double arrow

Классификация органолептических показателей качества

На рис.2 приведена классификация органолептических показателей, соответственно воспринимаемая органами чувств.

Показатели качества, определяемые с помощью зрения:

- внешний вид - общее зрительное ощущение, производимое продуктом:

- форма - соединение геометрических свойств (пропорции) продукта;

- цвет - впечатление, вызванное световым импульсом, определенное доминирующей длиной световой волны и интенсивностью;

- блеск - способность продукта отражать большую часть лучей, подающих на его поверхность в зависимости от гладкости поверхности продукта;

- прозрачность - свойство жидких продуктов, определяемое степенью пропускания света через слой жидкости определенной толщины.

Таблица 3

Классификация органолептических показателей качества продуктов

Органолептические показатели качества, оцениваемые с помощью органов чувств
зрения глубокого осязания обоняния В полости рта
Внешний вид Форма Блеск Прозрачность Консистенция Плотность Эластичность Запах Аромат Букет Сочность Однородность Консистенция Волокнистость Крошливость Нежность Терпкость Вкус Флевор

Показатели качества, определяемые с помощью глубокого осязания (нажима);

- консистенция - свойство продукта, обусловленное его вязкостью и определяемое степенью деформации во время нажима;

- плотность - свойство сопротивления продукта нажиму;

- эластичность - способность продукта возвращать первоначальную форму после прекращения местного нажима, не превышающего критической величины (предела пластичности).

Показатели качества, определяемые обонянием:

-запах - впечатление, возникающее при возбуждении рецепторов обоняния;

- аромат - приятный естественный характерный запах исходного сырья (молока, фруктов, специй и др.);

- «букет» - приятный развивающийся запах под влиянием процессов, происходящих во время созревания, брожения и фермента (например; «букет» выдержанного вина).

Показатели качества, определяемые в полости рта:

- сочность - впечатление осязания, производимое соками продукта время разжевывания (например, продукт сочный, малосочный, суховат сухой);

- однородность - впечатление осязания, производимое размерами час продукта (однородность шоколадной массы, конфетных начинок);

- консистенция - осязание, связанное с густотой, клейкостью продукта силой нажима; она чувствуется при распределении продукта на языке (консистенция жидкая, сиропообразная, густая, плотная);

- волокнистость - впечатление, вызываемое волокнами, оказывающими сопротивление при разжевывании продукта, которое можно ощущать качественно и количественно (например, мясо с тонкими волокнами);

- крошливость - свойство твердого продукта крошиться при раскусывании и разжевывании, обусловленное слабой степенью сцеплений между частицами.

- нежность - условный термин, оценивается как сопротивление, которое оказывает продукт при разжевывании (например, мягкое яблоко, хрустящий огурец, нежное мясо);

- терпкость - чувство осязания, вызванное тем, что внутренняя поверхность полости рта стягивается и при этом появляется сухость во рту;

- вкус - чувство, возникающее при возбуждении рецепторов определяемое как качественно (сладкий, соленый, кислый, горький), так и количественно (интенсивность вкуса).

Флевор, или вкусность - комплексное впечатление вкуса, запах осязания при распределении продукта в полости рта, определяемое качественно, так и количественно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: