Введение новых переменных может быть как явным, так и неявным. Классифицируем уравнения по способам неявной реализации метода замены переменной.
Использование основного свойства дроби. Данный прием применяется в уравнениях следующего вида:
где постоянные, .
В таких уравнениях сначала проверяют, является ли корнем уравнения, и производят замену .
Выделение полного квадрата. Выделение квадрата двучлена чаще всего встречается при решении уравнений, которые можно привести к такому виду, чтобы одна часть уравнения представляла собой сумму квадратов двучлена.
Переход к системе уравнений. Этот приём целесообразен при решении уравнений вида: где коэффициенты и равны, противоположны по знаку или отличаются на постоянный множитель.
Раскрытие скобок парами. Такой методдаёт хороший эффект в уравнениях вида: где или или
Раскрытие скобок парами и деление обеих частей уравнения. Раскрытие скобок парами и деление обеих частей уравненияцелесообразно применять в случаях, когда перед нами уравнение вида:
|
|
где , или или .
Сведение к однородному уравнению. Преобразовав один из множителей и выделив из него выражение, равное второму множителю и подставляя полученное выражение в исходное уравнение, удаётся прийти к однородному уравнению второй степени, то есть к уравнению вида: где ‒ постоянные, отличные от нуля, а , ‒ многочлены.
Тригонометрическая подстановка. Тригонометрическая подстановка используется в тех случаях, когда область определения исходного уравнения совпадает с областью значения тригонометрической функции или включается в эту область.
Приведем примеры типовых заданий, сводящихся к применению метода замены при решении уравнений.
Пример. Решим уравнение: .
Решение. Область определения уравнения – все действительные .
Введем новую переменную. Пусть , где .
Тогда исходное уравнение примет вид: (1)
, то уравнение (1)
Из решения данных уравнений промежутку принадлежат только . Поэтому
Ответ.
Пример. Решим уравнение: .
Решение. Если в качестве новой переменной выбрать уравнение упрощается, но остаётся иррациональным.
Более удобна замена: .
Тогда или посторонний корень.
Возвращаясь к исходной переменной, имеем:
Ответ.
Пример. Решим уравнение:
Решение. К данному уравнению можно применить рассмотренный выше приём – «раскрытие скобок парами». Суммы чисел, стоящих в первой и четвёртой, во второй и третьей скобках, равны, то есть 1+5=2+4. Перемножим эти пары скобок, получим уравнение: .
Введем новую переменную. Пусть , тогда:
Решив квадратное уравнение: находим, что или
Вернемся к исходной переменной и решим совокупность уравнений:
|
|
В первом уравнении совокупности корней нет.
Перепишем второе уравнение:
Ответ.
Пример. Решим уравнение: .
Решение. Заметим, что произведение чисел, стоящих в первой и четвёртой, во второй и третьей скобках, равны, то есть
Перемножим указанные пары скобок: .
Так как не есть решение данного уравнения, то, разделив обе части на , получим равносильное исходному уравнение:
Введем новую переменную. Пусть тогда:
Вернемся к исходной переменной, имеем:
Решения первого уравнения данной совокупности:
, .
Второе уравнение этой совокупности решений не имеет.
Ответ.
Пример. Решим уравнение: .
Решение. Введем новую переменную. Пусть тогда исходное уравнение примет вид: . Поскольку не является корнем этого уравнения, то уравнение равносильно уравнению
Возвращаясь к исходной переменной, имеем:
Ответ.
Прежде, чем решить следующее уравнение, напомним алгоритм решения возвратного уравнения:
– разделить левую и правую части уравнения на . При этом не происходит потери решения, т. к. не является корнем исходного уравнения при
– группировкой привести полученное уравнение к виду
– ввести новую переменную , тогда выполнено то есть в новых переменных рассматриваемое уравнение является квадратным
– решить его относительно , возвратиться к исходной переменной.
Пример. Решим уравнение: .
Решение. Исходя из алгоритма решения таких уравнений, разделим левую и правую части уравнения на , получим равносильное уравнение:
.
Сгруппировав слагаемые, перепишем уравнение в виде: или в виде
Введем новую переменную. Пусть тогда:
Возвращаясь к исходной переменной, имеем:
Ответ.
Пример. Решим уравнение:
Решение. Введем новые переменные. Пусть тогда:
Таким образом, для переменных и имеем симметричную систему:
Обозначим тогда
Таким образом,
Ответ.
Пример. Решим уравнение: .
Решение. Если в уравнении освободиться от знаменателя, провести все необходимые преобразования, то получим возвратное уравнение четвёртой степени. Однако, более рациональным является другой способ. Поделим числитель и знаменатель дроби, расположенной в левой части, на .
Получим . Введем новую переменную.
Пусть , тогда
Обратная замена:
или
; корней нет.
Ответ.
Пример. Решим уравнение: .
Решение. Так как не является корнем данного уравнения, то, разделив обе его части на , получим: .
Введем новую переменную.
Пусть тогда:
Вернёмся к исходной переменной, имеем:
Ответ.
Пример. Решим уравнение: .
Решение. Поскольку в левой части стоит сумма двух квадратов, целесообразно попытаться дополнить её до квадрата суммы или разности.
Во втором случае получим: ;
; .
Введем новую переменную. Пусть тогда:
Вернёмся к исходной переменной, имеем:
Ответ.
Пример. Решим уравнение: .
Решение. Введем новую переменную. Пусть тогда:
;
Обратная замена:
Ответ.
Пример. Решим уравнение: .
Решение. Так как не является решением уравнения, то, разделив числитель и знаменатель каждой дроби в левой части на , перепишем его в виде:
Введем новую переменную. Пусть тогда:
Решения этого уравнения:
Вернемся к исходной переменной, имеем:
Ответ. .
Пример. Решим уравнение:
Решение. Обозначим через , то есть введем новые переменные: или
Тогда первоначальное уравнение имеет вид: , применим формулу имеем: .
Найдем корни квадратного уравнения :
тогда решения биквадратного уравнения:
Вернемся к исходной переменной.
Решения исходного уравнения:
Ответ.
Пример. Решим уравнение: .
Решение. Представим уравнение в виде:
Введем новую переменную. Пусть тогда уравнение примет вид:
Вернемся к исходной переменной
Последнее уравнение равносильно совокупности уравнений:
|
|
Ответ.
Пример. Решим уравнение: .
Решение. Умножим обе части уравнения на 12. Введем новую переменную. Пусть , тогда получим уравнение .
Перепишем полученное уравнение в виде:
. Пусть , тогда: .
Уравнение .
Обратная замена:
Ответ.
Пример. Решим уравнение: .
Решение. Если раскрыть скобки и привести подобные, то получим уравнение пятой степени стандартного вида.
Если ввести новые переменные и , то получим уравнение , являющееся однородным уравнением степени 3 относительно и .
Однородные уравнения относительно и обладают тем свойством, что если разделить все члены уравнения на наивысшую степень одной из переменных, например , если не является корнем уравнения, то оно превращается в уравнение с одной переменной .
Решим уравнение: .
Разделим многочлен на , перейдём к равносильному уравнению
Ответ. .
Вывод по II главе:
привели методы решения некоторых систем и совокупностей уравнений,
Во второй главе мы рассмотрели некоторые приемы преобразования систем уравнений и некоторые методы решения систем и совокупностей уравнений с одной, двумя и с тремя переменными, подробно изучили графический метод решения уравнений.. Разработали систему практических заданий, иллюстрирующих теоретические положения.
В приложении мы привели задания повышенной сложности. Подобрали практические задания, иллюстрирующие теоретические положения раздела «Уравнения».
Структура изложения теоретического материала определена целью − способствовать формированию у будущего учителя четкой системы понятий и практического использования этих понятий в процессе преподавания начального курса математики. Практические задания могут с успехом применяться как в учебном процессе, так и для самостоятельной работы студентов.