А. А. Щункин 2002г:
1. Методы исследования―это способы познания и изучения явлений действительности. Эти методы используются при изучении процессы обучения с целью повышения его эффективности.
2. Методы исследования принято делить на общие и специальные методы. Применение первых носит универсальный характер. Специальные методы обучения характеризуют особенностей той дисциплины.
3. Методы исследования делятся на две группы:
①Методы, применяемые на эмпирическом уровне: анализ научно-методической литературы, научное наблюдение, обобщение опыта преподавания, беседа, опытное обучение, пробное обучение, анкетирование, тестирование, хронометрирование, статистический анализ результатов работы.
②Методы, применяемые на теоретическом уровне: абстрагирование, анализ и синтез, сравнение, дедукция и индукция, моделирование, экстраполирование.
⒋В методических исследованиях больше внимания уделялось использованию методов на эмпирическом уровне, ибо с их помощью стремились проверить эффективность разрабатываемых концепции преподавания и способов овладения языком.
|
|
ⅡВ современной методике широкое распространение получило опытное обучение, позволяющее в результате массовой проверки выдвинутых положений получить результаты, обладающие большой доказательной силой.
В ходе опытного обучения проверяется гипотеза, сформулированная исследователем. Опытное обучение может быть проведено в масштабе одного класса, нескольких классов, учебных заведений. Чем больше количество участников опытного обучения, тем достовернее его результаты. В качестве объектов опытного обучения могут быть различные приемы и методы обучения, может проверяться эффективность работы с техническими средствами, учебными пособиями, в том числе и предлагаемыми организаторами обучения.