℓ1, H·м M2 = Fℓ2, Н·м
           

IV.

1. Один и тот же груз прикрепляют к тонкой нити, а потом к толстому гибкому шнуру той же длины. При вращении вокруг вертикальной оси с некоторой угловой скоростью нить прямолинейна, а шнур заметно прогнут. Объясните явления.

2. Пользуясь законами статики, объясните действия колодезного «журавля» и катапульты.

3. Показать, пользуясь разложением сил, что «клин клином вышибают».

4. Предложите конструкцию весов, с помощью которых можно измерить массу груза до 1 ц, пользуясь набором гирь общей массой 10 кг; пользуясь гирей массой 10 кг.

5. Сделайте модели разных конструкций мостов и сравните их прочность.

6. Экспериментальное задание: найдите центр тяжести тела неправильной формы.

Оборудование: тело неправильной формы, нить (прочность нити не позволяет подвешивать груз), миллиметровая бумага.

7. Экспериментальное задание: определите массу линейки и плотность вещества, из которого она изготовлена.

Оборудование: измерительная линейка, медные монеты.

8. Экспериментальное задание: определите плотность данной жидкости.

Оборудование: сосуд с жидкостью, сосуд с водой, измерительная линейка, два металлических цилиндра, линейка-рычаг.

9. Взвесить лист бумаги с помощью однокопеечной монеты (сделать рычаг).

10. Однородную тонкостенную сферу радиуса R разрезали на две части и скрепили так, что получился бокал. Докажите, что центр тяжести бокала будет находиться на высоте R вне зависимости от высоты ножки бокала.

Совершенно ничтожная причина, ускользающая от нас по своей малости, вызывает значительное действие, которое мы не можем предусмотреть…

А. Пуанкаре

Урок 52/32. УСТОЙЧИВОСТЬ

Цель урока: закрепить и развить знания, полученные при изучении статики. Дать представление о трех видах равновесия тел.

Оборудование: линзы наливные, шарик, линейка.

Тип урока: комбинированный.

План урока: 1. Вступительная часть 1-2 мин.

2. Опрос 20 мин.

3. Объяснение 10 мин.

4. Закрепление 10 мин.

5. Задание на дом 2-3 мин.

II. Опрос фундаментальный. Условия равновесия твердого тела.

Задачи:

1. Каков должен быть коэффициент трения для того, чтобы клин, заколоченный в бревно, не выскакивал из него? Угол при вершине клина 30о. Весом клина пренебречь (0,26). Почему боек молотка держится на ручке, не соскальзывая? ()

2. С какой силой давит на стенки цилиндрического стакана палочка массой m, наполовину погруженная в воду? Угол наклона палочки к горизонту α. Трением пренебречь.

3. У стены стоит лестница. Коэффициент трения лестницы об стену 0,4, коэффициент трения о землю 0,5. Центр тяжести лестницы находится посредине. Определите наименьший угол, который лестница может образовать с горизонтом, не соскальзывая. (Наиболее опасны наклоны для лестниц 68 – 750)

4. Однородная балка массой 120 кг и длиной 2 м опирается о гладкий пол и гладкий выступ В, расположенный на высоте 1,5 м над полом. Балка составляет с вертикалью угол 30о и удерживается веревкой АС, натянутой у пола. Найти силы натяжения веревки и реакции пола и выступа.

5. К концам палочки длиной 20 см приложены силы F1= 1 Н и F2= 2 Н, направленные под углом α = 450 к палочке. С какой силой нужно подействовать на эту палочку, чтобы она оставалась в равновесии? Куда должна быть приложена эта сила?

Вопросы:

  1. Надо ли широко расставлять ноги при подъеме больших тяжестей, или их надо держать вместе?
  2. Почему цыпленок легко проклевывает скорлупу яйца изнутри, а снаружи это сделать гораздо труднее (эффект «яйца»)?
  3. У вас есть сосуд с водой и деревянная палочка. Как определить плотность материала палочки?
  4. Монета, катящаяся в вертикальном положении (без наклона) движется по прямой линии, а наклоненная – поворачивается в сторону наклона. Почему?
  5. Почему суда могут быть зажаты во льдах и раздавлены?
  6. Почему толстый гвоздь труднее выдернуть?
  7. Встаньте лицом к торцу открытой двери. Поставьте ступни ног по обе стороны двери так, чтобы ваши нос и живот касались торца двери. Попытайтесь подняться на носки. Почему это вам это не удается?
  8. Чем объяснить, что узел крепко держит связанные им веревки?
  9. Пробка, прижатая к сторонам самого острого угла прорези пластмассового треугольника, держится сама при любом положении треугольника. Если ее исходно прижать к углу 600 другой прорези, то она вываливается. Почему?
  10. Если определить, на какой максимальной высоте надо приложить к бруску, высота которого значительно превышает его длину и ширину, горизонтальную силу, перпендикулярную боковой грани, чтобы брусок скользил, не опрокидываясь, то можно определить коэффициент трения. Как?

III. В практике большую роль играет не только выполнение условия равновесия тел, но и качественная характеристика равновесия, называемая устойчивостью. Различают три вида равновесия: устойчивое, неустойчивое и безразличное.

Равновесие называется устойчивым, если при небольшом смещении тела из положения равновесия, равнодействующая сила, действующая на тело, становится отличной от нуля и направлена к положению равновесия.

 
 

Примеры устойчивого, неустойчивого и безразличного равновесия.

Тело, имеющее неподвижную ось вращения, будет в устойчивом равновесии, если его центр тяжести расположен ниже оси вращения и находится на вертикальной прямой, проходящей через ось вращения. Демонстрация и объяснение с линейкой. В противном случае равновесие неустойчиво или безразличное.

Равновесие тел на опоре (демонстрация).

Чтобы карандаш стоял устойчиво на острие, необходимо подобрать начальные условия с точностью е-100 ≈ 10-30. А чтобы выпадал «орел»? Поскольку условия с такой точностью подобрать невозможно, то понятие причины вообще теряет смысл. Следовательно, процесс протекает случайно, потому что невозможно контролировать начальные условия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: