Типизация приёмов введения новых неизвестных при решении алгебраических уравнений

Введение новых переменных может быть как явным, так и неявным. Классифицируем уравнения по способам неявной реализации метода замены переменной.

Использование основного свойства дроби. Данный прием применяется в уравнениях следующего вида:

где постоянные, .

В таких уравнениях сначала проверяют, является ли корнем уравнения, и производят замену .

Выделение полного квадрата. Выделение квадрата двучлена чаще всего встречается при решении уравнений, которые можно привести к такому виду, чтобы одна часть уравнения представляла собой сумму квадратов двучлена.

Переход к системе уравнений. Этот приём целесообразен при решении уравнений вида: где коэффициенты и равны, противоположны по знаку или отличаются на постоянный множитель.

Раскрытие скобок парами. Такой методдаёт хороший эффект в уравнениях вида: где или или

Раскрытие скобок парами и деление обеих частей уравнения. Раскрытие скобок парами и деление обеих частей уравненияцелесообразно применять в случаях, когда перед нами уравнение вида:

где , или или .

Сведение к однородному уравнению. Преобразовав один из множителей и выделив из него выражение, равное второму множителю и подставляя полученное выражение в исходное уравнение, удаётся прийти к однородному уравнению второй степени, то есть к уравнению вида: где ‒ постоянные, отличные от нуля, а , ‒ многочлены.

Тригонометрическая подстановка. Тригонометрическая подстановка используется в тех случаях, когда область определения исходного уравнения совпадает с областью значения тригонометрической функции или включается в эту область.

Приведем примеры типовых заданий, сводящихся к применению метода замены при решении уравнений.

Пример. Решим уравнение: .

Решение. Область определения уравнения – все действительные .

Введем новую переменную. Пусть , где .

Тогда исходное уравнение примет вид: (1)

, то уравнение (1)

Из решения данных уравнений промежутку принадлежат только . Поэтому

Ответ.

Пример. Решим уравнение: .

Решение. Если в качестве новой переменной выбрать уравнение упрощается, но остаётся иррациональным.

Более удобна замена: .

Тогда или посторонний корень.

Возвращаясь к исходной переменной, имеем:

Ответ.

Пример. Решим уравнение:

Решение. К данному уравнению можно применить рассмотренный выше приём – «раскрытие скобок парами». Суммы чисел, стоящих в первой и четвёртой, во второй и третьей скобках, равны, то есть 1+5=2+4. Перемножим эти пары скобок, получим уравнение: .

Введем новую переменную. Пусть , тогда:

Решив квадратное уравнение: находим, что или

Вернемся к исходной переменной и решим совокупность уравнений:

В первом уравнении совокупности корней нет.

Перепишем второе уравнение:

Ответ.

Пример. Решим уравнение: .

Решение. Заметим, что произведение чисел, стоящих в первой и четвёртой, во второй и третьей скобках, равны, то есть

Перемножим указанные пары скобок: .

Так как не есть решение данного уравнения, то, разделив обе части на , получим равносильное исходному уравнение:

Введем новую переменную. Пусть тогда:

Вернемся к исходной переменной, имеем:

Решения первого уравнения данной совокупности:

, .

Второе уравнение этой совокупности решений не имеет.

Ответ.

Пример. Решим уравнение: .

Решение. Введем новую переменную. Пусть тогда исходное уравнение примет вид: . Поскольку не является корнем этого уравнения, то уравнение равносильно уравнению

Возвращаясь к исходной переменной, имеем:

Ответ.

Прежде, чем решить следующее уравнение, напомним алгоритм решения возвратного уравнения:

– разделить левую и правую части уравнения на . При этом не происходит потери решения, т. к. не является корнем исходного уравнения при

– группировкой привести полученное уравнение к виду

– ввести новую переменную , тогда выполнено то есть в новых переменных рассматриваемое уравнение является квадратным

– решить его относительно , возвратиться к исходной переменной.

Пример. Решим уравнение: .

Решение. Исходя из алгоритма решения таких уравнений, разделим левую и правую части уравнения на , получим равносильное уравнение:

.

Сгруппировав слагаемые, перепишем уравнение в виде: или в виде

Введем новую переменную. Пусть тогда:

Возвращаясь к исходной переменной, имеем:

Ответ.

Пример. Решим уравнение:

Решение. Введем новые переменные. Пусть тогда:

Таким образом, для переменных и имеем симметричную систему:

Обозначим тогда

Таким образом,

Ответ.

Пример. Решим уравнение: .

Решение. Если в уравнении освободиться от знаменателя, провести все необходимые преобразования, то получим возвратное уравнение четвёртой степени. Однако, более рациональным является другой способ. Поделим числитель и знаменатель дроби, расположенной в левой части, на .

Получим . Введем новую переменную.

Пусть , тогда

Обратная замена:

или

; корней нет.

Ответ.

Пример. Решим уравнение: .

Решение. Так как не является корнем данного уравнения, то, разделив обе его части на , получим: .

Введем новую переменную.

Пусть тогда:

Вернёмся к исходной переменной, имеем:

Ответ.

Пример. Решим уравнение: .

Решение. Поскольку в левой части стоит сумма двух квадратов, целесообразно попытаться дополнить её до квадрата суммы или разности.

Во втором случае получим: ;

; .

Введем новую переменную. Пусть тогда:

Вернёмся к исходной переменной, имеем:

Ответ.

Пример. Решим уравнение: .

Решение. Введем новую переменную. Пусть тогда:

;

Обратная замена:

Ответ.

Пример. Решим уравнение: .

Решение. Так как не является решением уравнения, то, разделив числитель и знаменатель каждой дроби в левой части на , перепишем его в виде:

Введем новую переменную. Пусть тогда:

Решения этого уравнения:

Вернемся к исходной переменной, имеем:

Ответ. .

Пример. Решим уравнение:

Решение. Обозначим через , то есть введем новые переменные: или

Тогда первоначальное уравнение имеет вид: , применим формулу имеем: .

Найдем корни квадратного уравнения :

тогда решения биквадратного уравнения:

Вернемся к исходной переменной.

Решения исходного уравнения:

Ответ.

Пример. Решим уравнение: .

Решение. Представим уравнение в виде:

Введем новую переменную. Пусть тогда уравнение примет вид:

Вернемся к исходной переменной

Последнее уравнение равносильно совокупности уравнений:

Ответ.

Пример. Решим уравнение: .

Решение. Умножим обе части уравнения на 12. Введем новую переменную. Пусть , тогда получим уравнение .

Перепишем полученное уравнение в виде:

. Пусть , тогда: .

Уравнение .

Обратная замена:

Ответ.

Пример. Решим уравнение: .

Решение. Если раскрыть скобки и привести подобные, то получим уравнение пятой степени стандартного вида.

Если ввести новые переменные и , то получим уравнение , являющееся однородным уравнением степени 3 относительно и .

Однородные уравнения относительно и обладают тем свойством, что если разделить все члены уравнения на наивысшую степень одной из переменных, например , если не является корнем уравнения, то оно превращается в уравнение с одной переменной .

Решим уравнение: .

Разделим многочлен на , перейдём к равносильному уравнению

Ответ. .

Вывод по II главе:

привели методы решения некоторых систем и совокупностей уравнений,

Во второй главе мы рассмотрели некоторые приемы преобразования систем уравнений и некоторые методы решения систем и совокупностей уравнений с одной, двумя и с тремя переменными, подробно изучили графический метод решения уравнений.. Разработали систему практических заданий, иллюстрирующих теоретические положения.

В приложении мы привели задания повышенной сложности. Подобрали практические задания, иллюстрирующие теоретические положения раздела «Уравнения».

Структура изложения теоретического материала определена целью − способствовать формированию у будущего учителя четкой системы понятий и практического использования этих понятий в процессе преподавания начального курса математики. Практические задания могут с успехом применяться как в учебном процессе, так и для самостоятельной работы студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: