double arrow

Договор транспортной экспедиции


Договор транспортной экспедициииногда ошибочно оп­ределяют как договор перевозки и рассматривают вместе с транспортными договорами. По своей природе данный дого­вор относится к группе агентских договоров. Отличительные черты договора транспортной экспедиции определяются сфе­рой применения. Здесь услуги юридического и фактического характера оказываются в связи с процессом перевозки товара. Существуют книжная, почтовая, денежная экспедиция, но они также связаны с перевозкой соответствующего имущества. Вне перевозки никакого экспедирования не бывает.

Отношения по экспедированию регулируются гл. 41 ГК и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспорт­но-экспедиционной деятельности». Названный Закон регла­ментирует товарное экспедирование и напрямую относится к коммерческой деятельности. Закон предусматривает издание Правил транспортно-экспедиционной деятельности, которые должны быть утверждены правительством РФ.

По договору транспортной экспедиции одна сторона, экспедитор, обязуется за вознаграждение и за счет дру­гой стороны, клиента, выполнить или организовать вы­полнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой грузов.Итак, соглашение касается услуг, свя­занных с перевозкой, но не собственно перевозки.

Обязанности по экспедированию могут принимать на себя специализированные организации, созданные для этих целей. Таковы различные экспедиционные агентства и фирмы. Они заключают с клиентами договоры на оказание комплекса услуг по получению от транспортных организа­ций грузов и доставке их клиенту, а также сдаче к перевозке грузов, отправляемых клиентом.

Г.Ф. Шершеневич в качестве важного признака экспеди­рования указывал на отсутствие у экспедитора транспорт­ных средств, вследствие чего он не может осуществлять перевозку. Такая трактовка не соответствует современному положению дел. Экспедиционные организации, как прави­ло, располагают автомобильным и другим транспортом, однако он предназначен для выполнения не основной,а вспомогательнойперевозки: со станции (порта, пристани, аэропорта) к клиенту или обратно.

Указанные обстоятельства подлежат учету при определе­нии момента исполнения реализационного обязательства, пе­рехода права собственности на товар и решении вопроса об ответственности за несохранность груза. Сдача продавцом то­вара экспедитору не считается исполнением обязательства по купле-продаже, поскольку экспедитор обязуется передать то­вар основному перевозчику, а не доставить его покупателю. Перевозка, выполняемая экспедитором и выполняемая основ­ной транспортной организацией, не является прямой смешан­ной перевозкой, она осуществляется не по единому, а по разным транспортным документам. Покупатель лишен воз­можности заявить требование к экспедитору по поводу несох­ранности поступившего груза. Такие требования могут заяв­ляться им лишь к основному перевозчику, принявшему груз от экспедитора, либо к грузоотправителю.




Во многих случаях функции экспедирования принимают на себя сами транспортные организации: порты, станции, автоперевозчики. Для этого в составе транспортных орга­низаций создаются специальные подразделения, которые выполняют такие обязанности.

Отдельные экспедиционные услуги могут оказывать ра­ботники транспортных организаций, непосредственно вы­полняющих перевозку груза, например, работники морских и речных судов. На автомобильном транспорте шофер на­ряду с перевозкой, как правило, выполняет для клиента от­дельные обязанности по экспедированию. Он может производить увязку, укрытие и крепление груза в кузове, следить за сохранностью, оформлять на станции (пристани, в пор­ту) документы для клиента. В таких случаях шофер стано­вится шофером-экспедитором. За оказываемые услуги он получает надбавку к зарплате.

Услуг лишь одного экспедитора нередко оказывается не­достаточно. Поэтому различные обязанности по экспеди­рованию оказываются рассредоточеннымимежду не­сколькими разными экспедиторами, каждый из которых выполняет свой круг задач.

С учетом такого разделения функций конкретные виды эк­спедиционных услуг и размер платы за них стороны преду­сматривают: 1) в договорах на транспортно-экспедиционное обслуживание, заключаемых со специализированными экспе­диционными организациями; 2) в организационных догово­рах, заключаемых с транспортными организациями. Так, в годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом определяются виды оказываемых экспедицион­ных услуг и размеры платы за них; 3) в договорах (заказах) на выполнение разовых перевозок грузов.



Договоры предусматривают оказание экспедиторами как фактических, так и юридических услуг.

Содержание фактических экспедиционных услуг со­ставляют: а) проверка количества и состояния прибывшего или отправляемого груза, его тары и упаковки; б) нанесе­ние транспортной маркировки на груз и снабжение груза бирками; в) внесение провозных платежей и сборов; г) организация либо непосредственное осуществление достав­ки груза на станцию (порт, пристань) или со станции к по­лучателю; д) сопровождение груза при перевозке; е) уве­домление клиента об отправленных или прибывших в его адрес грузах и иные действия.

Наряду с фактическими действиями экспедитору прихо­дится совершать также юридические действия.Таковы заключение экспедитором договоров перевозки с транспорт­ными организациями от имени и за счет клиента, оформле­ние документов по отправлению и приему грузов от пере­возчика, осуществление таможенных процедур и др. В таких случаях экспедитор вступает в правовые отношения от имени клиента и должен иметь доверенность на действия по его уполномочию.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заклю­ченных экспедитором от имени клиента на основании полу­ченной доверенности, либо выданных основным перевозчи­ком вместе с доставленным грузом.

Ответственность по договору на транспортно-экспеди­ционное обслуживание характеризуется рядом особеннос­тей. Экспедитор отвечает за несохранность груза лишь при наличии его вины. При этом согласно ст. 803 ГК если экспе­дитор докажет, что нарушение обязательства вызвано нару­шением договора перевозки, то он отвечает перед клиентом по тем же правилам, по которым перед экспедитором отве­чает соответствующий перевозчик. Это особая правовая конструкция, предусматривающая, что ограниченный ха­рактер ответственности должника обусловливается огра­ничением по закону ответственности третьего лица, дей­ствиями которого вызвано нарушение.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О транс­портно-экспедиционной деятельности» в случае односторон­него отказа экспедитора или клиента от договора сторона возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы затрат, понесенных клиентом или экспедитором.

До предъявления экспедитору иска обязательно заявле­ние к нему претензии. Претензия заявляется клиентом в те­чение шести месяцев с приложением обосновывающих до­кументов. Ответ на претензию должен быть дан в течение одного месяца. Срок исковой давности по требованиям из договора транспортной экспедиции составляет один год.

Литература

1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. М., 2002.

2. Евдокимова Е. Франшиза и договор коммерческой кон­цессии // Хозяйство и право. 1997. № 12.

3. Измайлова Е.В. Правовое регулирование маркетинга. М., 2002.

4. Суворова С. Договор хранения // Российская юстиция. 1998. № 6.

5. Шахов В.В. Страхование. М., 1997.

6. Шмиттгофф К. Экспорт: право и практика международ­ной торговли. М., 1993.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: