Основные дисциплины специальности «Адаптивная физическая культура» (специальные дисциплины)

Индекс Наименование дисциплин Всего часов
ДС.01. Частная патология  
ДС.02. Психология болезни и инвалидности  
ДС.ОЗ. Возрастная психопатология и психоконсультирование  
ДС.04. Физическая реабилитация  
ДС.ОЗ. Массаж ПО
ДС.06. Специальная психология  
ДС.07. Специальная педагогика  
ДС.08. Частные методики адаптивной физической культуры  
ДС.09. Технологии физкультурно-спортивной деятельности  
дело. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры  
Всего часов (аудиторные часы и часы на самостоятельную работу)  

Третий блок — это дисциплины, составляющие важнейшие компо­ненты коррекционной педагогики (дефектологии): психология разви­тия, социальная защита инвалидов, психология болезни и инвалидно­сти, возрастная психопатология и психоконсультирование, специаль­ная психология, специальная педагогика.

И, наконец, четвертый блок представлен новыми для системы выс­шего профессионального образования России интегральными дисцип­линами, содержание которых составляет базу, фундамент знаний спе-


Индекс Наименование дисциплин
ДС.00.01. Физическая реабилитация
ДС.00.02. Адаптивное физическое воспитание
ДС.00.03. Адаптивная двигательная рекреация
ДС.00.04. Лечебная физическая культура
ДС.00.05. Спортивная подготовка инвалидов (адаптивный спорт)
ДС.00.06. Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта

циалистов по адаптивной физической культуре: теория и организация адаптивной физической культуры, специальная гигиена (гигиена адап­тивной физической культуры), врачебный контроль в адаптивной фи­зической культуре, научно-методическая деятельность, технологии физкультурно-спортивной деятельности, материально-техническое обес­печение адаптивной физической культуры.

Сложность формирования содержания дисциплин четвертого блока заключалась в том, что они должны представлять собой не просто сум­му знаний из областей физической культуры, медицины и коррекцион-ной педагогики, а, по существу, новое знание, являющееся результа­том взаимопроникновения знаний каждой из названных областей и необходимое для решения специфических целей и задач адаптивной физической культуры.

За время обучения студенты, специализирующиеся по адаптивной физической культуре, должны пройти три вида практик (педагогичес­кую, по специальности и специализации), а также пройти итоговую государственную аттестацию (защитить выпускную квалификационную работу и сдать междисциплинарный государственный экзамен).

В высшей школе адаптивная физическая культура представлена так­же в направлении 521900 - Физическая культура.

Магистерская программа 521915 - «Адаптивная физическая культу­ра» предусматривает изучение принципов и закономерностей построе­ния занятий физической культурой с лицами с ограниченными функ­циональными возможностями и инвалидами, влияние занятий адап­тивной физической культурой на формирование социального статуса личности, коррекцию поведения дезадаптированных людей, восстанов­ление функционального состояния пораженных систем инвалидов и их адаптации к условиям труда и быта.

Кроме того, программа подготовки магистров направлена на по­знание системы совершенствования физкультурной и спортивной под­готовки инвалидов, профилактику и лечение заболеваний и поврежде­ний средствами адаптивной физической культуры, тренировки инвали­дов с различными формами патологии в избранных видах адаптивного спорта и их подготовки к соревновательной деятельности, а также на освоение современных методов реабилитации различных групп инвали­дов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.




I

«3

г

X


В связи с тем, что основной целью подготовки магистров является приобщение их к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, овладение ими современными методами исследования в сфере адаптивной физической культуры, большое внимание уделяется написанию магистерской диссертации.

В процессе специализированной подготовки магистров они овладе­вают навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической работы; учатся формулировать и решать задачи; выби­рать адекватные поставленным задачам методы исследования, модифи­цировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из за­дач конкретного исследования; математически (статистически) обра­батывать эмпирические данные; осуществлять библиографическую ра­боту с привлечением современных информационных технологий; лите­ратурно-графически оформлять проделанную работу в виде отчетов, ре­фератов, статей, магистерской диссертации.

1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования

На основании решения коллегии Министерства образования Рос­сийской Федерации № 6/2 от 14 марта 2000 г. и приказа Министерства образования № 1037 от 10 апреля 2000 г. «О развитии среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры, спорта и туризма» Государственный комитет Российской Федерации по физи­ческой культуре, спорту и туризму подготовил проект Госстандарта сред­него профессионального образования по специальности 0323 — Адаптив­ная физическая культура (для базового уровня среднего профессиональ­ного образования). Этот Госстандарт был утвержден в установленном порядке 23 февраля 2001 г. (регистрационный номер 24-0323 ВР).

Квалификация выпускника - педагог по адаптивной физической культуре для средних специальных учебных заведений физической куль­туры. Нормативный срок освоения основной профессиональной обра­зовательной программы при очной форме обучения:

- на базе среднего (полного) общего образования - 1 год 10 месяцев;

— на базе основного общего образования — 2 года 10 месяцев.

Место специальности в области социальной сферы - область жиз­недеятельности людей с отклонениями в состоянии здоровья и инва­лидов, которая включает совокупность средств и методов обеспече­ния их физического и духовного развития, укрепления здоровья, про­филактики заболеваний, социализации и становления индивидуаль­ности данной категории населения, формирования здорового образа жизни.

Виды профессиональной деятельности педагога по адаптивной физической культуре: преподавательская, тренерская, организацион­но-управленческая, оздоровительно-реабилитационная, коррекционная, рекреационно-досуговая. Эти виды деятельности хорошо согласуются


с видами деятельности специалиста по адаптивной физической культу­ре, имеющего высшее профессиональное образование.

Выпускники вузов и средних профессиональных образовательных учреждений могут занимать одни и те же должности, однако оплата (разряд по единой тарифной сетке) у них будет различная.

За основу содержания среднего профессионального образования по адаптивной физической культуре было взято содержание соответствую­щего Госстандарта для высшей школы. Здесь также представлены четы­ре блока дисциплин (из областей физической культуры, медицины, коррекционной педагогики и собственно адаптивной физической куль­туры).

Последним из утвержденных Минобразованием России госстандар­тов среднего профессионального образования по адаптивной физичес­кой культуре является Госстандарт повышенного уровня (квалифика­ция выпускника - учитель адаптивной физической культуры) (утверж­ден 13.09.2001 г., регистрационный номер 06-0323п-ВР).

1.3. Интеграция образовательных программ -
_______ современная тенденция в высшей и средней школе____

Тенденция интеграции образовательных программ в рамках высшей школы (между программами направлений и различных специальнос­тей), а также в рамках взаимодействия между высшей и средней про­фессиональной школой обусловлена рядом объективных обстоятельств.

Прежде всего, получение образования по совмещенным програм­мам (например, направления и специальности или двух специальнос­тей) позволяет выпускникам получить два диплома или две квалифика­ции, что, безусловно, делает их более защищенными и конкурентоспо­собными на рынке труда. Ведь сегодняшней рыночной экономике и динамично развивающейся социальной практике нужны специалисты с широкой фундаментальной подготовкой и гибким мышлением, спо­собные быстро реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка труда.

Согласование и совмещение образовательных профессиональных программ высшей и средней школы дает возможность сократить сроки освоения этих программ за счет устранения дублирования учебного ма­териала, улучшения межпредметных связей, что выгодно как государ­ству, так и конкретному участнику образовательного процесса.

Однако особенно актуальна задача интеграции направлений и спе­циальностей высшей и средней школы в сфере образовательного про­странства адаптивной физической культуры.

Это объясняется тем, что содержание основной образовательной программы по адаптивной физической культуре и, главное, ее научно-методическое наполнение находятся в стадии развития, поиска, экспе­римента. И поэтому представителям отрасли физическая культура, раз­работавшим Госстандарт по адаптивной физической культуре, очень


важно знать мнение специалистов медицины и коррекционной педаго­гики о дидактическом наполнении общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специальности и специализаций данного Госстандарта.

Изучение опыта подготовки кадров по адаптивной физической куль­туре в России позволяет говорить о существующих тенденциях интегра­ции образования в этой области с другими направлениями и специаль­ностями высшей и средней профессиональной школы.

Наиболее естественным является совмещение подготовки специали­стов по адаптивной физической культуре с обучением бакалавров по направлению 521900 - Физическая культура. Такая интеграция основных образовательных программ, реализуемая, например, в Санкт-Петербург­ской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта позволяет выпускникам получить два диплома — специалиста по адап­тивной физической культуре и бакалавра физической культуры в сокра­щенные сроки (5-6 лет). В этом случае они могут совмещать работу со здоровыми людьми и лицами с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов (например, работая преподавателем в вузе, со сту­дентами основного и специального медицинского отделений, учителем в общеобразовательной школе и тренером-преподавателем в учреждении адаптивной физической культуры и спорта и на других должностях).

Довольно часто осуществляется интеграция образовательной деятель­ности по специальности высшего профессионального образования - адап­тивная физическая культура - и специальности среднего профессио­нального образования — лечебное дело. Это становится возможным на основе договоров о совместной деятельности между вузами, осуществ­ляющими подготовку специалистов по адаптивной физической культу­ре, и медицинскими училищами и колледжами.

Удачный пример такого подхода дает Кубанская государственная академия физической культуры. В этом случае для специалистов адап­тивной физической культуры открыты более широкие возможности для профессионального роста в организациях отрасли здравоохранения, к чему очень часто стремятся студенты вузов физической культуры.

Еще более предпочтительным вариантом является интеграция ос­новных образовательных программ по медицинским специальностям (040100 - Лечебное дело, 040200 - Педиатрия, 040300 - Медико-про­филактическое дело и некоторым другим) и специальности 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Во всяком случае, в настоящее вре­мя имеется ряд медицинских вузов, проявляющих интерес к адаптив­ной физической культуре и осуществляющих образовательную деятель­ность по этой специальности, что дает основания для реализации по­добной интеграции.

Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга (г. Санкт-Петербург) реализует Государственные образовательные стандарты по специально­стям: 022500 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоя­нии здоровья (адаптивная физическая культура) и 031900 - Специаль­ная психология в едином учебном плане, что дает возможность


выпускнику получить дополнительную квалификацию — «Специальный психолог». Безусловно, такой выпускник будет востребован в системе специального (коррекционного) образования.

Следует ожидать совмещение образовательной деятельности по спе­циальностям среднего и высшего профессионального образования в области адаптивной физической культуры, как за счет договоров между вузами и соответствующими колледжами, осуществляющими образова­тельную деятельность по адаптивной физической культуре, так и за счет осуществления подготовки кадров со средним профессиональным об­разованием в вузах.

Думается вполне логичным изучение вопроса о совмещении подго­товки кадров по адаптивной физической культуре с рядом педагогичес­ких специальностей (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогике, физичес­кой культуре и некоторым другим).

В приложении 1 в качестве примера интеграции основных образова­тельных программ приведен учебный план подготовки специалиста по адаптивной физической культуре, предусматривающий возможность освоения Госстандарта по направлению 521900 — Физическая культура (второй уровень высшего профессионального образования) с присвое­нием выпускнику после четырех лет степени (квалификации) «Бакалавр физической культуры», а по завершении основной программы по специ­альности — «Специалист по адаптивной физической культуре».

1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре

Система повышения квалификации и переподготовки кадров, спо­собных эффективно реализовать мощнейший потенциал адаптивной физической культуры в решении проблем комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоя­нии здоровья, является важнейшим компонентом инфраструктуры адап­тивной физической культуры.

Утверждение Министерством по труду и социальному развитию Российской Федерации в 2000 г. тарифно-квалификационных характе­ристик (требований) по новым должностям работников физической культуры и спорта нашей страны — тренера-преподавателя по адаптив­ной физической культуре (включая старшего) и инструктора-методис­та по адаптивной физической культуре (включая старшего) — значи­тельно актуализировало систему повышения квалификации и перепод­готовки кадров в этой области.

Лица, изъявившие желание работать в качестве тренера-преподава­теля или инструктора-методиста по адаптивной физической культуре (включая старших), должны знать теорию и методику адаптивной фи­зической культуры, основы комплексной (медицинской, профессио­нальной и социальной) реабилитации инвалидов, возрастную и специ­альную педагогику и психологию, показания и противопоказания к


проведению занятий по адаптивной физической культуре и целый ряд других разделов знаний, которых нет в госстандартах по специальнос­тям в области физической культуры и спорта, коррекционной педаго­гики и др.

Другими словами, лица, имеющие высшее профессиональное об­разования по физической культуре и спорту; педагогике, психологии, социальной педагогике, тифло-, сурдо-, олигофренопедагогике, лого­педии, специальной психологии; медицинским и любым другим спе­циальностям не имеют право работать на должностях тренеров-препо­давателей и инструкторов-методистов по адаптивной физической куль­туре без соответствующей подготовки.

Перечисленные обстоятельства привели к востребованности всех существующих форм повышения квалификации и переподготовки кад­ров по адаптивной физической культуре.

Так, для выпускников вузов физической культуры и факультетов физического воспитания, а также колледжей и техникумов физической культуры, претендующих на перечисленные должности, наиболее це­лесообразны краткосрочные курсы повышения квалификации в объеме 72 или 100 часов с выдачей слушателям, соответственно, удостовере­ния о краткосрочном повышении квалификации или свидетельства о повышении квалификации, форма которых утверждена Министерством образования Российской Федерации.

Для лиц, имеющих высшее профессиональное образование по пе­дагогическим или медицинским специальностям, можно порекомендо­вать освоение образовательных программ переподготовки (в объеме не менее 500 часов), в том числе и для получения соответствующей квали­фикации (в объеме не менее 1000 часов трудоемкости).

Для преподавателей средней и высшей школы, стремящихся вне­дрять в своих образовательных учреждениях программы по адаптивной физической культуре (учебные спецкурсы, специализации, специаль­ность 022500, магистерскую программу по АФК и др.) наиболее при­емлемы стажировки в вузах, имеющих опыт подготовки специалистов и (или) магистров по адаптивной физической культуре.

Перспективным направлением в работе институтов и факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров является развитие системы переподготовки специалистов для получения дополнительной квалификации (объем программы свыше 1000 аудиторных часов) по адаптивной физической культуре и внедрение этой системы в учебный процесс студентов старших курсов медицинских и педагогических вузов и университетов.

Для примера в приложении 2 представлена программа курсов крат­косрочного повышения квалификации по проблеме «Адаптивная физи­ческая культура» в объеме 72 часов аудиторных занятий.

В заключении главы следует подчеркнуть, что в настоящее время проблемное поле адаптивной физической культуры представлено и в специальности научных работников - 130004 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, что позволяет осуществлять подго-


товку кадров высшей квалификации — кандидатов и докторов наук — в этой сфере социальной практики.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие основные образовательные программы по адаптивной фи­
зической культуре представлены в системе высшего профессионально­
го образования?

2. Назовите квалификацию выпускника, освоившего Госстандарт
высшего профессионального образования по специальности «Адаптив­
ная физическая культура».

3. Какие квалификации может получить выпускник, прошедший
обучение по госстандартам среднего профессионального образования в
области адаптивной физической культуры?

4. Приведите примеры интеграции образовательных, профессиональ­
ных программ по адаптивной физической культуре в высшей и средней
профессиональной школе.

5. Каковы возможности переподготовки и повышения квалифика­
ции в области адаптивной физической культуры?


ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»

Перечисленные понятия являются очень сложными, многогранны­ми и имеют большое количество различных определений, трактовок.

Так, Л.П. Матвеев (1983, 1984) подчеркивает, что при истолкова­нии общего понятия «культура» его обычно противопоставляют поня­тию «природа». К природе же относят все, что существует по естествен­ным законам, не зависящим от человека, и не является результатом его деятельности (все неживое и живое в мире, не преобразованное челове­ком). К явлению культуры относят продукты, результаты и способы преобразовательной деятельности человека (общества), т.е. деятельнос­ти, направленной на преобразование природы для удовлетворения че­ловеческих потребностей.

В.М. Выдрин (1999) выделяет следующие, наиболее близкие для теории физической культуры определения культуры:

- культура - это творение человека, то, что не создано в таком виде природой;

— культура - это мера и способ развития человека;

— культура - это качественная характеристика деятельности чело­
века и общества;

— культура - это процесс и результат хранения, освоения, разви­
тия и распространения материальных и духовных ценностей.

Каждое из перечисленных определений может быть взято за основу при рассмотрении понятия «физическая культура».

Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями.

Деятельность - это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребности человека и общества. При этом человек, осваивая окружающий мир, вся­кий раз наполняет его смыслом, придает ему новое, ценностно-смысло­вое измерение, всякий раз как бы заново порождает его и тем самым порождает себя, обретает себя в этом очеловеченном мире (И.М. Быхов-ская, 1993).

Потребность - это нужда в чем-то, жизненная или бытовая необхо­димость, важнейшие источники и условия развития личности и обще­ства, побудительные причины социальной деятельности людей.

Обычно выделяют два класса потребностей - естественные и соци­альные.

К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, раз­множении, защите потомства. Они присущи как животным, так и чело-


веку. Социальные потребности можно разделить на потребности лично­сти и общества.

К числу наиболее важных потребностей общества относится необ­ходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объектив­ных условий для свободного и безграничного развития их сил, способ­ностей и дарований (В.М. Выдрин, 1999).

Среди потребностей личности, например, с точки зрения гумани­стической психологии (А.Х. Маслоу, 1987), следует особо выделить по­требности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации или личного совершенствования.

В процессе развития культуры ее важнейшими составляющими ста­ли и такие виды (формы, способы) деятельности, которые специально направлены на совершенствование человеком самого себя, на преоб­разование своей собственной природы. Именно к таким компонентам культуры относится физическая культура.

Среди всех ценностей культуры важнейшей является человек как создатель всех иных ценностей; только человек, осваивая природу, пре­вращает в ценности то, что до этого ценностью не являлось.

Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физи­ческой подготовке подрастающих и взрослых поколений к труду и воен­ному делу - этим важнейшим условиям человеческого существования.

Наиболее полное определение физической культуры дано в работах Л.П. Матвеева (1983, 1984).

Физическая культура - органическая часть (отрасль) культуры обще­ства и самого человека; основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в каче­стве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития. К ней относятся: целесообразно выработанные формы такого рода деятельности, ее результаты, имеющие культурную ценность, а в широком смысле и вся совокупность достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленно­го развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколе­ний. В условиях подлинно гуманного общества физическая культура является одним из эффективных средств всестороннего гармонического развития лич­ности, действенным социальным фактором продвижения каждого человека по пути физического совершенствования.

Более лаконичные определения этого понятия дают В.М. Выдрин (1995, 1999), Б.А. Ашмарин (1999).

Физическая культура — вид культуры человека и общества. Это дея­тельность и ее социально значимые результаты по созданию физичес­кой готовности людей к жизни; это, с одной стороны, специфический процесс, а с другой, — результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствования (В.М. Выдрин).

Физическая культура — как часть культуры общества есть деятель­ность людей по созданию и использованию материальных и духовных


ценностей для физического совершенствования человека (Б.А. Ашма­рин).

Проведя анализ проблем телесности в социокультурном измерении, И.М. Быховская (1993) дает следующее определение физической (телес­ной) культуры.

Физическая культура - это область культуры, регулирующая на ос­нове ценностей нравственности деятельность человека (ее направлен­ность, способы, результаты), связанную с формированием, сохране­нием и использованием телесно-двигательных качеств человека, исхо­дя из представлений о нормах и идеалах их функциональности, комму­никативности, экспрессивности и красоты.

Соглашаясь с перечисленными авторами в том, что для физичес­кой культуры приоритетное значение имеют телесно-двигательные ха­рактеристики, а двигательная деятельность (использование физических упражнений) является главным орудием, средством, методом «окуль­туривания» человеческой телесности, необходимо, особенно в контек­сте адаптивной физической культуры, более четко акцентировать вни­мание на всесторонности воздействий физических упражнений на лич­ность занимающихся, их интеллектуальные, эмоционально-волевые, эстетические и другие свойства и качества.

В связи с этим предлагается следующее определение физической культуры.

Физическая культура — это вид культуры человека и общества. Это деятельность и ее социальные и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека к жизни, оптимизации его со­стояния и развития; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармониза­ции всех сторон и свойств индивида (физических, интеллектуальных, эмо­ционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.

В отличие от физической культуры объектом познания и преобразо­вания, субъектом самосовершенствования в адаптивной физической культуре являются не здоровые, а больные люди, в том числе и инвали­ды. Все это требует значительной, а иногда и принципиальной транс­формации (приспособления, коррекции или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов и др. базовой дисциплины приме­нительно к столь необычной для физической культуры категории зани­мающихся. Отсюда название — «адаптивная физическая культура».

Таким образом, адаптивная физическая культура — это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, вклю­чая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивиду­ально значимые результаты по созданию всесторонней готовности челове­ка с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилита­ции и социальной интеграции; это специфический процесс и результат че­ловеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоя­нии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эс-


тетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, есте­ственно- средовых и гигиенических факторов.

Именно в адаптивной физической культуре со всей очевидностью обнаруживается нецелесообразность ориентации деятельности и специ­алиста, и занимающегося только или преимущественно на физические (телесные) компоненты личности человека с отклонениями в состоя­нии здоровья, включая инвалида. Здесь на первое место выступают про­блемы привлечения всех возможных средств и методов адаптивной фи­зической культуры для коррекции имеющегося у человека дефекта, выработки необходимых компенсаций, профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным де­фектом, или, другими словами, проблемы комплексной реабилитации и интеграции занимающегося в общество.

2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»

Термин «реабилитация» происходит от латинского «аЬИНу» — спо­собность, «геНаЫШаПо» — восстановление способности.

В Энциклопедическом словаре медицинских терминов (1984) она определяется как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и тру­доспособности больных и инвалидов»

Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в пос­леднее десятилетие, характеризуются усилением внимания к пробле­мам реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья, осозна­нием реабилитации инвалидов в России как важной государственной задачи.

Формирование современной нормативно-правовой и институцио­нальной практической базы реабилитации (принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г., утверждение «Положения об учреждении Государствен­ной службы медико-социальной экспертизы» в 1996 г. и др.) сочетается с разработкой ее концептуальных основ (В.З. Кантор, 2000).

В настоящее время в качестве цели реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, как правило, рассматривается социальная интеграция, которая понимается, во-первых, в статическом плане как некоторое состояние достигнутого и зафиксированного по­ложения инвалида в обществе и, во-вторых, применительно к отдельно взятому инвалиду (т.е. только в индивидуальной плоскости).

Однако, как справедливо отмечает В.З. Кантор (2000), категория «социальная интеграция» является одной из фундаментальных катего­рий социологии и обозначает «процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управле­ния». Следовательно, будучи процессуальной по своей природе, соци-


альная интеграция инвалидов не может выступать в качестве цели (и тем более результата) их реабилитации.

Социальная интеграция представляет собой двусторонний процесс взаимного сближения, встречного движения двух социальных субъек­тов, в нашем случае — лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развива­ющихся людей, и самих этих людей, которые должны создать благо­приятные условия для такого включения.

Поэтому в качестве цели социальной реабилитации В.З. Кантор (2000) предлагает использовать понятие «образ жизни». Будучи одним из ключевых понятий социологии, оно обозначает реально существую­щие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-истори­ческих условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельнос­ти людей, характеризующие особенности их поведения, общения и практики (В.Н. Иванов, 1989).

Таким образом, цель реабилитации инвалидов состоит в обеспечении их способности к реализации образа жизни нормально развивающихся людей.

Как субъект социальной интеграции инвалиды и лица с отклонени­ями в состоянии здоровья выступают в трех социально-уровневых изме­рениях (В.З. Кантор, 2000).

Первое из них характеризует индивидуально-личностный уровень. Например, студент-инвалид, обучающийся в вузе.

Второе представляет собой уровень малой социальной группы. На­пример, команда спортсменов-инвалидов, участвующая в соревнова­ниях различного ранга.

Третье измерение представляет собой инвалидов на уровне боль­шой социальной группы (групповой общности). Именно так представ­лены в нашей стране инвалиды, объединенные в соответствующие об­щественные организации (Всероссийское общество слепых, Всероссий­ское общество глухих, Всероссийское общество инвалидов и др.), в своем взаимодействии с различными социальными институтами, власт­ными и законодательными структурами и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: