Процесс организационного проектирования включает три этапа:
1. предпроектная подготовка – проводится комплексное обследование (анализ внешней внутренней среды) организации, как объекта проектирования и затем разрабатывается общая концепция проектируемой системы;
2. проектирование организационной системы – содержит две стадии: разработка технического проекта (обоснование окончательного комплекса организационных решений по проектируемой системе) и разработка рабочего проекта (разработка полного комплекта рабочей документации, проведение экспертизы проекта);
3. внедрение организационного проекта – осуществляется обучение и психологическая подготовка персонала, перестраиваются производственная структура и структура управления, вводятся новые нормативные документы и т.д.
В табл. 8.1. приведены основные этапы анализа, который проводится на первом этапе организационного проектирования.
Таблица 8.1. Основные этапы анализа внешней и внутренней среды организации
|
|
Наименование этапа | Сопровождающие действия |
1. Выбор нового товара или услуги | Определить нишу на рынке: изучить объемы продаж и степень удовлетворения спроса; выявить емкость рынка и возможность вытеснения с него старых товаров; определить возможный объем продаж нового товара |
2. Анализ деловой среды и разработка общей схемы предпринимательства | Исследовать возможности конкурентов для занятия данной ниши, изучить работу предприятий-конкурентов, выявить доминирующий фактор конкуренции в будущем; определить требуемые ресурсы и возможности их получения; выбрать поставщиков; исследовать важнейшие связи с деловой средой |
3. Анализ макроокружения | Оценка факторов макроокружения организации, характер тенденций и темпы их изменения; их влияние на становление и деятельность организации |
4. Анализ внутренней среды | Анализ стратегии фирмы; анализ экономического потенциала организации |
5. Корректировка миссии и целей с учетом проведенного анализа | Доведение новой миссии и новых целей до каждого сотрудника; вовлечение персонала в процесс перехода новую продукцию; внесение коррективов в стратегию |
Итогом осуществления второго этапа организационного проектирования является формирование нормативной базы и информационной системы организации, то есть осуществляется разработка положений, структурных схем, инструкций.
Административные действия по внедрению результатов организационного проектирования (третий этап проектирования) заключаются в утверждении и доведении до обязательного исполнения комплекта нормативных документов, регламентирующих различные аспекты деятельности работников в новых организационных условиях. Это следующие документы:
|
|
· комплект положений о подразделениях фирмы;
· комплект должностных инструкций работников;
· положение о внутрифирменном планировании;
· методика разработки бизнес-плана фирмы;
· положение о системе оплаты труда;
· контракты ведущих руководителей;
· положение о документообороте предприятия.
Весьма важным и необходимым элементом организационного проектирования является проведение экспертизы проектов. Экспертиза основывается на суждениях опытных специалистов или ученых в соответствующей предметной области. Цель экспертизы – профилактика несоответствий проекта задачам развития объекта организационного проектирования и исключение экономических потерь.
Внутренняя экспертиза организации-разработчика включает:
· технический контроль проектной документации и ее нормоконтроль;
· согласование проектных решений с главными специалистами предприятий или учреждений, для которых выполняется проект;
· обсуждение проектных решений в коллективах, к деятельности которых относится проект;
· заключения по проекту научных, научно-технических и других советов, на которых обсуждается проект;
· техническая экспертиза перед утверждением проекта у заказчика или его обсуждением в инстанциях.
Внешняя экспертиза – государственная, вневедомственная, экспертиза инвесторов. Государственная – согласование организационного проекта с органами Государственной инспекции: государственного санитарного, пожарного, экологического и др. видов надзора. Вневедомственная – согласование, при необходимости, проектных решений с учреждениями, ответственными за эксплуатацию железных дорог, линий связи, морского или речного транспорта и т.п. Экспертиза инвесторов предусматривает:
· определение коммерческой эффективности, учитывающей финансовые последствия реализации ОП для его непосредственных участников;
· определение бюджетной эффективности, отражающей финансовые последствия осуществления ОП для федерального, регионального или местного бюджета;
· расчет экономической эффективности, учитывающей затраты и результаты.
Различают несколько методов проектирования (корректировки организационных систем).
Метод аналогий – заключается в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными характеристиками (целями, технологией, спецификой деятельности, масштабами и др.) по отношению к проектируемой организации
Экспертно-аналитический метод – состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением руководителей; то есть вырабатываются рекомендации по совершенствованию организационной системы с учетом устранения «узких мест»
Метод структуризации целей – выработка системы целей и подцелей организации, включая их количественную и качественную формулировки и последующий анализ организационной системы с позиций ее соответствия системе целей
Метод организационного моделирования – состоит в разработке формализованных моделей (графических, математических) организационной системы с распределением функций, прав, обязанностей, ответственности в организации