Обследование заикающегося ребенка

Комплексное обследование детей с заиканием включает в себя изучение анамнестических сведений, медицинской, педагогической, психологической документации и исследование состояния психофизического развития ребенка.

После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей протекания заикания проводится обследование речи заикающегося и неречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность. Вместе с тем исследуется состояние его моторики, уровень сформированности игровой и учебной деятельности, личностные особенности. Основные методы и приемы логопедического обследования всех компонентов речи и уровня развития психических процессов подробно изложены в главах «Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи», раздел 2.2, « Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи», раздел 3.2 данного учебного пособия.

Логопедическое обследование заикающихся проходит в два этапа: первичное обследование предполагает изучение ребенка в течение первого месяца пребывания в дошкольном образовательном учреждении; динамическое изучение заикающегося осуществляется в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.

При логопедическом обследовании заикающегося ребенка важно определить:

-- место возникновения, форму речевых судорог и частоту их проявлений;

-- сохранные речевые возможности заикающегося;

-- сопутствующие нарушения речи;

-- двигательные нарушения;

-- отношение заикающегося к своему речевому дефекту;

-- наличие психических особенностей.

Место возникновения судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных, смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на слух или зрительно. Частота судорог у заикающихся представляет для логопеда особенный интерес. Она позволяет судить о сохранных участках речи, и, следовательно, от нее непосредственно будет зависеть, насколько правильно и успешно начнутся первые же речевые занятия с ребенком.

При обследовании логопед обращает внимание на сопутствующие речевые нарушения (неправильное произношение звуков, недостатки словаря и грамматического строя речи, особенности темпа). При этом обращается внимание на то, как заикающиеся пользуются различными формами речи в процессе обучения и в свободной деятельности. Вместе с тем логопед учитывает и некоторые особенности речевого поведения ребёнка: ожидает ли он помощи, стремиться ли к активному преодолению недостатка или не понимает, зачем нужны речевые занятия.

Логопед фиксирует наличие тиков, миоклонусов (непроизвольные движения), а также различных вспомогательных (произвольных) движений.

Кроме этого, он отмечает у детей с заиканием психологические особенности: уточняет сведения о его контактности с окружающими (дома, в образовательном учреждении, со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми), обращает внимание на оценку ребенком собственной речи (знает или не знает о своем речевом несовершенстве) и на наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка, уклонение от речевого общения).

При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер их игр, степень игровой активности, взаимоотношения со сверстниками, эмоциональное состояние.

Анализ результатов логопедического обследования, медицинской и психолого-педагогической документации позволяет логопеду определить форму заикания (тоническая, клоническая, смешанная), место возникновения судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный аппараты), степень заикания (легкая, средняя, тяжелая), темп речи (замедленный, ускоренный); сопутствующие заиканию другие нарушения речи (дислалия, дизартрия, недоразвитие фонетико-фонематических процессов, несформированность лексико-грамматических средств языка и др.), состояние моторной функции, наличие и выраженность психических симптомов заикания (логофобия, эмболофразия, двигательные и речевые уловки, изменения стиля речи и др.).

Полученная информация обобщается в логопедическом заключении, что дает возможность осуществлять дифференциальную диагностику, отличать заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, спотыкания физиологического характера), отделять разные формы заикания друг от друга, устанавливать природу его возникновения и намечать пути преодоления данного речевого нарушения.

Примеры логопедических заключений

1. Заикание тоно-клоническогой формы, судороги артикуляторно-дыхательные средней степени выраженности.

2. Заикание клонической формы, судороги артикуляторно-голосовые легкой степени выраженности; нарушения фонетической стороны речи, минимальные проявления дизартрии.

3. Заикание тонической формы, судороги дыхательно-голосовые средней степени выраженности; недоразвитие фонетико-фонематических процессов, дизартрия.

Возможны и другие варианты логопедических заключений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: