Подход к информации как особому типу ресурсов означает создание в информационно-аналитических службах соответствующей базы - так называемого " информационного бюджета ".
Его основу должно составлять планирование потребностей в информационном обеспечении органа местного самоуправления в целом и каждого из его подразделений, а также экономическую оценку затрат, необходимых для их удовлетворения.
Основной целью разработки информационного бюджета является создание высокоэффективной системы планового информационного обеспечения организации, ориентированной на полное удовлетворение всех возможных информационных потребностей, возникающих в организации, снижение материальных затрат, а также повышение «качества» информационных ресурсов.
Информационный бюджет содержит следующие разделы:
1. Перечень основных видов информационного обеспечения и информационных систем.
2. Лаконичную характеристику потребностей в каждом из видов информационного обеспечения с указанием цели и направления их использования.
|
|
3. Список всех организаций, от которых планируется получение информации.
4. Перечень ответственных лиц за качественное и своевременное информационное обеспечение по каждому пункту.
При составлении информационного бюджета каждый запрос следует анализировать по следующим пунктам:
- насколько велика реальная потребность в данном виде информации;
- как в действительности используются имеющиеся информационные ресурсы;
- достаточно ли у органа местного самоуправления возможностей и средств, чтобы обрабатывать поступающую информацию;
- рассматривались ли другие источники информационных услуг, и если да, то насколько этот список представителен;
- насколько обоснованно проведен выбор предполагаемого информационного обеспечения;
- имеется ли данная информация в других департаментах, управлениях, отделах и подразделениях;
- отвечает ли требуемая информация тем задачам, которые она призвана решать;
- не сделаны ли одинаковые запросы от двух или более подразделений и нельзя ли их объединить.
После того, как все запросы согласованы между собой, устранено дублирование, учтены возможности совместного использования информации, орган местного самоуправления определяет периодичность и форму ее получения (информационные сборники).
Это позволяет:
· в определенной мере ликвидировать существующие диспропорции между стремлением госоргана получать наиболее полную и оперативную информацию и отсутствием по ряду причин реальной возможности;
· упорядочить информационные и коммуникационные потоки;
|
|
· быстрее реагировать на изменившиеся требования, обрабатывать большие объемы информации, осуществлять контрольные функции, рационально планировать сроки.
Этапы планирования и создания информационного бюджета:
1. Диагноз - определение целей организации и информационных потребностей.
2. Планирование - оценка текущей ситуации и интенсивности использования информации; анализ среды организации, ее сильных и слабых сторон; разработка стратегии, которая должна лечь в основу информационного бюджета; определение затрат.
3. Действия - сбор информации для построения модели бюджета, проверка и анализ данных; детальное документирование и реализация плана.
4. Оценка - расчет эффективности процесса реализации информационного бюджета и степени осуществления поставленных целей.
Выделяют следующие методы формирования информационного бюджета:
· Целевой метод - определение суммы затрат, исходя из тех задач и способов их решения, которые предлагаются к внедрению в организации или учреждении.
Указанный метод целесообразно использовать при первоначальном формировании информационных систем либо коренной их перестройке, а также в тех случаях, когда расходование средств неизбежно. Эффективность использования такого метода сомнительна, так как в данном случае отсутствует сопоставление затрат и конечных результатов.
· Затратный метод - установление размера предельных затрат на содержание, развитие и управление информационными ресурсами в учреждении.
При использовании такого метода формирования доходной части бюджета определяется сумма предельных затрат. Это может быть четко ограниченный размер средств (20 тыс. грн.) либо часть в процентном отношении(2%) от бюджета учреждения. Использование такого метода целесообразно в учреждениях со стабильным финансированием и организационной структурой.
· Универсальный метод - метод, при котором расходуются средства на использование только тех мероприятий, реализация которых даст заранее запланированный положительный эффект, и соответственно затраты на внедрение будут сопоставимы с выгодами которые будут получены в будущем.
Особенности обоснования информационного бюджета государственных органов и учреждений включает определениеэффективности информационного бюджета.
Эффективность – выполнение требуемых функций при минимальных затратах.
Экономический эффект – результат внедрения системы или технологии, выраженный в стоимостной форме; экономия от внедрения.
Срок окупаемости – период времени, в течение которого окупаются затраты.
Информационная потребность – это потребность в информации такого объема, качества и содержания, которая необходима и достаточна для принятия максимально эффективных в заданных условиях управленческих решений.