Введение новых переменных может быть как явным, так и неявным. Классифицируем уравнения по способам неявной реализации метода замены переменной.
Использование основного свойства дроби. Данный прием применяется в уравнениях следующего вида:

где
постоянные,
.
В таких уравнениях сначала проверяют, является ли
корнем уравнения, и производят замену
.
Выделение полного квадрата. Выделение квадрата двучлена чаще всего встречается при решении уравнений, которые можно привести к такому виду, чтобы одна часть уравнения представляла собой сумму квадратов двучлена.
Переход к системе уравнений. Этот приём целесообразен при решении уравнений вида:
где коэффициенты
и
равны, противоположны по знаку или отличаются на постоянный множитель.
Раскрытие скобок парами. Такой методдаёт хороший эффект в уравнениях вида:
где
или
или 
Раскрытие скобок парами и деление обеих частей уравнения. Раскрытие скобок парами и деление обеих частей уравненияцелесообразно применять в случаях, когда перед нами уравнение вида:
где
, или
или
.
Сведение к однородному уравнению. Преобразовав один из множителей и выделив из него выражение, равное второму множителю и подставляя полученное выражение в исходное уравнение, удаётся прийти к однородному уравнению второй степени, то есть к уравнению вида:
где
‒ постоянные, отличные от нуля, а
,
‒ многочлены.
Тригонометрическая подстановка. Тригонометрическая подстановка используется в тех случаях, когда область определения исходного уравнения совпадает с областью значения тригонометрической функции или включается в эту область.
Приведем примеры типовых заданий, сводящихся к применению метода замены при решении уравнений.
Пример. Решим уравнение:
.
Решение. Область определения уравнения – все действительные
.
Введем новую переменную. Пусть
, где
.
Тогда исходное уравнение примет вид:
(1)
, то уравнение (1)

Из решения данных уравнений промежутку
принадлежат только
. Поэтому

Ответ. 
Пример. Решим уравнение:
.
Решение. Если в качестве новой переменной выбрать
уравнение упрощается, но остаётся иррациональным.
Более удобна замена:
.
Тогда
или
посторонний корень.
Возвращаясь к исходной переменной, имеем:

Ответ. 
Пример. Решим уравнение: 
Решение. К данному уравнению можно применить рассмотренный выше приём – «раскрытие скобок парами». Суммы чисел, стоящих в первой и четвёртой, во второй и третьей скобках, равны, то есть 1+5=2+4. Перемножим эти пары скобок, получим уравнение:
.
Введем новую переменную. Пусть
, тогда: 
Решив квадратное уравнение:
находим, что
или 
Вернемся к исходной переменной и решим совокупность уравнений:

В первом уравнении совокупности
корней нет.
Перепишем второе уравнение: 
Ответ. 
Пример. Решим уравнение:
.
Решение. Заметим, что произведение чисел, стоящих в первой и четвёртой, во второй и третьей скобках, равны, то есть 
Перемножим указанные пары скобок:
.
Так как
не есть решение данного уравнения, то, разделив обе части на
, получим равносильное исходному уравнение: 
Введем новую переменную. Пусть
тогда:

Вернемся к исходной переменной, имеем: 
Решения первого уравнения данной совокупности:
,
.
Второе уравнение этой совокупности решений не имеет.
Ответ. 
Пример. Решим уравнение:
.
Решение. Введем новую переменную. Пусть
тогда исходное уравнение примет вид:
. Поскольку
не является корнем этого уравнения, то уравнение равносильно уравнению 
Возвращаясь к исходной переменной, имеем:

Ответ. 
Прежде, чем решить следующее уравнение, напомним алгоритм решения возвратного уравнения:
– разделить левую и правую части уравнения на
. При этом не происходит потери решения, т. к.
не является корнем исходного уравнения при 
– группировкой привести полученное уравнение к виду 
– ввести новую переменную
, тогда выполнено
то есть
в новых переменных рассматриваемое уравнение является квадратным

– решить его относительно
, возвратиться к исходной переменной.
Пример. Решим уравнение:
.
Решение. Исходя из алгоритма решения таких уравнений, разделим левую и правую части уравнения на
, получим равносильное уравнение:
.
Сгруппировав слагаемые, перепишем уравнение в виде:
или в виде 
Введем новую переменную. Пусть
тогда: 
Возвращаясь к исходной переменной, имеем: 
Ответ. 
Пример. Решим уравнение: 
Решение. Введем новые переменные. Пусть
тогда:

Таким образом, для переменных
и
имеем симметричную систему:

Обозначим
тогда

Таким образом,


Ответ. 
Пример. Решим уравнение:
.
Решение. Если в уравнении освободиться от знаменателя, провести все необходимые преобразования, то получим возвратное уравнение четвёртой степени. Однако, более рациональным является другой способ. Поделим числитель и знаменатель дроби, расположенной в левой части, на
.
Получим
. Введем новую переменную.
Пусть
, тогда

Обратная замена:

или 
;
корней нет.
Ответ. 
Пример. Решим уравнение:
.
Решение. Так как
не является корнем данного уравнения, то, разделив обе его части на
, получим:
.
Введем новую переменную.
Пусть
тогда: 

Вернёмся к исходной переменной, имеем: 
Ответ. 
Пример. Решим уравнение:
.
Решение. Поскольку в левой части стоит сумма двух квадратов, целесообразно попытаться дополнить её до квадрата суммы или разности.
Во втором случае получим:
;
;
.
Введем новую переменную. Пусть
тогда: 
Вернёмся к исходной переменной, имеем:

Ответ. 
Пример. Решим уравнение:
.
Решение. Введем новую переменную. Пусть
тогда:
;

Обратная замена: 
Ответ. 
Пример. Решим уравнение:
.
Решение. Так как
не является решением уравнения, то, разделив числитель и знаменатель каждой дроби в левой части на
, перепишем его в виде:

Введем новую переменную. Пусть
тогда: 
Решения этого уравнения: 
Вернемся к исходной переменной, имеем: 
Ответ.
.
Пример. Решим уравнение: 
Решение. Обозначим
через
, то есть введем новые переменные:
или 
Тогда первоначальное уравнение имеет вид:
, применим формулу
имеем:
.
Найдем корни квадратного уравнения
:

тогда решения биквадратного уравнения: 
Вернемся к исходной переменной.
Решения исходного уравнения: 
Ответ. 
Пример. Решим уравнение:
.
Решение. Представим уравнение в виде: 
Введем новую переменную. Пусть
тогда уравнение примет вид:

Вернемся к исходной переменной 
Последнее уравнение равносильно совокупности уравнений:
Ответ. 
Пример. Решим уравнение:
.
Решение. Умножим обе части уравнения на 12. Введем новую переменную. Пусть
, тогда получим уравнение
.
Перепишем полученное уравнение в виде:
. Пусть
, тогда:
.
Уравнение
.
Обратная замена: 
Ответ. 
Пример. Решим уравнение:
.
Решение. Если раскрыть скобки и привести подобные, то получим уравнение пятой степени стандартного вида.
Если ввести новые переменные
и
, то получим уравнение
, являющееся однородным уравнением степени 3 относительно
и
.
Однородные уравнения относительно
и
обладают тем свойством, что если разделить все члены уравнения на наивысшую степень одной из переменных, например
, если
не является корнем уравнения, то оно превращается в уравнение с одной переменной
.
Решим уравнение:
.
Разделим многочлен
на
, перейдём к равносильному уравнению 

Ответ.
. 
Вывод по II главе:
привели методы решения некоторых систем и совокупностей уравнений,
Во второй главе мы рассмотрели некоторые приемы преобразования систем уравнений и некоторые методы решения систем и совокупностей уравнений с одной, двумя и с тремя переменными, подробно изучили графический метод решения уравнений.. Разработали систему практических заданий, иллюстрирующих теоретические положения.
В приложении мы привели задания повышенной сложности. Подобрали практические задания, иллюстрирующие теоретические положения раздела «Уравнения».
Структура изложения теоретического материала определена целью − способствовать формированию у будущего учителя четкой системы понятий и практического использования этих понятий в процессе преподавания начального курса математики. Практические задания могут с успехом применяться как в учебном процессе, так и для самостоятельной работы студентов.