double arrow

Диагностика знаний студентов по теме: «Стандартизация показателей»

Преподаватель выясняет исходный теоретический уровень знаний в изучении методов стандартизации показателей.

Инструктаж по выполнению работы и контроль над ходом ее выполнения.

На примере типового задания разбирается методика стандартизации показателей. Далее студенты самостоятельно под контролем преподавателя выполняют варианты индивидуальных заданий по данной теме.

VIII. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК ТЕМЫ

Сущность и методы стандартизации показателей, применяемые в статистическом анализе

Как практическому врачу, так и научному работнику нередко приходится сравнивать статистические показатели, вычисленные в качественно неоднородных по составу группах. Иногда при проведении социально-гигиенических, а также клинических исследований получить статистически однородные группы сравнения не представляется возможным. Прежде всего, это касается показателей заболеваемости, рождаемости, общей смертности по странам, городам, областям, районам, имеющим разный состав населения, как по возрасту, так и по полу. Аналогичная ситуация возникает и при анализе заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Так, различия в показателях болевших лиц, случаях и днях нетрудоспособности, вычисленных для основной и контрольной групп, могут быть обусловлены не только условиями труда рабочих, но и неодинаковым составом исследуемых групп по полу, возрасту, уровню образования, семейному положению, среднему доходу и другим основным факторам, которые могут участвовать в формировании этих показателей.




Поэтому для сравнения общих показателей, вычисленных из неоднородных по своему составу совокупностей, применяются методы стандартизации.

Стандартизация – метод расчета условных (стандартизованных) показателей, заменяющих общие интенсивные (или средние) величины в тех случаях, когда их сравнение затруднено из-за несопоставимости состава групп.

Рассчитанные при помощи метода стандартизации показатели условны, т.к. они, устраняя влияния того или иного фактора на истинное значение показателей, указывают, какими были бы эти показатели, если бы влияние данного фактора отсутствовало. Поэтому стандартизованные показатели используются только для сравнения выборок.

Существует три метода стандартизации: прямой, косвенный и обратный.






Сейчас читают про: