double arrow

Договор коммерческой франшизы

Одним из новых видов договоров, содействующих тор­говле, является договор коммерческой франшизы. Ис­пользование в гл. 54 ГК для обозначения этого договора термина «коммерческая концессия» представляется оши­бочным, поскольку в зарубежном законодательстве (Фран­ция, ФРГ, ЕС) слова «коммерческая концессия» служат для обозначения торгового посредничества и используются как синонимы дистрибьюторства и дилинга.

Договор франшизы известен с XIX в. Однако бурное раз­витие он получил в США в 70-е гг. XX в. как способ легально­го преодоления ограничений антитрестовского законодатель­ства. Под воздействием успешного американского опыта сформировалась целая группа обязательств, составляющих новое направление предпринимательства, обозначаемых об­щим понятием франчайзинг (франшизирование). Этот тер­мин стал общепринятым в мировой практике.

Идея франчайзинга основана на передаче одним лицом другим лицам знаний и делового опыта, приобретенных в силу продолжительной и успешной работы в определенной области. Франчайзинг непосредственно связан с высокой де­ловой репутацией ведущей фирмы. Франчайзинг обеспечива­ет объединение сети хозяйствующих субъектов вокруг единого центра, передовые технологии и Приемы деятельности кото­рого они используют. Это чисто контрактные объединения, поскольку новых юридических лиц здесь не возникает.

Ведущая фирма может развивать свое дело двумя путями: расширять за счет инвестиций собственный бизнес либо вов­лекать на основе договоров в сферу своей деятельности другие фирмы. Второй путь обеспечивает получение высокого до­хода, не требуя значительных финансовых затрат. Создание франчайзинговых сетей позволяет расширяться, занимая но­вые ниши рынка через связанные договорами франшизы организации. Именно с помощью такой системы выросли крупнейшие торговые и иные предпринимательские сети.

Значительный экономический выигрыш получают так­же зависимые организации, применяющие апробированные на практике прогрессивные технологии, приемы веде­ния предпринимательской деятельности.

Принято различать следующие виды франчайзинга:

1) коммерческий, применяемый в сфере торговли. Здесь одна сторона передает, а вторая получает право на реали­зацию товаров с использованием торговых технологий, маркетинговых приемов, методов продажи, а также под фир­менным именем головной организации. Видом коммерческо­го является сбытовой франчайзинг, представляющий собой деятельность по реализации товаров под фирменным наи­менованием и на основе технологий и приемов ведущей организации.

С учетом предметных интересов основное внимание бу­дет уделено коммерческому франчайзингу;

2) производственный, дающий субъекту право на изготовление и реализацию товаров с использованием при­емов, технологий и ноу-хау ведущей организации, ее фир­менного наименования и товарных знаков;

3) деловой, применяемый в сферах обслуживания, общест­венного питания (где он впервые и возник), обучения и др.

Сторонами в договоре франшизы являются правообла­датель (франчайзер) и пользователь (франчайзи).

Серьезным просчетом гл. 54 ГК стало то, что она свела отношения сторон по договору франшизы в основном к ли­цензионному соглашению - передаче за плату возможности пользоваться фирменным наименованием, товарными зна­ками, изобретениями и ноу-хау правообладателя. Между тем сущность франчайзинга сострит в передаче передо­вого опыта, знаний от успешно работающих организаций другим, слабым в указанном отношении. Высокая результа­тивность франчайзинга основана на принципе копирования, тиражирования по определенной системе зарекомендовав­ших себя на практике эффективных концепций бизнеса.

Товарные знаки, патенты, ноу-хау выступают лишь внешними воплощениями коммерческого опыта и деловой репутации. Они имеют косвенное отношение к профессио­нальным знаниям и передовому опыту правообладателя и сами по себе не создают изменений в деятельности пользо­вателя. Если, например, оклеить стены заводоуправления ОАО «Москвич» патентами и свидетельствами лучших ав­томобильных фирм мира, то выезжать из ворот предприя­тия будут все те же «Москвичи».

Коммерческий опыт в отличие от объектов интеллектуаль­ной собственности нельзя просто продать, ему можно только обучить, перенять его. Для этого за рубежом в договорах франшизы в качестве основного условия предусматривается передача разработанной франчайзером бизнес-системы и ус­танавливается обязанность пользователя строго соблюдать ее положения. Бизнес-система (или операциональная система) представляет собой регламент организации хозяйственной де­ятельности, в котором детально определяются все вопросы функционирования фирмы-пользователя. Бизнес-система же­стко стандартизирует требования ко веем сторонам работы пользователя, обеспечивая копирование порядка деятельнос­ти и даже внешних признаков правообладателя, нередко дово­дя их до степени неразличимости.

Именно бизнес-системы обеспечивают подтягивание множества посредственно работающих организаций до уров­ня самых передовых и служат общему повышению уровня хозяйствования в стране. Этот способ организации предпри­нимательства предполагает создание широких сетей однород­ных организаций, соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы продажи товаров. Так, в США более 1/3 оптовых и розничных торговых организаций входят во франчайзинго­вые сети, и этот процесс активно развивается. Глава 54 ГК во­обще не упоминает о бизнес-системе (операциональной систе­ме), уделяя основное внимание лицензионному соглашению и этим сводя на нет возможности договора франшизы.

Бизнес-системы в силу их объемности оформляются как приложение к договору франшизы. Освоение бизнес-систе­мы предполагает стадию подготовки пользователя к работе по новым правилам и обучение персонала. Оно произво­дится специалистами правообладателя. Процесс последую­щего совершенствования хозяйственной деятельности делает необходимым периодическое внесение изменений в бизнес-систему, что специально обусловливается в договоре.

Договор франшизы носит долгосрочный характер. За­ключаемые франчайзером договоры со всеми пользовате­лями должны предусматривать одинаковые условия. Это обязательное требование к договорам франшизы.

В договоре обычно предусматривается условие о содей­ствии пользователю в приобретении торгового или произ­водственного оборудования, стандартизированной офис­ной мебели и рекламных средств от централизованных поставщиков со скидкой с цены. Это уменьшает необходи­мые затраты пользователя.

Частью договора является соглашение о предоставлении правообладателем пользователю на срок или без указания срока права использовать в предпринимательской деятель­ности комплекс исключительных прав, принадлежащих пра­вообладателю, в том числе на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, а также на другие предусмотренные договором объекты исключитель­ных прав — товарный знак, знак обслуживания и т.д.

Договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Договор франшизы (коммерческой концессии) регистрируется органом, осуществившим регис­трацию юридического лица, выступающего в качестве пра­вообладателя. Договор, содержащий условие об использо­вании объектов, охраняемых в соответствии с патентным законодательством, кроме того, подлежит регистрации в федеральном патентном ведомстве. При несоблюдении это­го требования договор считается ничтожным.

Пользователь должен поддерживать деловую репута­цию франчайзинговой системы. В этих целях в договоре предусматривается право осуществления систематичес­кого контроля со стороны правообладателя за соблюде­нием пользователем правил бизнес-системы. Несоблюде­ние установленных требований, в частности неспособность следовать деловым стандартам, служит основанием для прекращения договорных отношений.

В договорах производственной и деловой франшизы необходимым условием является обеспечение пользователем соответствия уровня качества изготавливаемых изделий (про­изводимых работ, оказываемых услуг) уровню качества ана­логичных товаров (работ, услуг), производимых непосред­ственно правообладателем. В этих целях в гл. 54 ГК вос­произведено положение ст. 26 Закона РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наи­менованиях мест происхождения товаров», согласно кото­рому лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров пользователя будет не ниже каче­ства товаров правообладателя и что последний будет осу­ществлять контроль за выполнением этого условия.

Договор предусматривает внесение пользователем пер­воначального взноса за покупку франшизы. Такая первич­ная плата покрывает расходы франчайзера на содействие пользователю в переустройстве его фирмы и обучении пер­сонала. Пользователь должен также делать ежемесячные (на Западе — еженедельные) выплаты правообладателю за право пользования его системой бизнеса и поддержку деятельности. Такие платежи называют различно: управлен­ческая плата, роялти, сервисная плата и др. Размеры платы определяются в виде процента от суммы продаж товара пользователем.

Существенные просчеты ГК приводят к тому, что договоры коммерческой концессии между отечественными предпри­нимателями насчитываются единицами. Более активно франчайзинг используется во взаимоотношениях иностран­ных и отечественных фирм. Как показывают исследования, такие договоры составляются по западным образцам на осно­ве зарубежного правового и хозяйственного опыта.

Подобная ситуация явно ненормальна. Договоры фран­шизы имеют огромную перспективу. Согласно публикуе­мым в печати прогнозам, к середине нынешнего столетия половина малых предприятий в развитых странах будет работать в режиме договоров франшизы и, следовательно, на уровне лучших, ведущих в своей области фирм. Это тре­бует необходимых изменений в законодательном регулиро­вании отношений франчайзинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: