Работа с текстами

Таблица 9

   
Дридзе Выделение смысловых узлов, создание цепочек с логическими и смысловыми звеньями и связью с предшествующим порождают схемы текста.
Фейербах Диалектика – это диалог "Я" и "Ты", в котором может быть осуществлено доказательство. Человек раздваивается в ходе доказательства, противоречит самому себе. Если удается преодолеть противоречие, то появляется доказательство.
Бахтин Диалогические отношения выражаются в слове в позиции разных субъектов. Они не сводимы к логическому и предметно-смысловому, сами по себе не содержат диалогические моменты. Диалог всегда связан с персонификацией высказываний. Понять текст означает понять сознание автора. Понимание и оценка составляют целое. Понимание чревато ответом, а также домысливанием отдельных предложений.
Гегель При истолковании текстов осуществляется интерпретация, введение своих мыслей, содержаний, определений, принципов, предпосылок. Понимание зависит от интерпретирующего человека и влияет на развитие мысли.
Левитов Понимание есть результат мышления, использования знаний, применения той работы, которая требовалась при овладении знаниями.
Леонтьев Общение это не просто передача информации, сколько взаимодействие людей. Человек ориентируется на нормы речи и контролирует понимаемость, выразительность.
Смирнов Смысловая группировка является особым действием. Выделение опорных смыслов ведет к тому, что смысл автора замечается.
Шехтер Поднимание достигается в случае соответствия смысловому эталону. Смысл автора замечается при проверке на соответствие информационному эталону.
Сохер Непонимание зависит от особенностей мыслительной работы, объема и качества опыта, от искажения смысла во взаимодействии, неумения восстанавливать структуру сообщения.
Доблаев Понимание, осмысливание текста опирается на вопросы к себе и введение ответов, предвосхищение плана изложения, содержания, на возвраты к прочитанному, критический анализ, оценку прочитанного. Анализ текста ведет к выявлению проблемной ситуации, содержащей скрытый вопрос, нахождение главного вопроса и обобщенного ответа на него, а затем переход к критическому отношению к тексту. Главное в анализе – новизна текста, его субъекта, необходимость в его предикации, уточнении объяснения. Понимание предстает как решение задач, выбор альтернатив, нахождение проблем. К выявленному предикату присоединяется раскрывающий предикат. Текст всегда суть ответ на вопрос.
Доблаев Проблемная ситуация возникает тогда, когда субъект и предикат раскрываются постепенно, излагаются неполно, ограничены или расширены, если субъекты мысли противоположны. Понимание включает реконструкцию содержания субъекта и предиката, отношений между субъектами, субъектом и предикатом.
Кучинский Диалог, внешний и внутренний, может быть предметным, процедурным, личностным. Тексты всегда многофункциональны. В речевом общении осуществляется сообщение информации, ставится вопрос, проводится побуждение к действию, содействие, противодействие.
Мальцева План текста составляется членением материала, группировкой частей по смыслу.
Чистякова Анализ текста предполагает выделение темы, в которой имплицитно даны все денотаты, выявление смысла текста, раскрытие темы, подтем. Нераскрытие является фиксацией отсутствия связи подтем, "скважины". Смысловые опорные пункты являются носителями обобщенного смысла, закладываемого во внутренней речи. Денотатная структура используется для сравнивания текстов, установления тождественности и оценки правильности понимания.
Бункин Слова лучше дополнять зарисованием образов, позволяющих вводить подробное определение и концепты.
Якобсон В процессе общения узнаются взгляды и мнения партнера. Но отношение к явлениям и социальным ценностям, осваиваются нормы поведения и правила общения.
Каган Ламм Труфакова Следует обучать логической аргументации изложения, сжатию информации, приложению теории к решению практических задач.
Хазина Сжатие и наглядное выражение информации позволяет вспомнить нужное сразу. Поняв нужно записать и улучшать запись. Критично относясь к этому. Находить мысли, которые можно объединить по нескольким абзацам, пересказывать и анализировать содержание. Фиксировать о чем идет речь, что и чем доказывается.
Матвеева Репкин Скотаренко Чтение состоит в работе с информационными моделями.
Шапиро Нужно учитывать иерархию текстовых суждений, крупных, а затем и мелких.
Шпаковский Надо выбрать тему, составить план текста, конспект, соединить части своими словами, сделать выводы, использовать научный аппарат.
Дубровис- Арановская Для составления плана текста следует анализировать структуру текста, членить текст, обобщать существенные моменты, систематизировать, формулировать в заголовках, уяснять содержание хода изложения, ставить вопросы, что и о чем говорится.
Кузьменко Сущность чтения заключается в смысловом анализе, синтезе знакового материала для осмысливания, расчленении на части, выборе ключевых фактов, анализе содержания одного
  отрывка для ответа на вопрос, возникший в понимании другого, связывании содержания, результатов анализа.
Мобицина В чтение входит знакомство с текстом, сбор дополнительного материала, разыскивание понятий, подбор доказательств теоретических установок, поиск источников для решения задач и проблем. Критерии, применяемые в чтении – понимание, усвоение, осознанность, твердость.
Матис Схема текста появляется на основе видения строения текста, выявления связности частей.
Желковский Щеглов Текст воспринимается по разному в зависимости от семантического кода читателя. Тема высказывается на метаязыке, обладающего однозначностью. Такого метаязыка еще нет. Тема создает установку, которой подчиняются все элементы текста, интенцию. Она предполагает краткую запись, соответствие между элементами текста. Тема – это исходная формула для преобразования ее в текст, наиболее общая формулировка смысловой доминанты, дающая сюжет, а затем и сам текст.
Лошкарева Следует знать операции, с помощью которых раскрывается содержание, последовательность разделов. Применять схемы в анализе знаковых явлений.
Маркова Бурштина Нужно использовать средства для смысловой реконструкции, смысловой структуры, контекста. Выделять субъекты и предикаты текста, известные и новые, находить системы отношений между ними, вводить условную грамматическую запись смысловой структуры, уметь составлять текст по графу. В работу с текстом включены операции отбрасывания субъекта, предиката, преобразования субъекта в предикат
  и предиката в субъект, использование конспекта, его свертывание и развертывание, сопоставление смысловых структур.
Асеев Майстренко Следует формулировать общую идею, детализированную идею, дополнительную идею, конкретизированную идею, фоновое содержание. К недостаткам в чтении ведут искажение смысла суждения автора, нарушение последовательности, привнесение информации, неправильное увязывание теоретического и конкретного, несоответствие пересказа содержанию текста.
Перминова Структурно-логические схемы это знания о структуре объекта и способе действия, алгоритмическое предписание. Они охватывают объект в целом, раскрывают его структуру, являются опорой получения знания отбора информации, организации самостоятельной работы книгой и ведут к системности знания.
Гуревич Таращанская Следует выявлять и осмысливать ключевые слова, понятия, устанавливать связи между ними. Схему можно развертывать различным образом на разных этапах, что позволяет более глубоко понять отношения между понятиями.
Юрьев Структурные схемы строятся в выявлении денотатов высказывания и установлении связей между ними. Они позволяют сжать структурные компоненты.
Шешнев Логический анализ содержания и перевод на язык – посредник позволяет выделить мысль в "чистом виде".

Эти идеи, касающиеся работы с текстами, в той или иной степени акцентируют внимание и на средственно-знаковой стороне мышления понимающего, и на содержательно-смысловой стороне его мышления. Предполагается и переход от понимания к критике, к активному отношению и творческому вкладу работающего с текстами. Количество отдельных высказываний и идей в этом направлении можно увеличить неограниченно. Нам важно выделить сущностное их выражение, заметить их роль в интеллектуальном совершенствовании и развитии.

Первое, что очевидно и отмечено в высказываниям, это то, что понимающий не сводит свою работу к более или менее напряженному восприятию текста и ожиданию образов, в которых "отражается" высказанное автором. Понимающий активно оперирует текстом автора, выделяет фрагменты, наиболее значимые по какому-то из критериев, отбирает те из них, которые максимально значимы для целостности мысли, определяет логическую функцию фрагмента в цепи выделенных фрагментов, перефразирует фрагменты и т.п. Само манипулирование текстом, конструкторское к нему отношение становится условием понимания, а затем и выработки альтернативной версии и даже критики, участия в совершенствовании мысли и текста. Иначе говоря, основная масса работы с текстом заключена в его схематизации, построения "структурно-логических" схем как средств и понимания, и критики.

В то же время, само понимание неотделимо от содержания текста, от того образа "объекта", который строится в сознании понимающего и оценивается с точки зрения близости к аналогичному образу автора. В отличие от обычного использования и восприятия текста при усилении ответственности за конечный результат неосознаваемое построение образа понимания превращается в предмет специальной организации, где ход строительства образа становится зависящим от приемов, критериев, устремлений понимающего, результатом его особой работы. Поскольку прямое манипулирование образами, смысловыми единицами сознания невозможно, то манипулирование текстом, текстуальными единицами, схемами текста подчиняется самой динамике смыслового "манипулирования". Между смысловой динамикой, содержанием сознания и конструктивными процедурами в знаковом слое устанавливается зависимость, акцентированное взаимовоздействие. Знак, фрагмент текста, схема текста, текст начинают реализовывать функции средств трансформации содержания сознания.

В свою очередь трансформации содержания сознания важны в понимании не сами по себе, а как условие достижения целей понимания, а затем и критики. Так как понимание в мыслекоммуникации означает "восстановление" образа объекта, введенного автором, в сознании читателя, понимающего, то все манипуляции с текстом и их влияние на внутренние процессы, на смыслы в сознании понимающего предстает в качестве посредствующих условий изменения результатов первичного восприятия текста с установкой на реализацию именно функции понимания, не искажения "мысли автора". В таких самоотношении и самокоррекции, обращенных на изменение первоначального "впечатления", на преодоление ошибок и случайности этого результата происходит разделение на самоотношение по содержанию и самоотношение, обращенное к целостности внутренней жизни понимающего, его субъективности в целом, от которой зависит и динамика смыслов, и достижимость результата понимания.

Во всех звеньях самоотношения по ходу понимания, манипулирования во внешнем знаковом и внутреннем смысловом планах восстанавливается целостность самой работы по созданию какого-либо мнения для последующего его выражения для других. Выделение внутреннего процесса порождения смысла "для других" и даже "для себя" из общего потока сознания, цепи и трансформаций смыслов является важнейшей предпосылкой для мыслкоммуникативного, включенного в этот тип социокультурных отношений бытия. Лишь оформлением подобной выделенности способствует созданию особого варианта идентификации, идентификации с позиционерами в структуре мыслекоммуникативных позиций – с автором, с критиком, с понимающим и т.п. И тогда возможен диалог с собой, исходя из заимствованной позиции, или диалог с иным партнером "внутри себя".

Подобное самоотношение с акцентировкой на смыслы и смысловую динамику больше соответствует работе со своим самоотношением и лишь вторично со всем остальным. Если же самоотношение акцентируется на содержании как таковом и субъективное сопровождение нейтрализуется "отчужденным" оперированием смыслами, то оно соответствует работе с сознанием и его содержанием, включая крайний вариант отчуждения, когда происходит идентификация с "объектным содержанием". Для достижения целей понимания такая идентификация нужна как условие сопоставления и контроля достижения соответствия вводимой гипотезы "реальному" содержанию текста автора. Но объектная идентификация выступает как крайняя точка в линии форм бытия в мыслекоммуникации. Иной крайней точкой предстает самовыражение, которое полностью отрывает человека от обязанностей в той или иной коммуникативной позиции. Манипулирование текстом и опосредованно – со смыслами выступает как средняя точка этой линии. Он уже перестает быть самовыражением, так как подчиненно отчуждаемым требованиям, установке на внешнее взаимодействие, принятие результата порождения (текста, содержания).

Тем самым, понимающий, заботящийся о неслучайности своего процесса и результата, переходит к особой работе с текстом, к манипуляциям и потому его результат может предстать как текст, вторичный, выражающий то, что понимающий считает как "точка зрения" автора. Он замещает авторский текст своим, который легко становится иным, неидентичным с авторским, так как подчеркивает, выделяет, обобщает, подчиняет теме, проблемному интересу, рамкам задачи и т.п. Понимание всегда включено в какую-то деятельность, какие-то отношения, взаимодействия и откуда появляется заказ на понимание. Полное понимание означает заимствование позиции и заказа, вызывающего построение авторской точки зрения. Но это всегда является относительным по критерию адекватности. Тем самым, понимание, тем более – критика, предполагают установление отношений не только коммуникативных, но и деятельностных, жизнедеятельностных, общения, борьбы и т.п. Лишь подчиненность и автора, и понимающего, и всех иных позиционеров в мыслекоммуникации единой функции приближения к "истине" или подчиненность исследовательскому типу деятельности в звене теоретического конструирования нейтрализует действие деформирующих факторов или порождает соответствующие усилия по преодолению субъективного характера мнения автора или результатов понимания. Сущностная установка внутри коммуникации представлена позицией арбитра.

Однако сущностная установка, стимулирующая обращение к высоким абстракциям, к оперированию ими, установлению отношений между ними и т.п. отрывает содержание от уникальности точки зрения автора, замещает воззрениями деперсонифицированного типа. Появляется противоречие между надежностью и неслучайностью результата понимания, с одной стороны, и невозможностью достижения надежности и неслучайности обращаясь лишь к прямым формам понимания, к непосредственному пониманию текста, не вводя манипуляции знаковым материалом, смыслами и не вводя замещения первичных смыслов культурными значениями. Тем более что и автор пользуется деперсонифицированными средствами выражения содержания предикатов, строит предикативные цепи. Однако он сохраняет уникальность своих воззрений персонифицированным манипулированием этими средствами.

Внесение арбитражного звена в процесс понимания и критики усложняет указанное выше противоречие, запутывает характер его проявления. Первоначальные формы понимания, ориентированные на реконструкцию и повторение уникальности точки зрения автора, заменяется более сложным, но преодолевающим субъективизм в решении задач на понимание, способом достижения цели. Сама цель уже перестает обслуживать реконструкцию версии автора и предстает как обслуживающая конструирование точки зрения автора с введением в ней неслучайности и надежности за счет интеграции техники арбитражной работы. Автор включается в линию движения деперсонифицированной мысли и понимающий занимается обнаружением места в этой линии, которое занимает автор. Но для этого эта линия движения мысли еще должна быть создана.

Вместе с элементами арбитражной техники и более принципиальным и точным оперированием содержательными средствами арбитража (абстракциями разного уровня, аналитическими и синтетическими) в ткань понимания и критики внедряются все формы организации мышления (постановка и решение задач и проблем, прогнозирование, планирование, тактическое и стратегическое планирование и т.п.).

Вносятся специфические требования логической организации мышления. Особую роль начинают играть и схемы, позволяющие перенести внутреннее и косвенное манипулирование смыслами во внешний план и использовать все преимущества манипуляции знаково-символическими средствами в решении задач на понимание и критику, арбитраж и самоорганизацию.

С другой стороны, именно обращение к установке на "истину", "сущность" содержания, выявляемую у автора в процессе понимания и вводимую в ходе критики и арбитрирования, введение логических форм и абстрактных средств мышления создают инструментально-технологическую базу "прорыва" в существенное, высшее в том содержании, овладение которыми и корректное использование которыми подчиняет все позиционные формы участия в коммуникации. Выявление, построение, овладение этими средствами мышления создает основную предпосылку развития мышления, а затем и рефлексии, интеллектуальной культуры в целом. Этому развитию подчиняются все сопровождающие мышление рефлексивные процессы и рефлексивная самоорганизация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: