Можно ли считать дидактический принцип сознательности в качестве одного из дидактических принципов обучения? Обоснуйте свой ответ

Принцип сознательности относится к числу ведущих дидактических принципов, реализуемых на занятиях по языку. Следование этому принципу предполагает понимание учащимися содержания иноязычной речи, сознание единиц, из которых она состоит, способов пользования такими единицами. Б.В. Беляев подчеркивал, что навыки и умения вырабатываются значительно быстрее в тех случаях, когда процесс их образования подвергается осмыслению в ходе овладения языком. Реализация принципа сознательности на занятиях по языку предполагается сначала осознание особенностей языковых единиц и правил их оформления, а затем, в результате тренировки, вырабатываются автоматизмы и применения в речи. Особенно велика роль правил и инструкций, так как знание правил формообразования и функционирования единиц языка обеспечивает возможности распознавания ошибок в речи учащихся и объяснение принцип их возникновения.

Формулируем некоторые правила реализации принципа сознательности на занятиях по языку:

1) используйте различные приёмы, помогающие осмыслению вводимого материала и действий с ним. (правила, инструкции, объяснение, перевод)

2) формируйте приёмы самостоятельной работы с языком, так как самое главное в работе – научить учиться.

3) отмечайте продвижение учащихся в овладении языком, что повышает мотивацию обучения.

4) помогайте учащимся там, где это возможно, самостоятельно прийти к умозаключению о способах формирования и употребления единиц языка в речи. Для этого используйте индукцию. При этом опирайтесь на средства наглядности, запись на классной доске.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: