Цель: Составление пересказа «О специальных машинах» по тексту и серии сюжетных картин. Задачи:
— активизировать словарь по теме «Транспорт»;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и образных выражений;
— учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;
— учить детей правильно образовывать сложные слова;
— учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.
Оборудование: альбомы 3 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Вспомни и назови» | Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть виды транспорта и их признаки. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Большой автобус. Зеленый автомобиль. |
«Назови ласково» | Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет транспорт и его цвет, например: «Красный трамвай», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет этот вид транспорта и его цвет ласково: «Красненький трамвайчик», и возвращает мяч логопеду. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными. |
«Назови машину» | Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед задает вопрос, например: «Как называется машина, которая молоко возит?» — и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение типа: «Машина, которая возит молоко, называется молоковоз», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
|
|
II: Основная часть занятия
Объяснение значений многозначных слов и образного выражения.
Логопед напоминает детям значения многозначных слов баранка, крылья, хвост и объясняет смысл образного выражения: «Быстрый, как самолет».
Составление пересказа текста с опорой на серию сюжетных картин.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять пересказ текста о специальных машинах.
Работа в альбомах (альбом 3, с. 20). Логопед задает детям вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с опорой на картинки серии.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание. Выделяет наиболее активных детей.