У детей дошкольного возраста

Заикание – довольно распространенное у детей тяжелое речевое расстройство. Внешне оно проявляется в непроизвольных остановках в моменты высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц) в момент речевой деятельности.

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Появление данного расстройства речи обычно совпадает с периодом интенсивного формирования речевой функции у детей. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в логопедии как самостоятельная речевая патология и отличается от, так называемого, симптоматического или «вторичного» заикания, которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств.

В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными.

Резко меняется поведение заикающихся детей в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте у заикающихся начинает ярко проявляться патологическая личностная реакция на свое речевое нарушение, формируется боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. Постепенно одни дети начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты (пассивная форма компенсации), другие, напротив, становятся агрессивными, навязчивыми в общении (явление гиперкомпенсации).

С возрастом у заикающихся детей нередко формируется сложная клиническая картина: дисгармонизация развития личности, проявляющаяся в чувстве социальной неполноценности.

В современной логопедии существует несколько точек зрения на этиологию и механизмы возникновения заикания.По этиологическому признаку традиционно различают два вида заикания:

1) функциональное заикание;

2) органическое заикание.

Чаще всего в логопедической практике встречается функциональное заикание. Оно возникает у детей в возрасте от 2-х до 5 лет, в период формирования развернутой фразовой речи и, как правило, не обусловлено органическими поражениями центральной и периферической частей нервной системы.

Причины функционального заикания:

-- раннее речевое развитие с бурным накоплением словаря;

-- задержка речевого развития (при нехватке элементарного запаса слов и грамматических средств языка для выражения своих мыслей);

-- перегрузка детей младшего дошкольного возраста речевым материалом, усложнение речевого материала (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);

-- перевоспитание леворукости (у 33 % детей при смене ведущей руки развивается заикание);

-- неправильные условия воспитания ребенка (избалованность, «излишняя правильность», физические наказания и др.);

-- острая тяжелая психическая травма (сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный эффективной эмоциональной реакцией: страх, испуг, чрезмерная радость);

-- хроническая психическая травма (длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций, которые часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье);

-- подражание речи родственникам, страдающим заиканием.

Однако названные причины вызывают заикание далеко не у всех детей. Специалисты едины во мнении, что большую роль в возникновении заикания играют предрасполагающие факторы: особенности развития центральной нервной системы (её неустойчивость, ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность), невропатическая отягощенность родителей (нервные, соматические и инфекционные заболевания, ослабляющие ЦНС), общая предрасположенность к заиканию.

Органическое заикание встречается редко. Оно возникает в любом возрасте в результате органического поражения центральной нервной системы. Это может происходить в разные периоды развития под влиянием многих вредоносных факторов.

Причины органического заикания:

-- патологическое течение беременности (механические, химические, эндокринные, инфекционно-воспалительные и другие факторы; несовместимость крови матери и плода);

-- родовые травмы;

-- асфиксии;

- черепно-мозговые травмы;

-- нейроинфекции.

Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в артикуляционном, голосовом, дыхательном аппарате. Судороги, возникающие в артикуляционном аппарате, поражают мышцы языка, губ или мягкого неба, при этом как бы запирается свободный речевой выдох (д…домик, до…доченька, б…бабушка, бу…бу…будка). Судороги, возникающие в голосовом аппарате, охватывают мышцы гортани, при этом голосовые связки плотно или прерывисто смыкаются, удерживая выход гласного звука (а…автомат, о…о…обруч). Судороги, возникающие в дыхательном аппарате (в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки), приводят к задержке воздуха в момент речи (говорящий как бы замирает с открытым ртом) или, наоборот,

воздух сильно и сразу выталкивается наружу, и фраза произносится на явно недостаточном выдохе. По месту возникновения речевые судороги бывают смешанными: артикуляционно-дыхательными, артикуляционно-голосовыми, дыхательно-голосовыми и др.

Формы заикания. По типу судорог, периодически возникающих в периферическом речевом аппарате, различают три формы (вида) заикания: клоническую, тоническую, смешанную.

Наиболее ранняя и легкая форма заикания – клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (д-д-д-дорога, к-к-к-калитка, ма-ши-ши-шина, бе-рё-рё-рёза).

Со временем она переходит в более тяжелую форму – тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова (с…тол, ц…веток, бутыл…ка).

В логопедической практике встречается и смешанная форма заикания: клоно-тоническая (к-к-к-кораб…лик) или тоно-клоническая (к…ранда-да-даш).

Степени заикания. По интенсивности судорог, периодически возникающих в периферическом речевом аппарате, различают три степени заикания: слабую (умеренную), среднюю и сильную (тяжелую). Четких критериев определения степени заикания нет. С лабая степень -- заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. Средняя степень заикания – дети испытывают затруднения в речевом общении в новых, а также в значимых для них ситуациях, в присутствии незнакомых людей. Сильной считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится почти невозможным.

Заикание может возникать внезапно или исподволь, постепенно усиливаясь. Периодически оно исчезает, ослабевает, или, наоборот, проявляется с большей силой и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей.

В большинстве случаев при заикании имеют место эмболофразии (употребление в речи стереотипных слов или звуков: «а-а», «э-э», «ну», «вот так», «так сказать» и т.п.) и сопутствующие движения (моргание, раздувание крыльев носа, опускание или откидывание головы, сжимание пальцев, притопывание ногами и др.). Ещё одним из характерных симптомов заикания является боязнь собственной речи, определенных звуков или слов. Это явление называется логофобией.

Распространенность заикания среди детей колеблется от 1,4 % (по К.П.Беккер) до 2 % (по М.Е. Хватцеву). Данная речевая патология значительно чаще возникает у мальчиков, чем у девочек. Это соотношение составляет 4:1. Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у их городских сверстников. Причины этих явлений до настоящего времени ещё не выяснены окончательно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: