Билет №31 взаимосвязь политики и экономики

Политика. Политическая система общества. Государство, его происхождение, сущность, признаки. Типы и формы государства. Функции государства. Политическая система современной России.

Политика – сфера общественной жизни, связанная с возникновением государства, возникающая на определенных этапах развития общества. Политика выражает интересы классов и вытекает из их экономического положения. Многие считают, что политика – грязное дело (именно с ней связывают такие понятия как клевета, ложь, взятки, коррупция, интриги, заговоры, казнокрадство, эгоизм, и даже физическое уничтожение).

Взаимосвязь политики и экономики. Политические идеи и соответствующие им учреждения являются надстройкой над экономическим базисом. Политика наиболее близко стоит с экономическим базисом, поскольку это способ защиты экономических интересов. Однако это вовсе не означает, будто политика является пассивным следствием экономики, это наиболее активная часть надстройки.

Аристотель, Смит считали, что политические отношения соответствуют экономическому строю, действительно, высокий экономический уровень жизни населения стабилизирует экономические порядки.

Маркс считал, что политика обусловлена способом производства материальной жизни, политика целиком определяется материально-хозяйственными факторами.

Ленин: «Политика – концентрированное выражение и завершение экономики, но в то же время, политика не может не иметь первенства перед экономикой». Таким образом, Ленин, говорил уже о двойственном характере влияния экономики на политику и политики на экономику.

Влияние экономики на политику:

Слаборазвитая экономика предполагает централизацию власти и усиливает авторитарные тенденции. Экономический же рост, повышение доходов на душу населения в целом способствуют развитию демократических тенденций. Экономика также воздействует на политику через социальную сферу, так как в зависимости от материального положения, экономических интересов, потребностей разных социальных групп формируются политические движения и партии, выдвигаются требования к государственной власти.

Влияние политики на экономику:

С помощью политики можно регулировать, контролировать, ограничивать экономические процессы (прежде всего, когда проблема сильно влияет на большинство и затрагивает интересы государства). Например, в РФ существует необходимость демонополизации, демилитаризации экономики, борьбы с коррупцией и теневой экономикой, что повышает роль политических методов регулирования. В то же время, государство должно ослабевать свое влияние на малый и средний бизнес и давать возможность саморегуляции и саморазвитию. В любом случае политические методы регулирования активны, там, где не хватает внутренних источников самодвижения.

Роль политики велика не только во внутренней жизни страны, но и в межгосударственных отношениях, так как при всем многообразии современный мир един, существуют глобальные проблемы, которые могут поставить под угрозу существования человеческое бытие, не говоря уже об их материальных интересах. То есть, нужен новый тип политического мышления, которое защитило бы общечеловеческие ценности.

Таким образом, как надстроечное явление, политика вторична по отношению к базису, зависима от него. Но политическая практика – могучее средство решения многих задач.

Политическая система – это совокупность государственных и негосударственных учреждений, партий, общественных движений, регулирующих политическую жизнь в обществе.

Политические субъект: государство, партии, профсоюзы, отд.граждане.

Политический объект: отд.индивид, класс, соц.группа, общество в целом.

Политическая властьсредство достижения целей доминирующих социальных групп (экономически развитых классов), средство защиты интересов, воплощения планов людей, средство, институт воздействия на поведение и деятельность людей с целью осуществления воли определенных классов, социальных групп.

Политическая власть – это способность и возможность оказывать влияние на поведение других людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия, угнетения, руководства, господства. Власть неизбежна, и политическая власть приобретает институциональный характер.

Свойства полит..власти:

1) применение принуждения на законном основании

2) законность (легальность). Именно государство дает власти легальность использования силы на определенной территории.

Управление – воздействие на общество с целью упорядочивания, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Может быть стихийным и сознательным.

Как непременный спутник развития общества власть возникла задолго до формирования государства – в виде господства вождей, шаманов. С момента образования государства власть существует в публичной, политической форме.

Государство - политическая организация экономически господствующего класса.

Теории происхождения государства:

1)Теория божественного происхождения. Государство результат божественного промысла, выявление высшей воли творца. Бог также выбирает короля- представителя бога на земле.

2) Теория общественного договора. Авторы: Гоббс, Руссо. Идея народной власти, признание народа главным источником государственного суверенитета. Таким образом, властители и подвластные имеют друг перед другом обязательства, таким образом, народ может аннулировать государство или правительство, если они не служат его целям.

3) Насильственный характер. Захват и насилие сильных над слабыми, таким образом, государство нужно уничтожить, это социальное зло и нужно освободить человека от принуждения и власти. Автор: Дюринг.

4) Марксистская теория или социально-экономическая теория. Предпосылки появления государства: общественное разделение труда, возникновение частной собственности и господствующих классов. Причина: непримиримость классовых взаимоотношений, вследствие чего экономически сильный класс создает государство для принуждения своих конкурентов.

5) Теория естественного происхождения государства. Аристотель считал, что люди как социальные существа стремятся к объединению в общество и образуют его формальную организацию – государство. Т.е. это результат стремления людей к взаимному общению и средство достижения морального совершенства.

Признаки государства:

1. Наличие публичной политической власти (3 ветви власти, аппарат силы)

2. Право

3. Территория, внешние границы закрепления подданных внутри

4. Налоги и сборы

5. Суверенитет

Элементы государства: территория, политическая публичная власть (стоит над народом), субстанция государства (народ).

Типы и формы государства:

Тип государства зависит от того, какой класс находится у власти и чьи интересы он защищает (может не совпадать с фармацией). Выделяют 4 типа государства:

1. Рабовладельческий тип. Исторически 1 тип классовой организации общества. Это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической фармации (ОЭФ). Важной функцией такого государства является защита собственности рабовладельцев на средства производства, в т.ч. рабов.

2. Феодальный тип государства. Результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной ОЭФ, как орудия классового господства крепостников-помещиков. Главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, владения крепостными и присвоения значительной части их труда.

3. Капиталистический тип. Функционирует на базе производственных отношений, основанных на капитализме, частной собственности на средства производства и юридической защиты рабочих от эксплуататоров. Это последний тип эксплуататорского государства.

4. Социалистический тип. Возникает в результате социальной революции, которая отвергает отношения частной собственности. Создается система экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагает сотрудничество свободных от эксплуатации людей.

Форма государства – совокупность существующих способов организации, устройства и осуществления гос.власти, выражающих его сущность.

1. По способу организации высшей власти. Основой выделения различных форм правления служит способ организации власти, формальный источник власти.

--- Монархическая форма правления характеризуется наследственным принципом замещения главы государства. В зависимости от объема полномочий монарха выделяют такие разновидности данной формы правления, как абсолютная и конституционная монархия. Причем если отличительным признаком абсолютизма служит практически нелегитимированная власть главы государства (ведущая нередко к полному произволу монарха), то конституционная монархия характеризуется ограничением его полномочий. В настоящее время около сорока государств мира являются монархиями, при этом большинство из них представляют собой парламентские монархии (Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия и др.)

--- Республиканская форма правления при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Выделяются три основных разновидности республиканской формы правления - президентская республика, избрание главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, назначение правительства президентом, ответственность правительства перед президентом (например, США); парламентская республика - избрание президента парламентским путем, решающая роль в управлении главы правительства, премьер-министра, формирование правительства парламентским путем, ответственность правительства перед парламентом (Италия, Германия, Швейцария и др.), смешанная республика - избрание президента или главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, сильная президентская власть, ответственность правительства перед парламентом (Франция, Португалия, Финляндия и др.).

2.Форма государственного устройства - это территориально-политическая организация государства. Характеризует отношения между центром и регионами.

--- У нитарное государство является единым государством. Оно чаще всего оказывается разделенным на административно-территориальные единицы в зависимости от географических, экономических и других факторов; политической самостоятельностью эти части государства не обладают.

--- Федеративным является государство, которое имеет части (регионы) с собственной конституцией, в основном сориентированной на общегосударственную конституцию; отношения между частями федерации и центром регулируются на основе договоров, заключаемых между официальными представителями их законодательных, исполнительных и судебных органов (Индия, Россия и др.).

--- Конфедераци я есть союз государств, действующий для достижения конкретных совместных целей; этот союз имеет договорные отношения со всеми частями (или между всеми государствами), входящими в конфедерацию; каждое из таких государств остается независимым.

3. По политическому режиму, который характеризует метод и средства реализации прав и свобод. В истории человечества выделились в основном два типа политического режима: демократические и диктаторские (тоталитарный (власть одного) и авторитарный(власть нескольких)).

Слово "демократия" означает "власть народа". Государству, имеющему демократический характер, свойственны следующие признаки: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможность управлять процессами общественной жизни, выборность основных органов власти, верховенство закона. Сущность демократии - не столько в выражении воли большинства (оно может быть и формальным), сколько в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство, которому должен подчиняться и сам народ. И еще: меньшинство должно при этом иметь право голоса и право быть услышанным большинством. Известный политический и государственный деятель Великобритании У. Черчилль как-то отмечал, что демократическое государство еще далеко от совершенства. Он добавлял при этом: но человечество пока не придумало ничего лучше.

Диктаторский политического режима - это режим, который контролирует и управляет всеми сферами государственной и общественной жизни и жестоко подавляет все попытки высказать самостоятельное мнение со стороны как индивидов, так и социальных групп; интенсивное функционирование идеологии, претендующей на всеобщность и непогрешимость, радикальное преобразование общества и человека, всего мира, насильственное претворение на практике различных утопий (националистических, социальных, религиозных); постоянная и непрерывная политизация всех членов общества с целью их унификации во имя выполнения поставленных целей; мобилизация всех членов общества для достижения безусловной лояльности и активного участия в заданном политическом процессе; постоянная борьба с внутренними и внешними врагами; широкое использование террора и тайной полиции в качестве важнейшего инструмента внедрения идеологии в повседневную жизнь каждого человека; ликвидация самостоятельных политических и общественных организаций, формирование, как правило, одной государственной политической партии, которая руководит массовыми организациями (профсоюзными, молодежными и др.); запрет основных прав, в особенности прав на собрания, демонстрации, свободу печати, свободное развитие науки, искусства и литературы; система централизованного бюрократизма, создание тоталитарной элиты, перед которой беспомощны и члены государственной партии; дуализм и противоречивость деятельности партийных и государственных органов, отсутствие четкого разделения компетенций, приводящее на практике к произволу; тоталитарное господство, как правило, носит ярко выраженный харизматический характер, люди подчиняются вождю, фюреру или религиозному деятелю не только с верой в его непогрешимость и пророческие откровения, но и с любовью. Тоталитарные системы обречены на поражение под влиянием как внутренних причин (развитие производительных сил, науки, техники, искусства требует свободы самовыражения, инициативы и самостоятельности), так и внешних (войны); эти политические режимы сравнительно скоро исторически изживают себя.

Функции государства:

1) Внутренние

· Политическая - связанна со сущностью государства, т.к. это политическая организация экономически господствующего класса

· Правовая - право узаконивает власть, которая управляет обществом

· Экономическая - выработка налоговой политики, бюджета, поощрений и санкций

· Социальная – здравоохранение, пенсионное обеспечение, образование, культура

· Идеологическая – фактически идеология существует в РФ, но юридически она не закреплена.

2) Внешние:

· Политическая – защита нац. интересов

· Экономическая – защита экономических интересов на международном рынке.

· Идеологическая – например, в советское время, русским позорно было слушать голос Америки по радио.

· Образовательная – (как часть социальной) 60-70г.г.Например, в нашей стране есть Институт Дружбы Народов, который предоставляет образовательные услуги иностранцем.

Политическая система современной России.

За последние 100 лет 3 раза менялся тип государства: феодальное, социалистическое, буржуазное. Принималось 5 конституций. В начале 20 века было множество партий, в середине века на политической арене выделялась только партия большевиков.

1936 – новая конституция равенства всех социальных групп.

1973 – власть общенародная (и формально и фактически)

1993 – расстрел верховного совета, Ельцин поменял политическую систему: многопартийность.

Современные виды политических партий:

ЛДПР – правая пария

СПС – Защита малого и среднего бизнеса

Яблоко

Единая Россия – В настоящее время имеет большее количество мест в Гос.думе, следовательно, оказывает наибольшее влияние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: